КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окружением. Иными словами то, что в контексте конкретной ситуации взаимодействия превращает вызванную внешним или внутренним побуждением активность в упорядочен- ную деятельность. Соответственно человек как активное, резуль- тативно действующее существо может быть охарактеризован сле- дующими способностями. – Формирование образа поля активности, отделение его от фона остального окружения, общее видение себя в этом поле соответс- твует способности людей к образному восприятию реальности, к эстетическому в широком смысле слова ее осмыслению. – Практическая совместная активность в выделенном поле обус- ловлена способностью к взаимодействию, т. е. коллективным целенаправленным действиям со специально отобранными элементами окружения для достижения определенного результата. – Рационализация процессов интеракции в установленных гра- ницах связана со способностью человека к познанию окружения и самого себя. – Результативному взаимодействию с окружением отвечает спо- собность людей к организации своих связей с его элементами в ди- намические управляемые системы. – Формирование устойчивых регуляторов в отношениях с окру- жением в процессах достижения определенных результатов отра- жается в способности людей к нормированию таких отношений. – Вероятностная природа связей человека с окружением, вни- мание к случайному, возможному, непредвиденному отражается в способности к формированию метафизических представлений о реальности. часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения В процессе взаимодействия человека с окружением, при ре- ализации определенных побуждений, достижении желаемых ре- зультатов такого рода способности трансформируются в конк- ретные процедуры деятельности. Они закрепляются в навыках, которые приобретаются и совершенствуются в повторяющихся ситуациях при многократном воспроизведении однотипных действий. В ходе использования и совершенствования процедур происходит структурирование способностей, их раз- витие, что в свою очередь делает отношения с окружением более дифференцированными, организованными, подконтрольными. В соответствии с названными выше врожденными свойствами и способностями людям, чтобы достигать желаемых результатов, приходится осваивать следующие классы процедур: – в образной форме выделять непосредственную социальную, предметную и символическую среду как жизненное пространство взаимодействий и самореализации, выделять его значимые элементы как объекты особого внимания; – совершать конкретные действия в отношении этих объектов; отбирать и закреплять те действия, которые приводят к желаемым результатам; – выделять значимые элементы среды как объекты результатив- ного взаимодействия, выбирать цели и подчинять их достижению применяемые средства и собственные действия; – уделять внимание устойчивым элементам окружения как тем, которые определяют границы поля приложения усилий, так и тем, которые можно произвольно видоизменять или использовать инс- трументально, упорядочивать последовательность действий в пов- торяющихся ситуациях реализации определенных побуждений; – соотносить элементы собственного поля активности или собс- твенной жизненной среды с более широким социальным, культур- ным, природным контекстом, учитывать возможность вмешатель- ства случайных и непредвиденных факторов; предусматривать их возможные взаимные воздействия, предполагать последствия этих воздействий; – тренировать приобретенные навыки, пополнять и удерживать полученные знания; не давать им угасать. Поскольку названные связи людей с окружением являются фундаментальными, а человек исходно есть социальное существо, то их проявления на уровне психической и физической активности имеют не только индивидуальную, но и общественную значимость. Представления о социальной природе человека, способности лю- дей к объединению в процессе совместного достижения желаемых результатов, позволяет говорить о необходимости кумуляции и трансляции соответствующего опыта в общественно установлен- ных формах. Благодаря этому он становится важным ресурсом по- раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания вышения эффективности процессов социального взаимодействия.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |