В зависимости от степени плавности и ритмичности речи
1. пение
2. пение с движением
3. ритмизированная речь (стихи, проза) без движений
4. опора на согласные звуки
5. разнометрическая речь
В зависимости от общественного окружения общения
1. в одиночестве
2. с близкими и друзьями
3. с педагогами
4. с малознакомыми людьми
5. с незнакомыми людьми
В зависимости от обстановки общения
1. тренировка правильной речи в знакомой, привычной обстановке
2. тренировка речи в малознакомой обстановке
3. тренировка правильной речи в незнакомой обстановке
Структура логопедического занятия с заикающимися
Технические средства обучения в логопедической работе с заикающимися
Аппарат Деражне
Эффект заглушения, отключение слухового контроля заикающего в момент речи
Аппараты «Эхо», АИР
Воспроизведение записанной на магнитофон речи заикающегося с отсрочкой в долю секунды создает эффект эха
Аппарат Раздольского
Звукоусиление речи заикающегося через громкоговорители или воздушные телефоны
Компьютерная программа «Видимая речь
Различные модули для тренировки силы голоса, плавности речи, длительности речевого выдоха и др.
Методики логопедических занятий с заикающимися
№
Методика, автор
Контингент обучающихся
Сущность методики
Н.А. Власова, Е.Ф. Рау
Дети дошкольного возраста
Система речевых упражнений, усложняющихся в зависимости от степени самостоятельности речи заикающегося
Н.А. Чевелева
Дети дошкольного и младшего школьного возраста
Система коррекционной работы в процессе ручной деятельности при переходе от ситуативной речи к контекстной
С.А. Миронова
Дети дошкольного возраста
Система последовательное усложняющихся речевых упражнений в процессе прохождения различных разделов программы
Селиверстов В.И.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста, находящи-еся в медицинских учреждениях
Модернизация и одновременное использование различных приемов логопедической работы с заикающимися
Г.А. Волкова
Дети дошкольного возраста
Система игр в комплексной работе с заикающимися, воздействие на микросоциальную среду
И.Г. Выгодская,
Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская
Дети дошкольного возраста
Система игр и игровых приемов для проведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами логопедического воздействия
А.В. Ястребова
Дети младшего школьного (1-4 кл)
Развитие речевой активности и основных взаимодействующих компонентов речи в процессе работы над ее темпом и плавностью при тесной взаимосвязи речевого материала с содержанием программы по русскому языку
Методика ГНИИ уха, горла, носа под рук. проф. С.С. Ляпидевского
Подростки и взрослые заикающиеся
Методика устранения заикания в условиях медицинского стационара, включающая специальный вводный и заключительный инструктаж, максимальное ограничение речи (до 14 дней), активную перестройку речевых навыков, выпускную конференцию.
В.М. Шкловский
Подростки и взрослые заикающиеся
Комплексная система лечения заикания, заключающаяся в перестройке патологических речевых навыков и нарушений отношений личности, медикаментозном лечении, рациональной психотерапии, диспансеризации и санаторно-курортном лечении.
Последовательное усложнение речевых заданий при интенсивном использовании дыхательных, голосовых, артикуляционных упражнений и суггестивных форм психотерапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз)
Н.М. Асатиани, В.Г. Казаков, Л.И. Белякова и др.
Взрослые заикающиеся
Преодоление заикания осуществляется с учетом нозологической разнородности больных, медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое и логоритмическое воздействие
Эффективность преодоления заикания
№
Условие
Данные об эффективности логопедической работы
Учет этиологии заикания
Заикание, возникающее в результате инфекции, психической травмы, подражания устраняется более успешно, чем заикание другой этиологии (Н.А. Волкова)
Учет возрастного фактора
У детей дошкольного возраста устранение заикания наиболее эффективно (Н.А. Власова)
Учет сроков логопедической работы
Коррекционная работа более эффективна в преддошкольном и дошкольном возрасте при условии комплексного воздействия на речь детей (В.Г.Казаков)
Полнота использования лечебно-педагогических мероприятий
Медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия и др. направленное и активное лечение влияют на успешность логопедических занятий; имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики
Учет природы заикания
При органической основе заикания результат значительно хуже, чем при функциональной.
Учет симптоматики заикания
Результаты логопедической работы лучше в случаях легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации), хуже – при тяжелой степени заикания (выраженная степень болезненной фиксации)
Учет длительности комплексной работы
Эффективности способствует длительная (не менее 1 года) диспансеризация заикающихся
Значение личности педагога
Учет микросоциального окружения
Связь логопеда с семьей, врачом, с другими педагогами повышает эффективность логопедического воздействия
Учет отношения заикающегося к занятиям
Эффективность логопедических занятий выше в случае серьезного, упорного настойчивого стремления заикающегося исправить свою речь
Необходимость воспитания и перевоспитания речи и личности заикающегося в коллективе
Отмечается, что именно в коллективе создаются условия для естественного развития и перевоспитания коммуникативной функции речи
Учет вида деятельности
Учет недостатков звукопроизношения, элементов ОНР
Наличие нарушений звукопроизношения и недоразвития речи у дошкольников снижает эффективность логопедической работы при заикании
Учет полноты обследования заикающегося
Использование ТСО
Использование ТСО в соответствии с возрастом и желанием заикающихся способствует повышению эффективности логопедического воздействия
Учет типа специализированного учреждения
В стационаре, в специальных дошкольных учреждениях эффективность устранения заикания выше, чем в амбулаторных условиях
Статистические данные эффективности логопедической коррекции у заикающихся различного возраста
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление