КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обследование логопеда 3 страница
Речь напоминает речь человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения. При мозжечковой дизартрии наибольшие нарушения отмечаются при произношении звуков, когда необходима четкость атрикуляции и дифференцированность движений. Прежде всего это относится к группе переднеязычных звуков, а также губных звуков, для которых необходима определенная сила сокращений мышц артикуляционного аппарата.
При мозжечковой дизартрии также в значительном числе случаев имеют место проявления оральной диспраксии с нарушением четкости кинестического восприятия в мышцах речевого аппарата. В целом отмечается нарушение координации движений.
Походка становится шаткой, пациент с трудом сохраняет равновесие. Для выявления нарушений функций мозжечка существует целый ряд неврологических проб. КОРКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ
Под названием корковая дизартрия объединяют ряд моторных расстройств речи, причиной которых являются очаговые поражения центральной нервной системы в области коры головного мозга.
В настоящее время существование такой формы дизартрии как «корковая дизартрия», признается далеко не всеми авторами. В случаях взрослых пациентов иногда происходит смешивание корковой дизартрии с моторной афазией. Наличие противоречий во мнениях о существовании корковой дизартрии обусловлено неточностями в имеющейся терминологии, а также отсутствием единого представления о механизмах развития моторной алалии и афазии.
В зависимости от локализации поражения в коре головного мозга различают два вида корковой дизартрии. Первый вид — корковая кинестическая постцентральная дизартрия (некоторые авторы называют этот вид афферентной корковой дизартрией). Возникает вследствие поражения постцентральной извилины коры головного мозга. Как правило, поражение головного мозга носит односторонний характер, при этом поражается доминантное, чаще всего это левое, полушарие головного мозга.
В основе корковой кинестической дизартрии лежит апраксия кинестического типа. При этой форме заболевания наблюдается распад кинестических обобщенных схем атрикуляции шумовых признаков звуков в структуре слога, в результате чего имеются значительные трудности различения соответствующих артикуляционных укладов. Помимо кинестической диспраксии артикуляционного аппарата, диспраксия кинестического типа отмечаетсяв и речевой мускулатуре, и в мускулатуре пальцев рук.
У ребенка, страдающего корковой кинестической дизартрией, отсутствует праксис позы, значительные трудности возникают при переходе от артикулемы к артикулеме. При обследовании отмечается, что характеристики голоса и тембра речи остаются ненарушенными. При корковой кинестической дизартрии описываются замены в ходе речи шумовых признаков речи, признаков места образования, что особенно выражено в случаях язычных согласных, признаков способа образования, что особенно выражено в случаях аффрикат, а также шипящих, признаков твердости и мягкости.
Таким образом, корковая кинестическая дизартрия проявляется прежде всего нарушениями артикуляции звуков — ее неправильностью и нечеткостью. При этом ребенок, страдающий данной формой дизартрии, слышит совершаемые им речевые ошибки и пытается активно исправить дефекты и найти правильную артикуляцию. Эти попытки, однако, приводят к нарушениям плавности речи, и в итоге она становится нечленораздельной, замедленной.
Нарушения артикуляции при корковой кинестической дизартрии носят непостоянный характер, изменчивы. В связи этим замены звуков в большинстве случаев являются неоднозначными (например, [п] — [м], [б] — [п], [п] — [ф], [п] — [т]). Следует помнить, что искажение определенного шумового признака, вне зависимости от степени выраженности нарушений, может отмечаться далеко не во всех случаях.
При обследовании необходимо учитывать, что в легких случаях кинестической корковой дизартрии попытки ребенка активно исправлять дефекты речи под контролем слуха могут приводить к так называемому «застреванию», затруднению при произнесении определенных звуков, что может неправильно трактоваться как заикание.
При данной форме дизартрии в наибольшей степени страдает звукопроизношение согласных, так как ребенок-дизар-трик испытывает значительные трудности при определении места и способа звукообразования. Основной проблемой при этом является выбор и проведение дифференцировки артикуляционных укладов.
Следующая форма корковой дизартрии носит название кинетической премоторной корковой дизартрии (или, по названию некоторых авторов, — эфферентная корковая дизартрия). Данный вид корковой дизартрии возникает в результате поражения прецентральной извилины (ее нижнего отдела) коры головного мозга. Как и в предыдущем случае, поражение носит односторонний характер и касается доминантного (чаще всего, левого) полушария головного мозга. При данном виде поражения развивается кинестическая артикуляторная апраксия. Для нее характерен распад полученных двигательных навыков, в том числе и артикуляторных, на отдельные движения-компоненты, входящие в состав целого действия. При этом наблюдается повторение одних и тех же определенных компонентов движения. Происходит распад обобщенных схем сложного артикуляторного действия, затрудняются переходы, переключения с одного действия на другое, со звука на следующий звук. При этом также как и при кинестической корковой дизартрии не происходит нарушений голосообразования, изменений тембра речи. Выявлено, что ритмические структуры слов стремятся к превращению в цепочки открытых ударных слогов.
При этом произношение согласных звуков напряжено, звуки, оказавшиеся в начале или же в конце слова, в ряде случаев удлиняются или носят толчкообразный характер. Происходит замедление речи. Производится замена щелевых звуков на смычные. При этом переходные фазы артикуляции в ряде случаев становятся отдельными самостоятельными звуками, так происходит вставка звуков. В стечениях согласных наблюдаются пропуски звуков, аффрикаты упрощаются, распадаются на составные звуки. Появляются персеверации и многочисленные замены. Согласные звуки заменяются на смычные, происходят замены звонких звуков на глухие, а мягких — на твердые звуки. Выраженное избыточное напряжение артикуляции опосредованно в результате приводит к увеличению громкости голоса и, при этом, проявлению избирательных оглушений звонких согласных звуков. Артикуляторные движения при кинестической корковой дизартрии становятся медленными, а также инертными. По мнению ряда авторов, фонетический дефект при корковой кинетической дизартрии в большей степени походит на наличие искажений слоговой структуры (пропуски, персеверации, различные перестановки слогов), однако ей также присущи повторы, пропуски, множественные замены звуков.
При обследовании ребенка с подозрением на дизартрию или при проведении дифференциального диагноза между различными ее формами следует помнить, что при всех видах корковой дизартрии отсутствуют нарушения дыхания, голоса, повышенное слюноотделение. У одного ребенка, страдающего корковой дизартрией, возможно выявление одновременно характерных признаков обоих видов расстройств — кинетического и кинестического. В самых легких и простых случаях корковой дизартрии наблюдается лишь замедление темпа тонких высокодифференцированных движений мышц языка, в особенности его кончика, что в результате приводит к замедлению звукопроизношения переднеязычных звуков. Согласные, для произношения которых требуется поднятие кончика языка вверх, в этих случаях могут заменяться дорсальными звуками, для произношения которых необходимо опускание спинки и кончика языка.
На основе синдромологического подхода И. И. Панченко было предложено по отношению к детям, страдающим детским церебральным параличом, выделять спастико-паретиче-скую, спастико-ригидную, спастико-гиперкинетическую, спастико-атактическую и атактико-гиперкинетическую формы дизартрии. КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗАРТРИЙ ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ
По степени выраженности дизартрии различают следующие их виды.
Анартрия — полная невозможность звукопроизношения, речь отсутствует, возможны отдельные нечленораздельные звуки.
Выраженная дизартрия — ребенок способен пользоваться устной речью, однако она является нечленораздельной, малопонятной для окружающих, имеются грубые нарушения звукопроизношения, также значительно нарушены дыхание, голос и интонационная выразительность.
Стертая дизартрия — при данной степени выраженности дизартрии все основные признаки, как неврологические и речевые, так и психологические, оказываются выражены в минимальной, стертой форме.
Однако при тщательном обследовании выявляются неврологические микросимптомы, отмечаются нарушения выполнения специальных проб.
Наиболее часто встречающейся в детской практике логопеда является псевдобульбарная дизартрия. По степени выраженности нарушений речевой и артикуляционной моторики принято выделять три степени тяжести псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю и тяжелую.
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии
При легкой степени (III степени) псевдобульбарной дизартрии отсутствуют грубые нарушения моторики артикуляционного аппарата. Причиной данных расстройств чаще всего становятся односторонние поражения нижних отделов передней центральной извилины, а точнее нейронов двигательных кортико-бульбарных путей. При неврологическом обследовании описывается картина избирательного поражения мышц аппарата артикуляции, при этом наиболее часто поражаются мышцы языка.
При легкой степени дизартрии происходит ограничение и нарушение выполнения наиболее тонких и дифференцированных движений, осуществляемых языком, в особенности, затрудняются движения его кончика вверх. Также у детей, страдающих легкой формой псевдобульбарной дизартрии, отмечается, как правило, избирательное повышение мышечного тонуса мышц языка. Основными нарушениями являются нарушения темпа и плавности звукопроизношения. Трудности звукопроизношения связаны с медленными и зачастую недостаточно точными движениями языка и губ. Нарушения глотания и жевания выражены нерезко и проявляются, преимущественно, редкими поперхиваниями.
Речь замедляется, а также появляется смазанность при произношении звуков. Нарушения звукопроизношения относятся прежде всего к сложным по артикуляции звукам: [ж], [ш], [р], [ц], [ч]. При произнесении звонких звуков отмечается недостаточное участие голоса. Также затрудняется произношение мягких звуков, для которых необходимо добавление к основной артикуляции подъема спинки языка к твердому нёбу. Так затрудняется произношение звуков «л», «ль».
Какуминальные согласные [ж], [ш], [р] отсутствуют в речи или же в ряде случаев происходит их замена на дорсальные звуки [с], [з], [св], [зв], [т], [д], [н].
В целом указанные изменения звукопроизношения негативным образом влияют на фонематическое развитие. У подавляющего большинства детей, страдающих легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, описаны трудности в звуковом анализе. При последующем обучении письму у таких детей наблюдаются, по данным ряда авторов, специфические ошибки замены звуков ([т] — [д], [ч] — [ц]). Нарушения лексики и грамматического строя выявляются крайне редко. Принято считать, что сущность легкой формы дизартрии заключается в наличии нарушений фонетической стороны речи.
Средняя степень псевдобульбарной дизартрии У большинства детей, страдающих дизартрией, наблюдается средняя степень (II степень) выраженности расстройств. Она возникает в результате более обширных односторонних поражений, локализующихся в нижних постцентральных отделах коры головного мозга. В результате поражения центральной нервной системы наблюдается недостаточность кинестического праксиса. Также у детей со средней степенью дизартрии отмечается недостаточность лицевого гнозиса, что особенно выражено в области артикуляционного аппарата. При этом нарушается способность к точному определению места воздействия раздражителя. То есть при прикосновении к лицу наблюдаются затруднения в указании точного места прикосновения. Нарушения гнозиса тесно связаны с нарушениями ощущения и воспроизведения артикуляционных укладов, перехода от одного артикуляционного уклада к другому. Затрудняется поиск нужного артикуляционного уклада, что приводит к значительному замедлению речи, потере ее плавности.
При осмотре ребенка, страдающего среднетяжелой дизартрией, обращает на себя внимание нарушение мимики. Лицо такого ребенка, как правило, амимично, движения лицевых мышц практически полностью отсутствуют.
При выполнении простых движений — надувания щек, плотного смыкания губ, вытягивания губ, — возникают значительные затруднения. Наблюдаются значительные ограничения движений языка. Часто невозможным оказывается поднятие кончика языка вверх, повороты его в стороны, а самое главное, резко затрудняется или становится невозможным удержание языка в подобном положении. Переходы от одного движения к другому также значительно затруднены. Отмечаются парезы мягкого нёба с выраженным ограничением его подвижности. Голос приобретает явный носовой оттенок. У таких детей отмечается повышенное слюнотечение. Выявляются нарушения процессов жевания и глотания.
Функция артикуляционного аппарата оказывается значительно нарушена, в результате чего развиваются выраженные нарушения звукопроизношения. Темп речи замедлен. Речь, как правило, является невнятной, смазанной, негромкой. Вследствие нарушений подвижности губ расстраивается артикуляция гласных звуков, она становится нечеткой, звуки произносятся с усиленным носовым выдохом. В большинстве случаев происходит смешение звуков [и] и [ы]. Нарушается четкость произношения звуков [а], [у]. Из согласных наиболее частые нарушения описываются для шипящих звуков [ж], [ш], [щ], также нарушаются аффрикаты [ч], [ц]. Последние, а также звуки [р] и [л] произносятся приближенно, в виде носового выдоха с призвуком «хлюпающего» характера. При этом выдыхаемая ротовая струя значительно ослабевает и ощущается с трудом. Звонкие согласные звуки во многих случаях заменяются на глухие. Чаще других оказываются сохраненными звуки [п], [т], [м], [н], [к], [х]. Зачастую концевые согласные, а также согласные в стечениях звуков опускаются. Речь детей со среднетяжелой дизартрией оказывается значительно нарушенной, часто мало понятной окружающим настолько, что такие дети предпочитают не вступать в разговоры, держатся в стороне и отмалчиваются. Развитие речи при этом значительно запаздывает и происходит в возрасте лишь 5–6 лет. Дети со среднетяжелой дизартрией могут при правильной коррекционной работе обучаться и в обычных общеобразовательных школах, однако наиболее благоприятные условия для обучения таких детей требуют создания индивидуального подхода, который осуществим в специальных школах.
Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии (I степень) характеризуется грубыми нарушениями речи вплоть до анартрии. При данной степени выраженности речевых расстройств наблюдаются грубые нарушения воспроизведения серии следующих друг за другом движений. У таких детей выявляется выраженная недостаточность кинетического динамического праксиса, вследствие чего происходят нарушения автоматизации поставленных фонем, что особенно выражено в словах со стечением согласных. Речь в подобных случаях практически нечленораздельна, напряжена. Аффрикаты распадаются на составные части [ц] — [тс], [ч] — [тш]. Происходят замены щелевых звуков на смычные [с] — [т], [з] — [д]. При стечении согласных происходит опускание звуков. Звучные согласные избирательно оглушаются.
Крайняя степень выраженности дизартрии — анартрия — возникает при глубоких нарушениях функций мышечных групп, а также, по мнению некоторых исследователей, «полной бездеятельностью речевого аппарата». Лицо ребенка, страдающего анартрией, амимично и напоминает маску, как правило, нижняя челюсть не удерживается в нормальном положении и отвисает, в результате чего рот оказывается постоянно полуоткрытым. Язык оказывается практически полностью неподвижным и постоянно находится на дне ротовой полости, движения губ резко ограничены в своем объеме. Значительно нарушены акты глотания, жевания. Характерно полное отсутствие речи, иногда присутствуют отдельные нечленораздельные звуки.
Считается, что для псевдобульбарной дизартрии характерно сохранение ритмического контура слова, независимо от искажения произношения звуков в его составе. Дети, страдающие псевдобульбарной дизартрией, в большинстве случаев способны произносить двусложные и трехсложные слова, тогда как четырехсложные обычно произносятся отраженно. Нарушения артикуляционной моторики оказывают большое влияние на развитие восприятия речевых звуков, обусловливая формирование его нарушений. Вторичные нарушения слухового восприятия, связанные с недостаточностью артикуляционного опыта, а также отсутствие четкого кинестического образа звука приводят в результате к нарушениям развития звукового анализа. Дети, страдающие псевдобульбарной дизартрией, не способны правильно выполнить большинство из существующих проб для оценки уровня звукового анализа. Так, при обследовании дети-дизартрики не могут правильно выбрать из массы предложенных картинки, названия предметов на которых начинаются на заданные звуки. Также они не могут придумать слово, начинающееся или содержащее требуемый звук. При этом нарушения звукового анализа зависят от тяжести нарушений звукопроизношения, поэтому дети с менее выраженными дефектами звукопроизношения допускают меньше ошибок в пробах на звуковой анализ. В случае же анартрии подобные формы звукового анализа оказываются недоступными. Нарушения и недоразвитие звукового анализа у детей с дизартрией обусловливают значительные трудность вплоть до невозможности освоения грамоты. При этом основное количество ошибок в письме таких детей представляет собой замены букв. При этом очень частыми являются замены гласных звуков дети — «дету», «зубы» — «зуби» и др. Это происходит вследствие неточности имеющегося у ребенка носового произношения гласных, при котором они практически неразличимы по звучанию. Замены согласных при письме также являются многочисленными и носят разнообразный характер. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДИАГНОСТИКИ ДИЗАРТРИЙ)
Принятая в практике отечественной логопедии методика комплексного системного обследования ребенка основывается на необходимости выявления как речевых, так и неречевых нарушений учитывая при этом общее психоневрологическое состояние ребенка, а также его возраст. При этом следует помнить, что чем меньше возраст ребенка и ниже уровень его речевого развития, тем большее внимание для диагностики следует уделять выявлению и оценке неречевых нарушений.
К настоящему времени рядом отечественных исследователей были разработаны принципы и приемы ранней диагностики дизартрии при помощи оценки неречевых нарушений.
К числу наиболее частых ранних, практически самых первых проявлений дизартрии относят псевдобульбарный синдром. Признаки псевдобульбарного синдрома возможно выявить уже у новорожденного. Такими первыми проявлениями псевдобульбарного синдрома являются слабость или же отсутствие крика (афония), нарушения актов сосания, глотания, отсутствие или же выраженная слабость целого ряда врожденных безусловных рефлексов, к которым относятся сосательный, поисковый, хоботковый и ладонно-ротоголовной рефлексы.
Обращает на себя внимание, что крик у таких новорожденных на протяжении долгого времени остается тихим, нередко обладает носовым оттенком, иногда представляет собой отдельные отрывистые всхлипывания на вдохе. Такие дети с первых дней жизни плохо берут грудь, сосут вяло, а при сосании часто захлебываются, поперхиваются, синеют, иногда отмечается вытекание молока из полости носа. В самых тяжелых случаях новорожденные вообще не способны сосать грудь, что делает необходимым кормление их через зонд. Также отмечаются и нарушения дыхания. Наблюдается поверхностное, частое дыхание, часто носящее аритмичный характер. В ряде случаев также наблюдается асимметрия лица, вытекание молока из одного из углов рта, а наличие отвисшей нижней губы часто препятствует захвату соска или соски.
С течением времени все более явной становится недостаточность интонационной выразительности крика, а также различных голосовых реакций. Звуки, издаваемые во время гуления, лепета, характеризуются однообразностью, а сам лепет появляется в более поздние по сравнению с нормальными срок. В течение долгого времени малыш не может научиться жевать, откусывать пищу, часто давится, не может научиться пить из чашки. По мере роста и взросления ребенка, большее значение приобретают признаки речевых нарушений.
Так, начинают проявляться стойкие дефекты звукопроизношения, нарушения произвольных артикуляционных движений, обращает на себя внимание неправильное положение языка в ротовой полости, появление и сохранение насильственных движений, в том числе и языка, различные нарушения голосообразования, а также речевого дыхания. В целом наблюдается задержка речевого развития.
Наибольшую трудность представляет собой диагностика стертой дизартрии, а в особенности ее ранняя диагностика. В качестве основных критериев диагностики стертой дизартрии были предложены следующие. Важным признаком наличия минимальных проявлений дизартрии являются специфические артикуляционные нарушения в виде ограничения объема наиболее тонких, дифференцированных движений, в особенности движений кончика языка, нарушение симметричности положения высунутого языка, дрожание, отмечаемое при его нахождений в этом положение. При этом указанные симптомы могут быть выражены очень слабо. Следующим критерием является наличие оральных синкинезий. Так, например, встречаются движения нижней челюсти, сопровождающие движения языка кверху или же сочетания движений языка с движениями в пальцах кистей. Также при наличии стертой дизартрии наблюдается замедление артикуляционных движений, удержание определенной артикуляционной позы требует приложения значительных усилий, также затруднения выявляются и при переключении от одного артикуляционного движения к другому.
Отмеченные нарушения звукопроизношения носят, как правило, стойкий характер, а автоматизация поставленных звуков сопровождается трудностями. Также при стертой дизартрии выявляются просодические нарушения.
Для выявления наличия стертой дизартрии были предложены некоторые пробы. В первом случае ребенку предлагают высунуть язык из открытого рта, а затем удерживать его в таком положении в течение некоторого времени совершенно неподвижно, одновременно просят следить глазами за каким-либо предметом, который перемещается в боковых направлениях. Пробу рассматривают как положительную в том случае, когда при движении глазных яблок вслед за предметом наблюдается хотя бы незначительное смещение, отклонение языка в ту же сторону.
Для постановки второй пробы логопед кладет руки на шею испытуемого ребенка и при этом просит его выполнять некоторые артикуляционные движения. В случае выявления при наиболее дифференцированньгх артикуляционньгх движениях напряжения в мышцах шеи или же появления видимого закидывания головы проба считается положительной и свидетельствует о наличии стертой дизартрии. Согласно М. А. Поваляевой, основными критериями, используемыми для диагностики дизартрии и определении тяжести ее выраженности, являются мимика, дыхание, голосообразование, способность к удержанию артикуляционной позы, возможность совершения произвольных движений языком и губами, состояние мягкого нёба, наличие гиперкинезов, оральных синкинезий, а также выраженность нарушений звукопроизношения.
При легкой степени дизартрии, по данным того же автора, отсутствуют гиперкинезы и оральные синкинезии, рефлекторные движения языка выполняются в нормальном объеме и темпе, не страдают мимика, дыхание и голосообразование. Сохраняется способность к удержанию артикуляционной позы, однако может отмечаться невыраженная саливация. При выполнении произвольных движений незначительные нарушения отмечаются при совершении наиболее тонких дифференцированных артикуляционных движений. Звукопроизношение изолированных звуков, как правило, не нарушено, однако при произношении в спонтанной речи наблюдается смазанность во всех фонетических группах. При дизартрии средней степени тяжести отмечаются нарушения практически всех исследуемых показателей, однако степень выраженности этих изменений варьируется от незначительной до выраженной. Так отмечаются нарушения мимики в виде снижения ее выразительности, появления незначительной асимметрии лица.
Дизартрия средней степени тяжести обусловлена изменением иннервации различных мышечных групп и нарушениями в них по типу пареза. При среднетяжелой дизартрии наблюдаются парезы артикуляционных мышц, мышц гортани, парез голосовых связок. Наблюдается асимметрия исследуемых движений, возможны непостоянные и слабо выраженные гиперкинезы и оральные синкинезии. Нарушаются произвольные движения языка, происходит их замедление, а также наблюдается отчетливая истощаемость. При дизартрии средней степени тяжести возможно правильное звукопроизношение, однако постоянно присутствует неразборчивость, нарушения касаются определенных групп звуков.
При тяжелой форме дизартрии имеются грубые нарушения всех исследуемых критериев. Отмечаются выраженные парезы пораженных групп мышц вплоть до степени параличей. Наблюдаются резкое затруднение движений и ограничение их объема, сильнейшая истощаемость, гиперкинезы и оральные синкинезии носят постоянный характер и создают значительные, порой непреодолимые препятствия для речи. При наличии речи звукопроизношение грубо нарушено. Отмечаются искажения (межзубный, боковой сигматизмы). Нарушены тембр, интонация, выразительность, а также темп речи. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИЗАРТРИИ С ДРУГИМИ РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧИ
Наибольшую сложность при проведении дифференциального диагноза, по общему мнению многих исследователей, представляет разграничение стертой псевдобульбарной дизартрии и дислалии. Данное разграничение следует проводить, так как коррекция имеющихся при дизартрии дефектов оказывается более сложной.
Стертую дизартрию рассматривают как пограничную патологию, находящуюся на границе между дизартрией и дислалией. По внешним проявлениям стертая дизартрия мало отличается от дислалии и часто смешивается с ней, однако в основе даже стертой дизартрии лежат специфические по механизму возникновения патологические изменения, преодоление которых вызывает порой значительные трудности. В основе стертой дизартрии, как и дизартрии вообще, лежит наличие очаговых поражений центральной нервной системы с появлением очаговой неврологической микросимптоматики.
Стертая дизартрия представляет собой степень выраженности дизартрии и представлена нарушениями звукопроизношения, а также просодической стороны речи, обусловленной поражением центральной нервной системы.
При этом следует помнить, что нарушения артикуляции при стертой дизартрии обусловлены невыраженными остаточными нарушениями иннервации артикуляционных мышц. Данные изменения выявляются только при специальном подробном неврологическом обследовании.
При стертой дизартрии характерно выявляется очаговая неврологическая микросимптоматика в виде типичных синдромов, свидетельствующих о поражении центральной нервной системы. Данные микросимптомы заключаются в наличии стертых парезов, различных изменений мышечного тонуса, иногда выявляются невыраженные гиперкинезы в лицевой мускулатуре, могут определяться патологические рефлексы.
При стертой дизартрии в случае поражений черепно-мозговых нервов главную роль в большинстве случаев играют поражения подъязычного нерва, приводящие к нарушениям объема подвижности языка во всех направлениях, изменениях мышечного тонуса языка (часто напряжения его спинки), нарушениям выполнения тонких движений кончиком языка, трудности удержания заданной позы, иногда наблюдается незначительное повышение слюноотделения.
При стертой дизартрии также описаны поражения глазодвигательных нервов, приводящих к развитию косоглазия или же одностороннего птоза. В ряде случаев выявляют сглаживание носогубных складок, носящее асимметричный односторонний характер, связанное с нарушениями иннервации лицевых нервов. Однако считается, что при стертой дизартрии практически не наблюдается выраженных поражений тройничного, блуждающего, а также языкоглоточного нервов. Также при стертой дизартрии часто отмечается нарушение тонуса мышц мягкого нёба по типу гипотонии, что приводит к появлению гнусавого оттенка голоса. При стертой дизартрии закономерно наличие ряда патологических рефлексов. Часто одновременно наблюдаются признаки нарушений функции вегетативной нервной системы, например, повышенное потоотделение в области ладоней, стоп, а также другие симптомы. Речевая моторика в случае стертой дизартрии характеризуется уменьшением точности осуществляемых движений, недостатком плавности, движения, как правило, ограничены в объеме, а также обладают истощаемостью, хотя и невыраженной. При этом, как уже было отмечено, наибольшая выраженность нарушений приходится на сложные движения, в состав которых вход тонкие дифференцированные движения, требующие сложного четкого управления, последовательной смены сложных двигательных актов и пространственной организации.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |