Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Намеренные и ненамеренные последствия человеческого действия




Социологи проводят важное различие между целями нашего поведения — между тем, чего мы стремимся достичь — и незапла­нированными последствиями наших поступков. Цели, ради которых мы совершаем поступки, могут отличаться от тех последствий, к которым они приводят. Мы можем много понять об обществе, рас­суждая таким образом. Школы, например, создаются для обучения детей чтению, письму, для приобретения ими нового знания. Суще­ствование школ, однако, имеет последствия, которые не планиро­вались и не ожидались. Школы предохраняют детей от работы до достижения ими определенного возраста. Школьная система также усиливает социальное неравенство, направляя выпускников на ра­боту в зависимости от полученного ими образования.

Большее число наиболее важных изменений в истории было вероятнее всего неожиданным. Перед революцией 1917 года в Рос­сии различные политические группы стремились уничтожить суще­ствовавший режим. Но ни одна из них, тем не менее, включая и большевистскую партию, пришедшую к власти, не предвидела того, как в действительности разворачивался революционный процесс. Серия небольших напряжений и конфликтов вызвала процесс со­циальной трансформации, который даже самые радикальные поли­тики не хотели инициировать. Иногда поведение, стремящееся дос­тичь цели, вызывает такие последствия, которые препятствуют Дос­тижению желаемой цели. Несколько лет назад в Нью-Йорке были введены законы, заставлявшие собственников ветхих зданий в рай­онах бедняков привести их в минимальный порядок. Намерение было улучшить качество жилья для неимущих. Результат был со­вершенно противоположным. Собственники ветхого жилья или со­всем снесли его, или приспособили для других целей, вследствие чего резко сократилось количество доступного для бедняков жилья. Похожий пример можно привести, если обратиться к проблемам тюрем и психиатрических больниц. В последние несколько лет в Великобритании и в некоторых других западных странах методы изоляции людей от общества были частично изменены. Стремясь предоставить преступникам и психически больным поддержку об­щества, власти разрешили некоторым обитателям тюрем и психи­атрических больниц жить вне этих учреждений. Результаты не оп­равдали ожидания либеральных реформаторов. Многие бывшие пациенты больниц, оказавшись в бедности, не смогли приспосо­биться к новым обстоятельствам. Результаты этого были для них гибельными.

Стабильность и изменение в социальной жизни могут быть объ­яснены в терминах «смеси» ожидаемых и неожиданных последст­вий человеческих действий. Перед социологией стоит задача ис­следовать итоговый баланс между социальным воспроизводством и социальной трансформацией. Социальное воспроизводство — это описание того, как общества сохраняются во времени, а трансфор­мация описывает происходящие в них изменения. Общество — это не механическое устройство вроде часов или машины, которые «идут» потому, что имеют момент сил, встроенный в них. Социаль­ное- воспроизводство происходит благодаря постоянству, сущест­вующему в том, что люди делают изо дня в день и из года в год, и в социальной практике, которой они следуют. Изменения же частично являются следствием сознательной деятельности людей, а частич­но — они последствия, которых никто не ожидал.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.