КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологии культуры
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенное более ранними социологическими теориями, такими как осново- полагающая работа Бергера и Лукмана о социальном конструи- ровании реальности, символический интеракционизм Блумера, этнометодология Гарфинкеля, анализ фреймов Гоффмана. Новые направления в социологии культуры находились под влияни- ем других дисциплин, таких как антропология (особенно работа К. Гиртца), история, политология, литературоведение, культурные, феминистские, этнические исследования, а также таких ориента- ций европейской социологии, как постструктуралистские теории во Франции, группа Cultural Studies и Science Studies в Британии. Следует подчеркнуть также общее влияние постмодернизма, где в отличие от социологической теории мейнстрима, культура приоб- рела первостепенное значение по сравнению с социальной струк- турой. Кроме того, безоговорочная уверенность в том, что культура представляет собой единую целостную систему, сменилась внима- нием к непредсказуемости, несвязности и непоследовательности ее проявлений. Эти теоретические направления, появившиеся одновремен- но в ряде стран, сошлись в заметное движение, которое обеспечи- ло интеллектуальную среду, где новые веяния могли укорениться. В рамках социологической теории именно они обусловили необхо- димость пересмотреть такие важные темы, как сущность культур- ной реальности, ее связь с формами социальности, и сформулиро- вать новые подходы к ее изучению. В связи с этим такие ключевые предметные области познания, как экономические и политические институты, общественное расслоение и их изменения в макро- и микровременном измерениях, информационное общество, социа- лизация и социальная идентичность, начали рассматриваться в све- те новых концептов и методов. В их рамках возник ряд требующих определенных ответов вопросов: – как определить и концептуализировать культуру в ее фунда- ментальных характеристиках и в современных проявлениях; – как концептуализировать отношения между понятиями «куль- тура» и «социальная структура»; – как осуществлять систематические исследования в области со- циологии культуры теперь, когда подвергается сомнению традици- онное представление об их причинно-следственных связях. В настоящее время многие социологи культуры считают свою предметную область непоследовательной, противоречивой, фраг- часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры ментированной и нестабильной. В ее рамках сосуществуют раз- ные взгляды на соотношение социального и культурного аспектов человеческого существования. Культурные феномены больше не рассматриваются как «отражение» социальных структур, но от- сутствует согласие о том, где кончается их взаимозависимость и начинается взаимная автономия. На уровне теоретических постро- ений отстаиваются как интерпретативные, так и объяснительные позиции наряду с возражениями, что ни одна из них не адекватна для исследования культуры. В то же время совершенно очевидно, что уже сегодня иссле- дования в области социологии культуры в значительной степени демистифицируют и развенчивают самые, казалось бы, неоспо- римые представления. Сомнению подвергается безусловно детер- минирующая роль экономических и политических институтов, бесспорный авторитет науки или так называемой высокой культу- ры в поддержании или изменении хода общественной жизни. В то же время указывается на непредвиденные влияния культур мень- шинств (этнических, расовых, феминистских) на ситуации социе- тального уровня и на их символические связи с культурными эли- тами. Так или иначе, социология культуры остается конгломератом теоретических ориентаций и позиций, концептуальных моделей и методологических принципов с относительно неопределенной предметной областью. Тем не менее, здесь выдвигаются интер- претации отношений между социальным и культурным аспектами совместного существования людей, которые расходятся с теми, что приняты в остальных частях социологии. Поскольку ее границы оказались исключительно проницаемыми для теоретических на- правлений из разных стран, а также областей социальных наук и гуманитарного знания, она вобрала в себя и ассимилировала как классические, так и самые новые идеи. Ниже предлагается вариант концептуального упорядочения этой области социологического знания по нескольким взаимосвя- занным направлениям, представленным своего рода шкалами с по- люсами, значимыми с эпистемологической точки зрения: – уровень изучения связей между социальными и культурны- ми образованиями. Здесь рассматривается спектр теоретических представлений, располагающийся между макро- и микросоциоло- гическими позициями; – объяснительные принципы при изучении этих связей. В этом случае полюсами шкалы становятся социальная детерминирован- ность культурных феноменов и культурная обусловленность соци- альных структур; – культура как предмет исследования. Вслед за существующей сегодня полемикой на эту тему выделяются концепции неявной раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания (имплицитной, скрытой, латентной) и явной (эксплицитной, репре- зентированной, записанной) форм существования культуры.
Объекты изучения в рамках социологии культуры: связи меж-
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |