Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условные сокращения и аббревиатуры 5 страница




ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА — составная часть учебно-воспита­тельной работы школы, одна из форм организации досуга уча­щихся; В. р. способствует всестороннему развитию аномаль­ных детей.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ — педагогически организованное чтение учащимися художественной, научно-популярной и др. ли­тературы, направленное на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие учащихся, приучение их к самосто­ятельному чтению, развитие литературных интересов и вку­сов, любви к чтению; В. ч. дополняет и расширяет школьную программу.

ВНЕШНЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ — см. Торможение безусловное.

ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ — см. Речь внешняя.

ВНИМАНИЕ — произвольная или непроизвольная направ­ленность и сосредоточенность психической деятельности.

ВНИМАНИЕ АКТИВНОЕ [лат. aktivus деятельный] — см. Вни­мание произвольное.

ВНИМАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЕ — внимание, при котором в цен­тре сознания находится движение.

ВНИМАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ [лат. intellectus понимание, познание] — внимание, в котором объектом интереса являет­ся мысль; В. и. связано в основном с сосредоточенностью и направленностью мысли.

ВНИМАНИЕ МОТОРНОЕ [лат. motor двигающий, приводящий в движение] — см. Внимание двигательное.

ВНИМАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ — внимание, которое не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно на­правлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — внимание, направленность которого на тот или иной объект не связана с к.-л. намерени­ями, задачей или целью, и определяется только свойствами самого объекта (новизной, необычностью, яркостью и т. д.); физиологическим механизмом В. п. является ориентировоч­ный рефлекс.

ВНИМАНИЕ ОПОСРЕДСТВОВАННОЕ — внимание, которое ре­гулируется с помощью специальных средств, напр., жестов, слов, указательных знаков, предметов.

ВНИМАНИЕ ПАССИВНОЕ [лат. passivus недеятельный] — см. Внимание непроизвольное.

ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — произвольное внима­ние, для сохранения которого не требуются усилия воли; В. п. имеет место, когда человек увлечен работой.

ВНИМАНИЕ ПРИРОДНОЕ — внимание, которое дано челове­ку с самого его рождения в виде способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стиму­лы, несущие в себе элементы информационной новизны; ос­новной механизм, обеспечивающий работу В. п., называется ориентировочным рефлексом.

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — внимание, возникновение и поддержание которого требует интеллектуальной и волевой активности индивидуума.

ВНИМАНИЕ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЕ — внимание, ко­торое складывается прижизненно в результате обучения и вос­питания, связано с волевой регуляцией поведения, с избира­тельным сознательным реагированием на объекты.

ВНИМАНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ — внимание, при котором в цен­тре сознания находится к.-л. чувственное впечатление; В. ч. по преимуществу связано с эмоциями и избирательной рабо­той органов чувств.

ВНИМАНИЯ ВИДЫ — см. Внимание двигательное, Внимание интеллектуальное, Внимание непосредственное, Внимание не-про­извольное, Внимание опосредствованное, Внимание после-произволъное, Внимание природное, Внимание произвольное, Внимание со­циально обусловленное, Внимание чувственное.

ВНИМАНИЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ — см. Внимания сосредоточен­ность.

ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ — патологические изменения на­правленности, избирательности психической деятельности; выделяют следующие виды нарушений: сужение объема вни­мания, когда одновременно человек может воспринимать толь­ко небольшое число объектов; неустойчивость внимания, ког­да нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители; нарушения внима­ния наблюдаются как при состоянии утомления, так и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей.

ВНИМАНИЯ ОБЪЁМ — количество элементов, одновременно отчетливо воспринятых за один акт восприятия; при восприя­тии множества простых объектов (букв, фигурок и т. п.) в те­чение 0,1 секунды В. о. у взрослого человека равен в среднем 5—9 элементам.

ВНИМАНИЯ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ — перевод внимания с од­ного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной; В. п. может быть непроизвольной и произвольной.

ВНИМАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выпол­нять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

ВНИМАНИЯ СВОЙСТВА — см. Внимания объем, Внимания переключаемость, Внимания распределение, Внимания сосредоточен­ность, Внимания устойчивость.

ВНИМАНИЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ — концентрированность внимания на одних объектах при одновременном его отвлече­нии от других.

ВНИМАНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬ — способность в течение длитель­ного времени сохранять состояние внимания на к.-л. объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

ВНУТРЕННЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ — условно рефлекторное тормо­жение, которое устраняет ранее выработанные реакции или их отдельные компоненты, когда они теряют свой приспособи­тельный характер и перестают отвечать изменившимся услови­ям среды.

ВНУТРЕННЕЕ УХО — часть преддверно-улиткового органа, представляющая собой систему каналов височной кости с на­ходящимися в них рецепторами слухового и вестибулярного ана­лизаторов.

ВНУТРЕННИЙ СЛУХ — способность представлять музыку в сознании, реально не слушая ее (воспроизводя музыку в памя­ти, читая ноты или создавая ее в процессе творчества).

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ — отражение в психике боль­ного своей болезни.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — см. Речь внутренняя.

ВНУТРЕННЯЯ СЕКРЕЦИЯ [лат. secretio отделение, выделе­ние] — процесс выделения эндокринными железами гормонов во внутреннюю среду организма.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА — совокупность жидкостей (кровь, лимфа, тканевая жидкость), принимающих непосред­ственное участие в процессах обмена веществ и поддержании относительного динамического постоянства организма.

ВНУТРИГЛАЗНАЯ ЖИДКОСТЬ — прозрачная жидкость, запол­няющая камеры глаза, а также околососудистое пространство; по составу аналогична цереброспинальной жидкости.

ВНУТРИГЛАЗНОЕ ДАВЛЕНИЕ — давление, оказываемое со­держимым глазного яблока на его наружную оболочку.

ВНУШАЕМОСТЬ — свойство личности, проявляющееся в по­вышенной восприимчивости к психическому воздействию со стороны другого лица или группы лиц.

ВНУШЕНИЕ — целенаправленное психическое воздействие.

ВНУШЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ [лат. verbalis словесный] — см. Вну­шение словесное.

ВНУШЕНИЕ ГИПНОТИЧЕСКОЕ [греч. hypnos сон] — внуше­ние, направленное на человека или группу людей, находящихся в состоянии гипноза.

ВНУШЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ — внушение, включающее исполь­зование изображений лиц, предметов или явлений.

ВНУШЕНИЕ ИМПЕРАТИВНОЕ [лат. imperativus повелитель­ный] — внушение, при котором психотерапевт повелительны­ми призывами и действиями вводит пациентов в состояние высокого эмоционального напряжения.

ВНУШЕНИЕ КОСВЕННОЕ — внушение, посредством предме­тов или явлений, которым внушающий придал определенное значение.

ВНУШЕНИЕ ПОСТГИПНОТИЧЕСКОЕ [лат. post — приставка, означающая «следующий после чего-либо» + греч. hypnos сон] — гипнотическое внушение, распространяющее свое действие на поведение, установки, отношения, самочувствие больного и т. д. после выхода из состояния гипноза.

ВНУШЕНИЕ ПРЯМОЕ — внушение с помощью непосредствен­но обращенной к больному речи внушающего.

ВНУШЕНИЕ СЛОВЕСНОЕ — внушение с помощью речевого воздействия.

ВОГ — см. Всероссийское общество глухих.

ВОДОБОЯЗНЬ — см. Гидрофобия.

ВОДОГРЯЗЕЛЕЧЕБНИЦА — лечебно-профилактическое учреж­дение, предназначенное для проведения водо- и грязелечения.

ВОДОЛЕЧЕБНИЦА — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для проведения водолечения.

ВОДОЛЕЧЕНИЕ — применение воды с лечебной и профи­лактической целью.

ВОДЯНКА ГЛАЗА — см. Гидрофталъм.

ВОДЯНКА ГОЛОВНОГО МОЗГА — см. Гидроцефалия.

ВОЗБУДИМОСТЬ — способность нервной, мышечной и

же­лезистой ткани переходить под влиянием действующего раздражителя из состояния физиологического покоя в состояние возбуждения.

ВОЗБУЖДЕНИЕ — 1) основной физиологический процесс, возникающий в ответ на раздражение нервной, мышечной или железистой ткани; 2) общее название психопатологических состояний с выраженным усилением психической и двигатель­ной активности.

ВОЗРАСТ — продолжительность периода времени от момента рождения до настоящего или до другого определенного мо­мента времени.

ВОЗРАСТНАЯ МОРФОЛОГИЯ [греч. morphe вид, форма + lo­gos наука] — отрасль морфологии, изучающая изменения ана­томического и гистологического строения человеческого орга­низма в процессе индивидуального развития; В. м. устанавли­вает закономерности роста и развития организма.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ — выделение периодов жиз­ни человека по совокупности анатомо-физиологических и со­циально-психологических признаков; принято выделять: мла­денчество — от момента рождения до 1 года, преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет, дошкольный возраст — от 3 до 6 лет, младший школьный возраст — от 6 до 10 лет, подро­стковый возраст — от 10 до 15 лет, юношеский возраст — от 15 до 21 года, зрелый возраст — от 21 года до 60 лет, пожилой возраст — от 60 лет до 75 лет, старческий возраст — от 75 до 90 лет, долгожители — свыше 90 лет.

ВОКАЛИЗМ [лат. vocalis голосовой] — система гласных фо­нем языка, их свойства и отношения.

ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — ем. Фонопедия.

ВОКАЛЬНЫЙ [лат. vocalis голосовой] — исполняемый голо­сом; относящийся к пению.

ВОКОИДЫ [лат. vocalis голосовой] — см. Гласные звуки.

ВОЛАПЮК — см. Воляпюк.

ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ — форма стресса, мобилизующего внут­ренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, кото­рые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как со­стояние значительного напряжения.

ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ ВЫРАЖЕНИЕ — см. Движение, Действие, Деятельность, Поведение, Поступок.

ВОЛИ НАРУШЕНИЯ — см. Безволие, Гипербулия, Гипобулия, Парабулия.

ВОЛЧЬЯ ПАСТЬ — см. Расщелина нёба.

ВОЛЯ — способность человека действовать в направлении

сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внут­ренние препятствия.

ВОЛЯПЮК [иск. volapuk, от англ. world мир + speech речь] — искусственный международный язык, предложенный в 1880 году Йог. Шлейером в качестве вспомогательного языка для всех народов мира; распространения не получил.

ВООБРАЖЕНИЕ — психический процесс формирования но­вых образов путем переработки материала восприятий и пред­ставлений, полученных в предшествующем опыте,.

ВООБРАЖЕНИЕ АКТИВНОЕ [лат. activus деятельный] — вооб­ражение, пользуясь которым, человек по собственному жела­нию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

ВООБРАЖЕНИЕ ВОССОЗДАЮЩЕЕ — процесс создания обра­за предмета по его описанию, рисунку или чертежу.

ВООБРАЖЕНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — см. Воображение пас­сивное.

ВООБРАЖЕНИЕ ПАССИВНОЕ [лат. passivus недеятельный] — воображение, образы которого возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

ВООБРАЖЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ [лат. productivus производи­тельный, плодотворный] — см. Воображение творческое.

ВООБРАЖЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — см. Воображение актив­ное.

ВООБРАЖЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЕ [лат. ге- вновь, снова + productio производство, произведение] — см. Воображение вос­создающее.

ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ — самостоятельное создание новых образов; В. т. требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыс­лом.

ВООБРАЖЕНИЯ ВИДЫ — см. Воображение активное, Вообра­жение воссоздающее, Воображение пассивное, Воображение твор­ческое, Греза, Мечта, Сновидение, Фантазия.

ВООБРАЖЕНИЯ ПРОДУКТ — см. Представление воображения.

ВОС — см. Всероссийское общество слепых.

ВОСКОВАЯ ГИБКОСТЬ — см. Каталепсия.

ВОСПАЛЕНИЕ СИМПАТИЧЕСКОЕ — тяжелый воспалительный процесс в здоровом глазу вследствие ранения другого глаза.

ВОСПИТАНИЕ — процесс систематического и целенаправ­ленного воздействия на духовное и физическое развитие лич­ности.

ВОСПИТАТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ДЕТСКОГО САДА — работ­ник специального дошкольного учреждения, который совмес­тно с дефектологом ведет коррекционно-воспитательную ра­боту с аномальными детьми в условиях детского сада.

ВОСПИТАТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ — педагог-дефектолог, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися в внеурочное время.

ВОСПОМИНАНИЯ — общее название повторно возникших знакомых по прежнему опыту представлений, мыслей, чувств.

ВОСПРИНИМАЕМОСТЬ ЗВУКА — способность звука речи воз­действовать на слух, восприниматься на слух.

ВОСПРИЯТИЕ — психический процесс отражения действи­тельности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В.

ВОСПРИЯТИЕ НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ — восприятие, которое выступает как компонент к.-л. др. деятельности.

ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДНАМЕРЕННОЕ — восприятие, связанное с постановкой определенной задачи и характеризующееся це­ленаправленностью, плановостью и систематичностью; в дан­ном случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность.

ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ — анализ и синтез материальных язы­ковых средств, т. е. разнообразных комбинаций речевых зву­ков, независимо от того, будут ли эти звуки произнесены в устной речи или обозначены в письме.

ВОСПРИЯТИЯ ВИДЫ — см. Восприятие непреднамеренное, Вос­приятие преднамеренное.

ВОСПРИЯТИЯ КОНСТАНТНОСТЬ [лат. constans, constantis не­изменный, постоянный] — относительное постоянство неко­торых воспринимаемых свойств предметов (формы, цвета, ве­личины и т. д.) при сравнительно широком диапазоне изме­нения условий восприятия.

ВОСПРИЯТИЯ НАРУШЕНИЯ — см. Агнозия, Галлюцинации, Ил­люзии.

ВОСПРИЯТИЯ ОСМЫСЛЕННОСТЬ — свойство восприятия, вы­ражающееся в том, что перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение; сознательно воспринять предмет — значит мысленно назвать его, т. е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обоб­щить его в слове.

ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТНОСТЬ — свойство восприятия, вы­ражающееся в отнесении сведений, получаемых с помощью органов чувств из внешнего мира, к этому миру, к самим пред­метам, а напр., не к раздражаемым рецепторным поверхнос­тям или структурам мозга, участвующим в обработке сенсор­ной информации.

ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА — см. Восприятия константность, Восприятия осмысленность, Восприятия предметность, Воспри­ятия структурность, Восприятия целостность.

ВОСПРИЯТИЯ СТРУКТУРНОСТЬ — свойство восприятия, вы­ражающееся в том, что восприятие в значительной мере не отвечает мгновенным ощущениям и не является простой их суммой, воспринимается фактически абстрагированная из этих ощущений обобщенная структура, которая формируется в те­чение некоторого времени.

ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ — свойство восприятия, состоя­щее в том, что всякий объект, а тем более пространственная пред­метная ситуация воспринимаются как устойчивое системное це­лое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета).

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — один из процессов памяти, при ко­тором в сознании возникают образы к.-л. объектов, воспри­нимавшихся ранее и отсутствующих в данный момент, а так­же известные по прошлому опыту мысли, движения, чувства.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ГЛАЗ — лечение, Проводи­мое с целью восстановления зрительных функций и ликвида­ции патологических процессов и их последствий.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — обучение, направленное на восстановление функций, нарушенных в результате к.-л. заболевания.

ВРАЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ — орган экс­пертизы временной утраты трудоспособности, создаваемый в лечебно-профилактических учреждениях.

ВРАЧЕБНО-ТРУДОВАЯ ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ — орган эк­спертизы трудоспособности, устанавливающий степень посто­янной (стойкой) ее утраты, группу и причины инвалидности и определяющий трудовые рекомендации инвалидам.

ВРЕМЕННАЯ НЕРВНАЯ СВЯЗЬ — состояние возбуждения меж­ду участками коры головного мозга.

ВРИСБЕРГОВ ХРЯЩ [Н. A. Wrisberg, нем. анатом] — непосто­янный хрящ, расположенный в черпало надгортанной складке.

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ГЛУХИХ — общественная орга­низация, объединяющая граждан Российской Федерации, ли­шенных слуха; ВОГ осуществляет культурно-массовое и бы­товое обслуживание глухих, занимается повышением их об­щеобразовательного и технического уровня, трудоустройством.

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ — общественная орга­низация, занимающаяся культурно-массовой и общеобразователь­ной работой среди слепых, а также их трудовым устройством.

ВСПОМИНАНИЕ — психический процесс: повторное возник­новение знакомых по прошлому опыту представлений, мыс­лей, чувств в форме Воспроизведения (при отсутствии соот­ветствующего объекта) или узнавания (при восприятии соот­ветствующего объекта).

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — школа для обучения и вос­питания умственно отсталых детей.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — совокупность словесных сигналов и вызываемых ими нервных процессов в системе возникающих на этой основе временных нервных связей; В. с. с. является высшим регулятором нервной деятельности и поведения человека.

ВТОРИЧНЫЕ РАССТРОЙСТВА — симптомы психической бо­лезни, не вызванные непосредственно болезненным процес­сом, а являющиеся реакцией личности на болезнь.

ВТЭК — см. Врачебно-трудовая экспертная комиссия.

ВУЛЬГАРИЗМ [лат. vulgaris грубый] — слово или выраже­ние, свойственное фамильярной или грубой речи.

ВУНДЕРКИНД [HeM.Wunderkind чудо-ребенок] — ребенок с исключительными способностями; см. Одаренные дети.

ВЫВИХ ГЛАЗА — смещение глазного яблока из глазницы, при котором оно занимает положение впереди век.

ВЫВИХ ХРУСТАЛИКА — смещение хрусталика из его есте­ственного местонахождения в переднюю камеру глаза.

ВЫВОРОТ ВЕКА — патологическое изменение положения века, при котором его край отстает от глазного яблока, а конъюнктивальная поверхность обращена кнаружи.

ВЫДЕРЖКА — вторая фаза, или средняя часть артикуляции звука, во время которой органы установлены именно для дан­ной артикуляции, т. е. промежуток между приступом (экскур­сией) и отступом (рекурсией).

ВЫДЕРЖКА ЗАДЕРЖАННАЯ — произнесение звука с продол­женной второй фазой артикуляции и задержанной рекурсией.

ВЫДЕРЖКА МГНОВЕННАЯ — 1) произнесение звука с мак­симально сокращенной второй фазой артикуляции; 2) свой­ство взрывных согласных как не длительных звуков.

ВЫДОХ — удаление воздуха из легких в процессе дыхания.

ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ — полное исчезновение симптомов быв­шего заболевания с восстановлением трудоспособности в той степени, которая имела место перед началом болезни.

ВЫНОСЛИВОСТЬ — способность организма (функциональ­ной системы, органа) противостоять утомлению при длитель­ном выполнении определенной работы.

ВЫПАДЕНИЕ ФУНКЦИИ — болезненное нарушение в прово­дящих путях нервной системы или в нервных центрах голов­ного мозга, ведущее к исчезновению тех или иных жизненных функций.

ВЫРАЖЕНИЕ — 1) оборот речи; данная разновидность пост­роения речи, единица построения речи, обладающая теми или другими специфическими свойствами; 2) обобщенное обозна­чение слова, словосочетания, оборота и т. д. как обладающих теми или иными диалектическими или стилистическими осо­бенностями; 3) свойство языкового сообщения, делающее его доступным восприятию.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ — изменение в выражении лица (мимика), движении тела (пантомимика) и интонации речи (голосовая мимика); В. д. является проявлением пере­живаний человека, его стремлений, оценок, отношения к яв­лениям жизни и т. д.

ВЫСКАЗЫВАНИЕ — единица сообщения, обладающая смыс­ловой целостностью и могущая быть воспринятой слушающим в данных условиях языкового общения.

ВЫСКАЗЫВАНИЕ НЕКОММУНИКАТЙВНОЕ — высказывание, основным содержанием которого является выражение чувств (эмоций).

ВЫСКАЗЫВАНИЕ РАЗВЁРНУТОЕ — высказывание, постро­енное согласно одной из полных (не сокращенных^не эл­липтических) семантико-синтаксических моделей данного языка.

ВЫСКАЗЫВАНИЕ СИТУАТИВНОЕ — высказывание, конкрет­ное содержание которого полностью раскрывается только в данной ситуации речи.

ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЭЛЛИПТИЧЕСКОЕ [греч. elleiptikos непол­ный] — высказывание, которое имеет сокращенный вид и упот­ребляется в специфических ситуациях (напр., в беглой диало­гической речи).

ВЫСОКОПАРНЫЙ СТИЛЬ — см. Бомбаст.

ВЫСОТА ЗВУКА — качество гласного звука, определяемое человеком субъективно и связанное с частотой колебаний го­лосовых складок; с ростом частоты В. з. увеличивается.

ВЫСОТА ТОНА [греч. tonos напряжение, ударение] — часто­та колебаний голосовых складок в единицу времени.

ВЫСТУП ГОРТАНИ — выступающая вперед верхняя часть щитовидного хряща, образующая возвышение на передней поверхности шеи.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней под­корковых образований, обеспечивающая индивидуальное по­веденческое приспособление человека или высших животных к изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по сво­ему происхождению, опосредствованные по психологическо­му строению и произвольные по способу своего осуществле­ния.

ВЯЗКОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ — расстройство психической де­ятельности (мышления, речи, аффектов), проявляющееся ее замедленностью, недостаточной гибкостью и переключаемостью.

 

 

ГАБИТУС [лат. habitus внешность, наружный вид] — вне­шний вид человека (особенности телосложения, осанка, цвет кожи, выражение лица и т. д.), по которому можно судить о состоянии его здоровья.

ГАЙМОР - [гайморо-; лат. sinus Highmori гайморова пазуха] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к верхнечелюстной (гайморовой) пазухе».

ГАЙМОРИТ [гаймор- + -ит] — воспаление слизистой обо­лочки верхнечелюстной пазухи.

ГАЙМОРО см. Гаймор-.

ГАЙМОРОВА ПАЗУХА [N. Highmore, англ. врач и анатом] — околоносовая пазуха в теле верхней челюсти, открывающаяся в средний носовой ход.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ [лат. hallucinatio бред, видения] — расстрой­ства восприятия в виде ощущений и образов, непроизвольно возникающих без реального раздражителя и приобретающих для больного характер объективной реальности.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ АКУСТИЧЕСКИЕ [греч. akustikos слуховой] — галлюцинации в виде элементарных звуков (шум, звон, треск) или сложных акустических образов (речь, музыка).

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ВЕРБАЛЬНЫЕ [лат. verbalis словесный] — слуховые галлюцинации в виде отдельных слов или речи.

ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ ВКУСОВЫЕ — галлюцинации в виде вкусо­вых ощущений, чаще неприятных, несвойственных принима­емой пище или возникающих без приема пищи.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ — см. Галлюцинации мо­торные.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ЗРИТЕЛЬНЫЕ — см. Галлюцинации опти­ческие.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ [греч. kinesis движение + aisthesis чувство, ощущение] — см. Галлюцинации моторные.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ КОМПЛЕКСНЫЕ — см. Галлюцинации слож­ные.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ МОТОРНЫЕ [лат. motor двигательный] — галлюцинации в виде ощущений движения в объективно не­подвижных органах (конечностях, языке).

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — слуховые галлюцинации в виде звуков пения или игры на музыкальных инструментах.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ — галлюцинации в виде ощущения к.-л. запахов.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ОПТИЧЕСКИЕ [греч. optikos относящийся к зрению] — галлюцинации в виде зрительных ощущений и (или) образов.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ — см. Галлюцинации так­тильные.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ СЛОВЕСНЫЕ — см. Галлюцинации вербаль­ные.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ СЛОЖНЫЕ — галлюцинации в виде одно­временно возникающих ощущений различного вида (напр., слуховых и зрительных).

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ СЛУХОВЫЕ — см. Галлюцинации акустичес­кие.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ТАКТИЛЬНЫЕ [лат. tactilis осязательный] — галлюцинации в виде ощущений прикосновения, боли, тепла, холода.

ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ ВИДЫ — см. Галлюцинации вербальные, Гал­люцинации вкусовые, Галлюцинации оптические, Галлюцинации моторные, Галлюцинации музыкальные, Галлюцинации обонятель­ные, Галлюцинации сложные, Галлюцинации акустические, Гал­люцинации тактильные.

ГАМАРТОФОБИЯ [греч. hamartia погрешность, проступок + фобия] — навязчивый страх: боязнь совершения недостой-ного поступка.

ГАММА [греч. gamma третья буква греческого алфавита] — 1) последовательный ряд музыкальных звуков, идущих в по­рядке определенного соотношения друг к другу; 2) характер цветовых отношений.

ГАММАЦИЗМ [gamma греч. название буквы г] — недостаток произношения звуков [г], [г'].

ГАНГЛИИ БАЗАЛЬНЫЕ [греч. basis основа] — подкорковые скопления нервных клеток, принимающие участие в различ­ных рефлекторных актах.

ГАНГЛИЙ [греч. ganglion узел, подкожная опухоль] — огра­ниченное скопление нейронов, расположенное по ходу нерва; в Г. находятся также нервные волокна, нервные окончания и кровеносные сосуды.

ГАПТО - [греч. hapto прикасаться] — составная часть слож­ных слов, означающая «прикосновение», «осязание».

ГАПТОФОБИЯ [гапто- + фобия] — навязчивый страх: боязнь прикосновения окружающих людей.

ГАРМОНИЯ [греч. harmonia связь, созвучие, соразмерность] — 1) стройная согласованность частей одного целого; 2) одно­временное звучание, нескольких созвучных тонов.

ГАФАЛГЕЗИЯ — возникновение неприятных ощущений, тре­мора, судорог при прикосновении к коже различными веще­ствами, предметами, особенно металлами; наблюдается, напр., при истерии.

ГЕБЕФРЕНИЯ [греч. hebe юношеский возраст + phren ум, ра­зум] — форма шизофрении, возникающая в юношеском воз­расте и характеризующаяся аффективными, бредовыми, гал­люцинаторными и кататоническими расстройствами с быст­рым развитием глубокого слабоумия.

ГЕДОНИЯ [греч. hedone наслаждение] — повышенное при­ятное самочувствие, ощущение крайнего удовольствия

ГЕЗИТАЦИЯ — см. Заикание.

ГЕЙНЕ — МЕДИНА БОЛЕЗНЬ [J. Heine, нем. хирург-ортопед; К. О. Medin, шведский педиатр] — см. Полиомиелит.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.