КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логика процесса исследования
Опираясь на систему методологических принципов, исследователь определяет: — объект и предмет исследования; — последовательность их решения; — применяемые методы. Можно условно выделить два характерных уровня научного исследования: а) эмпирический; б) теоретический. Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: факты действительности и научные факты. Факты действительности — это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов. Научные факты — это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений. Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы: · первая стадия — это процесс добывания, получения и фиксации фактов; · вторая стадия — это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включает в себя: — осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка; — классификация фактов и выявление основных зависимостей между ними. В ходе этого этапа исследователь осуществляет: — критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных деталей; — описание каждого факта научным языком; — отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития; — классификацию фактов по видам изучаемых явлений, по их существенности, приводит их в систему; — вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т. е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления. Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явлений. Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях и вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления. Великий первооткрыватель периодического закона Д. И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования: «Изучать» — значит: — не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно; — измерять все, что подлежит измерению; — определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями; — находить закон; — составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями; — проверять гипотезы опытом; — составлять теорию изучаемого». Теоретический уровень исследования включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и посредством их. Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами является постановка проблемы. Это значит: — определить известное и неизвестное, факты, объясненные и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей; — сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его актуальность и важность для науки; — наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы. Главная задача исследователя — выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений. Доказательство — следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание. Доказательство осуществляется прежде всего практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве — его суть состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами. Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей ее практике. Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание: · получение и описание фактов — постановка научных проблем; · выдвижение гипотез новых идей и положений; · формирование теории, органическое включение в нее доказанных положений. Завершение каждого цикла есть одновременно и начало нового цикла, ведущего к дальнейшему развитию и обогащению теории.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |