Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политический режим и его виды




В качестве одного из элементов формы государства большинство ученых рассматривают политический режим. Сразу следует отметить, что вопрос о включении данной категории в состав формы государства вызывает дискуссии среди правоведов. Ряд авторов, например В.Н. Протасов, не рассматривают политический режим в качестве элемента формы государства. Другие авторы считают, что категория «политический режим» не в полной мере отражает сущность данного элемента формы государства. Например В.Е. Чиркин указывает, что в форму государства входит не политический режим, а государственный режим, который является частью политического режима. Вместе с тем в науке встречаются и другие мнения. В частности для характеристики функциональной стороны государства ряд ученых употребляют термины государственно-правовой режим или политико-правовой режим, указывая, что акцент следует делать на правовые методы осуществления власти.

Безусловно, категории «политический режим» и «государственный режим» не следует рассматривать как тождественные. Но их соотношение не может быть рассмотрено как соотношение части и целого.

Политический режим - совокупность приемов и методов осуществления политической власти, характер взаимоотношений между субъектами политической системы общества по поводу реализации данной власти.

Политический режим - это функциональная сторона политической системы. Данная категория показывает какими средствами субъекты политической системы реализуют политическую власть. В то же время государственный режим выражает функциональную сторону государства, как центрального элемента политической системы общества. Государственная власть распространяется не только на субъектов политической системы, но и на участников иных общественных отношений - экономических, культурных, этнических и прочих. В связи с этим можно говорить о существовании экономического, культурного и прочих социальных режимов, характеризующих взаимоотношения участников данных отношений.

Государственный режим характеризует методы и способы осуществления государственной власти не только в политической сфере, но и в других подсистемах общества.

Государственный режим - это совокупность приемов и способов осуществления государственной власти.

Государственный и политический режимы, складывающиеся в конкретном обществе, зависят от множества факторов: уровня политической и правовой культуры субъектов общества, политических традиций, внешнеполитической ситуации (например, агрессии по отношении к государству), даже в какой-то степени и от размеров и расположения территории государства.

Все многообразие политических режимов можно свести к двум основным разновидностям: демократические режимы и антидемократические режимы.

К демократическим принято относить режимы, основанные на широком и реальном участии народа в управлении делами государства. То есть это режимы, при которых власть в государстве так или иначе принадлежит народу и прямо или косвенно им осуществляется (слово «демократия» в переводе с греческого означает народовластие: «demos» - народ, «cratоs» - власть).

Демократия может проявлять себя в разных формах. Она может быть непосредственной, или прямой, а может быть и представительной. При непосредственной демократии народ сам, непосредственно осуществляет государственную власть, напрямую решая вопросы государственной и общественной жизни. При представительной демократии государственная власть осуществляется народом уже через представителей, которых он выбирает.

В современном мире демократический режим присущ, как принято считать, в основном индустриально развитым странам с социально ориентированной рыночной экономикой (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и др.). В этих странах существует достаточно сильный «средний класс», который через выборы, прессу, другие формы общественного мнения способен оказывать значительное влияние на государственную власть.

К признакам современного демократического режима можно отнести:

1. выборность и сменяемость высших и местных органов государственной власти. Выборными и сменяемыми являются, прежде всего, представительные органы государственной власти (в частности, парламенты). Они формируются непосредственно народом и в своей деятельности ему подотчетны. Выборными и сменяемыми являются также и некоторые другие органы государственной власти (президент, правительство и т.д.).

2. участие населения страны в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии. Прямая демократия, т.е. непосредственное проявление власти народа, имеет место при проведении референдумов и свободных выборов, на основе которых формируются представительные органы государственной власти. Прямая демократия может также осуществляться в формах митингов, шествий, собраний, пикетов и других форм непосредственного народного волеизъявления. Представительная демократия, которая в современных демократических государствах имеет более широкое распространение, чем прямая демократия, выражена преимущественно в том, что народ осуществляет государственную власть через выбранные им представительные органы.

3. реализация принципа разделения властей. В соответствии с указанным принципом единая государственная власть подразделяется на несколько относительно самостоятельных ветвей (обычно на законодательную, исполнительную и судебную), которые взаимодействуют на основе системы сдержек и противовесов.

4. государственная власть осуществляется преимущественно методами убеждения, поиска компромиссов, достижения консенсуса. Например, государственные решения принимаются большинством, но при этом, как правило, учитываются интересы меньшинства. Что же касается методов принуждения, то сфера их применения существенно сужена. Им по большей части отводится второстепенная роль, в связи с чем силовые структуры используются только по прямому назначению и их деятельность строго регламентирована законом.

5. провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония.

6. политический и идеологический плюрализмом. Политический плюрализм выражается, главным образом, в многопартийности, а также в наличии политической оппозиции, как в парламенте, так и за его пределами. Идеологический плюрализм выражается в признании идеологического многообразия. При этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной для всего общества.

Одной из разновидностей демократического режима можно считать либеральный режим. Хотя некоторые авторы (В.Е. Чиркин) относят либеральный режим к полудемократическим, переходным режимам. Либерализм характеризуется минимальным вмешательством государства в протекающие социальные процессы. Слабая социальная защищенность личности, большое социальное расслоение общества - характерные признаки либерального режима.

К антидемократическим относят режимы, прямо противоположные демократическим. Такие режимы основаны на использовании различных антидемократических методов и способов осуществления государственной власти и при них либо нет демократии, либо создается только ее видимость. Среди антидемократических режимов особо можно выделить два: тоталитарный и авторитарный.

Тоталитарный режим. Тоталитарный политический режим расценивается обычно как крайняя форма антидемократического режима. Возник он в первой половине ХХ в. в виде фашистского режима, который относят к правому тоталитаризму, и режима тоталитарного социализма, который считается левым тоталитаризмом. В настоящее время тоталитарный режим в том или ином виде сохраняется в социалистических (Куба, КНДР, КНР, Вьетнам) и некоторых других государствах.

Для тоталитарного режима характерны следующие признаки:

1. преобладание методов принуждения при осуществлении государственной власти. Активно используется насилие, террор, внесудебная расправа с явными или предполагаемыми противниками режима. Для этих целей обычно создается специальный репрессивный аппарат, который и выполняет карательные функции.

2. государственная власть формируется бюрократическим способом. Народ или отстраняется от формирования государственной власти или принимает в этом лишь формальное участие, голосуя за заранее подобранные безальтернативные кандидатуры.

3. отсутствует разделение властей.

4. отрицаются естественные права человека и признаются только те права, которые устанавливаются, «даруются» государством. При этом и они, как правило, носят декларативный характер. Государство их провозглашает, но реального осуществления не гарантирует.

5. полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни. Государство монопольно контролирует экономику, политику, культуру, религию, средства массовой информации, вмешивается в частную жизнь граждан и тоже ее контролирует.

6. политический и идеологический монизм. В тоталитарных государствах всегда господствует одна политическая партия, которая, как правило, возглавляется харизматическим лидером и практически сращивается с государством. Другие политические партии или запрещаются, или находятся в тесном союзе с правящей партией, не составляя ей какой - либо конкуренции. Политическая оппозиция не допускается. В обществе насаждается единая для всех идеология, носящая официальный, государственный характер. Инакомыслие запрещается и преследуется.

Авторитарный режим занимает промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимами.

Авторитарный режим имел довольно широкое распространение в ХХ в. в различных государствах Азии, Африки и Латинской Америки. Существует он и в настоящее время (Ливия, Марокко, Сирия и др.).

Как промежуточный между демократическим и тоталитарным режимами авторитарный режим имеет тенденцию либо перерастать в тоталитарный режим, либо преобразовываться в полудемократический и затем в демократический.

К наиболее важным признакам авторитарного режима можно отнести следующие:

1. государственная власть концентрируется в руках правящей верхушки (хунты, партийной верхушки, военной, бюрократической или религиозной элиты). Представительные органы власти могут существовать, но они при этом не играют существенной роли в управлении обществом и превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть.

2. игнорируется разделение властей. Характерным для авторитарных режимов является усиление исполнительных органов, которые нередко подчиняют себе все остальные государственные органы.

3. преобладают силовые, командные, бюрократические методы государственного управления. К компромиссам и консенсусу государственная власть не прибегает. В то же время при осуществлении власти практически не применяются террор и массовые репрессии.

4. допускается ограниченный политический и идеологический плюрализм. Конституции провозглашают свободу образования политических партий, однако государственная власть специальными законами разрешает деятельность только некоторых из них (тех, которые ориентируются на линию, выработанную правящей партией). Оппозиция либо не допускается, либо разрешается только в определенных пределах.

5. демократические права и свободы граждан провозглашаются, но реально не обеспечиваются. Особенно это касается политических прав и свобод.

Основным отличием авторитарного режима от тоталитарного является отсутствие тотального контроля со стороны государства за всеми сферами социальной жизни. При авторитарных режимах допускается определенная автономия личности в экономической, культурной, духовной сфере, личной жизни.

Надо сказать, что вопрос о классификации демократических и антидемократических режимов является непростым и требует основательной научной проработки. Поэтому вполне можно понять авторов учебников по теории государства и права, которые, раскрывая содержание отдельных видов политических режимов, ориентируются в целом на современные режимы. В то же время история знает и иные виды политических режимов (тиранический, деспотический, клерикальный и пр.)

Понятие и классификация функций государства.

Рассматривая государство, его сущность нельзя не затронуть проблему функций государства. Термин «функция» (лат. «исполнение») теория государства и права заимствовала из технических наук. Там данный термин обозначает определенную зависимость переменных величин. В социальных науках, в том числе и юридических, категория «функция» приобретает иное значение. Здесь под функцией понимается проявление сущности какого-либо явления в определенной системе отношений. Таким образом, исследование функций государства позволяет прийти к уяснению сущности государства. Социальное назначение государства и в целом его роль в общественной жизни наиболее выпукло проявляются в его функциях.

Под функциями государства в современной теории государства и права понимаются главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

Профессор М.И. Байтин дает следующее определение функций государства:

Функции государства - это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его классовая и общесоциальная сущность и назначение.

Считается, что функции государства зависят от очередности задач, которые встают перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Со своей стороны цели и задачи государства также зависят от реальных условий. Л.А. Морозова в качестве подобных условий выделяет:

- потребности и интересы населения;

- экономические возможности общества;

- нравственное и культурное развитие общества;

- профессионализм государственных структур и др.

В современном понимании функций государства можно особо выделить несколько моментов.

Во-первых, под функциями государства всегда понимают деятельность, которую данное государство осуществляет. Во-вторых, указанная деятельность государства всегда имеет целенаправленный характер. В-третьих, указанная деятельность всегда направлена на внешнюю, по отношению к государству социальную среду, то есть, функции показывают как государство проявляет себя во вне.

В.Н. Протасов отмечает ряд важных моментов в понимании природы функций государства. Так, он отмечает, что категория «функция» является категорией системного подхода и применима к характеристике любых систем: социальных, технических, биологических. Назначение данной категории состоит в том, чтобы дать эталон деятельности системы, дать описание той деятельности, осуществление которой требуется системе для достижения ее целей. Функция - это образец работы системы.

В связи с этим В.Н. Протасов делает вывод о необходимости отличать функции государства, с одной стороны, от целей и задач, стоящих перед государством, и, с другой стороны, от реальной, фактической деятельности государства. Реальная деятельность государства может отклоняться от его функций. Поэтому далеко не любую деятельность государства можно рассматривать в качестве его функции. Одна из важных проблем государства состоит в том, чтобы направить свою реальную деятельность на осуществление функций государства. Суть бюрократизма состоит именно в том, что деятельность властной системы отклоняется от осуществления государственных функций.

Функции государства требуют определенного построения государства, соответствующего способа организации системы властных отношений, то есть формы государства. Например, система исполнительных органов государственной власти во многом отражает те направления деятельности, которые фактически осуществляет государство (социальное, экономическое, внешнеполитическое и пр.).

Функции государства подвержены эволюции. На разных этапах существования государства перед ним могут вставать различные проблемы, могут меняться представления о способах решения, стоящих перед государством проблем, что неизбежно сказывается на характере деятельности государства и содержании этой деятельности. Так, например, научно-технический прогресс привел к появлению новых, ранее несвойственных для государства направлений деятельности (экологическая функция, функция поддержания ядерной безопасности и пр.).

Государство выполняет множество разнообразных функций, в связи с чем необходима их научная классификация. Классификация функций государства может быть проведена по различным основаниям.

Наиболее распространенной является классификация функций государства на внутренние и внешние. Внутренние - это функции, которые государство осуществляет внутри страны, т.е. в пределах своей территории, а внешние - это функции, которые государство осуществляет в отношении других стран.

Несмотря на достаточно широкое распространение, данная классификация, тем не менее, некоторыми современными исследователями оспаривается. По их мнению, деление функций государства на внутренние и внешние является во многом условным, так как деятельность государства внутри страны зависит, а нередко и в значительной степени, от внешних условий, от экономических и культурных связей с другими государствами.

Некоторые авторы проводят классификацию функций по их значимости и выделяют основные и не основные функции. Основные функции - это наиболее важные, главные направления деятельности государства. Они связаны с решением первоочередных задач, стоящих перед тем или иным государством на определенном этапе его существования. Государство, решая эти задачи, мобилизует весь свой потенциал, реализуя его в выполнении соответствующих функций. Не основные функции - это уже менее важные направления государственной деятельности. Они не связаны с решением первоочередных задач. В.Н. Протасов не считает подобную классификацию обоснованной, отмечая, что в реализации любой функции существует объективная социальная необходимость и все они одинаково важны для общества.

Большое значение имеет для уяснения природы государства классификация функций на классовые и общесоциальные. Большинство современных государствоведов отмечают двойственность природы государства, его сущности. Государство как орган социального управления всегда выполняет функции по организации и поддержанию в обществе порядка. Эти функции осуществляются, как правило, в интересах всего населения, всего общества и носят общесоциальный характер. Наряду с общесоциальными государство может выполнять (и очень часто выполняет) классовые функции. Это связано с тем, что государство как орган социального управления нередко подчиняется интересам каких-либо классов или социальных слоев и превращается в орудие классового господства. Тем не менее, вопрос о том, следует ли считать деятельность по выражению классовых интересов функцией государства остается дискуссионным.

По продолжительности осуществления функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные - это функции, которые государство осуществляет практически всегда и в течение неопределенного времени. Посредством этих функций государство решает задачи, которые постоянно стоят перед обществом (например, обеспечение общественного порядка). Временные - это функции, которые государство осуществляет в течение только определенного времени. Выполнение таких функций связано с реализацией каких-либо временных задач (например, осуществление некоторых функций в условиях чрезвычайных ситуаций).

Для более подробного ознакомления с темой рекомендуется обратиться к статье Л.А. Морозовой «Функции государства на современном этапе» // Государство и право. - 1993. - № 6.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.