Речь разговорной громкости – на расстоянии не менее 1 м, шепот – у ушной раковины и далее
ІІ
От 50 до 70 дБ
Речь разговорной громкости – на расстоянии 0,5-1 м, шепот – не воспринимается
ІІІ
Более 70 дБ
Речь разговорной громкости – у ушной раковины и до 0,5 м, шепот – не воспринимается
Международная классификация тугоухости
І
26-40 дБ
ІІ
41-55 дБ
ІІІ
56-70 дБ
IV
71-90 дБ
Глухота
>91 дБ
Минимальные нарушения слуховой функции у детей с недоразвитием речи (по данным Е.Л. Черкасовой)
Формы нарушения звукопроизношения при снижении слуха
№
Механизм нарушения
Проявления
Недостаточность сенсорного отдела речевого аппарата
¨ замена звуков
¨ искаженное произношение звуков, связанное с невозможностью их четкой слуховой дифференциации или с полной невозможностью восприятия на слух из-за парциального выпадения звуковых частот
¨ звуковые замены отражаются на письме в виде буквенных замен
Недостаточность моторного отдела речевого аппарата
¨ искаженое звучание звуков (межзубное или боковое С, увулярное Р и др.)
Сенсорная и моторная недостаточность речевого аппарата
¨ замена звуков из-за невозможности их слуховой дифференциации от сходных фонем
¨ искажения звуков при отклонении в строении и функционировании артикуляторного аппарата
Нарушения лексического и грамматического строя речи при снижении слуха
№
Вид нарушения
Проявления
Лексические нарушения
¨ ограниченность словарного запаса
¨ неточность употребления слов, расширение их значений; полные замены лексического значения слов, основанные на их семантической общности; смешение аффиксов при сохранении корневой части слов при их фонетическом сходстве
¨ грубые искажения звуко-слоговой структуры слов
Грамматические нарушения
¨ нарушение согласования слов в предложении
¨ неправильное употребление падежных окончаний
¨ пропуск предлогов в предложении, добавление лишних предлогов, замены
¨ замены глагольных форм
¨ затруднения в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций
Нарушения письменной речи у детей с нарушением слуха
№
Типичные и специфические ошибки слабослышащих на письме
Замены оппозиционных звуков, ударных и безударных гласных
Пропуски и перестановки звуков и частей слов
Слитное написание слов с предлогами
Нарушение флексивного согласования
Отсутствие маркировки границ предложений
Замены графически близких символов
Замены гласных, в основном низко- и среднечастотных (О-У, А-У)
Смешение ротовых и носовых согласных (Н-Д, М-Б и др.)
Множественные замены букв, соответствующих группам дизъюнктных и оппозиционных звуков (С-Ш, З-Ж, Б-Д и др.)
Пропуски звуков и слогов в начале и конце слов, дописывание лишних элементов слов
Озвончение глухих и оглушение звонких звуков в сильных позициях
Отсутствие мягкости на письмев необходимых случаях
Комплексное воздействие при недоразвитии речи и нарушениях слуховой функции [7]
Этапы
/блоки
Содержание и реализация
Медицинский блок (врач, медсестра)
Психолого-педагогический блок (логопед)
Лингвистический блок (логопед)
1. Под-готови-
тельный
Лечебное воздейст-вие: консервативный, хирургический мето-ды лечения заболева-ний ЛОР-органов
Определение слуховых возможнос-тей восприятия речи.
Развитие мотивации общения.
Активизация внимания и памяти слуховой модальности
Развитие понимания устной речи: умения вслушиваться в обращенную речь, выде-лять названия предметов, действий, признаков, обобщенных значений
2. До-фонем
ный
Проведение лечебных процедур (по индиви-дуальным показани-ям).
Проведение профи-лактических меропри-ятий: санация, массаж, закаливание ЛОР-орга-нов, общеукрепляющие комплексы и др.
Условия, максимально облегчающие слуховое восприятие.
Развитие неречевого слуха: диффе-ренциация неречевых звуков по ха-рактеру звучания, акустическим свойствам, определение количества звуков и звучащих предметов, на-правления звучания.
Развитие внимания и памяти слухо-вой модальности.
Развитие слухо-двигательных коор-динаций.
Формирование слухового и слухо-двигательного контроля.
Уточнение и расширение словарного запаса.
Практическое овладение некоторыми способами словообразования без привлечения внимания к фонематическим различи-ям.
Практическое усвоение синтаксического конструи-рования.
3. Фо-нем-ный
Проведение профилактических ме-роприятий
Постепенное усложнение условий слухового восприятия.
Развитие внимания и памяти слухо-вой модальности.
Развитие слухового, кинестетичес-кого и языкового контроля, слухо-моторного самоконтроля
Развитие фонематического слуха: дифференциация акустических признаков ре-чевых звуков, направлен-ности звучания речевых стимулов, интонационных средств языка.
Коррекция звукопроизно-шения, интонационно-рит-мического контура слов.
Овладение фонематичес-кими процессами.
Расширение лексических и грамматических значений слов на основе фонематичкских различий
4. Ин-тегра-тивный
Проведение профилактических мероприятий
Слуховое восприятие в сложных условиях.
Развитие внимания и памяти слуховой модальности.
Формирование самоконтроля речи.
Развитие связной речи, адекватное использование звукового, лексико-грамма-тического и интонационно-го оформления собственно-го высказывания в различ-ных коммуникативных ситуациях.
Специфика логопедической работы с детьми со снижением слуха
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРИЕМОВ В РАБОТЕ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ
· Тренажер «Слуховая труба»
· Прием «Слушай себя»
· Прием «Воздухопровод»
Особенности логопедической работы при нарушениях зрения
Уровни сформированности речи у детей с нарушениями зрения
4 уровень
3 уровень
2 уровень
1 уровень
Специфика логопедической работы с детьми с нарушениями зрения
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРИЕМОВ В РАБОТЕ СО СЛАБОВИДЯЩИМИ
· Механический способ постановки звуков
· Сравнение артикуляции звуков с образами предметов
Особенности логопедической работы при интеллектуальной недостаточности у детей
Распространенность нарушений письменной речи у учащихся вспомогательной школы [8]
Специфика логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта
Тесная преемственная связь меду логопедической работой и обучением грамоте, связь коррекции звукопроизношения с развитием познавательной деятельности, развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового внимания, памяти, индивидуализация работы по устранению дефектов звукопроизношения, продолжительность пропедевтического этапа и этапа автоматизации в коррекции звукопроизношения
Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе
Частота нарушений речи при детском церебральном параличе
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление