Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольно-оценочные материалы




Контрольная работа

I. Составить конспекты по следующим темам:

1.Виды норм литературного языка.

2.Понятие функционального стиля, характеристика различных функциональных стилей.

3.Риторические приемы; тропы, фигуры речи.

4.Основы мастерства публичного выступления. Подготовка к выступлению.

 

II. Выполнить контрольные задания по вариантам (вариант должен соответствовать последней цифре номера зачетной книжки).

Вариант 1

Задание 1. Установите, в каких контекстах выделенные слова употреблены в переносных значениях. Определите тип переноса.

Жить в новом доме, быть знакомыми домами; раскаты грома, гром аплодисментов; дубовая доска, шахматная доска; гор­ный хрусталь, хрусталь в серванте; умственная работа, печатные работы ученого; хитрая лиса, очень теплая лиса.

Задание 2. Используя толковый словарь, определите значе­ние данных слов.

Букет, адекватный, филантроп, дилогия, монография, меморандум, регресс, афоризм, аннотация, флексия, абсурд, парадигма.

Задание 3. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания, подобрав прилагательные в соответствующей ро­довой форме. Для справок используйте правила и данные словарей.

Трюмо, кофе, жалюзи, Сочи, шимпанзе, бра, пони, авеню, леди, шампунь, зайка, Миссисипи, Токио.

Задание 4. Объясните значение иноязычных слов, произведите синонимические замены. Составьте словосочетания с данными словами.

Корпорация, бартер, вексель, деформация, репутация, лояльный, директива, конъюнктура, адаптация, дефект, инновация, инвестор, амбиция, локализация, интеграция, модернизация.

Задание 5. Найдите лексические и грамматические ошибки. Отредактируйте предложения. Определите вид допущенных ошибок.

1. Банкиры понимают о необходимости помочь развиваю­щимся предприятиям.

2. Артист был удостоен высокой наградой.

3. Необходимо единение всех ресурсов отечественной промышленности.

Задание 6. Определите жанр служебного письма по приведенным предложениям.

1. Просим Вас оказать содействие в транспортировке груза (железнодорожная отправка).

2. Считаем необходимым ещё раз напомнить Вам о том, что выставка «Агропромтехника-2005» состоится 13 ноября2005 г.

3. Сообщаем Вам, что комплектующие к упаковочному оборудованию не поступили.

4. Фирма гарантирует качество и своевременность выполнения строительных работ.

5. Мы будем признательны Вам за содействие в реализации товаров.

Задание 7. Раскройте скобки, выбрав нужный вариант.

1. Многочисленные (прожекторы–прожектора) ярко освещали строительную площадку.

2. На итоговом заседании акционеров предприятия присутствовали: (директоры – директора, бухгалтеры – бухгалтера, инженеры – инженера, конструкторы–конструктора, слесари – слесаря) иначальники цехов.

3. Из ворот выехали грузовики, (кузовы–кузова) их до краёв были наполнены кирпичами.

4. Фирма «Гамма» заключила (договоры–договора) на поставку сырья.

5. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лекторы–лектора).

6. (Пропуски–пропуска) на посещение и осмотр экспозицией выставки можно приобрести в кассах ВВЦ.

7. Посевные площади в этом году составил и около 5000 (гектар–гектаров).

8. В санатории отдыхало много (грузинов – грузин, цыганов – цыган, белорусов –белорус, монголов – монгол).

9. Для более длительного хранения (помидоров – помидор, апельсинов – апельсин, яблоков – яблок) рекомендуется использовать вакуумную упаковку.

Задание 8. Раскройте содержание понятий:

−этикет,

−этикетные стереотипы,

−служебный этикет,

−языковая корректность.

Охарактеризуйте соотношение понятий служебный этикет и языковая корректность. Дайте оценку реализации этих понятий в современной действительности. Объясните причину расхождения поведения людей с этикетными принципами.

Задание 9. Установите, в каких контекстах выделенные слова употреблены в переносных значениях. Определите тип переноса.

Жить в новом доме, быть знакомыми домами; раскаты грома, гром аплодисментов; дубовая доска, шахматная доска; гор­ный хрусталь, хрусталь в серванте; умственная работа, печатные работы ученого; хитрая лиса, очень теплая лиса.

 

Вариант 2

 

Задание 1. Используя орфоэпический словарь, поставьте ударения в следующих словах. Отметьте вариативные нормы.

Кремень, творог, договор, квартал, щавель, досуг, туфля, страховщик, роженица, петля, одновременно, квартал, партер, приня­ла, шарфы, банты, тортов, красивее, завидно, областей, названа, нача­та, созданы, избалованный, свекла, щавель, звонит.

Задание 2. В приведенных ниже словах помимо нормативного ударения возможны варианты: а) устаревший; б) социально-профессиональный; в) просторечный, диалектный или народнопо­этический. Назовите эти варианты.

Библиотека, кладбище, толпами, избранный, револьвер, му­зыка, нужда, принцип, добыча, даришь, компас, осужденный, кок­люш, искра, баржа, инсульт, девица, иначе, случай, шелковый, мага­зин, столяр, портфель, километр.

Задание 3. Установите, где выделенные слова употреблены в переносных значениях. Определите тип переноса.

Жить в новом доме, быть знакомыми домами; раскаты грома, гром аплодисментов; дубовая доска, шахматная доска; гор­ный хрусталь в серванте; умственная работа, печатные работы ученого; хитрая лиса, очень теплая лиса.

Задание 4. Используя толковый словарь, определите значе­ние данных слов.

Букет, адекватный, вериги, апломб, дилогия, монография, меморандум, закоснелый, регресс, афоризм, аннотация.

Задание 5. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания, подобрав прилагательные в соответствующей ро­довой форме. Для справок используйте правила и данные словарей.

Трюмо, кофе, жалюзи, Сочи, шимпанзе, бра, пони, цеце, авеню, леди, шампунь, зайка, Миссисипи, хинди, пенальти, МИД, тюль, невежа, фойе, мелочишка, собачонка.

Задание 6. Определите род существительных. Объясните, как он определяется. С любыми пятью существительными составьте предложения, употребив слова с определениями.

Алиби, рагу, сопрано, бигуди, Дели, колибри, резюме, пюре, кофе, конферансье, купе, леди, кенгуру, меню, эссе, клише, салями, танго, конфетти, филе, ООО, МТС, РАН, АЭС, МГУ.

Задание 7. Докажите, что стилистическая дифференциация распространяется на все уровни языка. Приведите примеры стили­стической дифференциации звуковой системы, морфем, лексем, син­таксических единиц.

Задание 8. Подберите слова (по 4 примера), представляю­щие стилистические разновидности лексики нейтральную, книжную, официально-деловую, разговорную, просторечную. Для справок ис­пользуйте толковые словари современного русского языка.

Задание 9. Используйте соответствующий предлог.

Пошел... школу; пошел... завод, вернулся... школы, вер­нулся... завода, пошел... стадион, вернулся... стадиона, поехал... Крым, поехал... Кавказ, поехал... Украину, вернулся... Крыма, вер­нулся... Кавказа, вернулся... Украины; порошок... головной боли, гимнастика... укрепления здоровья, пилюли... малокровия, капли... повышения аппетита, лекарства... гриппа, мазь... ревматизма, средство... перхоти, снадобье..., зубной боли, таблетки... кашля, натирание... радикулита.

Задание 10. В рассказе Ф.Кривина «Правила охоты» заяц-отец так объясняет зайцу-сыну различие в значении предлогов: «Последний раз объясняю: если охотятся за нами, это значит, что нас хотят только поймать. А если на нас охотятся, это значит, нас хотят убить». Аналогичны ли, по-вашему, различия в употреблении предлогов в словосочетаниях броситься за курицей, броситься на курицу, поехать за картошкой, поехать на картошку!

Вариант 3

Задание 1. Покажите, как различаются значения приведен­ных ниже слов в зависимости от ударения, составив с ними соответ­ствующие словосочетания.

Атлас, глазки, рожки, выкупать, ирис, характерный, полки, хло­пок, мука, вычитать, парить, безобразный, кружки, трусить, языковая.

Задание 2. Отметьте те пары слов, в которых варианты ударения являются семантическими. Объясните значения этих слов.

Прикус – прикус, кирка – кирка, флейтовый – флейтовый, замковый – замковый, броня – броня, казаки – казаки, вязанка – вязанка, допитый – допитый, ведро – ведро.

Задание 3. Объясните значение слов: бескорыстие, справед­ливость, благоразумие, доброта, мудрость, щедрость. В случае необхо­димости воспользуйтесь толковым словарем русского языка. Придумайте фразы с этими словами, характеризующие конкретного человека и пояс­няющие данное качество в его характере или поведении.

Образец: бескорыстие — это готовность помогать другим, не получая ничего от них взамен.

Мы уважаем С. П. за его бескорыстие, так как он всегда готов помочь, ничего не требуя взамен.

Задание 4. Прочитайте. Выделите многозначные слова. Определите их лексическое значение. Установите, в прямом или пе­реносном значении они употреблены.

Он был маленький, сухой и все кашлял. «Вы даже в игре шляпа!» Братец вытащил из кулька голову сахара. Смуглые, золо­тым пухом покрытые щеки. Деревня, где скучал Евгений, была пре­лестный уголок. Это была и любимая, и бесконечно длинная песня. Что-то режет ему сердце острой, невыносимой болью.

Задание 5. Выпишите и исправьте ошибки, связанные с не­правильным определением рода существительных.

Серая мышь, серьезное жюри, новая тюль, красивая бра, зеленое такси, лечебная шампунь, старое пианино, вкусное какао, старинный рояль, болезненный мозоль.

Задание 6. Выделите существительные женского рода. От­метьте слова, род которых зависит от значения.

Бездарь, врач, депо, городище, занавес, медаль, топорище, невежа, меню, пожарище, псалтырь, горошина, купчина, речушка, соседушка, нянюшка, ректор, горюшко, землишка, французишка, секретарь, бородища, письмишко.

Задание 7. Укажите, какие вопросы соответствуют приве­денным глаголам.

1. Поражаться. 2. Разбирать. 3. Разбираться. 4. Беспоко­ить. 5. Беспокоиться. 6. Возмущать. 7. Возмущаться. 8. Удивлять­ся. 9. Касаться. 10. Прикасаться.

А) кому? чему? Б) кем? чем? В) кого? чего? Г) в кого? в чем? Д) о ком? о чем? Е) за кого? за что? Ж) на кого? на что? 3) к кому? к чему? И) кого? что? К) с кем? с чем?

Задание 8. Поставьте существительные в нужном падеже, добавив, если нужно, предлог.

Удивляться (способности)

Отчитаться (работа)

Примириться (недостатки)

Приветствовать (победители)

Поздравить (удача) Встретиться (герой)

Уклониться (ответ)

Убедиться (правота)

Восхищаться (живопись)

Вовлечь (работа)

Задание 9. Определите функционально-стилистическую принадлежность слов.

Аббревиатура, аварийщик, баламут, баллотироваться, безвременный, важничать, вакуум, варево, вездесущий, водоснабже­ние, вывод, горло, габарит, гавкать, глазастый, грустить, давниш­ний, дебаты, доказывать, егоза, единение, животворный, забияка, запечатлеться, злополучный, зубрить, иго, иерархия, ихняя, изоглос­са, исходящий, кавардак, контекст, катаклизм, модальность, минус, морда, орфоэпия, параллель, путаник, путешествовать, семасиоло­гия, самодур, самозабвенный, сверхсрочнослужащий.

Задание 10. В одной из басен И.А. Крылова выделите разго­ворную и просторечную лексику.

 

Вариант 4

Задание 1. Отметьте те пары слов, в которых варианты ударения являются стилистическими. Ирис – ирис, языковой – языковой, тефтелитефтели, индустрия – индустрия, пропасть – пропасть, шелковыйшелковый, процент – процент, компас – компас, искра – искра, клумбы – клумбы

Задание 2. Произнесите правильно слова, обращая внима­ние на мягкость или твердость согласных перед Е.

Музей, дефицит, террор, тема, фотомодель, бактерия, энергия, паштет, акварель, ателье, репрессии, декада, деформировать, барельеф, коттедж, декан, департамент, реле, либретто, деталь, гротеск, про­гресс, конкретный, компьютер, идентичный, кафе, теннис, тембр, эсте­тика, тенор, реклама, депрессия, стенд, регресс, компетентный, антенна, партер, пресса, версия, десант, шоссе, отель, модель, рекорд, кекс, сер­вант, престиж, тире, тенденция, секрет, пресс, бассейн, резерв, дебют, кашне, лотерея, майонез, академия, интеллект, патент, протест, рекви­ем, сейм, сессия, тезис, термометр, эффект, пресс-конференция, кодекс, темп, кредо, бизнес, интерьер, девиз.

Задание 3. Придумайте словосочетания или предложения, в которых слова мягкий, высокий, холодный, трещотка, улыбаться, город, сверкать, медведь, читать были бы употреблены в прямом и переносном значениях

Задание 4. С помощью толковых словарей современного русского языка подберите примеры омонимов-существительных, омонимов-прилагательных, омонимов-глаголов (по 5 примеров).

Задание 5. К данным существительным подберите соответ­ствующие существительные мужского или женского рода, обозна­чающие лиц мужского или женского пола, самок или самцов живот­ных. Отметьте те слова, которые не имеют родовых пар. Артист, балерина, братишка, внук, волк, генерал, девочка, девушка, доярка, директор, доктор наук, жена, женщина, заяц, кон­дуктор, львица, медведь, машинист, маникюрша, орел, тигр, ткач, солист, тракторист, учительница, художник.

Задание 6. Определите, чему соответствуют разные формы числа: разным значениям слова, омонимам или стилистическим разновидностям формы? Все ли варианты находятся в пределах литера­турного языка?

Учителяучители, листы – листья, образы – образа, кон­дукторы – кондуктора, лагери – лагеря, орденыордена, поясы – поя­са, соболи – соболя, табели – табеля, мехи –меха, боровыборова, сы­ны – сыновья, запчасти – запчастя, скоростискорости, офицеры – офицера, инженеры – инженера, торты – торта, сети – сет.

Задание 7. Исправьте ошибки на управление.

1) Результаты опыта подтверждают о наших предположениях;

2) Школьники не посещали школу за счет сильных морозов;

3) Банкиры понимают о необходимости помочь развиваю­щимся предприятиям;

4) Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо;

5) Об этом не раз указывала «Независимая газета»;

6) Нужно заплатить за проезд;

7) Он часто теряет свои вещи благодаря своей рассеянности;

8) Беседа с заведующим финансового отдела прошла безре­зультатно;

9) Артист был удостоен высокой наградой.

Задание 8. Найдите и исправьте синтаксические ошибки.

1) Студенты, напишущие реферат на «отлично», получат
зачет автоматически;

2) Каждому пожелавшему бы выступить на конференции будет
предоставлено слово;

3) Написав письмо, я отправил его по почте;

4) Открывая дверь, она громко скрипнула;

5) Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд труд­ностей;

6) Пройдя несколько шагов, казаки свернули с дороги;

7) Лодка помчалась, бесшумно и легко вертясь среди судов;

8) Возвращаясь домой, мне стало грустно;

9) Ободренный, я вышел на сцену;

10) Выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

Задание 9. В одном из стихотворений А.С. Пушкина выде­лите традиционно-поэтическую лексику.

Задание 10. Замените данные книжные слова на нейтраль­ные (разговорные).

Аббревиатура, афера, вето, интеграция, контракт, конку­рент, конфиденциальный, легитимный, лимитировать, суицид, суб­марина, тинэйджер, электорат.

Вариант 5

Задание 1. Поставьте ударение в словах.

Эстет, дебют, экзема, декаданс, депо, шоссе, шинель, либ­ретто, лорнет, лотерея, форель, фонотека, майонез, мулине, фла­нель, фарватер, неологизм, отель, фанера, тире, патент, терракотовый, пионер, патефон, термин, полонез, рейд, терапевт, сейм, сессия, тенор, тенденция, реквием, тезис, тембр, темп.

Задание 2. Поставьте ударение в словах.

А) Демократия, дебитор, арест, безудержный, вероисповедание, деспотия, острота (остроумное выражение), острота (существительное с отвлеченным значением), аристократия, боязнь, доллар, упрощенный, гастрономия, договор, духовник, заговор, инвестировать, исчерпать, квар­тал, кухонный, наложенный (платеж), диспансер, мастерски, новорожден­ный, облегчить, оптовый, похороны, приданое, усугубить, доцент, испод­воль, процент, сантиметр, мизерный, созыв, таможня, община, толика, феерия, хаос, диагноз, библиотека, христианин, эксперт, эпиграф.

Б) Кредит, асимметрия, буржуазия, соболезнование, нефте­провод, августовский, блокировать, ветеринария, валовой, еретик, духо­венство, дебет, генезис, диалог, договоренность, заем, алкоголь, значи­мость, каталог, кладовая, вахтер, псевдоним, маркетинг, медикамент, мытарство, намерение, экскурс, украинский, уникум, нормировать, паск­виль, пиццерия, согнутый, подростковый, митинговый, ободрить, це­мент, ходатайствовать, премировать, принудить, феномен, тяжба, раджа, танцовщица, мельком, сосредоточение, сирота.

В) Алфавит, мышление, рудник, баловать, бомбардировать, бюрократия, алиби, кредитор, втридорога, деспот, донельзя, упрочение, добыча, жалюзи, закупорить, дебетовый, изобретение, каучук, клеить, маркировать, творог, планер, шофер, двоюродный, наискось, некролог, обеспечение, олигархия, исповедание, одновременность, документ, эпилог, поутру, приговор, приобретение, разминуться, менеджмент, снадобье, статуя, тирания, углубить, формировать, холеный, черпать.

Задание 3. Составьте с каждым из слов предложения, кото­рые доказывали бы их омонимию.

Кабачок, ласка, издать, гриф, блок, батарея, такса, лира, кран, гранат.

Задание 4. Сравните выделенные слова. Какие из них яв­ляются лексическими омонимами? Распределите слова по группам: лексические омонимы, омоформы, омофоны, омографы.

Посмотреть зло - причинить зло; оконное стекло – с зонта стекло; много белок - белок яйца; выпускной балвысокий балл; побег из плена – побег растения; многоэтажные дома - сидеть дома; зимняя доро­га - ткань дорога; заросший пруд - прут ивы; болтать о пустяках – бол­тать ногами; заливной луг – репчатый лук; машиностроительный завод – завод у часов; мою руки – дай мою тетрадь; географический атлас – ат­лас для платья; расцвел ирис – вкусный ирис; глубокая пропастьпро­пасть в тумане; жать руку - жать пшеницу; красные щеки - красные девицы; материнская ласка – ласка убежала; походный марш — команда «Марш!»; роза красивее, чем пион — чемпион мира; полоскать рот – по­ласкать кота; поселок возле леса - крепкая леса; звериная пасть – пасть смертью храбрых; рос смелым – куст душистых роз.

Задание 5. Отметьте существительные, у которых в форме именительного падежа множественного числа наблюдается только окончание -и(-ы).

Бухгалтер, вензель, ветер, возраст, вымпел, директор, джемпер, доктор, диспетчер, лагерь, снайпер, сорт, счет, терем, ток, хлеб, шофер.

Задание 6. Укажите форму родительного падежа множест­венного числа существительных. Проверьте по словарю, соответ­ствует ли выбранная вами форма современной литературной норме.

Грамм, килограмм, помидор, апельсин, мандарин, бакла­жан, бурят, башкир, румын, гусар, улан, брызги, колено, побережье, сумерки, грабли, ясли, басня.

Задание 7. Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастных оборотов и деепричастий. Исправьте эти ошибки.

Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет смысл. Оказавшись на побережье, мы собирали ракушки. Отдохнув, мысли лучше идут на ум. Расставив знаки препинания неправильно, предложение может терять смысл. Книги Марининой я могу чи­тать, открывая их на любой странице. Получив высокую оценку за сочинение, я был просто счастлив. Починив карандаш, он опять сломался. Войдя в трамвай, я села на свободное место. Путешест­вуя, я всегда веду дневник. Приехав во Псков, мне понравился второй день нашей экскурсии. Выполняя задание, студенты обращаются к справочной литературе.

Задание 8. Отметьте предложения, где допущены ошибки в согласовании.

Брат и сестра, удачно выступавшая на соревнованиях по лыжам, были награждены. За два последних месяца работа нашего участка заметно оживилась. В ходе проверки выявлены множество различных недостатков. Положение дел в фирме оставляют же­лать лучшего. Этим летом будут реализованы 54 льготных тури­стических путевки. Четыре рыболовские судна вышли в море. Зачем растить сына такой недотрогой. Он вместе с другом был лучшим в финальном турнире.

Задание 9. Предложите разные способы словесного выражения приводимых ниже фраз.

Образец: Нам нужна демократия – Варианты: Демократия нам необходима. Без демократии наше общество невозможно. Демо­кратия - это то, в чем нуждается наше общество.

Отметьте, к какому функциональному стилю речи относятся получившиеся варианты.

1. Необходимо защищать природу. 2. Давайте проведем субботник. 3. С курением надо бороться. 4. Государство должно заботиться о неимущих. 5. Человек в жизни должен занимать ак­тивную позицию. 6. Обществу необходима доброта. 7. Необходимо провести референдум.

 

Вариант 6

 

Задание 1. Поставьте ударение в словах.

Начать, начал, начала, начали; принять, принял, приняла, при­няли; отнял, отняла, отняли; клал, клала, клали; велся, велась, велись; по­нял, поняла, поняли; брал, брала, брали; включить, включим, включит; кле­ить, клеил; взять, взяла; вручить, вручим; положить, положи; звонит, звонят, звонишь; вместишься, вместимся; положил, положила, положу; баловал, баловала, балуешь; красивый, красивее, торты, тортов; слоги, слогов; близок, близка, близки; горек, горька; длинен, длинна; ровен, ровна, ровны; созван, созвана, созваны; создан, создана, созданы; взят, взята, взяты; занят, занята, заняты; грешин, грешна, грешны; важен, важна, важны, важно.

Задание 2. Отметьте глагольные формы с неверным уда­рением. Исправьте ошибки.

ПрОжил, бАловать, Отдал, кАшлянуть, взялА, облЕгчить, откупОрить, уведомИть, пилА, избАловать, плесневЕть, пломбИро-ватъ, лилОветь, премировать, нАлкл, Обнял.

Задание 3. Подберите к данным словам синонимы. Среди них выделите идеографические и стилистические.

Легкомысленный, грустный, известный, богатство, малень­кий, лечить, умный, бедность, танцевать, наивность, вежливый, горя­чий, будуишй, просьба, истратить, плакать, признак, внешность, об­манщик, Вселенная, быстрый, энергичный, безграничный.

Задание 4. Составьте небольшой рассказ, употребив в нем данные синонимы (в любой падежной или глагольной форме).

1. Беспокойство, волнение, тревога. 2. Блестеть, сиять, све­титься. 3. Близкий, недалекий, соседний. 4. Большой, огромный. 5. Бро­ситься, устремиться, 6. Быстрый, торопливый, стремительный.

Задание 5. Поставьте следующие существительные в фор­му множественного числа родительного падежа.

Сапоги, носки, чулки, простыни, кочерги, валенки, кило­граммы, рельсы, погоны, туфли, куры, няни, весла.

Задание 6. Просклоняйте словосочетания, написав числи­тельные прописью.

459 книг, 147 яблок, 253 человека, полтора ведра воды, 1925-й год.

Задание 7. Поставьте сказуемые в предложениях в нужные формы. Проанализируйте, как в приведенных примерах количественность влияет на согласование.

Огромное число понятий в нашем мире (не оказаться) достаточно (важный), чтобы получить имя и войти в словарь. Большинство людей на Западе (думать), что у русских якобы не бы­ло ничего своего, никаких собственных традиций, никакой культуры. Сообщается, что более 12 млн. га посевов (пострадать) от недос­татка осадков в этом сезоне. Домов (стоять) всего шестнадцать. Большинство телевизионных передач (быть) (скучный), совершенно (непонятный) по своей направленности. Царь Салтан за пир чест­ной (сесть) с царицей молодой. Над морем (коситься) множество чаек). Несколько человек одновременно (оглянуться).

Задание 8. Найдите и исправьте ошибки на согласование.

1) В ходе проверки выявлены множество различных недостатков;

2) Положение дел в фирме оставляет желать лучшего;

3) Открытие и публикация «Слова о полку Игореве» пока­

зало, что наша словесность является одной из древнейших в мире;

4) Прошли еще полчаса ожидания;

5) ФСБ уже заявило протест, а ЦРУ промолчал;

6) Газета «Версты» опубликовали интересную заметку;

7) Кресло-кровать стояла посреди комнаты;

8) Доцент Ковалева выступила на заседании кафедры с докладом;

9) Бар-дискотека открыт всю ночь;

10) «Горе от ума» написана А.С. Грибоедовым;

11) Женщина-хирург выполнил сложную операцию;

12) «Волки и овцы» будут поставлены в новом сезоне;

13) Сочи расположены на побережье;

14) За заборчиком отдыхала кенгуру;

15) «Я помню чудное мгновенье» было исполнено на бис;

16) Никто: ни депутаты, ни министры, ни президент - не
имеют права нарушать Конституцию;

17) Достаточно вспомнить тех, кто стали жертвами ре­прессий;

18) Ты, кто знаешь финансовое состояние компании, должен
стать директором.

Задание 9. Составьте тексты, в которых Вы рассказываете об одном и том же событии своим друзьям и официальному лицу.

Перечислите языковые средства, создающие ту или иную стилисти­ческую окраску текстов.

Задание 10. Определите стиль данного текста. Объясните, почему Вы пришли к такому выводу.

Текст №1

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняют­ся в Республике Башкортостан как основа жизни и деятельности ее многонационального народа

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в ча­стной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недра­ми, водными, лесными и другими природными ресурсами республики, являющимися достоянием ее многонационального народа и находящими­ся в собственности Республики Башкортостан, регулируются законода­тельством Республики Башкортостан и соглашениями с федеральными органами государственной власти.

Текст № 2

Мне не спалось, и я вышла на улицу. Ни души... Морозит. Дере­вья покрылись голубовато-лиловатым инеем: словно приоделись, приго­товились к какому-то торжественному событию. А моя любимая бере­за, та, что у окна спальни, так вообще красавица. Так и светится в лун­ном свете, прямо принцесса из сказки. Ночь светла. Снежное покры­вало невообразимо прекрасно. Луна в окружении подруг звезд. Все так красиво и на земле и на небе. И так спокойно. И боишься исчезновения с лица Земли всей этой красоты. Эх, почему мы так поздно и в одиночку это осознаем. Почему мы ничего не делаем ради спасения всей этой кра­сы Земли?

 

7 вариант

 

Задание 1. Паронимы – это слова…

а) тождественные или близкие по значению;

б) которые пишутся одинаково, но имеют разные значения; в) противоположные по своему лексическому значению;

г) сходные по звучанию, но не совпадающие по значению и написа­нию.

Задание 2. Синонимы – это слова…

а) тождественные или близкие по значению;

б) которые пишутся одинаково, но имеют разные значения;

в) противоположные по своему лексическому значению;

г) сходные по звучанию, но не совпадающие по значению и написа­нию.

Задание 3. Определите ряд, в котором стоит слово с неправильным
ударением. Укажите ряд и это слово.

а) ерети'к, кварта'л, опто'вый, премировать;

б) щаве'ль, каучу'к, де'бет, свёкла, танцо'вщица;

в) украи'нский, катало'г, звони'т, нормщюва'тъ, ободри'тъ; г) диспа'нсер, некроло'г, обеспечение, газопрово'д, балова'ть;

д) цеме'нт, то'рты, жалюзи', углуби'ть, докуме'нт.

Задание 4. Найдите предложение с ошибкой на согласование и ис­правьте ее.

а) красивое бра; б) богатая леди; в) маленькое шимпанзе; г) мягкая шампунь; д) солнечное Баку; е) российское МИД; ж) горя­чий кофе.

Задание 5. Раскройте скобки, употребляя числительные и сущест­вительные в нужной форме.

а) Библиотека ежемесячно пополняется (256 книг); б) Наша фирма выслала пригласительные открытки (654 чело­века); в) Встреча с (345 учеников) прошла спокойно; г) Вес некото­рых грибов достигает (полтора килограмма); д) Рассказы о (1945-и год) слушали с особым интересом; е) Новая школа должна быть открыта к (1-е января).

Задание 6. Отметьте слов(а), с которыми сочетается числительное
пятеро.

а) школьниц; б) товарищей; в) человек.

Задание 7. Найдите предложение(я) с ошибкой и определите тип ошибки (1- смешение паронимов, 2 - лексическая недостаточность, 3 - плеоназм, 4 - тавтология, 5 - нарушение лексической сочетаемости).

а) С 2001 года вступили новые правила налогообложения;

б) В пищу животным стали добавлять минеральные добавки;

в) Эта статья до глубины души меня удивила;

г) В моей жизни это было самое памятливое событие;

д) Писателя интересуют взаимоотно­шения участников движения друг с другом;

е) Иногда в нашей сту­дии происходят забавные курьезы.

Задание 8.Найдите предложение(я), где нужно поставить тире.

а) Жалование, паек и случайные посылки все делилось поровну;

б) Все путь ему болото, бор, кусты, утесы и овраги;

в) И по горам, и по долам все спит;

г) Судьбы сидящих здесь людей были очень похожи все они так или иначе покинули Россию;

д) Не снег кружится в чистом поле пух одуванчиков ле­тит; е) нет ответа.

Задание 9.Отметьте слова, которые произносятся в соответствии с нормами современного русского языка.

а) яи[шн]ица; б) уни[чт]ожить; в) скворе[шн]ик; г) коне[чн]о; д) Мле[чн]ый Путь.

Задание 10. Указать группу существительных среднего рода.

а) пюре, кафе; б) бигуди, Дели; в) колибри, резюме; г)конферансье, кофе; д) кенгуру, АЭС, МГУ.

8 вариант

 

Задание 1.Найдите вариативные нормы постановки ударения.

а) тво'рог, б) а'вгуспювский, в) сосредоточение, г) доку­е'нт, д) ха'ос.

Задание 2. Омонимы – это слова…

а) тождественные или близкие по значению;

б) которые пишутся одинаково, но имеют разные значения; в) противоположные по своему лексическому значению;

г) сходные по звучанию, но не совпадающие по значению и написа­нию.

Задание 3. Антонимы – это слова…

а) тождественные или близкие по значению;

б) которые пишутся одинаково, но имеют разные значения; в) противоположные по своему лексическому значению;

г) сходные по звучанию, но не совпадающие по значению и написа­нию.

Задание 4. Определите ряд, в котором стоит слово с неправильным
ударением. Укажите ряд и это слово.

а) украи'нский, катало'г, звони'т, нормщюва'тъ, ободри'тъ; б) диспа'нсер, некроло'г, обеспечение, газопрово'д, балова'ть; в) цеме'нт, то'рты, жалюзи', углуби'ть, докуме'нт.

Задание 5. Согласный перед буквой -е- произносится твердо в слове: а) патент, б) пресса, в) пресс, г) компьютер, д) дефицит.

Задание 6. Найдите предложение(я) с ошибкой и определите тип ошибки (1– смешение паронимов, 2 – лексическая недостаточность, 3 – плеоназм, 4 – тавтология, 5 – нарушение лексической сочетаемости).

а) С 2001 года вступили новые правила налогообложения;

б) В пищу животным стали добавлять минеральные добавки;

в) Эта статья до глубины души меня удивила;

г) В моей жизни это было самое памятливое событие;

д) Писателя интересуют взаимоотно­шения участников движения друг с другом;

е) Иногда в нашей сту­дии происходят забавные курьезы.

Задание 7. Найдите предложение(я) с ошибкой.

а) Их поддерживала вера в успехе;

б) Он часто теряет ве­щи благодаря своей рассеянности;

в) Наблюдая за прыжком спорт­смена, у вас может возникнуть вопрос о его системе тренировок;

г) Чиновник не удостоил журналиста ответом;

д) Женщина-оператор быстро соединил меня с абонентом.

Задание 8. Отметьте слова, с которыми сочетается числительное пять.
а)... подруг; б)... ребят; в)... саней; г)... трудяг; д)...корзин; е)
... суток; ж)... женщин.

Задание 9. Найдите предложение(я), в которых не нужны дополни­тельные знаки препинания.

а) Они слушали затаив дыхание;

б) Я говорил правду мне не верили;

в) Понравиться похвали, нет выругай;

г) Родители очень обрадовались получив письмо от сына;

д) Около стола стояла при­вязанная за ногу курочка;

Задание 10.Найдите предложение(я), где нужно поставить двоеточие.

а) Не снег кружится в чистом поле пух одуванчиков ле­тит; б) Все путь ему болото, бор, кусты, утесы и овраги; в) И по горам, и по долам все спит; г) Судьбы сидящих здесь людей были очень похожи все они так или иначе покинули Россию; д) Жалование, паек и случайные посылки все делилось поровну; е) нет ответа.

 

9 вариант

 

Задание 1. Отметьте те пары слов, в которых варианты ударения являются ненормативными.

Цепочка – цепочка, договор – договор, тефтелитефтели, индустрия – индустрия, пропасть – пропасть, шелковыйшелковый, процент – процент, компас – компас, искра – искра, клумбы – клумбы

Задание 2. Произнесите правильно слова, обращая внима­ние на мягкость или твердость согласных перед Е.

Декан, департамент, реле, либретто, деталь, гротеск, про­гресс, конкретный, компьютер, идентичный, кафе, теннис, тембр, эсте­тика, тенор, реклама, депрессия, стенд, регресс, компетентный, антенна, партер, пресса, версия, десант, шоссе, отель, модель, рекорд, кекс, сер­вант, престиж, тире, тенденция, секрет, пресс, бассейн, резерв, дебют, кашне, лотерея, майонез, академия, интеллект, патент, протест, рекви­ем, сейм, сессия, тезис, термометр, эффект, пресс-конференция, кодекс, темп, кредо, бизнес, интерьер, девиз.

Задание 3. Придумайте словосочетания или предложения, в которых слова мягкий, высокий, холодный, трещотка, улыбаться, город, сверкать, медведь, читать были бы употреблены в прямом и переносном значениях

Задание 4. С помощью толковых словарей современного русского языка подберите примеры омонимов-существительных, омонимов-прилагательных, омонимов-глаголов (по 5 примеров).

Индустрия – индустрия, пропасть – пропасть, шелковыйшелковый, процент – процент, компас – компас, искра – искра, клумбы – клумбы

Задание 5. К данным существительным подберите соответ­ствующие существительные мужского или женского рода, обозна­чающие лиц мужского или женского пола, самок или самцов живот­ных. Отметьте те слова, которые не имеют родовых пар. Артист, балерина, братишка, внук, волк, генерал, девочка, девушка, доярка, директор, доктор наук, жена, женщина, заяц, кон­дуктор, львица, медведь, машинист, маникюрша, орел, тигр, ткач, солист, тракторист, учительница, художник.

Задание 6. Определите, чему соответствуют разные формы числа: разным значениям слова, омонимам или стилистическим разновидностям формы? Все ли варианты находятся в пределах литера­турного языка?

Задание 7. Исправьте ошибки на управление.

5) Школьники не посещали школу за счет сильных морозов;

6) Банкиры понимают о необходимости помочь развиваю­щимся предприятиям;

7) Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо;

5) Об этом не раз указывала «Независимая газета»;

6) Нужно заплатить за проезд;

7) Он часто теряет свои вещи благодаря своей рассеянности;

10) Беседа с заведующим финансового отдела прошла безре­зультатно;

11) Артист был удостоен высокой наградой.

Задание 8. Найдите и исправьте синтаксические ошибки.

1) Студенты, напишущие реферат на «отлично», получат
зачет автоматически;

10) Каждому пожелавшему бы выступить на конференции будет
предоставлено слово;

11) Написав письмо, я отправил его по почте;

12) Открывая дверь, она громко скрипнула;

13) Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд труд­ностей;

14) Пройдя несколько шагов, казаки свернули с дороги;

15) Лодка помчалась, бесшумно и легко вертясь среди судов;

16) Возвращаясь домой, мне стало грустно;

17) Ободренный, я вышел на сцену;

10) Выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

Задание 9. В одном из стихотворений А.С. Пушкина выде­лите традиционно-поэтическую лексику.

Задание 10. Замените данные книжные слова на нейтраль­ные (разговорные).

Аббревиатура, афера, вето, интеграция, контракт, конку­рент, конфиденциальный, легитимный, лимитировать, суицид, суб­марина, тинэйджер, электорат.

 

10 вариант

 

Задание 1. Поставьте ударение в словах.

Брал, брала, брали; включить, включим, включит; кле­ить, клеил; взять, взяла; вручить, вручим; положить, положи; звонит, звонят, звонишь; вместишься, вместимся; положил, положила, положу; баловал, баловала, балуешь; красивый, красивее, торты, тортов; слоги, слогов; близок, близка, близки; горек, горька; длинен, длинна; ровен, ровна, ровны; созван, созвана, созваны; создан, создана, созданы; взят, взята, взяты; занят, занята, заняты; грешен, грешна, грешны; важен, важна, важны, важно.

Задание 2. Отметьте глагольные формы с неверным уда­рением. Исправьте ошибки.

ПрОжил, бАловать, Отдал, кАшлянуть, взялА, облЕгчить, откупОрить, уведомИть, пилА, избАловать, плесневЕть, пломбИроватъ, лилОветь, премировать, нАлкл, Обнял.

Задание 3. Подберите к данным словам синонимы. Среди них выделите стилистические.

Легкомысленный, грустный, известный, богатство, малень­кий, лечить, умный, бедность, танцевать, наивность, вежливый, горя­чий, будуишй, просьба, истратить, плакать, признак, внешность, об­манщик, Вселенная, быстрый, энергичный, безграничный.

Задание 4. Составьте небольшой рассказ, употребив в нем данные синонимы (в любой падежной или глагольной форме).

1. Умный, талантливый, способный. 2. Блестеть, сиять, све­титься. 3. Близкий, недалекий, соседний. 4. Большой, огромный. 5. Бро­ситься, устремиться, 6. Быстрый, торопливый, стремительный.

Задание 5. Поставьте следующие существительные в фор­му множественного числа родительного падежа.

Сапоги, носки, чулки, простыни, кочерги, валенки, кило­граммы, рельсы, погоны, туфли, куры, няни, весла.

Задание 6. Просклоняйте словосочетания, написав числи­тельные прописью.

786 книг, 395 груш, 487 человек, полтора ведра воды, 1989-й год.

Задание 7. Поставьте сказуемые в предложениях в нужные формы. Проанализируйте, как в приведенных примерах количественность влияет на согласование.

Огромное число понятий в нашем мире (не оказаться) достаточно (важный), чтобы получить имя и войти в словарь. Большинство людей на Западе (думать), что у русских якобы не бы­ло ничего своего, никаких собственных традиций, никакой культуры. Сообщается, что более 12 млн. га посевов (пострадать) от недос­татка осадков в этом сезоне. Домов (стоять) всего шестнадцать. Большинство телевизионных передач (быть) (скучный), совершенно (непонятный) по своей направленности. Царь Салтан за пир чест­ной (сесть) с царицей молодой. Над морем (коситься) множество чаек). Несколько человек одновременно (оглянуться).

Задание 8. Найдите и исправьте ошибки на согласование.

4) В ходе проверки выявлены множество различных недостатков;

5) Положение дел в фирме оставляет желать лучшего;

6) Открытие и публикация «Слова о полку Игореве» пока­

зало, что наша словесность является одной из древнейших в мире;

15) Прошли еще полчаса ожидания;

16) ФСБ уже заявило протест, а ЦРУ промолчал;

17) Газета «Версты» опубликовали интересную заметку;

18) Кресло-кровать стояла посреди комнаты;

19) Доцент Ковалева выступила на заседании кафедры с докладом;

20) Бар-дискотека открыт всю ночь;

21) «Горе от ума» написана А.С. Грибоедовым;

22) Женщина-хирург выполнил сложную операцию;

23) «Волки и овцы» будут поставлены в новом сезоне;

24) Сочи расположены на побережье;

25) За заборчиком отдыхала кенгуру;

15) «Я помню чудное мгновенье» было исполнено на бис;

19) Никто: ни депутаты, ни министры, ни президент - не
имеют права нарушать Конституцию;

20) Достаточно вспомнить тех, кто стали жертвами ре­прессий;

Задание 9. Составьте тексты, в которых Вы рассказываете об одном и том же событии своим друзьям и официальному лицу. Перечислите языковые средства, создающие ту или иную стилисти­ческую окраску текстов.

Задание 10. Определите стиль данного текста. Объясните, почему Вы пришли к такому выводу.

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электриче­ских разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовы­ми) облаками и между облаками и земной поверхностью, а также на­ходящимися на ней предметами. Эти разряды молнии - сопровождают­ся осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над нагретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.

Примерные тестовые задания

1.Укажите предложение, где слова, набранные курсивом, НЕ выделяются или НЕ отделяются запятыми:

1. Услышь меня хорошая услышь меня красивая заря моя вечерняя любовь неугасимая.

2. Сосна обессилев от шквального ветра плавно раскачивается, наклоняясь всё ниже и ниже к земле.

3. Сегодня кажется будет дождь.

4. Как женщина она никогда не была счастливой.

2.Укажите, что относится к жанру делового стиля

1. Дневниковая запись, реклама;

2. Статья, учебное пособие;

3. Коммюнике, распоряжение;

4. Акт, комедия.

3.Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией фразеологических оборотов. Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных трансформаций:

1. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 2. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ. 3. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку. 4. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. 5. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу.

4. Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена:

Выражайся ясно, избегай непонятных выражений

1. Максима способа выражения;

2. Максима качества;

3. Максима количества;

4. Максима релевантности.

5.Укажите, что относятся к жанру разговорного стиля:

1. Доклад, автореферат;

2. Приказ, доверенность;

3. Ода, комедия;

4. Частная переписка, дневник.

6. Поставьте ударение в словах:

Языковая (подготовка), камбала, продали, пять досок, назло, обезуметь, квартал, банты, бюрократия, жалюзи, кухонный, оптовый, диспансер.

7. Каким словарем вы не воспользуетесь при выборе варианта:

заголовок – глава;

М[о]пассан или М[а]пассан;

день – ночь;

акрост и х или акр о стих.

1. Орфоэпическим словарём;

2. Словарём иностранных слов;

3. Словарём паронимов;

4. Словарём антонимов.

8. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:

__________– повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием.

1. Инверсия;

2. Эпифора;

3. Аллитерация;

4. Анафора.

9.В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

Роман, пустячный, шинель.

1. Р[а]ман, пустя[шн]ый, ши[н’э]ль;

2. Р[о]ман, пустя[ч’н]ый, ши[н’э]ль;

3. Р[а]ман, пустя[шн]ый, ши[нэ]ль;

4. Р[а]ман, пустя[ч’н]ый, ши[нэ]ль.

10.Укажите словосочетание, употребляемое в роли сказуемого в официально-деловых текстах:

1. Ждать помощи;

2. Оказывать помощь;

3. Прийти на помощь;

4. Надеяться на помощь.

7. Информационное обеспечение дисциплины:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.