Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель функциональной дифференциации социокультурного




Концепция социокультурного пространства.

Все сказанное свидетельствует о том, что социокультурную

реальность следует рассматривать в пространственных терминах,

т. е. выделить области кумуляции общественно значимого опыта, его трансляции и использования разными группами людей в целях адаптации в

отношениях с окружениях.

пространства. Необходимые предпосылки формирования кон-

цепции социокультурного пространства сводятся к определенным

группам факторов, связанных с организацией совместного сущес-

твования людей. Соответственно целесообразно выделить своего

рода домены, где кумуляция социокультурного опыта осуществляется в институциональной форме:

–организация и реализация социальной праткики. Кумуляция такого

опыта необходима для поддержания общественного и индивиду-

ального существования при повторяющихся и вновь возникающих

ситуациях взаимодействия людей с природным окружением и друг

с другом;

– социально значимые знания, соответствующие выделенным ра-

нее фундаментальным связям человека с окружением. При куму-

ляции они составляют актуально используемый и резервный запас,

к которому люди обращаются при жизненных затруднениях;

– каналы массовой трансляции социально значимой информа-

ции общего характера; ее кумуляция и циркуляция необходимы для

процесса социальной коммуникации, социализации и ресоциали-

зации.

Выделение дифференциальных динамических фундаменталь-

ных связей человека с окружением и их разграничение на специа-

лизированном и обыденном уровнях, с одной стороны, и доменов, где

кумулируется общественно значимый опыт — с другой, позволяет

схематически наметить морфологическую модель социокультур-

ного пространства. Она предназначена для локализации

порождения и распространения социокультурного

опыта. Каждая из морфологических единиц представляется через

специфичные для нее социокультурные функции, ресурсы и артефакты

как необходимые предпосылки упо-

рядочения социально значимых областей связи людей с окружени-

ем, порождения, накопления и распространения соответствующего

опыта. Такого рода схема имеет следующий общий вид.

На специализированном уровене порождения и кумуляции

социокультурного опыта прежде всего, следует выделить домен, включающий в себя группу

специализированных областей социокультурного пространства,

связанных с социальной организацией. К ним относятся хозяйс-

твенная область, базирующаяся на совместной практической де-

ятельности людей, направленной на жизнеобеспечение; политичес-

часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения

кая, основу которой составляет способность людей к организо-

ванному взаимодействию в процессах целедостижения; правовая,

основанная на свойстве человека «нормировать» свои отношения

с окружением.

Другой домен объединяет специализированные об-

ласти социокультурного пространства, где осуществляются порождение и

сохранение социально значимого знания. В нее включаются фи-

лософская и религиозная области как совокупность представлений,

способов построения суждений, переживаний, ориентированных

главным образом на определение абсолютов и универсалий в жиз-

ненном мире людей и устойчивых связей этого мира с тем, что на-

ходится за его пределами, трансцендентно ему. Очевидно, что яд-

ром этих областей являются способности человека к периферичес-

кому восприятию окружения, вероятностному мироощущению,

синтезированию приобретаемого опыта. При этом философская

картина мира является «светской», «мирской», базирующейся на рациональ-

ных принципах построения; тогда как религиозная представляет со-

бой образ священного социокультурного порядка, основывающийся на вере и не предполагающий необходимости рационального дока-

зательства. К этой группе относится также наука, обеспечивающая

достоверное логически упорядоченное знание об окружении, о связях с ним

людей, об устойчивых и изменчивых их аспектах. Она базируется

на способности человека рационализировать свой опыт, т. е. фор-

мировать проверяемые устойчивые концепты относительно ре-

альности. Сюда же следует отнести искусство, функции которого

связаны с формированием образных, целостных, эмоционально

окрашенных, гибких представлений о ситуациях существования

людей; ядро этой области социокультурного пространства составляет способность челове-

ка к формированию образов.

Третий домен организации специализированной деятельности представлен институциональными каналами трансляции

социально значимого опыта. Они выделяются, чтобы проследить,

какими путями осуществляется обмен информацией (в широком

смысле) между специализированным кумулятивным и обыденным

уровнями социокультурного пространства, а также между отде-

льными специализированными его областями. Кроме того, обра-

щение к ним позволяет проследить те трансформации, которые

претерпевают элементы специализированного и обыденного уров-

ней в этом домене. Здесь целесообразно говорить о следующих

специализированных областях. Во-первых, система общего обра-

зования, функции которой состоят в передаче общеобязательных,

социально необходимых знаний и навыков от старших поколений

к младшим. Во-вторых, средства массовой информации и шире —

область массовой культуры, основная функция которых определя-

ется как публичная демонстрация упорядоченных определенным

образом социокультурных образцов, ценностей, норм, событий и

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

фактов культуры, имеющих социальную значимость на текущий

период времени. В-третьих, область просвещения, (учреждения

культуры), которая в данном случае пред-

ставляет интерес как «экран» публичной демонстрации устойчи-

вых и признанных в обществе культурных ценностей.

Выделение и упорядочение специализированных доменов социо-

культурного пространства позволяет установить взаимное соответс-

твие его дифференцированных областей

и зон повседневной активности. Таким

образом, при их сопоставлении обеспечивается возможность прослеживать

различия в проявлениях фундаментальных антропологичес-

ких свойств, способностей, процедур, а также конкретные пути движения эле-

ментов социокультурного опыта от одного уров-

ня к другому. В свете этого осуществляется диффе-

ренциация обыденной реальности.

Социальная организация может

быть представлена во вполне доступных для наблюдения формах.

Системе общественного разделения труда примерно соот-

ветствует домашнее хозяйствование. В него включаются поддержа-

ние жилища, приобретение товаров, пользование общественно ус-

тановленными услугами, подсобное хозяйство и т. п. С политической

областью допустимо сравнить обыденные формы организации

межличностных отношений: стереотипное распределение ролей и

идентичностей, феномен группового лидерства, обыденные формы

групповой организации и регулирования конфликтов. С правовой -

область морали, нравственности, та-

кие зафиксированные операциональные единицы, как нра-

вы, обычаи, обыденные нормативные и ценностные регуляторы.

Социально значимые обыденные представления и знания так-

же могут быть дифференцированы по функциям, аналогичным

выделенным на специализированном уровне. Так, с философией

правомерно сопоставить обыденное мировоззрение, убеждения, а

также «народную мудрость», фиксирующие наиболее стереотип-

ные представления о мире вообще, о человеческой природе. По

аналогии с религией выделяются народные верования и суеве-

рия, «нормирующие» связь между событиями повседневной жизни

и миром вероятного, случайного, непредвиденного. Наука пример-

но соотносима с практическим знанием. Оно фиксируется в пред-

ставлениях о наиболее частых жизненных ситуациях и стратегиях

поведения в их рамках, в обыденных типологиях и классификациях, парадигмах построения сужде-

ний, нормах и правилах целенаправленной активности. Наконец,

к искусству близка обыденная эстетика, кумулирую-

щая в культурно зафиксированных элементах стиля жизни — ми-

мика, жесты, одежда, убранство жилища, внешний имидж, бытовые

игры, танцы, музицирование и т. п. — опыт образного освоения ре-

альности, приобретаемый и используемый в повседневной жизни.

часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения

Динамические аспекты модели социокультурного про-

странства. Рассматривая регулятивные функции компонент

этой аналитической модели по отношению к динамическим ас-

пектам в совместной жизни людей, можно сказать следующее.

Специализированные области социокультурного пространства не-

однородны по своей ориентированности на устойчивые или измен-

чивые аспекты связей человека с окружением. «Инварианты мироустройства»,

«абсолютное» являются объектом особого внимания

в сферах философии и религии, в задачу которых входит посто-

янное слежение за «внечеловеческим универсумом», базовым

«фоном», на котором выделяются и с которым соотносятся «константы»

человеческого жизненного мира. В сфере

человеческих отношений ориентация на поддержание их устойчи-

вых форм свойственна религиозной этике на уровне представлений о сакральном и в области права — в контексте светской культуры.

Регулирование соотношения устойчивого и изменчивого можно

считать доминирующей функцией науки и сферы хозяйствования.

В науке устойчивое рассматривается прежде всего как границы,

внутри которых человек может с пользой для себя воздействовать

на окружение, т. е. преимущественный интерес здесь обнаружива-

ется прежде всего к изменениям. В сфере хозяйствования для каж-

дого конкретного состояния общества решается вопрос о соотно-

шении в ее пределах процессов воспроизводства и обновления ее

ключевых компонент: рабочей силы, сырья, технологии, продук-

ции. Важной специализированной областью, где это соотношение

рационально трансформируется в динамические последователь-

ности организационных форм, объединяющих людей для совмест-

ной жизни, является сфера политики. Изменчивое

попадает в зону особого внимания в искусстве. Именно этот вид

деятельности теснее всего связан с непосредственными пережива-

ниями людей, а, следовательно, с их прямыми реакциями на измен-

чивость жизненной среды и собственных личностных состояний.

В проблемных ситуациях люди обращаются к специализирован-

ным областям социокультурного пространства как к социально

значимым фондам опыта, обеспечивающим нормализацию их сов-

местной жизни.

Отношения между обыденным и специализированным уров-

нями социокультурной реальности не однолинейны. Разумеется,

каждый человек, участвующий в общественном разделении труда,

является носителем и профессионального, и обыденного опыта.

Более того, взаимодействие

представителей разных специализированных сфер культуры

происходит через обы-

денный уровень. Тем не менее, это не предполагает постоянного

непосредственного контакта между уровнями. Скажем, обыденная

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

жизнь представителей большинства исполнительских профессий:

рабочие, работники сферы обслуживания, инженерно-техничес-

кий персонал и служащие среднего звена — может быть свободной

от существенных элементов их профессиональных знаний. В образе

жизни различных людей специализированные облас-

ти представлены в специфичных по количеству и составу композициях: они обращаются отнюдь не

ко всем из них и не к одинаковым их наборам. Например, любите-

ли искусства вполне могут быть равнодушными к процессам, про-

исходящим в науке, или к религиозным обрядам и ритуалам. В то

же время в отдельных специализированных областях обыденная

жизнь отображается с различной степенью полноты, и интерес,

проявляемый к ней, неодинаков. Так, она еще только начинает изу-

чаться в отечественной науке, но уже давно интенсивно осмысля-

ется в современном искусстве.

В свою очередь специализированные области социокультур-

ного пространства различаются по степени реализации способнос-

ти человека порождать и осваивать новое. Во-первых, некоторые

из них являются источниками культурных инноваций в большей

степени, чем другие. Таковы, например, наука, искусство, полити-

ка. Во-вторых, в определенных областях осмысление последствий

новых событий и артефактов для человека происходит с акцентом

на их уникальность, в отличие от других, где их стараются редуци-

ровать к уже хорошо известному. Например, к первому типу отно-

сятся наука, искусство, а ко второму — религия, право. В-третьих,

деятельность в различных областях формирует у людей неодинако-

вый интерес к инновациям, различную степень развитости навы-

ков к их созданию и освоению.

Последнее обстоятельство имеет особую важность для изу-

чения динамических аспектов социокультурного пространства.

В системе общественного разделения труда, а следовательно, на

его специализированном уровне можно отметить различие меж-

ду исследовательско-экспериментальными, организационными,

исполнительскими типами деятельности. К первому относится

поиск нового,

разработка решений социально значимых проблем на сущ-

ностном, предметном уровне. Второй связан с объединением лю-

дей для совместного целедостижения и контролем над поддержанием

сложившихся организационных структур и результатов их фун-

кционирования. Третий включает в себя совокупность действий,

обусловленных замыслами исследователей-экспериментаторов и

осуществляемых под руководством организаторов. В этом случае

речь идет о различных типах не только деятельности, но и профес-

сиональной культуры.

Для исследовательско-экспериментального типа профессио-

нальной культуры характерны весьма сложные и развитые пред-

часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения

ставления о тех сторонах окружающего мира, с которыми они

имеют дело, и навыки обращения с его элемен-

тами. Сегодня здесь утвердился генетический подход к области изу-

чения, объединяющий знания о прошлых, настоящих и будущих

ее состояниях. В отношениях с окружением профессионалы ру-

ководствуются «антропным» конструктивным принципом, опре-

деляющим и ограничивающим возможности человека в активном

целенаправленном воздействии на него. Этими людьми в

соответствующих областях культуры накоплен существенный за-

пас сведений о природе, человеке, обществе, возможностях и пределах их интенционального преобразования.

В гуманитарных областях зна-

ния, общественных науках, в искусстве специалисты постоянно

осмысляют и конструируют различные способы взаимодействий и

коммуникаций в меняющейся социокультурной среде, вы-

являют сходство и различия таких способов в разные времена, в

разных культурах, у разных групп людей.

Благодаря пребыванию в такого рода культурной среде и ак-

тивному поиску нового приобретаются и развиваются навыки опе-

рирования множеством разнокачественных представлений, «мо-

делирования» из них разнообразных значимых для людей ситуа-

ций, проверки адекватности моделей с помощью профессионально

доступных средств. Все подобные функции связаны с постоянным

выявлением проблемных ситуаций и отыскиванием путей их ре-

шения. Таким образом, эти виды деятельности и соответствующие

области культуры, являясь источниками культурных инноваций,

одновременно обеспечивают способы и навыки адаптации к ним.

Далее следует обратиться к тому виду профессиональной куль-

туры, который ориентирован на организацию взаимодействия и

ресурсов для решения социально значимых проблем. Долгое время

она характеризовалась — а в отечественной культуре характеризу-

ется и теперь — чисто практическими знаниями и навыками, при-

обретенными скорее на уровне обыденного опыта, нежели путем

специализированного обучения. Программы функционирования

здесь ориентированы на текущую ситуацию, хотя и включают в себя

наряду с настоящим краткосрочные перспективу и ретроспективу.

Используемые навыки реализуются следующим образом: с

точки зрения тактической — организация людей для кратковремен-

ной совместной деятельности, при которой достигается разовый

эффект, с точки зрения стратегической — поддержание долговре-

менного социального взаимодействия (группового или межличнос-

тного) для выполнения конкретных функций. Проблемные ситуа-

ции для представителей этой области возникают каждый раз, когда

приходится иметь дело с новой группой, с ее переориентацией на

новые задачи, когда возникают межличностные или функциональ-

ные конфликты внутригруппового и межгруппового характера. Со

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

временем у таких людей вырабатываются

стереотипные методы разрешения типичных проблемных ситуа-

ций, которые автоматически переносятся на новые условия.

Часть таких профессионалов связана с другими участниками

социального взаимодействия лишь в той степени, в какой это необ-

ходимо для организации производства, координации его отраслей,

распределения его продукции. Само производство сегодня во мно-

гом основано на принципах естественнонаучной рациональности,

которые, как известно, исключают человеческую субъективность.

Они сохраняются и в управлении этой областью общественного

разделения труда. И уже сейчас очевидно влияние на их измене-

ние других антропологических измерений — биологического либо

чувственного, или эмоционального. Ибо то, что по расчетам пред-

ставляется оптимальным для функционирования производства,

часто не может удовлетворить людей ни по физическим, ни по пси-

хическим параметрам.

Другая функция управления — организация массовых и груп-

повых целенаправленных социальных действий. Это политичес-

кая деятельность. Сегодня в стране она также не имеет профес-

сиональной базы. Накопленные в прошлом немногочисленные и

достаточно примитивные образцы политической организации —

ориентация на карательные меры, на иерархию, на искусствен-

ное поддержание социального напряжения и т. п. — в настоящее

время перестают быть результативными. Перенесение логики уп-

равления производством на социокультурную политику не дало

позитивных результатов. Замена не была найдена, что привело к

фактическому отсутствию в стране такой функциональной облас-

ти как социокультурная политика. В то же время в современных

условиях, отличающихся многообразием и динамизмом событий,

все более значимой становится конструктивная организация

совместного существования разнородных групп людей, их жиз-

ненных сред. В этом случае необходимо, чтобы политика приоб-

ретала профессиональный статус, основанный на современных

специализированных знаниях о социальной и культурной жизни.

Но сегодня подобный опыт еще не накоплен. Соответственно эти

виды деятельности и области культуры становятся источником не-

гативных социальных явлений. Устаревшие формы организации

сталкиваются с изменившимися массовыми процессами, и такое

столкновение порождает конфликтные ситуации в обществе, раз-

рушительные как для стереотипов управления, так и для элементов

социального порядка, которым они соответствовали в прошлом.

Отсутствие привычки к рефлексии, ориентация на возможно бо-

лее быстрое достижение результата ведут к тому, что набор по-

литических средств ограничен и способствует воспроизведению

напряжений, в ситуации когда необходимо интегрировать социо-

часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения

культурные изменения в приемлемые для большинства членов об-

щества практико-идеологические модели.

Исполнительно-технические функции в отличие от деятель-

ности первых двух типов не связаны ни с социальной практикой

по установлению, поддержанию и изменению связей с окружени-

ем, ни с полным контролем над ситуацией в целом. На производс-

тве, в сфере обслуживания, на уровне администрации среднего и

низшего звеньев функциональные параметры исходно заданы не

теми, кто работает, а заранее установленными нормами и правила-

ми. Сегодня в области исполнительской деятельности существует

высокая степень внутренней дифференциации, поскольку лишь

при условии узкой специализации оказывается возможным на

практике обеспечить удовлетворение меняющихся запросов чле-

нов современного многослойного общества. В этом случае люди

выполняют свою профессиональную работу, слабо осваивая даже

объективированное в ее процессе и продукте естественнонаучное

знание. Проблемные ситуации, согласно действующим здесь нор-

мам, представляются крайне нежелательными. Их стремятся свес-

ти к возможному минимуму за счет совершенствования организа-

ции труда, технологий, средств управления. Обычные профессиональные

ситуации по типам немногочисленны и довольно однообразны по

содержанию. Соответственно развивается лишь ограниченный

набор навыков в весьма незначительной степени. Знания о людях,

природном и культурном окружении в состав профессионально

необходимых сведений в этом случае не входят.

Множество таких специалистов независимо от своего желания

и понимания участвуют в более широких процессах общественно-

го производства, социокультурной жизни, результаты, которых им

не подконтрольны и даже часто не осознаются. Тем не менее эти

факты становятся частью их жизненного мира, воплощаясь в но-

вые практики, предметы быта, элементы предметно-пространс-

твенной среды. Парадокс состоит в том, что людям, участвующим

в производстве инноваций, со временем приходится осваивать их,

приспосабливаться к ним, включать в свою повседневную жизнь.

Затруднения здесь неизбежны, ибо для представителей испол-

нительно-технических функций характерен относительно узкий

спектр знаний и навыков, которые непосредственно не связаны с

порождением инноваций.

Контрольные вопросы.

1.Общие представления о социокультурной реальности и социо-

культурном пространстве: связь между понятиями.

2.Антропологические основания представления о социокультур-

ной реальности.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

3.Уровни рассмотрения социокультурной реальности.

4.Основания функциональной дифференциации социокультурно-

го пространства.

5.Динамические характеристики социокультурного пространства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.14 сек.