КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемной ситуации 2 страница
Она представляет собой тот мобилизационный ресурс, который участники готовы затратить на преодоление причин — истинных или мнимых, — вызвавших пороговое значение тревожности. Определение понятия «напряженность». В контексте соци- окультурных отношений напряженность можно определить как состояние готовности к затрате усилий, направленных против препятствий на пути к решению проблемы. В условиях пороговой тревожности напряженность может проявляться в двух основных формах. Во-первых, в форме мобилизации усилий для длительного приложения совместных усилий к последовательному, постепен- ному преодолению затруднений. В этом случае состояние носит конструктивный характер и способствует упорядочению и орга- низации социального взаимодействия. Во-вторых, в форме побуж- дений к быстрому разрушению тех аспектов ситуации, которые ее участники считают источниками проблемы. В этом случае напря- женность имеет деструктивные последствия, выливаясь в агрес- сивное поведение, препятствующее упорядочению социального взаимодействия. В обоих случаях речь идет о стеничном состоянии людей, поэтому пассивный тип реагирования в данном случае не рассматривается. Источники напряженности в ситуации. Напряженность воз- никает в системе при условии длительной неразрешенности соци- ально значимых проблем. Это состояние может быть вызвано устойчивым расхождением между запросами и возможностями их удовлетворения. Его интенсивность увеличивается при отсутствии соответствующих институциональных средств. Лица с конструктивным типом реакции концентрируют индиви- гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии дуальные усилия на таких способах преодоления ситуации, ко- торые помогают, во-первых, обойти неэффективные существую- щие нормы, во-вторых, минимизировать усилия. Они не столько снижают свои требования, сколько в зазорах социетального институционального пространства стараются произвести необходимые товары, услуги, знания. Как правило, это происходит на уровне мелких функциональных единиц. Соответственно за счет такой индивидуализации в сфере спроса — предложения затягиваются процессы социально значимых институциональных преобразований. В то же время люди сами обеспечивают собственное благополучие. Люди, склонные к деструктивному типу реакции, стремятся разрушить существующую систему спроса-предложения, кон- центрируясь на полюсе спроса и минимально включаясь в сферу предложения. Они рассматривают соответствующие институци- ональные — а порой и внеинституциональные — структуры, как источник неудовлетворенности запросов. Поэтому напряженность превращается в агрессию против них, мешая функциони- рованию уже существующих и формированию новых. Напряженность, вызываемая недостаточной готовностью к модернизационным преобразованиям, имеет разные последствия в зависимости от типа реак- ции на нее. Если он конструктивный то люди мобилизуются к ак- тивному освоению культурных инноваций. Они адаптируются в изменяющихся условиях и таким об- разом создают базу для последующей эффективной совместной активности. Деструктивная реакция побуждает людей к аг- рессивному отказу от освоения нововведений, а порой и к их разрушению. Совершенно очевидно, что в этом случае они могут объединиться и консолидироваться, но это приводит лишь к углублению проблемной ситуации. Расхождение между необходимостью и нежеланием рацио- нально объединять усилия для решения проблем порождает напря- женность, тип реакции на которую определяет форму социального взаимодействия. Конструктивный тип побуждает людей к актив- ным индивидуальным поискам решения проблемы, воспринимае- мой ими как личностная. В этом случае множество разнонаправлен- ных рациональных действий добавляют неопределенности в проблемную ситуа- цию, но обусловливают разумное прорастание в ее рамках каких-то целесообразных и адаптационно полезных структурных образова- ний. Некоторые из них могут стать центрами, вокруг которых при желании и приложении определенных организован- ных усилий можно сформировать зоны конструктивного преодоления затруднений. Деструктивный тип при напряженности ве- дет к разрушению остатков прежних структур социального взаимо- действия и препятствует образованию новых. Его носители могут спорадически объединиться для совместных агрессивных действий (митинги, забастовки, погромы и т. п.), но эти образования распада- ются сразу после того, как напряженность получает разрядку. Фоновый и пороговый уровни напряженности. В рамках со- циальной системы напряженность в той или иной степени и форме раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия присутствует постоянно. Это объясняется самой ее природой. Ведь реализация предписанных ей функций — это решение участника- ми социально значимых задач, требующее мобилизации усилий при необходимости варьировать свои действия в зависимости от изменчивости окружения. Кроме того, здесь всегда обнаружива- ются определенные расхождения между ролевыми и межличнос- тными отношениями. Стремление помешать их негативному вли- янию на социально значимое функционирование системы обычно ухудшает отношения между людьми на обоих уровнях. К этому следует добавить спорадические недовольства, привносимые в систему ее членами из других областей их образа жизни. В сово- купности все это составляет фоновую напряженность в системе. При возникновении проблемной ситуации к ней добавляется ситуативно специфичная. При этом одна часть ситуативных факторов, вступая в резонанс со сходны- ми фоновыми, усиливает их действие; другая, будучи новой для системы, вызывает дополнительные зоны напряженности. Длительная нерешенность проблемы (неудовлетворенность запро- сов, плохое владение элементами окружения, слабая рациональная организованность) доводит это состояние до порогового уровня, при котором активизируются спонтанные действия участников, обращенные на ее изменение. В рамках системы формируются группировки, происходит поляризация сил на конструктивные и деструктивные, т. е. под влиянием напряженности здесь перерас- пределяются степень готовности к действиям и их направленность. Дифференциация напряженности в ситуации. Из сказанного ранее следует, что по степени интенсивности и проявлениям на- пряженности система не бывает однородной даже при пороговом значении этого ее параметра. Соответственно, чтобы организовать в ее рамках социальное взаимодействие для решения проблемы, необходимо знать дифференциальное распределение этого состоя- ния в структурном и временном аспектах. По характеру его прояв- ления следует выделить фоновые и ситуативные, конструктивные и деструктивные зоны. Это позволяет предположить, к какого рода изменениям, связанным с решением проблемы, готовы разные группы, составляющие систему. По степени интенсивности прояв- лений определяются как более, так и менее напряженные области. В этом случае появляется возможность оценить распределение по- тенциала активности в системе по отношению к решению пробле- мы. По организационным тенденциям выделяются зоны индивиду- ализма и коллективизма. Соответственно становится ясным, куда в первую очередь следует направить совместные усилия, чтобы най- ти выход из проблемной ситуации. Помимо структурной распределенности большую значимость для контроля над напряженностью имеет динамика ее прояв- гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии ления. В соответствии с возможностями рационального регулиро- вания ситуации целесообразно выделить следующие стадии: – латентное нарастание состояния: накопление непроявляемых, неконтролиру- емых негативных настроений, вызываемое постоянными фруст- рациями ожиданий, удовлетворения запросов и интересов и т. п. Зоны социального напряжения следует обнаруживать в этой ста- дии, ибо здесь оно лучше всего поддается преднамеренному регу- лированию; – обострение состояния: нарастание тревоги и беспокойства у большинства участников взаимодействия; осознание неудовлетво- ренности существующим положением дел; поиск альтернативных определений ситуации и выходов из нее. На этой стадии регулиро- вать напряженность можно с помощью предложения альтернатив решения проблемных ситуаций и приведения их в соответствие с существующими у людей представлениями; – пик напряженности: открытые проявления недовольства, раз- дражения, массовое признание непереносимости ситуации; спон- танная агрессивность. На этой стадии конструктивные целенап- равленные действия не будут эффективными; здесь возможен только рационально организованный контроль над агрессивными проявлениями, чтобы они не привели к необратимым для системы разрушениям; – спад напряженности: возвращение к спорадическим вспышкам недовольства; примирение с ситуацией; распространение депрес- сивных настроений. На этой стадии необходимо предпринимать целенаправленные усилия, во-первых, для предотвращения массо- вого распространения социальной пассивности; во-вторых, для под- держания конструктивно ориентированных элементов системы. Оценивая влияние распределения социальной напряженности на возможности конструктивного решения проблемной ситуации, следует отметить два важных обстоятельства. Во-первых, разные системы или их компоненты имеют неодинаковый уровень терпи- мости по отношению к напряженности. Поэтому абсолютное зна- чение этого параметра не должно вводить в заблуждение субъекта рационального решения проблемной ситуации. Там, где толеран- тность к этому состоянию низка, ее пороговое значение не превы- шает второй стадии: она обостряется, но не достигает пика агрес- сивности. Такие единицы отличаются значительной открытостью по отношению внутренним и внешним конструктивным предложе- ниям и гибкостью в их реализации. Там, где значение этого показателя велико, следует ожидать всех стадий проявления. Для таких единиц это состояние является привычным; воспринимает- ся как неизбежное, а агрессивное поведение в пиковых ситуаци- ях считается нормальным. Поэтому здесь попытки элиминировать причины напряженности вызовут серьезные затруднения. раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия Во-вторых, следует принимать во внимание, на какой стадии предпринимаются попытки взять под контроль социальное взаимодействие. Это может привести к повышению его эффективности при вмешательстве в ситуацию на пер- вых двух стадиях и предотвращению полного разрушения системы на двух других. Соответственно следует четко соотносить выбира- емую стратегию поведения с диагнозом динамического состояния напряженности в системе. Признаки проблемообразующего уровня напряженности. Выделение единиц анализа и наблюдения социально значимого уровня напряженности важно для организации конструктивных действий в проблемной ситуации. Определение групп, имеющих потенциал активности, готовности и способности к таким действиям, возмож- но по признакам и показателям, сформированным для следующих измерений. О пороговом уровне напряженности можно судить по совокупности следующих наборов наблюдаемых проявлений в сопоставлении с фоновой нормой: – высокая частотность открытого проявления недовольства, раздражения, страха, возбуждения; – массовое распространение тревожных слухов и недоверия к до- минирующим в системе нормам и ценностям; – высокая частотность спонтанных и организованных проявле- ний агрессивности; – усиление коммуникативной активности в системе; формирова- ние группировок. Такой интегральный показатель напряженности свидетельс- твует о готовности людей к активным действиям, направленным на изменение социальной системы. Наиболее вероятные динамические альтернативы можно определить для каждой ее дифференциальной единицы по показа- телю, составленному из следующих набо- ров признаков: – степень активности единицы: готовность к переменам, спон- танные действия, ориентированные на изменение ситуации; стеничное состояние ее членов; – характер активности единицы: преимущественные вербаль- ные и поведенческие проявления, которые оцениваются с точки зрения их конструктивной или деструктивной ориентированности; – тип организации активности: вербальные и поведенческие реакции, свидетельствующие о преимущественной ориентации либо на индивидуальные, либо на коллективные действия; – содержание предпринимаемых действий и их соотношение с необходимыми для решения проблемы с точки зрения соответс- твия, препятствования или нейтральности. гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии Описание ситуации в соответствии с этими признаками и по- казателями позволит оценить расстановку сил в системе, векторы их направленности, структуру взаимодействия. Прогнозирование изменений этих характеристик во времени позволит судить о фор- ме динамики системы. Регулирование напряженности в проблемной ситуации стано- вится возможным при диагностике ее динамических состояний, каждому из которых соответствуют специфичные, доступные для наблюдения проявления. Показатели латентной стадии напряженности можно постро- ить на обобщении следующих классов признаков: – наличие порогового уровня тревожности; – более активные — по сравнению с фоновой нормой — жалобы на фрустрацию ожиданий, удовлетворения запросов и интересов, сопровождаемые угрозами; – высокая негативная оценка переживаемой ситуации. Такой диагноз позволит искать способы перенаправить напряженность в конс- труктивное русло, насколько это возможно. Показателями обострения напряженности можно считать со- вокупности следующих наборов признаков: – наличие порогового уровня тревожности; – устойчивые альтернативы определения ситуации с указанием на конкретные источники проблем; – учащение агрессивных проявлений — по отношению к фоно- вой норме. При таком состоянии альтернативы конструктив- ных решений проблемы можно привести в соответствие с настрое- ниями и поведением, доминирующими в рамках системы. Пик напряженности определяется совокуп- ностью следующих проявлений: – на уровне общественного мнения: массовое признание непе- реносимости ситуации; – на уровне вербального поведения: полностью негативная оценка ситуации и системы; угрозы разрушить систему или ее ве- дущие элементы; – на уровне реального поведения: к спонтанным единичным про- явлениям агрессивности прибавляются более частые — по сравне- нию с фоновыми нормами — организованные (например, мани- фестации, забастовки и т. п.), а также массовые стихийные собра- ния, митинги, беспорядки. Выявление по этим показателям пикового значения напряжен- ности позволит тем, кто хочет решить проблему, не тратить уси- лия на попытки организовать конструктивное взаимодействие, но употребить их на сохранение системы или ее основных элементов от полного разрушения. раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия О спаде напряжения могут свидетельствовать: – возвращение к единичным спонтанным вспышкам агрессивнос- ти; отсутствие организованных и массовых ее форм; – проявления на уровне общественного мнения и поведения го- товности смириться с имеющимся положением дел; признание не- обходимости существовать, выживать в данной ситуации; следова- ние ранее принятым нормам отношений; выполнение требований лидеров и т. п.; – проявления депрессивных настроений и окрашенного ими по- ведения; высказывания о собственном разочаровании в социаль- ной системе, о безнадежности в отношении ее изменения, о ее бес- перспективности — на уровне общественного мнения; значитель- но более вялое, замедленное, небрежное — по сравнению с фоно- выми нормами — выполнение предписанных функций, пассивное сопротивление любым переменам — на уровне поведения. В этом случае тем, кто ориентирован на решение проблемы, не следует затрачивать усилия на активизацию социального взаимо- действия. Лучше сконцентрироваться на стратегиях, помогающих, во– первых, насколько можно приостановить массовое распро- странение депрессии; во-вторых, максимально сохранить и подде- ржать развитие конструктивных элементов системы.
Глава 2. Познавательные возможности проблемно-ситуативного анализа Теоретические ограничения концепции проблемной ситуации. На основе всего сказанного выше можно выделить ограничения, налагаемые на такую трактовку проблемной ситуации исходными дефинициями и теоретическими основаниями. Понятие пробле- мы было ограничено набором допущений, позволившим свести многообразие представлений об этом явлении к достаточно строгому операциональному определению. Во-первых, предметом рассмотрения стала та сфера отноше- ний людей, которая определяется их социальной природой и имеет культурное оформление. Соответственно рассматриваются соци- ально разделяемые, а не индивидуально специфичные мнения и акты поведения; культурно распознаваемые, «прочитываемые» яв- ления, имеющие интерсубъективное значение, а не индивидуаль- ный смысл. Эти феномены помещаются в контекст социального взаимодействия, а не атомизированной индивидуальной деятель- ности. Изучение социального взаимодействия ограничивается та- кими объектами, где оно может быть сведено к социальным сетям (цепям личных контактов между людьми) — первичными группа- ми и институциональными организациями, имеющими достаточно четкие функциональные и символические границы в социокуль- гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии турном пространстве (социальные системы), — и не распростра- няется на иные социокультурные единицы, такие как социальный слой, этнос, общество в целом. Во-вторых, объектом внимания стали фундаментальные классы проблем, наличие которых чревато сущес- твенными структурными изменениями рассматриваемых типов социальных систем, Более того, выделение признаков социальной значимости проблемы — массовая распространенность, устойчи- вость во времени, угроза социальной безопасности — позволяет убедительно обосновать, почему можно ограничиться этими клас- сами проблем. Действительно, социально значимое расхождение между массовыми запросами и возможностями их удовлетворения свидетельствует о нарушениях в работе функциональных единиц системы, что угрожает разрушением ее нормативных установле- ний, определяющих формы жизнеобеспечения. Исправление си- туации предполагает переориентацию тех целей, средств и результатов, от которых зависит удовлетворение конкретного класса запросов. Массовая неосвоенность культурных инноваций свиде- тельствует о плохой институциональной организации социализа- ции и неумелого использования ее функциональных составляю- щих. Соответственно изменение знаний и навыков у участников системы становится неизбежным. Расхождение между необходи- мостью и нежеланием людей рационально организовать социально значимые действия свидетельствуют о структурных нарушениях в системе, угрожающих ее разрушением. Важно использовать меха- низмы интеграции и регулирования взаимодействий, отношений, поведения, обеспечивающих существование и социальную полез- ность системы. Из сказанного следует, что эти классы расхождений имеют фундаментальное значение для «выживания» социальной системы с точки зрения составляющих ее людей, поскольку именно они со- храняют такие предпосылки ее существования, как функциональность, механизмы контроля ее отношений со сре- дой, взаимодействие с другими системами. Есть основания пола- гать, что иные расхождения, которые принято указывать в качестве причин или источников социально значимых проблем, могут быть сведены к одному из этих основных классов. Следует подчеркнуть, что проблемами называются здесь такие расхождения, для преодо- ления которых в культуре не имеется образцов функциональных единиц, механизмов, способов действий и взаимодействий, и для структурных изменений системы требуется изобретение или за- имствование культурных инноваций. Если такие образцы сущес- твуют или если структурных изменений в системе не требуется, предлагается говорить не о проблемах, а о задачах, решение кото- рых будет способствовать исправлению ситуации. раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия В-третьих, такого рода проблемные ситуации рассматривают- ся только с одной точки зрения — социальности, социальных отно- шений и культурных способов их выражения, а не экономических, политических, правовых ресурсов. Иными словами, речь идет не о полном решении проблемы, а только социокультурном взаи- модействии при ее решении. Соответственно она описывается при помощи трех фундаментальных антропологических параметров, которые можно считать необходимыми и достаточными с точки зрения человеческих отношений. Прежде всего это неопределен- ность ситуации, которая ведет к рассогласованию действий людей в системе, к взаимному непониманию, к ощущению бессмыслен- ности деятельности, осуществляемой в ее рамках и т. п. Она пред- ставлена в наблюдаемых признаках и показателях, свидетельству- ющих о том, что люди ощущают некоторое неблагополучие в ситу- ации, но не понимают его причин и истоков. Такое положение дел порождает у людей состояние тревожности, которое принимается в качестве второго параметра, детерминирующего проблемность ситу- ации. Будучи по определению механизмом мобилизации индивида к поисковому поведению, она побуждает людей в проблемной ситу- ации как-то определить ее характер, причины, истоки. Выделенные признаки и показатели тревожности позволяют судить о том, ка- кие культурные символы участники системы привлекают для вы- деления и называния источников проблемной ситуации. Такое оп- ределение сопровождается мобилизацией сил в рамках системы, которая названа здесь напряженностью. Это третье измерение проблемности ситуации позволяет судить о распределении соци- альных сил внутри нее. Оно включает действие механизмов, по- буждающих людей концентрироваться вокруг сформировавшихся определений проблемной ситуации с целью либо преодолеть ее, либо приспособится к ней. Описывающие напряженность наблю- даемые признаки и показатели позволяют прогнозировать направ- ленность действий различных групп, составляющих систему, и ха- рактер оправдания таких действий. Выделенные параметры являются необходимыми, поскольку относятся к фундаментальным антропологическим свойствам, оп- ределяющим поведение людей при нарушении их значимых связей с окружением. Они могут считаться достаточными, т.к. описывают ключевые стадии подготовки людей к совместному решению про- блемы: ощущение неблагополучия, определение его источников, мобилизация ресурсов для его преодоления.
Диагностика проблемной ситуации.
Для эффективного соци- ального взаимодействия в проблемной ситуации следует прежде всего осуществить ее диагноз, который включает в себя следую- щие процедуры. Во– первых, по выделенным признакам зафикси- ровать происходящие в социальной системе события. Во-вторых, в гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии соответствии с обобщенными показателями определить ее состо- яние. В-третьих, выявить интерпретацию этих событий предста- вителями различных групп, составляющих систему. В-четвертых, проследить расстановку социальных сил, которая определяет ди- намику системы. Иными словами, диагностика проблемной ситуа- ции позволяет понять, сочетание каких обстоятельств и интересов людей порождает предпосылки, условия, пусковые механизмы для выбора конкретных стратегий совместных действий. Состояние сообщества. Социальное взаимодействие в рамках любой социокультурной системы предполагает наличие различ- ных социокультурных групп: институционально предписанных (организационно-ролевых) или санкционированных (обществен- ная деятельность), а также базирующихся на межличностных от- ношениях. Поэтому важно определить их специфичную структу- ру, уровень организованности, идентичность их членов, степень функциональной автономности. Иными словами, выявить распре- деление функций, в ее рамках, т. е. направлений деятельности и соотношения взаимных прав, обязанностей, ожиданий. Важно также зафиксировать носителей таких ролей, как «лидеры», «идеологи», «активисты» и проследить, становятся ли они непосредственными инициаторами определения ситуации и выбора стратегии взаимо- действия ее рамках. Если такие стратегии есть, то проследить, как они распространяются на профессиональные и личные аспекты внутригрупповой активности, функциональные и эмоциональные стороны существующих здесь коммуникативных связей. Разделяемое людьми, составляющими систему, определение ситуации складывается в рамках ее реальных коммуникативных се- тей. Соответственно необходимо рассмотреть, как они поддержи- ваются непосредственными межличностными контактами, при ко- торых люди на внутри– и межгрупповом уровнях обмениваются взглядами на происходящие события, информацией об интересах и запросах друг друга, оценками текущих процессов. Такие сети дополняют структуру функциональных организационных связей, поскольку действия людей имеют не только утилитарное значе- ние. Поэтому следует определить, какая информация о личност- ных смыслах, мотивах, оценках, связанных с участием в ситуации, циркулирует в сообществе и в каких вербальных и невербальных формах (мимике, жестикуляции, интонациях и т. п.). В совокупнос- ти все это позволит выявить своеоб- разную «материю» из которой формируются представления, оцен- ки, действия, разделяемые участниками социального взаимодейс- твия. Возможности решения проблемы. Рациональное построение решения проблемы начинается с установления ее причин и источни- ков; интенсивности вызываемых ею нарушений в сис- теме; действий, которые уже направлены на улучшение положе- раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия ния дел; социальных сил и ресурсов, которые реально могут быть привлечены к этому. Особое внимание следует уделить уровню на- пряженности ситуации и ее источникам. Если это обстоятельства, то следует определить как можно мобилизовать ее на активные дейс- твия с теми элементами проблемной ситуации, которые в данный момент поддаются воздействию. Если это стереотипы поведения или отношений, то следует понять, как обратить ее на преодоление их несоответствия устойчивым аспектам ситуации, а также на вза- имное приспособление таких стереотипов и поддающихся измене- нию обстоятельств. Если это личностные особенности людей, то сле- дует обратиться к способам так направить их напряженность, чтобы она способствовала улучшению ситуации или как минимум не вызывала ее ухудшения. После определения проблемной ситуации следует выбрать воз- можные пути ее решения, оценивая вероятность достижения каж-
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |