Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеративное государство. Понятие о способностях. Признаки наличия способностей




Понятие о способностях. Признаки наличия способностей. Виды способностей.

 

Другой формой государственного устройства является федеративная форма или федерация.

Федерация - это сложная форма государственного устройства, при которой в состав государства входят административно-территориальных единицы, обладающие статусом государственных образований и определенным суверенитетом.

Исторические первые федерации возникли на основе союза их субъектов, которые ранее были независимыми государствами (США, Швейцария).

В настоящее время около трети населения земного шара проживает в федеративных государствах. К современным федерациям относятся: Австралия, Индия, Канада, Малайзия, Россия, США, ФРГ, Швейцария и другие государства.

Признаки федерации:

1. федерация представляет собой единое союзное государство, состоящее из двух или более государственных образований, которые именуются субъектами федерации. Субъекты федерации обладают определенным суверенитетом, но собственно государствами их называть нельзя. Субъекты Федерации, как правило, не являются субъектами международного права

2. в федерации существуют двухуровневая система высших органов государственной власти: высшие органы самой федерации (федеральные органы) и высшие органы субъектов федерации. Федеральные органы осуществляют власть на всей территории страны, региональные - только на территории соответствующих субъектов федерации. При этом большое значение имеет разграничение предметов ведения и полномочий (компетенции) федеральных органов и органов субъектов федерации. А.Б. Венгеров отмечал, что возможны три принципа разделения полномочий: принцип исключительной компетенция федерального центра, принцип исключительной компетенция субъектов федерации и принцип трех сфер полномочий (наряду с исключительной компетенцией федерации и ее субъектов закрепляется совместная компетенция центра и субъектов).

3. в федеративном государстве кроме конституции и законодательства федерации существуют конституции или конституционные акты и законодательство субъектов федерации. Правда, при этом должно соблюдаться одно условие: конституции (конституционные акты) и законодательство субъектов не могут противоречить конституции и законодательству федерации.

4. в федеративных государствах существует, как правило, двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать интересы этих субъектов федерации.

5. в федерациях формируется двухканальная система налогов. Федеральные налоги поступают в бюджет федерации, налоги субъектов федерации поступают в их бюджет и расходуются субъектами самостоятельно.

6. важным признаком федерации, отличающим его от межгосударственных образований, является отсутствие (как правило) права одностороннего выхода субъекта федерации из состава федерации (права сецессии). В некоторых федерациях такое право существовало (СССР).

Федерации не являются однотипными и подразделяются на определенные виды. Так, по способу возникновения различают конституционные и договорные федерации. Конституционные федерации создаются «сверху», в результате принятия конституции или специального закона (например, Индия, Пакистан). Договорные же федерации создаются «снизу», в результате заключения федеративного договора между ранее самостоятельными государствами (США, СССР и др.).

В.Е. Чиркин в зависимости от того, на какой основе создается федерация, выделяет федерации, основанные на союзе, и федерации, основанные на автономии. В федерациях, основанных на союзе, субъекты федерации сохраняют свой суверенитет (хотя и не в полном объеме) и имеют право выхода (сецессии) из состава федерации (СССР, Эфиопия и др.). В федерациях, основанных на автономии, субъекты федерации более ограничены в суверенных правах и не обладают правом сецессии (США, Швейцария и др.).

Исходя из принципов, на основе которых могут строиться федерации, различают национальные, территориальные и национально-территориальные (смешанные) федерации. Национальные - это федерации, построенные по национальному (этническому) принципу. Субъекты таких федераций отличаются друг от друга национальным составом населения, его культурой, обычаями и традициями. Как правило, национальные федерации возникают в связи с реализацией права наций на самоопределение, т.е. права наций самостоятельно решать вопрос о своей государственности. В прошлом к национальным относились все социалистические федерации (СССР, РСФСР, Чехословакия, Югославия), в настоящее время такими федерациями являются, например, Бельгия и Эфиопия. Территориальные - это федерации, которые строятся уже по территориальному принципу. Субъекты таких федераций не отличаются друг от друга национальным составом населения и другими особенностями, поскольку образование территориальных федераций не связывается с реализацией права наций на самоопределение, а рассматривается как способ децентрализации управления обществом. Современные федеративные государства - это преимущественно территориальные федерации (США, ФРГ и др.). Национально-территориальные - это федерации, в которых одни субъекты оформлены по национальному принципу, а другие - по территориальному. Примером такой федерации может служить современная Российская Федерация.

С учетом правового положения субъектов, федерации подразделяются на симметричные и асимметричные. Симметричные - это федерации, состоящие из субъектов обладающих одинаковым правовым статусом. К таким федерациям можно отнести Аргентину, Бразилию и Мексику. Асимметричные - это федерации, в которых один или несколько субъектов федерации отличаются по своему статусу от других субъектов. К таким федерациям можно отнести, например, Индию, Россию.

Для более подробного ознакомления с вопросами темы рекомендуется обратиться к учебному изданию В.Е. Чиркина «Основы сравнительного государствоведения», М., 1997.

Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).

В современном мире отмечается стойкая тенденция к межгосударственной интеграции. Стремление государств к объединению обусловлено экономическими, политическими, военными, экологическими и иными причинами. Действую совместно, государства получают возможность более эффективно реализовывать свою внутреннюю и внешнюю политику.

Межгосударственные объединения формируются уже в далеком прошлом. Это были, как правило, временные военные союзы, основными целями которых были либо военная экспансия, либо наоборот - защита от внешнего вторжения. Следует отметить. что формирование подобных союзов зависело во многом от воли и интересов правителей.

Межгосударственное объединение - это союз государств, созданный на основе межгосударственного договора с целью согласования действий государств политической, экономической, военной и (или) иных сферах, а также их дальнейшей интеграции.

Межгосударственные объединения могут приобретать самые разнообразные формы - конфедерации, сообщества, содружества, союза и пр. Но для всех их характерны определенные признаки, позволяющие отличить ее от сложных государств. К числу таких признаков относятся:

1. государства, входящие в межгосударственные объединения сохраняют свой суверенитет. Субъекты межгосударственного объединения - полноправные субъекты международного права. Они продолжают оставаться суверенными государствами. Но вхождение их в межгосударственное объединение, накладывает на данные государства определенные обязательства, которым государство должно следовать. Так факт вхождения России в Совет Европы наложил на государство обязанность отказаться от применения смертной казни, в связи с чем был введен мораторий на ее применение.

2. субъекты межгосударственного объединения имею право одностороннего выхода из состава данного объединения.

3. действие правовых актов межгосударственного объединения на территории входящих в него государств возможно только с согласия данных государств. Данное согласие, как правило, выражается в форме ратификации данных правовых актов.

4. добровольный характер образования межгосударственных объединений. Как правило, союзы государств функционируют на основе международного договора или иного документа, его заменяющего. В данном договоре определяются цели и задачи объединения, органы управления межгосударственным объединением и их компетенция, права и обязанности участников объединения и другие вопросы.

Межгосударственные объединения отличаются друг от друга степенью интеграции. Наиболее тесной формой интеграции государств является конфедерация. История знает примеры, когда конфедерации преобразовывались в федеративные государства (США, Швейцария), но чаще конфедерации распадаются, достигнув тех целей, ради достижения которых они были созданы.

Классификация межгосударственных объединений:

- в зависимости от преследуемых целей межгосударственные объединения подразделяются на экономические, политические, военные, гуманитарные и пр.

- в зависимости от характера интеграции межгосударственные объединения можно классифицировать на координационные и интеграционные. Первые не преследуют цели объединения государственных образований. Их задача сводится к простой координации действий государств на международной арене (ООН, СНГ, ОПЕК, АСИАН и пр.) Вторые возникают для глубокой экономической, политической и прочей интеграции и предполагают в дальнейшем возможность объединения государств (Европейский Союз, Союз России и Беларуси и пр.)

Межгосударственные объединения могут подразделяться на открытые и закрытые. Открытые межгосударственные объединения предполагают возможность свободного присоединения к ним других участников (ООН). Членство в закрытом межгосударственном объединении требует от государств-кандидатов выполнения определенных условий. Вступление в подобное объединение возможно только с согласия всех или большинства стран-участниц (НАТО, Евросоюз).

Межгосударственные объединения не следует путать с международными организациями.

Международная организация - постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия решению оговоренных в соглашении международных проблем.

Межправительственная международная организация представляет собой, как правило, постоянно действующий руководящий или координирующий орган межгосударственного объединения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.