КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И синего вала обманчивый вал
В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… (А. Пушкин) Бессоюзие ( асиндетон) – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность: Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон… (А. Пушкин) Лексические ошибки и их исправление: плеоназм – смысловой повтор (главная суть, темный мрак); тавтология - повторение однокоренных, близких по звучанию слов (рассказать рассказ, спросить вопрос); алогизм – сопоставление несопоставимых понятий (клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика, надо: “от клюва”); избыточные слова в тексте: многословие. Профессиональная и профессионально-жаргонная лексика (-к -): горючка – атомка. Эта лексика понятна всем, отсюда: гражданка (разг.), самоволка (прост.). Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Самостоятельные части речи включают слова, которые называют предметы, признаки, действия. Служебные части речи включают слова, которые обычно служат для связи самостоятельных и различных предложений или придают те или иные оттенки значения как отдельным членам предложения, так и всему предложению в целом. Синтаксис. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Синтаксис – наука, изучающая строение, грамматические значения и употребление в речи словосочетаний и предложений. Словосочетание – соединение слов, одно из которых (зависимое) подчинено другому (главному). Предложение в отличие от словосочетания имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов, подлежащего и сказуемого или одного из них. Выразительные возможности русского синтаксиса – применение стилистических фигур речи (синтаксические построения). Анафора (единоначатие) – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание: Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. Клянусь паденья горькой мукой, Победы краткою мечтой; Клянусь свиданием с тобой И вновь грозящею разлукой… (М. Лермонтов) Эпифора ( концовка) – это повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь). Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседнихпредложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения: Шелкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет. Антитеза – это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия (“Где стол был яств, там гроб стоит” – Г. Державин). Градация – это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов: Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов) Стилистические возможности словообразования. В научном стиле как медицинские термины используются существительные с суффиксами –ом: аденома, гранулема; –ит: бронхит, радикулит; –ин: анальгин, антиспазмин; –ол: валидол, ментол. Некоторые словообразовательные модели продуктивны в научном и публицистическом стилях: существительные – Пушкиниана, Шопениана; прилагательные – фотогеничный, коммуникабельный. Используется модель, по которой создаются термины на основе существительных и прилагательных, имеющих также терминологическое значение: десантировать, йодировать, вакуумировать. Применяются модели, включающие греческие и латинские словообразовательные элементы, превратившиеся в интернациональные форманты: вольтметр, пульсометр. Многие книжные средства словообразования нередко получают широкое распространение и становятся общеупотребительными: акклиматизация, новаторство. Однако книжная окраска этих словообразовательных моделей проявляется при образовании новых терминов: научно-технических – цементация, складирование; юридических – задержание, пресечение; а присоединение их к основам, имеющим разговорную окраску, устраняет ее: ветреный – ветреность, вертлявый – вертлявость. Приставки иноязычного происхождения: демаскировать, дезинформация; книжные исконно русские и старославянские приставки: вневедомственный, совладелец. Некоторые старославянские приставки придают словам “высокое” звучание: всевластный, воспылать. Образование сложных слов: прилагательные, образованные способом чистого сложения (легкоатлетический, добрососедский); слова, состоящие из трех и более основ (трубопроводостроительный), большинство из них отличается узкоспециальным назначением (трихлорнитрометан, фторацетамид). Словообразовательные модели, созданные на основе буквенных сокращений и суффиксации: названия самолетов (“У - 2” – уточка, “АН - 2” - аннушка). Профессионализмы – слова, имеющие терминологическое значение, но употребляемые в разговорной речи людьми одной профессии: розлив, подсол. Фонетические средства речевой выразительности изучает фоника – наука, исследующая звуковую сторону речи. Аллитерация – повторение одинаковых или сходных согласных звуков. Ассонанс – повторение гласных. Лексика – наука о значении слова. Фразеология – наука о фразеологизмах (устойчивых словосочетаниях). Слово – единица языка. Лексическое значение слова – это его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением действительности. Изобразительно-выразительные возможности лексики – аллегория, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, перифраза, метонимия, синекдоха. Аллегория – отвлеченные понятия конкретных образов (басни: глупость - осел). Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой (фарфор на столе; фарфор в значении “посуда”). Синекдоха – замена названия части вместо целого и наоборот (Европа). Гипербола и литота – преувеличение и преуменьшение. Перифраза – оборот, употребляемый вместо слова или словосочетания (город на Неве). Словообразование – создание новых слов на основе имеющихся в языке. Способы словообразования: 1. Приставочный (везти - привезти). 2. Суффиксальный (работать - работник). 3. Приставочно-суффиксальный (стена - настенный). 4. При помощи сложения: а) целых слов (времяпрепровождение); б) основ слов с помощью соединительных гласных о и е (лесопарк, птицефабрика). Примечание. Нередко при сложении основ в словообразовании одновременно участвуют и суффиксы (черноморец, судоходство). в) части слова с целым словом или частью основы (спортинвентарь, спецкор, вуз). 5. При помощи слияния слов из словосочетания или (редко) из предложения (малопригодный – мало пригодный для занятий). 6. При помощи перехода слов из одной части речи в другую [(рабочий (прилагательное); инструмент – молодой рабочий (существительное)] Стилистические особенности словообразования. Словообразование вызывает стилистический интерес в следующих случаях: 1. Если мотивированное слово приобретает стилистическую окраску, несвойственную мотивирующему: дочурка (уменьш. - ласк.) – дочь; инженерша (прост.) – инженер. 2. Если аффиксация способствует функционально-стилевой закрепленности слова: потребовать (общеупотр.) – востребовать (офиц. - дел.); шитье – пошив (спец.); гречиха – гречка (разг.); даром – задаром (прост.), задарма (гр. - прост.). 3. Если особенности словообразования ограничивают сферу использования слов, которые употребляются лишь в диалектах или получают профессиональный либо жаргонный оттенок: земляника – земляница (диал.); свистеть – свистать (всех наверх) (проф.); мультфильм – мультик, мультяшка (жарг.). 4. Если особенности словообразования становятся причиной архаизации слова, уступающего свое место в активном лексическом запасе синониму с иными аффиксами: дерзостный (уст.) – дерзкий; грузинец [Армяне, грузинцы, черкесы, персияне теснились на площади (П.) - грузин]. 5. Если словообразование используется как источник речевой экспрессии при создании окказионализмов: широкошумные (дубравы) (П.); блиноед (Ч.); прозаседавшиеся (Маяк.).
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |