Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обследование логопеда 4 страница




 

При дислалии отсутствует органический субстрат в виде очагового поражения центральной нервной системы. При даже углубленном обследовании у детей с дислалией не выявляется сколько-нибудь значимой очаговой неврологической микросимптоматики. У подавляющего большинства страдающих стертой дизартрией детей прослеживаются нарушения развития с самого момента рождения. Так, такие дети плохо берут грудь, плохо сосут, у них отмечаются нарушения дыхания в виде его поверхностного и учащенного характера. В последующем наблюдается хоть и незначительная, но все же задержка психомоторного и речевого развития.

 

При дислалии не выявляются нарушения в двигательной сфере, определяемые рефлексы носят равномерный характер, патологические рефлексы отсутствуют. При дислалии не отсутствуют нарушения дыхания, диафрагмально-речевое дыхание соответствует норме, тогда как при дизартрии диафрагмально-речевое дыхание оказывается несформированным. При дислалии так же, как и при дизартрии, отмечаются признаки нарушений функции вегетативной нервной системы, однако при дислалии они выражены не столь значительно и заключаются в наличии стойкого красного дермографизма, а также гипергидроза (повышенной потливости) кожи ладоней, стоп. В то время как при дизартрии вегетативные нарушения характеризуются большей выраженностью и представлены наличием постоянной влажности конечностей, изменением их цвета и температуры. При дислалии отсутствуют нарушения неречевой моторики, поэтому дети являются активными, подвижными, легко обучаются гигиеническим навыкам. При дизартрии имеют место множественные моторные нарушения, вследствие чего такие дети медлительны, малоактивны и малоподвижны, переключение от одного вида деятельности к другому сопровождается значительными затруднениями, моторные нарушения оказывают препятствия для формирования и закрепления различных двигательных навыков, в том числе и гигиенических, в связи с чем дети имеют неопрятный вид, обслуживают себя с трудом.

 

Со стороны речевых проявлений следует отметить, что главным различием между дислалией и дизартрией является то, что при дислалии нарушено только звукопроизношение, тогда как при дизартрии спектр поражения оказывается более широким и захватывает фонетическую сторону речи целиком. Таким образом, при дизартрии страдают голосообразование, дыхание, просодика, а также звукопроизношение. У детей с дислалией не измененены характеристики голоса, голос является громким, со сложными модуляциями, речевая активность таких детей, как правило, даже повышена, при этом сохраняется критика в отношении имеющегося собственного речевого дефекта. При дизартрии голос затухающий, прерывистый, тихий, слабый, речевая активность снижена, критика к своему дефекту речи отсутствует. При дислалии достаточно редко встречаются нарушения психической сферы, как правило, они представлены в виде задержки психического развития, однако чаще всего память, внимание, уровень мыслительных процессов, а также интеллектуальный уровень не страдают и соответствуют норме. При дизартрии же наблюдается противоположная картина. Отмечаются снижение памяти, неустойчивость, истощаемость внимания, значительное снижение работоспособности. Также часто отмечается снижение интеллекта и задержка психического развития, у детей с дизартрией может выявляться олигофрения в степени дебильности.

 

Характер нарушений произношения у детей с дизартрией и дислалией также носит, по данным М. Поваляевой, различный характер. У детей с дислалией, несмотря на наличие нарушений звукопроизношения, в целом отмечается достаточная стпень сохранности артикуляционной моторики, тогда как при дизартрии имеет место выраженное нарушение последней. Для дислалии наиболее характерно наличие фонематических нарушений, тогда как при дизартрии встречаются, в подавляющем большинстве случаев, фонетические нарушения. При дизартрии отмечено, что изолированные звуки, подвергающиеся изменениям в виде пропусков, искажений, замен, могут иметь одновременное правильное произношение. При дислалии многие звуки, подвергающиеся тем же нарушениям в виде пропусков, замен и искажений, имеют одновременное нормальное произношение. При дислалии характер нарушений звукопроизношения носит более разнообразный характер, так, могут встречаться несколько видов — и искажения, и замены, и пропуски. При дизартрии нарушения звукопроизношения носят более однотипный характер. При этом следует учитывать, что при дизартрии автор указывает на более частое искажение звуков, тогда как при дислалии более часто встречаются замены.

 

При дизартрии происходит искажение большего количества произносимых звуков, при этом искажения касаются как сложных, так и простых по механизму артикуляции звуков. При этом искажение звуков при дизартрии носит относительно постоянный характер. При дислалии же искажаются в большинстве случаев звуки, имеющие сложный артикуляционный механизм, при этом в ряде случает наряду с искаженным произношением возможно и правильное произношение обычно искажаемого звука. Примерно сходные различия между дизартрией и дислалией описаны и для замены звуков при произношении. Так, для дислалии более свойственно, как и в предыдущем случае, происхождение замен при произношении более сложных по артикуляции звуков, замены носят, как правило, непостоянный характер и обладают разнообразием, часто описываются и взаимные замены звуков. При дизартрии характер замен более стереотипен, также касается сложных по механизму артикуляции звуков, замены носят практически постоянный характер, взаимозамены же звуков в случае дизартрии встречаются сравнительно редко. При дислалии также могут встречаться непостоянные пропуски звуков, имеющих как простой, так и сложный механизмы артикуляции. При дизартрии пропуски носят постоянный характер и касаются преимущественно сложных по артикуляции звуков.

 

Дифференциальный диагноз между дизартрией и алалией основывается на отсутствии первичных нарушений языковых операций.

 

Таким образом, для постановки диагноза дизартрии необходимо комплексное обследование, так как дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, имеющее в своей основе поражение центральной нервной системы, в результате чего формируется целый спектр нарушений моторной реализации речи. Дефект речи при дизартрии касается звукопроизношения и просодического компонента речи, что связано с наличием органического поражения нервной системы. При этом степень выраженности нарушений при дизартрии, как уже было указано, определяется локализацией, тяжестью и характером поражения.

ЧАСТЬ III КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ

 

Задачи коррекции речевого развития основываются на фундаментальных аспектах речевой деятельности и включают в себя:

 

1) структурный компонент (формирование фонетической, лексической и грамматической сторон речи);

 

2) функциональный компонент (развитие связной речи и коммуникативной деятельности);

 

3) когнитивный компонент (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи). Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей жизнедеятельности ребенка. Они затрудняют развитие коммуникативных действий, зачастую препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на психоэмоциональную сферу деятельности ребенка. Поэтому важными моментами для успешной работы над коррекцией речи являются раннее выявление речевых недостатков и дифференцированная диагностика.

 

 

Раннее выявление речевой патологии. Раннее распознавание тех или иных отклонений речевого развития ребенка позволяет отличить функциональные нарушения от органических, своевременно предупредить патологию дальнейшего развития речи, предупредить развитие неврологических болезней. Ранняя диагностика предполагает наиболее быстрое и качественное лечение.

 

Дифференцированная диагностика. Для дифференциальной диагностики нарушений речи у детей при различных речевых нарушениях необходимо уточнить сущность патологии, причины ее возникновения.

 

Некоторые формы речевых недостатков внешне схожи, но требуют принципиально разных подходов в их устранении.

 

Так, например, корковую дизартрию часто смешивают с дислалией или моторной алалией.

 

Однако имеется ряд специфических признаков, по которым можно осмысленно квалифицировать дефект, понять его структуру и назначить соответствующую коррекционную методику.

 

Для осуществления организации системы логопедической помощи, наиболее эффективной коррекционной работы логопеда необходимо применять комплексный подход, основанный на следующих принципах и положениях.

 

Взаимосвязь развития речи и моторики. Развитие ручной моторики оказывает стимулирующее действие на развитие речи. Это обусловлено близостью расположения речевых и двигательных зон коры головного мозга.

 

Взаимосвязь развития речи и познавательных процессов. Формирование речи предполагает высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности, вербально-логиче-ского мышления, следовательно, освоение языковой системы детьми должно основываться на развитии таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, абстракция.

 

Принцип учета поэтапности формирования речевых умений. Формирование речевой деятельности осуществляется поэтапно (по П. Я. Гальперину, А. Н. Леонтьеву). Сначала происходит дифференциация языковых единиц на основе наглядно-образного мышления с опорой на внешние действия, затем идет процесс закрепления усвоенного при восприятии, в импрессивной речи (на данном этапе ребенок адекватно воспринимает языковые фонемы, но не пользуется ими при коммуникативных действиях).

 

Третий этап характеризуется дифференциацией речевых единиц в экспрессивной речи, и, наконец, на четвертом, заключительном, этапе происходит интериоризация полученных речевых умений и навыков, формируется способность выполнения действий в умственном плане, по представлению.

 

Принцип личностно-ориентированного подхода. Осуществление данного подхода позволяет учитывать социально-бытовые, личностные особенности ребенка в осуществлении коррекционно-образовательной работы. Следует учитывать состояние эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности детей, уровень сформированности речевых функций, аналитико-синтетической деятельности, условия формирования личности ребенка, возрастные особенности, состояние физического здоровья и др.

 

Принцип учета зоны актуального и ближайшего развития. Процесс развития той или иной функции должен осуществляться постепенно, с учетом уровня развития данной функции. Этот принцип, сформированный Л. С. Выготским, предполагает осуществление коррекционного воздействия, опираясь на уже хорошо сформированные навыки с целью стимулирования мотивации к дальнейшему развитию и перехода того или иного действия из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.

 

Принцип системного подхода. Строение речевой деятельности включает в себя произносительную сторону речи, лексику, грамматический строй, фонематические процессы. Недостатки речевой деятельности могут затрагивать как отдельный компонент, так и их систему. Изучение дефекта речи предполагает анализ структурных связей, существующих между отдельными нарушениями, своевременное выявление различных осложнений в формировании тех или иных сторон речи.

 

Основные направления коррекции речи основываются на фундаментальных знаниях развития человеческого организма, становления мыслительных и психических процессов, знаниях закономерностей деятельности нервной системы, этапов формирования речевой деятельности, принципах комплексного подхода.

 

Комплексное медицинское воздействие. Данное направление включает в себя создание благоприятного медикаментозного фона, оказывающего поддерживающее действие на организм, смягчение негативных патологических реакций на фоне нервного и физического напряжения; применение массажа, физиопроцедур, лечебной физкультуры, дыхательной гимнастики и др.

 

Комплексное логопедическое воздействие. Сюда входят: развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), развитие общей и речевой моторики, развитие фонематического слуха, выработка и автоматизация навыков артикуляции, проведение логопедической гимнастики, постановка звуков и т. д.

 

Психоэмоциональное воздействие. В результате высокой учебной нагрузки у ребенка могут развиться невротические реакции, поэтому очень важно избегать психотравмирующих ситуаций, оказывающих негативное влияние на детский организм. Одним из ведущих психоэмоциональных воздействий является психотерапия. Психоэмоциональное воздействие должно быть в первую очередь направлено на создание у ребенка мотивации познавательной деятельности.

 

В осуществлении речи принимают участие различные отделы коры головного мозга, а также экстрапирамидная система. Стриопаллидарная система участвует в подготовке двигательного и речевого акта, обеспечивает его коррекцию в динамике, регулирует речедвигательный тонус, обеспечивает эмоциональную и интонационную окраску речи; мозжечок участвует в обеспечении координации ритма, темпа речи и тонуса речевой мускулатуры. При поражении мозжечка речь теряет плавность, становится скандированной, взрывчатой, замедленной. При экстрапираспидальных поражениях — речь больных тиха, монотонна, глуха, без достаточных модуляций и звучности. Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевой мускулатуры. Из этого определения следует, что при дизартрии ведущим дефектом является нарушение звукопроизносительной стороны речи, которое связано с органическим поражением центральной нервной системы.

 

При дизартрии обычно отмечается малая подвижность мягкого нёба в результате нарушения иннервации нёбных мышц. Мышцы мягкого нёба иннервируются двигательными веточками языкоглоточного и блуждающего нервов. В зависимости от уровня поражения указанных нервов, их ядер или ядерных связей различают центральный и периферический паралич мягкого нёба. При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает носовой оттенок (открытая гнусавость). При поражении блуждающего нерва открытая гнусавость и артикуляционные расстройства нередко сочетаются с хрипотой и нарушением голоса (афонией) вследствие частичного или полного нарушения функции внутренних мышц гортани.

 

Характерной особенностью дизартрии является нарушение голосообразования за счет нарушений иннервации мышц гортани. Голос при дизартрии обычно слабый с нарушением модуляции. При парезах мышц голосового аппарата нарушается вибрация голосовых связок, поэтому сила голоса становится минимальной.

 

У детей очень часто встречается псевдобульбарная дизартрия. Эта форма дизартрии наблюдается при псевдобульбарном параличе. При псевдобульбарной дизартрии отмечается повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение движений губ, языка, мягкого нёба, слюнотечение, нарушение дыхания, жевания, иногда глотания. Речь смазанная, малопонятная, голос глухой, немодулированный.

 

Бульбарная дизартрия (поражение подъязычного, языко-глоточного и блуждающего нервов) наблюдается при бульбарном параличе.

 

Она отличается от псевдобульбарной дизартрии тем, что, помимо нарушения глотания, поперхивания при еде, попадания пищевых масс в нос, нарушения голосообразования (голос глухой с носовым оттенком), нарушения звукопроизношения (речь смазанная, малопонятная), ограничения подвижности мягкого нёба, неподвижности голосовых связок, отсутствуют глоточный и нёбный рефлексы, выражена атрофия мышц языка и глотки.

 

При поражении подкорковых отделов мозга наблюдается подкорковая (или экстрапирамидная) дизартрия. Характерными чертами этой формы дизартрии являются: непроизвольно меняющийся мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре (язык, голосовые складки, губы то резко напряжены, то расслаблены), выраженные нарушения модуляции, выразительности темпа речи.

 

Иногда наблюдаются гиперкинезы в мышцах лица и артикуляционного аппарата, грубое нарушение дыхания и голосообразования.

 

При поражении мозжечковой системы наблюдается мозжечковая дизартрия, которая характеризуется выраженной асинхронностью артикуляции, голосообразования и дыхания, нарушением темпа и плавности речи. Речь носит замедленный, толчкообразный характер. Нарушена модуляция. Отсутствует правильная расстановка ударений. Наблюдается затухание голоса к концу произношения фразы.

 

При поражении корковых зон в области передней центральной извилины, где осуществляется анализ импульсов из мышц артикуляционного аппарата, возникает корковая дизартрия. Она характеризуется более изолированными нарушениями произношения отдельных звуков, отсутствием слюнотечения и нарушений голосообразования. По характеру патологического процесса также различают спастическую и гиперкинетическую формы дизартрии.

СПАСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ

 

Речь при такой форме дизартрии отличается фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой активностью. Первые слова запаздывают в своем развитии, пассивный словарный запас намного богаче активного, экспрессивная речь недостаточно понятна для окружающих, формирование фразовой речи нарушено. Звукопроизношение имеет назальный оттенок. Спастическая форма дизартрии редко встречается в изолированном виде. Зачастую образуются комплексы различных форм речевых и двигательных нарушений. Данная форма дизартрии характеризуется патологическим повышением тонуса речедвигательной мускулатуры. Наблюдается повышенное напряжение языка, спинка которого спастически изогнута, кончик не выражен. Губы спастически напряжены. Зачастую спастическое напряжение мышц может сочетаться с гипотонией в отдельных группах артикуляционного аппарата.

 

Назальный оттенок голоса появляется в результате спастического состояния мягкого нёба. Часто наблюдаются содружественные движения в артикуляционной мускулатуре и патологические рефлексы. В речевой деятельности переключение от одного артикуляционного уклада к другому затруднено, что делает речь говорящего еще более невнятной.

 

В состоянии общего напряжения или выбора неудобной позы резко увеличивается спастическое напряжение артикуляционной мускулатуры говорящего, в результате чего носовой оттенок увеличивается, дыхание становится поверхностным, голос — слабой тональности.

 

Основные направления комплексного медицинского воздействия при спастической форме дизартрии

 

Фармакотерапия. Медикаментозное воздействие при лечении болезней нервной системы основано на трех методических принципах: этиологическом, патогенетическом и симптоматическом. При лечении спастической формы дизартрии важно грамотно сочетать все три метода воздействия на больной организм. Лечение должно быть строго индивидуальным с учетом дифференцированной диагностики, восприимчивости пациента к тем или иным препаратам. Немаловажным фактором для благоприятного исхода болезни является применение комплексного лечения: сочетание медикаментозного воздействия с физиотерапией, лечебным массажем, хирургическими и нетрадиционными методами.

 

Так, при лечении спастической формы дизартрии создают так называемый медикаментозный фон, призванный сглаживать невротические реакции, уменьшать общую напряженность, снижать спастические судороги.

 

При отсутствии поддерживающей терапии, на фоне увеличенных эмоциональных и физических нагрузок, может усилиться психомоторное возбуждение, возникнуть невротические страхи, расстройства сна, аппетита. Все это ведет к истощению организма, ухудшению артикуляции по сравнению с периодом до начала коррекционной работы, могут появиться невротические расстройства речи.

 

В данном случае поддерживающая терапия должна включать в себя:

 

1) дегидрационную терапию. Данный вид терапии направлен на выведение лишней жидкости из организма, в частности для снятия отека в головном мозге и понижения внутричерепного давления. К таким лекарственным средствам относятся: лазикс, фуросемид, диакарб, цитраль, сульфат магния и др.;

 

2) применение препаратов, улучшающих проведение нервных импульсов. Используются для уменьшения проявлений параличей и парезов. Такими средствами являются: дибазол, галантамин, прозерин;

 

3) применение биостимуляторов. Биостимуляторы используются для повышения резистенции организма, нормализации естественных процессов организма на клеточном уровне, стимуляции тканевого дыхания, усиления обмена веществ в организме. Основные препараты: настойка женьшеня, экстракт элеутерококка жидкий, настойка аралии маньчжурской.

 

Данные средства повышают настроение, нормализуют сон, повышают умственную работоспособность. Применяются в качестве поддерживающей терапии при усиленных нагрузках на центральную нервную систему. Биостимуляторы, усиливающие регенерацию тканей: настойка травы зверобоя продырявленного, экстракт сушеницы топяной жидкий, сок облепихи, экстракт календулы лекарственной, лидаза, бийохинол и др. Данные средства применяются для уменьшения колоидных рубцов и рассасывания спаек при восстановлении ткани речевой мускулатуры;

 

4) применение седативных препаратов. Эти лекарственные средства обладают успокаивающим эффектом, применяются для создания мягкого медикаментозного фона при гиперстенической форме неврастении, постоянном психическом напряжении, невротических реакциях, сопровождающихся раздражительностью, тревогой, страхом, усталостью. Применяются как вспомогательные средства для уменьшения спастичности артикуляционного аппарата. Обычно используют мягкодействующие препараты: траву пустырника, корень валерианы, новопассит, натрия бромид, тазепам и др.;

 

5) витаминотерапия. Витамины представляют собой органические вещества разнообразного химического состава, необходимые для жизнедеятельности организма человека. Даже в минимальном количестве они активны и оказывают значимое воздействие на биологические процессы, протекающие в организме человека. При заболеваниях, нервных истощениях потребность организма в витаминах резко возрастает. При дизартриях применяют витаминные препараты группы В (Bj, В2, В3, В6, В12 и др.), фолиевую (птероил-глютаматовую) кислоту, витамин Е (токоферол), витамин F, кальция глицерофосфат, липоцеребрин и др.;

 

6) метаболические средства. Данная группа препаратов регулирует обмен веществ, способствует активизации и нормализации процессов защитного торможения в центральной нервной системе, повышению умственной работоспособности, уменьшению психоэмоционального напряжения. Такие средства уменьшают вегетососудистые расстройства, ослабляют выраженность побочных эффектов антипсихотических средств, антидепрессантов, снотворных и противосудорожных средств. Наиболее распространены препараты, содержащие аминокислоты: аминалон, глутаминовая кислота, глицин, церебролизин, ноотропил, актовегин;

 

7) применение антидепрессантов и транквилизаторов (в тяжелых случаях). Такая фармакотерапия применяется, если у больного, кроме основного заболевания (дизартрии спастической формы), отмечаются неврозы, стрессовые расстройства, реактивные психозы. В качестве антидепрессантов используются пиразидол, леривон, амитриптилин; в качестве транквилизаторов применяют феназепам, тезепам, элениум, триоксадин, эуноктин, седуксен. Данные препараты позволяют уменьшить остроту эмоциональной реакции на психотравмирующую ситуацию. Важно отметить, что в подобных случаях основным методом, дающим стойкий лечебный эффект, является психотерапия. Наиболее эффективны методы, направленные на коррекцию структуры личности и ее системы отношений. К ним относят психодраму, гештальтерапию, куклотерапию, танцевальную терапию, рациональную психотерапию и т. д. Комбинация препаратов разных групп позволяет значительно уменьшить их дозировку. Назначать медикаментозное лечение может только врач. Наряду с фармакотерапией необходимо применять массаж, лечебную физкультуру, физиопроцедуры, лечебные ванны, не стоит обходить вниманием и нетрадиционные методы лечения: иглоукалывание, акупрессуру, гомеопатию и т. д. Только совокупное грамотное применение всех методов воздействия поможет достигнуть наилучших стойких результатов состояния речедвигательного аппарата при дизартриях.

 

Лечебный массаж. Это второй по значимости вид медицинского воздействия после фармакотерапии. В настоящее время применяют разные виды лечебного массажа. Детям при спастических парезах, как правило, назначают сегментарноре-флекторный массаж, точечный, линейный и другие по стимулирующей методике с исключением приемов вибрации и растирания, так как они могут вызвать сильное сокращение мышц. В последнее время специалисты проявляют большой интерес к применению сегментарно-рефлекторного массажа при заболеваниях опорно-двигательного и речедвигательного аппаратов. Многочисленными исследованиями (Павлов И. П., Быков К. М., Сперанский А. Д., Анохин П. К. и др.) доказано, что ни одно заболевание не является местным, оно всегда вызывает рефлекторные изменения преимущественно в сегментарно связанных функциональных образованиях.

 

Эти рефлекторные изменения могут поддерживать то или иное заболевание. Их устранение способствует восстановлению нормального состояния, являясь необходимым дополнением к местной терапии. Научной основой данного вида массажа является представление о позвоночнике как о функциональной биологической системе с иннервирующими структурами центрально-периферической организации и системой кровообращения, реализующей свои многообразные функции благодаря двусторонним рефлекторным, вертебровазальным, вертебро-вертебральным и другим связям. Сегментарно-рефлекторный метод воздействия включает в себя следующие виды массажа: точечный, соединительнотканный, индийский, шиатсу, периостальный и рецептивно-релаксационный.

 

Задачи массажа: стимулирование, тонизирование функции паретичных мышц; снижение вегетативных и трофических расстройств; улучшение общего состояния ребенка, улучшение сократительной функции отдельных мышечных групп, повышение рецепторной активности, оказание рефлекторного терапевтического действия на патологически измененную деятельность каких-либо тканей или органов.

 

Методика лечебного массажа: в зависимости от формы заболевания специалист по лечебному массажу выбирает наиболее эффективный вид массажа. Так, для расслабления мышц применяют такие приемы, как поглаживание, сотрясение, валяние, легкая вибрация. С целью стимуляции отдельных мышечных групп используют глубокое растирание пальцами и ребрами ладоней, поколачивание, разминание. Массаж проводится по классическому варианту: спина, воротниковая зона, окололопаточная область, верхние конечности, нижние конечности. Массаж рук и ног всегда начинают с вышележащих областей, т. е. плечо, предплечье, кисть и бедро, голень, стопа. Движения направлены по ходу лимфатических сосудов.

 

Процедура делится на три части: подготовительную, основную и заключительную. Целью подготовительной части массажа является воздействие на экстерорецепторный аппарат кожи и вызов капиллярной гиперемии. Здесь используются приемы классического массажа, такие как поглаживание и растирание мышц спинного отдела. В основной части проводятся специальные приемы сегментарно-рефлекторного массажа. В заключительной части массажа используются приемы, направленные на успокоение мышечного тонуса, снижение спастичности мышц артикуляционного аппарата.

 

Лечебная физкультура. Лечебная физкультура проводится на основе общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребенка. Занятия проводятся под руководством квалифицированных специалистов. Занятия по лечебной физкультуре начинаются с подготовительной части, в которую обязательно входят упражнения на регулировку дыхания. Сюда могут включаться элементы йогической дыхательной гимнастики. Дыхание — это неотъемлемая фундаментальная основа речевой деятельности. При слабом или неправильном дыхании процесс образования голоса и речевых шумов затруднен.

 

Поэтому при любой форме дизартрии в первую очередь необходима постановка и автоматизация правильного дыхания, для чего необходима стимуляция и тренировка дыхательных мышц. Необходимо упражнять глубину, длительность вдоха и выдоха, умение произвольно переходить от грудного к брюшному, или полному, дыханию, произвольно регулировать дыхание через рот и через нос. Вместе с тем работают все группы мышц и систем организма. Основная часть должна быть комплексной: с одной стороны, положительно влиять на физическое развитие, с другой — формировать различные двигательные умения и навыки, в данном случае специалист работает над развитием мелкой моторики, умением четко дифференцировать и фиксировать точные движения, выработкой структурной связи между речью и моторикой. В заключительной части подбираются упражнения на расслабление, восстановление глубокого дыхания, проводимые под сопровождение тихой и спокойной музыки. Занятия лечебной физкультурой улучшают проведение нервных импульсов, обеспечивают более точную работу мелкой моторики артикуляционного аппарата, активизируют кровообращение, что приводит к улучшению обмена веществ и увеличению доступа кислорода и необходимых питательных веществ ко всем функциональным системам организма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.