КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази- руется. 1. Социальная природа человека, т. е. исходно вынужденное, неустранимое сосуществование людей в планетарном пространс- тве в границах, предопределенных условиями, необходимыми для выживания человечества как вида: – в пренатальном состоянии каждый эмбрион непосредственно связан с материнским организмом; – после рождения младенец, ребенок находится в существенной зависимости от окружающих взрослых; – жизненный путь каждый прокладывает в контексте связей с другими. 2. Видовое единство (принадлежность к одному биологическо- му виду) означает, если переинтерпретировать формулу У.Джеймса, что все люди: – имеет сходные (общие) характеристики, которые можно на- звать антропологическими универсалиями; – типологически различаются по конфигурации (соотношению степени выраженности) этих универсалий; – индивидуально различаются по вариациям выраженности ти- пологических характеристик. 3. Из положения о видовом единстве людей можно вывести следствие об общих для них (универсальных) императивах в построении отношений с окружением на вещественном, социаль- ном, символическом уровнях. Ответы на них структурно универ- сальны (пассивность/активность, деструктивность/конструктив- ность), а содержательно зависят от конкретных условий сущест- вования. 4. Свойство людей поддерживать и менять конфигурацию свя- зей с окружением обусловлено имманентной изменчивостью раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания
- окружения, событий, происходящих в его пределах, влияющих на положение дел в сообществе или на состояние его жизненной среды; – индивидуальных запросов, проявлений активности, отношений между участниками. 5. Возможности людей контролировать свое окружение ог- раничены, что обусловливает их объединение в сообщества, где в ходе интеракции их участники формируют подконтрольную им жизненную среду, которая характеризуется: – упорядоченностью (устойчивостью, повторяемостью форм) связей между участниками, распределенностью функций между ними, обеспечивающих удовлетворение индивидуальных запро- сов, с одной стороны, и поддержание целостности сообщества (как условие, необходимое для этого) — с другой; – разделяемостью форм активности, обеспечивающих воспроиз- ведение этих связей и функций; она фиксируется: в стандартизованных действиях и их последовательностях как компонентах интеракции; во взаимных ожиданиях в контексте интеракции, зафикси- рованных в нормах (границах «требуется– запрещается») и пра- вилах (вариации допускаемых нормами разделяемых способов де- ятельности и поведения); в знаковых и символических заместителях референтов, позво- ляющих на уровне коммуникации подтверждать или отрицать пра- вомерность определенных действий и актов поведения в контекс- те интеракции, а также намечать возможные пути их коррекции в случае надобности. 6. Формирование, поддержание и варьирование подконтроль- ной сообществу жизненной среды за счет эффективных интерак- ций отвечает свойству людей экономить усилия за счет поддержа- ния устойчивых связей с окружением. Эти процессы в контексте предлагаемой концепции обозначается как адаптация. 7. Адаптационная активность обусловливает: – формирование специфичной для человека как вида социальной реальности; – она упорядочивается социокультурными кодами, преобразую-
щими неопределенность в отношениях людей с окружением в раз- деляемые, не сводимые друг к другу порядки; – они представляют собой социальные формы, отвечающие свойственным всему живому ориентациям как на устойчивость, так и на изменчивость связей с окружением. 8. Специфичная для человека как вида реальность может быть представлена совместной активностью людей в контексте их отношений с часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения окружением, ее процессами, результатами и пространством реа- лизации в аспектах: – социальном, т. е. структуры отношений между людьми в кон- тексте различных форм процессов взаимодействий и комуникаций; – культурном, т. е. функциональное и символическое содержа- ние, соответствующее этим структурам и формам; – социокультурном, т. е. зависимость между социальными струк- турами и культурным содержанием, порождаемыми связями лю- дей с окружением. 9. Социокультурная реальность воспроизводится и изменяется динамическими отношениями людей с окружением. Ее социально значимые формы и последствия закрепляются в стандартизованных, разделяемых типах артефактов: – паттернах поведения, детерминированных необходимостью поддержания социальных отношений; – вещественных объектах — для удовлетворения индивидуаль- ных запросов и сохранения жизненной среды; – символических образованиях — для идентификации элементов праксиса и экспериментирования с их заменителями. 10. Динамические отношения людей с окружением обознача- ются термином «интеракция»1 с выделением трех уровней: – вещественного — материалы, инструменты, вещи для личного и коллективного использования; – социального — межличностные и межгрупповые обыденные и институциональные связи; – символического — вербальный и письменный язык, невербаль- ные образные средства репрезентации (изображения, музыка, танец), экстралингвистические проявления (мимика, жестикуляция, проксемика). 11. Эти отношения обусловлены свойством человека (организ- ма) регулировать собственные ресурсы: их накопление и эконо- мия при достижении определенной меры сменяется «сбросом» их
избытка. Следствием допущения об этом свойстве можно считать смену ориентаций человека с поддержания устойчивости в отно- шениях с окружением на их изменение. Показателями экстрему- ма в модальности этих отношений являются «стресс монотонии» в первом случае и тревожность, вызываемая неопределенностью, утратой контроля над жизненной средой, — во втором.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |