КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глоссарий основных определений дисциплин
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Примерная программа предусматривает возможность обучения в рамках традиционной поточно-групповой системы обучения. При этом последовательность изучения учебно-образовательных модулей определяется его номером. Обучение для бакалавров рекомендуется в течение одного- 4 семестра. Вузам рекомендуется постепенно перейти на кредитно- модульной системы обучения необходимо сформировать учебный план таким образом, чтобы он обеспечивал студентам возможность: - изучение отдельных модулей в различные расширенные временные интервалы и различной последовательности; - выбора студентом преподавателя для освоения того или иного модуля; - выбора студентом преподавателя для руководства и консультирования по самостоятельной работе; - формирование для студентов индивидуальных учебных планов.
Учебным управлениями (отделами) вузов и кафедрами, ведущим образовательный процесс по дисциплине необходимо: - формировать вариативное расписание проведения обучения по отдельным учебно- образовательным модулям дисциплины различными преподавателями; - обеспечить углубленную научную, практическую и методическую подготовку преподавателей, специализирующихся на проведении занятий по отдельным модулям. Студенты перед началом изучения дисциплины должны быть ознакомлены с системой кредитных единиц и балльно- рейтинговой оценки, которые должны быть опубликованы и размещены на сайте вуза или кафедры. При переходе студента в другой вуз полученные им кредиты и баллы по отдельным модулям зачитываются. Для этого студенту выдается справка о набранных кредитах и баллах, а при официальном запросе- программа освоенного модуля и копии оценочных листов по нему. Оценочные листы балльно- рейтингового контроля подписываются студентом и преподавателем с указанием даты его проведения. Формы оценочных листов их содержание вуз определяет самостоятельно в соответствии с принятой в нем системой контроля и образовательными технологиями. Важными составляющими дисциплины «Русский язык и культура речи» являются методические рекомендации по организации изучения дисциплины, куда входит основная и дополнительная литература. Для освоения программы необходимо использование библиотечного фонда университета, информационно-справочные и поисковые системы.
• Аббревиатура - (ит. abbreviatura от лат. brevis - краткий). Сложносокращенное слово, образованное из начальных букв, звуков или других начальных элементов словосочетания. • Абзац - (нем. аbsetzen - отодвигать). 1) Красная строка. 2) Отрезок письменного или печатного текста от одной красной строки до другой. • Абстрактная (лексика) - (лат. abstractus - удалённый, отвлеченный). Совокупность слов с отвлечённым значением качества, свойства, состояния. • Активный (словарь) - (лат. activus - действенный). Слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и употребляет (противопоставляется пассивному словарю). • Акцент - (лат. accentus - ударение). Ударение. • Аллегория - (греч. allegoria - иносказание). Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. • Аналогия - (греч. analogia - соответствие). Уподобление, вызванное влиянием одних элементов языка на связанные с ними другие элементы. Антитеза - (греч. antithesis - противоположение). Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. • Антоним - (греч. anti - против + oniva - имя). Слова, имеющие противоположные значения. • Арго - (фр. argot - жаргон). Язык отдельных социальных групп, искусственно создаваемый с целью языкового обособления. • Аргумент - (лат. argumentum). Логический довод, служащий основанием доказательства. • Архаизм – устаревшие слова и выражения. • Варваризм - (греч. barbarismos). Иноязычное слово или выражение. • Вербальные (средства) - (лат. verbum - глагол). Словесные, языковые средства общения в противовес несловесным, неязыковым, невербальным. • Вульгаризмы - (лат. vulgaris - простонародный, грубый). Грубые слова и выражения, находящиеся за пределами норм литературного языка. • Гипербола - (греч. hyperbole - преувеличение). Образное выражение, содержащее преувеличение свойств, признаков, качеств предмета или явления. • Гипотеза - (греч. hipothesis - основание, предположение). Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. • Говор - разновидность общенародного языка, используемая на ограниченной территории (см. "диалект", "наречие"). • Градация - (лат. gradatio - постепенное усиление). - Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (ослабление) производимого ими впечатления. • Грамматика - (греч. gramma - письменный знак). 1) Раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, строение слов, словосочетаний и предложений. 2) Грамматический строй языка. 3) Совокупность правил словоизменения, их соединения в словосочетания и предложения. • Дедуктивный (метод) - (лат. deductio - выведение). Метод доказательства, состоящий в движении от общего к частному (противопоставляется индукции). • Дефектные (глаголы) - (лат. defectus - изъян, недостаток, недочет). Глаголы с неполным спряжением, т.е. не имеющие отдельных личных форм по фонетическим или семантическим причинам. Дефис - (лат. divisio - разделение). Соединительная черточка между частями сложного слова при полуслитном написании или между словами, находящимися в отношениях определяемого слова и приложения к нему и проч. • Диалект, диалектизмы - (греч. dialektos - говор, наречие). Разновидность общенародного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных общностью территориальной, социальной, профессиональной. Слова из различных диалектов. • Диалог - (греч. dialogos - беседа). Форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. • Жаргон – язык определенных социальных групп. • Идиоматическое (выражение) - (греч. idioma - своеобразное выражение). То же, что и фразеологическая единица, фразеологизм. • Инверсия - (лат. inversio - перестановка, переворачивание). Изменение обычного порядка слов. • Индуктивный (метод) - (лат. inductio - выведение). Метод доказательства, состоящий в движении от частного к общему. • Интерактивная (функция) - (лат. inter - между, внутри + actio - действие). Функция общения, обеспечивающая организацию взаимодействия людей. • Интонация - (лат. intonare - громко произносить). Ритмико-мелодическая сторона речи. • Ирония - (греч. eironeia - насмешка). Троп, состоящий в употреблении слова в противоположном смысле. • Историзм – слова, характерные для определенного времени. • Кинетическая (речь) - (греч. kinetikos - относящийся к движению). Невербальные средства общения в виде выразительных движений различных частей человеческого тела (мимика, взгляд, поза, походка, жесты). • Книжная (лексика) - слова и выражения, связанные с книжными стилями речи и употребляющиеся в научной литературе, публицистике, официально-деловых документах. • Коммуникативная (функция) - (лат. communicatio - сообщение, связь). Функция общения, состоящая в передаче информации. • Контактное (общение) - (лат. contactus - соприкосновение). Общение коммуникантов, находящихся в непосредственной близости друг от друга. • Контекст - (лат. contextus - тесная связь, соединение). Законченный в смысловом отношении отрезок текста, дающий возможность точно установить значение отдельного входящего в него слова или предложения. • Культура речи – 1) Раздел филологии, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху. 2) Качества грамотной речи, делающие её образцовой в данный исторический период в данном языковом коллективе. • Лексика - (греч. lexikos - словесный, словарный). 1) Словарный состав языка 2) Совокупность слов, связанных со сферой их использования 6 4 (книжная, научная, профессиональная, экзотическая, устаревшая и т.д.). 3) Совокупность слов, связанных с их происхождением (исконно русская, интернациональная, заимствованная и т.д.). 4) Один из стилистических пластов в словарном составе языка (нейтральная, возвышенная, поэтическая и т.д.). • Лингвистика - (лат. lingva - язык). Наука о языке. • Литературный язык - нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа. • Литота - (греч. litotes - простота, худоба). Троп, преуменьшение. • Логическое ударение - выделение в произношении одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки. • Метафора - (греч. metaphora - перенос). Троп, скрытое сравнение, переносное обозначение, основанное на сходстве. • Метонимия - (греч. metonymia - переименование). Троп, переносное обозначение, основанное на вещественное связи между предметами. • Многосоюзие - синтаксическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. • Монолог - (греч. monos - один + logos - слово). Речь, принадлежащая одному человеку. • Морфема - (греч. morphe - форма). Значимая часть слова, далее неделимая. • Морфология - грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и присущих им способах словообразования. • Нейтральная лексика - слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски. • Неологизм – новые слова и выражения. • Норма - (лат. norma). Единое образцовое общеупотребительное использование элементов языка в данную эпоху данными носителями языка. • Оксюморон - (греч. oxymoron - осроумно-глупое). Троп, состоящий в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга. • Олицетворение – простейший вид метафоры, одушевление неодушевленных предметов. • Омонимы - (греч. homos - одинаковый + onyma - имя). Слова, одинаково звучащие, но различные по значению. • Ономастика - (греч. onomastikos - относящийся к имени) Раздел лексикологии, изучающий собственные имена. • Оратор - (лат. orare - говорить). Тот, кто произносит речи и обладает даром красноречия. Орфограмма - (греч. orthos - правильный, прямой + gramma - запись). Написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил. • Орфография - система правил правописания слов и значимых их частей, слитных, дефисных и раздельных написаний, употребления прописных и строчных букв, переноса слов с одной строки на другую. • Орфоэпия - (греч. epos - речь). Раздел языкознания, изучающий нормы литературного произношения. • Параллелизм - (греч. parallelos - рядом идущий). Синтаксическая фигура, сопоставление различных картин (чаще всего природы и человеческой души) в сходных синтаксических конструкциях. • Парафраз (парафраза) - (греч. paraphrasis - описательный оборот, описание). Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. • Пауза - (греч. pausis - прекращение). Временная остановка звучания, разрывающая поток речи, вызываемая разными причинами и выполняющая различные функции. • Персонификация - (лат. persona - лицо + facio - делаю). Приём перенесения признаков и свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. • Перифраз (перифраза) - то же, что парафраз, парафраза. • Плеоназм - (греч. pleonasmos - излишество). Многословие, выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние слова. • Предикат - (лат. praedicatum - высказанное). 1) Логическое сказуемое - то, что в суждении высказывается о его субъекте. 2) То же, что грамматиче-ское сказуемое. • Просторечие - слова, выражения, формы словообразования и словоизменения, черты произношения, не входящие в норму литературной речи. • Прямой порядок слов - наиболее обычное для данного типа предложений расположение соотносительных членов предложения. • Пунктуация - (лат. punctum - точка). Собрание правил постановки знаков препинания. • Разговорная лексика - слова, употребляющиеся в непринужденной бесе-де. • Риторика - (греч. rhetorike - искусство красноречия). Теория выразительной речи, красноречия, ораторского искусства. • Риторический вопрос - вопросительное я1087 предложение__ Синекдоха - (греч. synekdoche - соподразумевание). Вид метонимии, перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. • Синоним - (греч. synonymos - одноимённый). Слова, близкие или тождественные по своему значению, но различающиеся оттенками значения или стилистической окраской. • Синтаксис - (греч. syntaxis - составление). Раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении. • Ситуация - (фр. situation - положение, обстановка). Обстоятельства, в которых осуществляется акт речи. • Слова-паразиты - слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки, заполняют физиологическую паузу при затруднении в выборе слова, характерны для речи малообразованных людей. • Сравнение - троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. • Стилистика - (греч. stylos - стерженек для письма). Раздел языкознания, изучающий различные стили. • Суффикс - (лат. suffixus - прибитый, приколоченный). Служебная морфема, находящаяся после корня и служащая для образования новых слов или их несинтаксических форм. • Тавтология - (греч. tauto - то же самое + logos-слово) повторение сказанного другими словами. • Тезис - (греч. thesis). Положение, истинность которого должна быть доказана. • Текст - (лат. textum - связь, соединение). Произведение речи (высказывание), воспроизведенное на письме или в печати. • Тема - при актуальном членении предложения та его часть, которая содержит что-либо известное, знакомое и служит отправной точкой (основой) для передачи нового. • Термин - (лат. terminus - предел, граница, пограничный знак). Слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. • Топонимика, топонимия - (греч. topos - место + onoma, onyma - имя). Раздел ономастики, изучающий географические названия, топонимы. • Троп - (греч. tropos - поворот). Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях большей художественной выразительности. Умолчание - оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает свою мысль, предоставляя читателю (слушателю) возможность самому догадаться, что именно осталось невысказанным. • Устойчивое сочетание - то же, что и фразеологическая единица, фразеологизм. • Филология - (греч. phileo - люблю + logos - учение). Совокупность наук, изучающих культуру какого-либо народа, выраженную в языке и литературном творчестве. • Формы речи - разновидности речи, различающиеся внешними средства-ми выражения высказывания (устная и письменная формы речи). • Фраза - (греч. phrasis - оборот, выражение). Наименьшая самостоятельная единица речи, выступающая как единица общения (в таком значении совпадает с термином "предложение"). • Фразеологическая единица, фразеологизм, фразеологический оборот - лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. • Функциональные стили - стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека. • Эллипсис - (греч. ellipsis - выпадение, опущение). Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. • Элятив (элатив) - (лат. elatus - поднятый, возвышенный) Омонимичная с превосходной степенью форма имени прилагательного, обозначающая безотносительную степень качества. • Эпитет - (греч. epitheton - приложение). Художественное, образное определение, вид тропа. • Эпифора - (греч. epi - после + phoros - несущий). Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.). • Этимология -(греч. etymon — истина). 1) Раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем. 2) Происхождение и история отдельных слов и морфем. • Язык - система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |