КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модель функциональной дифференциации социокультурного
Концепция социокультурного пространства. Все сказанное свидетельствует о том, что социокультурную реальность следует рассматривать в пространственных терминах, т. е. выделить области кумуляции общественно значимого опыта, его трансляции и использования разными группами людей в целях адаптации в отношениях с окружениях. пространства. Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией совместного сущес- твования людей. Соответственно целесообразно выделить своего рода домены, где кумуляция социокультурного опыта осуществляется в институциональной форме: –организация и реализация социальной праткики. Кумуляция такого опыта необходима для поддержания общественного и индивиду- ального существования при повторяющихся и вновь возникающих ситуациях взаимодействия людей с природным окружением и друг с другом; – социально значимые знания, соответствующие выделенным ра- нее фундаментальным связям человека с окружением. При куму- ляции они составляют актуально используемый и резервный запас, к которому люди обращаются при жизненных затруднениях; – каналы массовой трансляции социально значимой информа- ции общего характера; ее кумуляция и циркуляция необходимы для процесса социальной коммуникации, социализации и ресоциали- зации. Выделение дифференциальных динамических фундаменталь- ных связей человека с окружением и их разграничение на специа- лизированном и обыденном уровнях, с одной стороны, и доменов, где кумулируется общественно значимый опыт — с другой, позволяет схематически наметить морфологическую модель социокультур- ного пространства. Она предназначена для локализации порождения и распространения социокультурного опыта. Каждая из морфологических единиц представляется через специфичные для нее социокультурные функции, ресурсы и артефакты как необходимые предпосылки упо- рядочения социально значимых областей связи людей с окружени- ем, порождения, накопления и распространения соответствующего опыта. Такого рода схема имеет следующий общий вид. На специализированном уровене порождения и кумуляции социокультурного опыта прежде всего, следует выделить домен, включающий в себя группу специализированных областей социокультурного пространства, связанных с социальной организацией. К ним относятся хозяйс- твенная область, базирующаяся на совместной практической де- ятельности людей, направленной на жизнеобеспечение; политичес- часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения кая, основу которой составляет способность людей к организо- ванному взаимодействию в процессах целедостижения; правовая, основанная на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружением. Другой домен объединяет специализированные об- ласти социокультурного пространства, где осуществляются порождение и сохранение социально значимого знания. В нее включаются фи- лософская и религиозная области как совокупность представлений, способов построения суждений, переживаний, ориентированных главным образом на определение абсолютов и универсалий в жиз- ненном мире людей и устойчивых связей этого мира с тем, что на- ходится за его пределами, трансцендентно ему. Очевидно, что яд- ром этих областей являются способности человека к периферичес- кому восприятию окружения, вероятностному мироощущению, синтезированию приобретаемого опыта. При этом философская картина мира является «светской», «мирской», базирующейся на рациональ- ных принципах построения; тогда как религиозная представляет со- бой образ священного социокультурного порядка, основывающийся на вере и не предполагающий необходимости рационального дока- зательства. К этой группе относится также наука, обеспечивающая достоверное логически упорядоченное знание об окружении, о связях с ним людей, об устойчивых и изменчивых их аспектах. Она базируется на способности человека рационализировать свой опыт, т. е. фор- мировать проверяемые устойчивые концепты относительно ре- альности. Сюда же следует отнести искусство, функции которого связаны с формированием образных, целостных, эмоционально окрашенных, гибких представлений о ситуациях существования людей; ядро этой области социокультурного пространства составляет способность челове- ка к формированию образов. Третий домен организации специализированной деятельности представлен институциональными каналами трансляции социально значимого опыта. Они выделяются, чтобы проследить, какими путями осуществляется обмен информацией (в широком смысле) между специализированным кумулятивным и обыденным уровнями социокультурного пространства, а также между отде- льными специализированными его областями. Кроме того, обра- щение к ним позволяет проследить те трансформации, которые претерпевают элементы специализированного и обыденного уров- ней в этом домене. Здесь целесообразно говорить о следующих специализированных областях. Во-первых, система общего обра- зования, функции которой состоят в передаче общеобязательных, социально необходимых знаний и навыков от старших поколений к младшим. Во-вторых, средства массовой информации и шире — область массовой культуры, основная функция которых определя- ется как публичная демонстрация упорядоченных определенным образом социокультурных образцов, ценностей, норм, событий и раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания фактов культуры, имеющих социальную значимость на текущий период времени. В-третьих, область просвещения, (учреждения культуры), которая в данном случае пред- ставляет интерес как «экран» публичной демонстрации устойчи- вых и признанных в обществе культурных ценностей. Выделение и упорядочение специализированных доменов социо- культурного пространства позволяет установить взаимное соответс- твие его дифференцированных областей и зон повседневной активности. Таким образом, при их сопоставлении обеспечивается возможность прослеживать различия в проявлениях фундаментальных антропологичес- ких свойств, способностей, процедур, а также конкретные пути движения эле- ментов социокультурного опыта от одного уров- ня к другому. В свете этого осуществляется диффе- ренциация обыденной реальности. Социальная организация может быть представлена во вполне доступных для наблюдения формах. Системе общественного разделения труда примерно соот- ветствует домашнее хозяйствование. В него включаются поддержа- ние жилища, приобретение товаров, пользование общественно ус- тановленными услугами, подсобное хозяйство и т. п. С политической областью допустимо сравнить обыденные формы организации межличностных отношений: стереотипное распределение ролей и идентичностей, феномен группового лидерства, обыденные формы групповой организации и регулирования конфликтов. С правовой - область морали, нравственности, та- кие зафиксированные операциональные единицы, как нра- вы, обычаи, обыденные нормативные и ценностные регуляторы. Социально значимые обыденные представления и знания так- же могут быть дифференцированы по функциям, аналогичным выделенным на специализированном уровне. Так, с философией правомерно сопоставить обыденное мировоззрение, убеждения, а также «народную мудрость», фиксирующие наиболее стереотип- ные представления о мире вообще, о человеческой природе. По аналогии с религией выделяются народные верования и суеве- рия, «нормирующие» связь между событиями повседневной жизни и миром вероятного, случайного, непредвиденного. Наука пример- но соотносима с практическим знанием. Оно фиксируется в пред- ставлениях о наиболее частых жизненных ситуациях и стратегиях поведения в их рамках, в обыденных типологиях и классификациях, парадигмах построения сужде- ний, нормах и правилах целенаправленной активности. Наконец, к искусству близка обыденная эстетика, кумулирую- щая в культурно зафиксированных элементах стиля жизни — ми- мика, жесты, одежда, убранство жилища, внешний имидж, бытовые игры, танцы, музицирование и т. п. — опыт образного освоения ре- альности, приобретаемый и используемый в повседневной жизни. часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения Динамические аспекты модели социокультурного про- странства. Рассматривая регулятивные функции компонент этой аналитической модели по отношению к динамическим ас- пектам в совместной жизни людей, можно сказать следующее. Специализированные области социокультурного пространства не- однородны по своей ориентированности на устойчивые или измен- чивые аспекты связей человека с окружением. «Инварианты мироустройства», «абсолютное» являются объектом особого внимания в сферах философии и религии, в задачу которых входит посто- янное слежение за «внечеловеческим универсумом», базовым «фоном», на котором выделяются и с которым соотносятся «константы» человеческого жизненного мира. В сфере человеческих отношений ориентация на поддержание их устойчи- вых форм свойственна религиозной этике на уровне представлений о сакральном и в области права — в контексте светской культуры. Регулирование соотношения устойчивого и изменчивого можно считать доминирующей функцией науки и сферы хозяйствования. В науке устойчивое рассматривается прежде всего как границы, внутри которых человек может с пользой для себя воздействовать на окружение, т. е. преимущественный интерес здесь обнаружива- ется прежде всего к изменениям. В сфере хозяйствования для каж- дого конкретного состояния общества решается вопрос о соотно- шении в ее пределах процессов воспроизводства и обновления ее ключевых компонент: рабочей силы, сырья, технологии, продук- ции. Важной специализированной областью, где это соотношение рационально трансформируется в динамические последователь- ности организационных форм, объединяющих людей для совмест- ной жизни, является сфера политики. Изменчивое попадает в зону особого внимания в искусстве. Именно этот вид деятельности теснее всего связан с непосредственными пережива- ниями людей, а, следовательно, с их прямыми реакциями на измен- чивость жизненной среды и собственных личностных состояний. В проблемных ситуациях люди обращаются к специализирован- ным областям социокультурного пространства как к социально значимым фондам опыта, обеспечивающим нормализацию их сов- местной жизни. Отношения между обыденным и специализированным уров- нями социокультурной реальности не однолинейны. Разумеется, каждый человек, участвующий в общественном разделении труда, является носителем и профессионального, и обыденного опыта. Более того, взаимодействие представителей разных специализированных сфер культуры происходит через обы- денный уровень. Тем не менее, это не предполагает постоянного непосредственного контакта между уровнями. Скажем, обыденная раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания жизнь представителей большинства исполнительских профессий: рабочие, работники сферы обслуживания, инженерно-техничес- кий персонал и служащие среднего звена — может быть свободной от существенных элементов их профессиональных знаний. В образе жизни различных людей специализированные облас- ти представлены в специфичных по количеству и составу композициях: они обращаются отнюдь не ко всем из них и не к одинаковым их наборам. Например, любите- ли искусства вполне могут быть равнодушными к процессам, про- исходящим в науке, или к религиозным обрядам и ритуалам. В то же время в отдельных специализированных областях обыденная жизнь отображается с различной степенью полноты, и интерес, проявляемый к ней, неодинаков. Так, она еще только начинает изу- чаться в отечественной науке, но уже давно интенсивно осмысля- ется в современном искусстве. В свою очередь специализированные области социокультур- ного пространства различаются по степени реализации способнос- ти человека порождать и осваивать новое. Во-первых, некоторые из них являются источниками культурных инноваций в большей степени, чем другие. Таковы, например, наука, искусство, полити- ка. Во-вторых, в определенных областях осмысление последствий новых событий и артефактов для человека происходит с акцентом на их уникальность, в отличие от других, где их стараются редуци- ровать к уже хорошо известному. Например, к первому типу отно- сятся наука, искусство, а ко второму — религия, право. В-третьих, деятельность в различных областях формирует у людей неодинако- вый интерес к инновациям, различную степень развитости навы- ков к их созданию и освоению. Последнее обстоятельство имеет особую важность для изу- чения динамических аспектов социокультурного пространства. В системе общественного разделения труда, а следовательно, на его специализированном уровне можно отметить различие меж- ду исследовательско-экспериментальными, организационными, исполнительскими типами деятельности. К первому относится поиск нового, разработка решений социально значимых проблем на сущ- ностном, предметном уровне. Второй связан с объединением лю- дей для совместного целедостижения и контролем над поддержанием сложившихся организационных структур и результатов их фун- кционирования. Третий включает в себя совокупность действий, обусловленных замыслами исследователей-экспериментаторов и осуществляемых под руководством организаторов. В этом случае речь идет о различных типах не только деятельности, но и профес- сиональной культуры. Для исследовательско-экспериментального типа профессио- нальной культуры характерны весьма сложные и развитые пред- часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения ставления о тех сторонах окружающего мира, с которыми они имеют дело, и навыки обращения с его элемен- тами. Сегодня здесь утвердился генетический подход к области изу- чения, объединяющий знания о прошлых, настоящих и будущих ее состояниях. В отношениях с окружением профессионалы ру- ководствуются «антропным» конструктивным принципом, опре- деляющим и ограничивающим возможности человека в активном целенаправленном воздействии на него. Этими людьми в соответствующих областях культуры накоплен существенный за- пас сведений о природе, человеке, обществе, возможностях и пределах их интенционального преобразования. В гуманитарных областях зна- ния, общественных науках, в искусстве специалисты постоянно осмысляют и конструируют различные способы взаимодействий и коммуникаций в меняющейся социокультурной среде, вы- являют сходство и различия таких способов в разные времена, в разных культурах, у разных групп людей. Благодаря пребыванию в такого рода культурной среде и ак- тивному поиску нового приобретаются и развиваются навыки опе- рирования множеством разнокачественных представлений, «мо- делирования» из них разнообразных значимых для людей ситуа- ций, проверки адекватности моделей с помощью профессионально доступных средств. Все подобные функции связаны с постоянным выявлением проблемных ситуаций и отыскиванием путей их ре- шения. Таким образом, эти виды деятельности и соответствующие области культуры, являясь источниками культурных инноваций, одновременно обеспечивают способы и навыки адаптации к ним. Далее следует обратиться к тому виду профессиональной куль- туры, который ориентирован на организацию взаимодействия и ресурсов для решения социально значимых проблем. Долгое время она характеризовалась — а в отечественной культуре характеризу- ется и теперь — чисто практическими знаниями и навыками, при- обретенными скорее на уровне обыденного опыта, нежели путем специализированного обучения. Программы функционирования здесь ориентированы на текущую ситуацию, хотя и включают в себя наряду с настоящим краткосрочные перспективу и ретроспективу. Используемые навыки реализуются следующим образом: с точки зрения тактической — организация людей для кратковремен- ной совместной деятельности, при которой достигается разовый эффект, с точки зрения стратегической — поддержание долговре- менного социального взаимодействия (группового или межличнос- тного) для выполнения конкретных функций. Проблемные ситуа- ции для представителей этой области возникают каждый раз, когда приходится иметь дело с новой группой, с ее переориентацией на новые задачи, когда возникают межличностные или функциональ- ные конфликты внутригруппового и межгруппового характера. Со раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания временем у таких людей вырабатываются стереотипные методы разрешения типичных проблемных ситуа- ций, которые автоматически переносятся на новые условия. Часть таких профессионалов связана с другими участниками социального взаимодействия лишь в той степени, в какой это необ- ходимо для организации производства, координации его отраслей, распределения его продукции. Само производство сегодня во мно- гом основано на принципах естественнонаучной рациональности, которые, как известно, исключают человеческую субъективность. Они сохраняются и в управлении этой областью общественного разделения труда. И уже сейчас очевидно влияние на их измене- ние других антропологических измерений — биологического либо чувственного, или эмоционального. Ибо то, что по расчетам пред- ставляется оптимальным для функционирования производства, часто не может удовлетворить людей ни по физическим, ни по пси- хическим параметрам. Другая функция управления — организация массовых и груп- повых целенаправленных социальных действий. Это политичес- кая деятельность. Сегодня в стране она также не имеет профес- сиональной базы. Накопленные в прошлом немногочисленные и достаточно примитивные образцы политической организации — ориентация на карательные меры, на иерархию, на искусствен- ное поддержание социального напряжения и т. п. — в настоящее время перестают быть результативными. Перенесение логики уп- равления производством на социокультурную политику не дало позитивных результатов. Замена не была найдена, что привело к фактическому отсутствию в стране такой функциональной облас- ти как социокультурная политика. В то же время в современных условиях, отличающихся многообразием и динамизмом событий, все более значимой становится конструктивная организация совместного существования разнородных групп людей, их жиз- ненных сред. В этом случае необходимо, чтобы политика приоб- ретала профессиональный статус, основанный на современных специализированных знаниях о социальной и культурной жизни. Но сегодня подобный опыт еще не накоплен. Соответственно эти виды деятельности и области культуры становятся источником не- гативных социальных явлений. Устаревшие формы организации сталкиваются с изменившимися массовыми процессами, и такое столкновение порождает конфликтные ситуации в обществе, раз- рушительные как для стереотипов управления, так и для элементов социального порядка, которым они соответствовали в прошлом. Отсутствие привычки к рефлексии, ориентация на возможно бо- лее быстрое достижение результата ведут к тому, что набор по- литических средств ограничен и способствует воспроизведению напряжений, в ситуации когда необходимо интегрировать социо- часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения культурные изменения в приемлемые для большинства членов об- щества практико-идеологические модели. Исполнительно-технические функции в отличие от деятель- ности первых двух типов не связаны ни с социальной практикой по установлению, поддержанию и изменению связей с окружени- ем, ни с полным контролем над ситуацией в целом. На производс- тве, в сфере обслуживания, на уровне администрации среднего и низшего звеньев функциональные параметры исходно заданы не теми, кто работает, а заранее установленными нормами и правила- ми. Сегодня в области исполнительской деятельности существует высокая степень внутренней дифференциации, поскольку лишь при условии узкой специализации оказывается возможным на практике обеспечить удовлетворение меняющихся запросов чле- нов современного многослойного общества. В этом случае люди выполняют свою профессиональную работу, слабо осваивая даже объективированное в ее процессе и продукте естественнонаучное знание. Проблемные ситуации, согласно действующим здесь нор- мам, представляются крайне нежелательными. Их стремятся свес- ти к возможному минимуму за счет совершенствования организа- ции труда, технологий, средств управления. Обычные профессиональные ситуации по типам немногочисленны и довольно однообразны по содержанию. Соответственно развивается лишь ограниченный набор навыков в весьма незначительной степени. Знания о людях, природном и культурном окружении в состав профессионально необходимых сведений в этом случае не входят. Множество таких специалистов независимо от своего желания и понимания участвуют в более широких процессах общественно- го производства, социокультурной жизни, результаты, которых им не подконтрольны и даже часто не осознаются. Тем не менее эти факты становятся частью их жизненного мира, воплощаясь в но- вые практики, предметы быта, элементы предметно-пространс- твенной среды. Парадокс состоит в том, что людям, участвующим в производстве инноваций, со временем приходится осваивать их, приспосабливаться к ним, включать в свою повседневную жизнь. Затруднения здесь неизбежны, ибо для представителей испол- нительно-технических функций характерен относительно узкий спектр знаний и навыков, которые непосредственно не связаны с порождением инноваций. Контрольные вопросы. 1.Общие представления о социокультурной реальности и социо- культурном пространстве: связь между понятиями. 2.Антропологические основания представления о социокультур- ной реальности. раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания 3.Уровни рассмотрения социокультурной реальности. 4.Основания функциональной дифференциации социокультурно- го пространства. 5.Динамические характеристики социокультурного пространства.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |