Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условные сокращения и аббревиатуры 17 страница




ПАМЯТЬ МЕХАНИЧЕСКАЯ [греч. mechanikos не связанный с сознанием, совершающийся без участия воли человека] — па­мять, при котором элементы запоминаемого не связаны меж­ду собой к.-л. связью (ассоциативной или логической).

ПАМЯТЬ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ — память, при которой отсут­ствует специальная цель что-то запомнить или вспомнить.

ПАМЯТЬ ОБРАЗНАЯ — память на определенные образы (вку­совые, зрительные, обонятельные, осязательные, слуховые).

ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ [лат. operatio работа, действие] память, рассчитанная на хранение в течение определенного, ранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней; срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком и рассчитана толь­ко на решение данной задачи.

ПАМЯТЬ ПРОИЗВОЛЬНАЯ — память, при которой ставится специальная цель что-то запомнить или вспомнить.

ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ — см. Память логическая.

ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — память на определенные эмо­ции и чувства.

ПАН- [греч. pan, pantos все] — составная часть сложных слов, означающая «охватывающий все в целом».

ПАНАЛГИЯ [пан- + лат. algos боль] — ощущение боли во всем теле.

ПАНГЕНЕЗ [пан- + греч. genesis зарождение, развитие] — гипотеза, согласно которой от всех частей организма отделя­ются мельчайшие материальные частицы (гелемулы), переме­щающиеся в половые клетки и обеспечивающие развитие у потомков признаков, сходных с родительскими; была предло­жена Ч. Дарвином.

ПАНОФТАЛЬМИТ [пан- + греч. ophthalmos глаз + ит] — ост­рое гнойное воспаление всех тканей глазного яблока.

ПАНТО - см. Пан-.

ПАНТОМИМИКА [панто- + мимика] — один из видов выра­зительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психичес­кое состояние, переживания, отношение к тем или иным яв­лениям.

ПАНТОФОБИЯ [панто- + фобия] — навязчивый страх: бо­язнь всего окружающего.

ПАНФОБИЯ [пан- + фобия] — см. Пантофобия.

ПАПИЛЛ- [папилло-; лат. papilla сосок] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к соску, к сосце­видному образованию».

ПАПИЛЛО- — см. Папилл-.

ПАПИЛЛОМА [папилл- + -ома] — доброкачественная опухоль, выступающая над поверхностью эпителия в виде сосочка.

ПАПИЛЛОМАТОЗ — патологический процесс, характеризу­ющийся образованием множественных папиллом на к.-л. уча­стке кожи или слизистой оболочки.

ПАР см. Пара-.

ПАРА- [греч. para-] — приставка, означающая: 1) «нахожде­ние вблизи, возле чего-либо»; 2) «отклонение от чего-либо».

ПАРАБИОЗ [пара- + греч. bios жизнь] — состояние возбу­димой ткани, возникающее под влиянием сильных раздра­жений и характеризующееся потерей проводимости и возбу­димости, то есть признаками торможения; термин предло­жен Н. Е. Введенским.

ПАРАБУЛИЯ [греч. para- отклонение от чего-либо + bule воля] — нарушение воли, проявляющееся в незавершении на­чатых действий.

ПАРАГЕВЗИЯ [пара- + греч. geusis вкус] — расстройство вку­совой чувствительности в виде появления вкусовых ощуще­ний при отсутствии соответствующих раздражителей.

ПАРАГРАММАТИЗМ [пара- + греч. grammata умение писать и читать] — нарушение устной или письменной речи в форме неправильного применения правил грамматики.

ПАРАГРАФИЯ [пара- + греч. grapho писать] — расстройство письма в форме неправильного написания отдельных слов или букв, замены одних букв другими.

ПАРАГРАФИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ — см. Вербальная параграфам.

ПАРАГРАФИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ — см. Литеральная параграфия.

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ФАЗА — измененное состояние возбуди­мости нервных структур, при котором сильные раздражители вызывают слабую, а слабые раздражители — сильную ответ­ную реакцию.

ПАРАКИНЕЗ [пара- + греч. kinesis] — форма гиперкинеза, характеризующаяся ненужными в данное время, часто стерео­типными двигательными актами, жестами, внешне напомина­ющими сознательные волевые движения.

ПАРАКУЗИЯ [пар- + греч. akusis слух] — относительно луч­шее восприятие речи в условиях шума, чем в тишине.

ПАРАЛАЛИЯ [пара- + греч. lalia речь] — затрудненное про­изношение.

ПАРАЛАМБДАЦИЗМ [пара- + греч. буква, обозначающая звук [л]] — нарушение речи, при котором звук [л] заменяется дру­гими звуками.

ПАРАЛЕКСИЯ [пара- + греч. lexis речь, слово] — расстрой­ство чтения в форме искажения прочитываемых слов и букв; признак сенсорной афазии при поражении теменной доли полушарий головного мозга.

ПАРАЛИНГВИСТИКА [пара- + лат. lingua язык] — 1) раздел языкознания, изучающий невербальные средства, включенные в речевое сообщение и передающие вместе с вербальными средствами смысловую информацию; 2) совокупность невер­бальных средств, участвующих в речевой коммуникации.

ПАРАЛИЧ [греч. paralyo расслабляю] — выпадение функции к.-л. мышцы или конечности вследствие нарушения иннерва­ции.

ПАРАЛИЧ АККОМОДАЦИИ — потеря способности ясно ви­деть объекты, находящиеся ближе дальнейшей точки ясного зрения, обусловленная параличом ресничной мышцы.

ПАРАЛИЧ АТОНИЧЕСКИЙ — паралич, обусловленный пора­жением передних рогов спинного мозга и (или) спинномозго­вых нервов, а также двигательных черепных нервов и (или) их ядер; сопровождается атрофией и атонией мышц.

ПАРАЛИЧ АТРОФИЧЕСКИЙ — см. Паралич атонический.

ПАРАЛИЧ БУЛЬВАРНЫЙ — синдром поражения языкоглоточ-ного, блуждающего и подъязычного нервов или их двигатель­ных ядер, расположенных в продолговатом мозгу, с парали­чом мышц языка, губ, мягкого нёба, глотки, голосовых скла­док и подгортанника; проявляется дисфониеи, отклонением языка в сторону или его неподвижностью, расстройствами дыхания и сердечно-сосудистой деятельности.

ПАРАЛИЧ ВЯЛЫЙ — см. Паралич атонический.

ПАРАЛИЧ ДЕТСКИЙ СПАСТИЧЕСКИЙ [греч. spastikos стягива­ющий] — форма детского церебрального паралича, характери­зующаяся центральным параличом конечностей.

ПАРАЛИЧ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ (лат. cerebrum головной мозг) — болезнь, развивающаяся вследствие поражения го­ловного мозга внутриутробно, во время родов или на первом году жизни ребенка, Проявляющаяся двигательными расстрой­ствами по типу параличей и парезов, реже гиперкинезов и атаксии, а также нарушениями речи и психики.

ПАРАЛИЧ ИСТЕРИЧЕСКИЙ — отсутствие движений в опреде­ленных мышечных группах, имеющее психогенное происхож­дение.

ПАРАЛИЧ ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ — см. Паралич атонический.

ПАРАЛИЧ ПРОГРЕССИВНЫЙ — психическая болезнь, обус­ловленная сифилитическим менингоэнцефалитом, протекаю­щая с нарастающим распадом личности и психической дея­тельности, аффективными и бредовыми расстройствами, неврологическими признаками нейросифилиса; возникает в кон­це первого десятилетия после заражения.

ПАРАЛИЧ ПСЕВДОБУЛЬБАРНЫЙ — паралич мимико-артикуляционных мышц, иннервируемых двигательными черепными нервами, обусловленный двусторонним поражением корково-ядерных волокон в полушариях или в стволе головного мозга; проявляется дизартрией, дисфагией, дисфонией, появлением реф­лексов орального автоматизма, насильственного плача и смеха.

ПАРАМИМИЯ [пара- + греч. mimia подражание] — несоот­ветствие мимики больного его эмоциям или переживаемой ситуации.

ПАРАМНЕЗИЯ [пара- + греч. mnesis воспоминание, па­мять] — общее название искажений воспоминаний (криптомнезии) и обманов памяти (конфабуляций).

ПАРАМУЗИЯ [пара- + греч. musa музыка] — расстройство музыкальных способностей.

ПАРАНОИД [греч. paranoia безумие] --- стойкий бредовый симптомокомплекс, психическое заболевание с навязчивыми идеями и галлюцинациями.

ПАРАПАРЕЗ [пара- + парез] — неполный паралич, ослабле­ние или ограничение двигательных возможностей обеих верх­них или нижних конечностей.

ПАРАПЛЕГИЯ [пара- + греч. plege удар, поражение] — пара­лич обеих верхних или нижних конечностей.

ПАРАПРАКСИЯ [пара- + греч. praxis действие] — извраще­ние действий, при котором составляющие его движения сами по себе правильны, но их результат не соответствует постав­ленной цели.

ПАРАПСИХОЛОГИЯ [пара- + психология) — общее название гипотез и представлений, относящихся к психическим явле­ниям, объяснение которых не имеет строгого научного обо­снования (напр., т. наз. экстрасенсорное восприятие).

ПАРАРЕКСИЯ [пара- + лат. recses вкус] — см. Парагевзия.

ПАРАРОТАЦИЗМ [пара- + греч. буква, обозначающая звук [р]] — нарушение речи, при котором звук [р] заменяется дру­гими звуками.

ПАРАСИГМАТИЗМ [пара- + греч. буква, обозначающая звук [с]] — нарушение речи, при котором шипящие и (или) свис­тящие звуки заменяются другими звуками.

ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — часть вегета­тивной нервной системы; принимает участие в нервной регуля ции внутренних органов; П. н. с. действует противоположно сим­патической нервной системе; напр., если симпатическая нервная система ускоряет сердцебие, то П. н. с. его замедляет.

ПАРАТИМИЯ [пара- + греч. thimos настроение] — несоответ­ствие содержания сознания, интеллектуальных представлений эмоциональным переживаниям.

ПАРАТИПИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ РЕЧИ — причи­ны, вызываемые внешними явлениями — тяжелые роды, не­нормальное положение ребенка во время родов, патологичес­кие изменения в центральной нервной системе, неправильное воспитание и др.

ПАРАТРИЯ [пар- + греч. arthroo членораздельно произно­сить] — см. Дизартрия.

ПАРАФАЗИЯ [пара- + греч. phasis речь] — нарушение речи, при котором неправильно употребляются отдельные звуки или слова.

ПАРАФАЗИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ [лат. verbum слово] — парафазия, характеризующаяся заменой необходимых слов другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания.

ПАРАФАЗИЯ ЗЕРКАЛЬНАЯ — вид парафазии, при которой начало и конец слова произносятся правильно, а середина слова — справа налево.

ПАРАФАЗИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ [лат. lit(t)era буква] — парафа­зия-, характеризующаяся пропусками, ошибочной заменой или перестановкой некоторых звуков или слогов в словах (напр., молоко — «моколо», стол — «скол»).

ПАРАФИМИЯ — см. Перверсия.

ПАРАФОНИЯ [пара- + греч. phone звук, голос] — резкие, вне­запные переходы, изменения высоты и тембра голоса (напр., «ломающийся» голос у подростков).

ПАРАФРАЗА [лат. paraphrasis пересказ] — 1) описательное выражение; 2) троп, состоящий в замене обычного слова (про­стого обозначения некоторого предмета одним словом) опи­сательным выражением.

ПАРАФРАЗИЯ [пара- + лат. phrasis речь, оборот речи] — рас­стройство речи, заключающееся в утрате ее смысла и грамма­тического строя и применении искусственно созданных слов.

ПАРАЯЗЫК — свойство фонации, характеризующее речь на данном языке и создающее совокупность звуковых явлений, общих и обязательных для реализации в речи данного языка или его разновидностей, но не входящих в систему собственно дифференциальных фонологических противопоставлений (принятые в данном языке степень громкости, характер пауз нерешительности, диапазон модуляций голоса).

ПАРЕЗ [греч. paresis ослабление] — уменьшение силы или амплитуды произвольных движений, обусловленное наруше­нием иннервации соответствующих мышц; неполный паралич.

ПАРЕСТЕЗИЯ [греч. paraisthesis ложное ощущение, от пар- + aisthesis ощущение] — спонтанно возникающее неприятное ощущение онемения, покалывания, жжения, «ползания мура­шек» и т. д.

ПАРЕТИЧЕСКАЯ (ИСТЕРИЧЕСКАЯ) АФОНИЯ — заболевание, характеризующееся функциональной недостаточностью и дряб­лостью мышц гортани; характерна внезапная потеря голоса.

ПАРЕТИЧНОСТЬ — неподвижность мышц.

ПАРКИНСОНИЗМ [Y. Parkinson, англ. врач] — сочетание ги­покинезии, ригидности и дрожания в покое, обусловленное поражением подкорковых узлов головного мозга; наблюдает­ся при дрожательном параличе, эпидемическом энцефалите, атеросклерозе сосудов головного мозга, некоторых хроничес­ких интоксикациях и др.

ПАРОДИРОВАНИЕ — фигура речи, состоящая в ироничес­ком подражании стилистическим приемам к.-л. жанра, направ­ления, писателя и др.

ПАРОКСИЗМ [греч. paroxsismos острый приступ болезни] — внезапное, обычно повторяющееся возникновение или усиле­ние признаков болезни на относительно короткий промежу­ток времени.

ПАРОНИМЫ [пара- + греч. onyma имя] — разные по смыслу, но близкие по звучанию слова.

ПАРТИЦИПАЦИЯ — явление, наблюдающееся в ранней стадии развития мышления у ребенка, когда он устанавливает такие связи между различными действиями и предметами, которые не име­ют никаких оснований и объективной связи вещей.

ПАРЦИАЛЬНЫЙ [лат. pars часть] — частичный-

ПАРЦИАЛЬНЫЙ ТОН — см. Обертон.

ПАРЭРОЗИЯ — см. Перверсия.

ПАСИМОЛОГИЯ — см. Кинесика.

ПАССАВАНА ВАЛИК [Ph. G. Passavant, нем. хирург] — попе­речное выпячивание задней стенки глотки, образованное ее верхним сжимателем; при глотании отделяет носовую часть глотки от ротовой.

ПАССИВНОЕ НАКОПЛЕНИЕ ЗВУКОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ — накопление детьми звуков и слов без самостоятельного проговаривания.

ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ — см. Словарь пассивный.

ПАССЫ [лат. passum распространять] — прием гипнотизи­рования: медленные движения рук врача вдоль лица и тела гипнотизируемого или легкое прикосновение руками к их по­верхности.

ПАТ- [греч. pathos чувство, страдание, болезнь] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к патологи­ческому состоянию, к болезни».

ПАТЕЛЛЯРНЫЙ РЕФЛЕКС — см. Рефлекс коленный.

ПАТО - см. Пат-.

ПАТОГЕНЕЗ [пато- + греч. genesis происхождение, разви­тие] — 1) учение об общих закономерностях развития, тече­ния и исхода болезней; 2) механизм развития конкретной бо­лезни, патологического процесса или состояния.

ПАТОГЕННЫЙ [пато- + греч. -genes порождающий] — болез­нетворный, вызывающий заболевание.

ПАТОГНОМОНИЧНЫЙ [пато- + греч. gnomonikos способный к суждению] — характерный для данной болезни (о признаке).

ПАТОГРАФИЯ [пато- + греч. grapho писать, изображать] — анализ литературных произведений с целью изучения личнос­ти автора (больного).

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ — наука о закономернос­тях возникновения, развития и исхода патологических (болез­ненных) процессов.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ — обусловленный болезнью.

ПАТОЛОГИЯ [пато- + греч. logos учение, наука] — наука, изучающая закономерности возникновения и развития болез­ней, отдельных патологических процессов и состояний.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ [пато- + психология] — раздел психоло­гии, изучающий закономерности изменений психической де­ятельности и свойств личности при болезни; анализ патологи­ческих изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процес­сов, состояний и свойств личности в норме.

ПАТРИМОНАЛЬНЫЙ — наследственный.

ПАТРОНАЖ [лат. patronus покровитель] — 1) оказание ме­дико-социальной помощи одиноким и престарелым больным; 2) форма профилактической работы, заключающаяся в обследовании условий труда и быта лиц, находящихся на учете, проведение на дому оздоровительных (иногда и лечебных) мероприятий.

ПАУЗА [греч. pausis прекращение] — временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи.

ПАУЗА ГРАММАТИЧЕСКАЯ — см. Пауза синтаксическая.

ПАУЗА ДЫХАТЕЛЬНАЯ — пауза, отмечающая конец дыхатель­ной группы.

ПАУЗА НЕСИНТАКСИЧЕСКАЯ — остановка в речи, вызывае­мая физиологическими и психологическими причинами и не выражающая синтаксической зависимости между элементами предложения.

ПАУЗА НОРМАЛЬНАЯ — пауза, совпадающая с местом со­единения ритмических единиц.

ПАУЗА СИНТАКСИЧЕСКАЯ — пауза, выражающая определен­ные синтаксические отношения между разделяемыми ею час­тями высказывания.

ПАУЗАЦИЯ — размещение пауз в потоке речи.

ПАЦИЕНТ [лат. patiens терпящий] — больной, лечащийся у врача.

ПЕДАГОГИКА [греч. paidagogike] — наука о воспитании и обу­чении человека; раскрывает сущность, цели, задачи и законо­мерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, обеспечивает теоретические основы процессов об­разования и обучения.

ПЕДАГОГИКА КОРРЕКЦИОННАЯ — см. Дефектология.

ПЕДАГОГИКА ЛЕЧЕБНАЯ — система медико-педагогичес­ких мероприятий, направленных на коррекцию дефекта и развитие аномальных детей, находящихся в условиях лечеб­ных учреждений; начало П. л. положено врачами-психиатрами: Э. Сегеном, И. В. Маляревским, А. С. Грибоедовым, В. П. Ка­щенко, Г. И. Россолимо и др.

ПЕДАГОГИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ — наука о воспитании и обуче­нии аномальных детей; в более широком смысле под П. с. пони­маются те или иные отрасли педагогики, имеющие своим пред­метом воспитание и обучение вне массовой общеобразователь­ной школы (музыкальная педагогика, военная наука и т. п.).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ — отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками обучения и воспитания; причинами П. з. могут быть: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школ и преподавате­лей, недостаточное внимание учителей к отстающему ре­бенку, пропуски школьных занятий, безнадзорность; П. з. может возникнуть вследствие замедленного развития ребенка; так, дети, которые по этой причине оказываются не подготов­ленными к школьному обучению без применения в школе коррекционно-воспитательных мероприятий вскоре становятся пе­дагогически запущенными.

ПЕДАНТИЗМ [лат. pedantis учитель] — мелочная точность, чрезмерная, преувеличенная аккуратность.

ПЕДИАТРИЯ [греч. paidos дитя + греч. iatreia лечение] — на­ука о детских заболеваниях и их Лечении.

ПЕЙОРАТИВНЫЙ — обладающий отрицательной экспрессив­но-эмоциональной оценочной коннотацией.

ПЕНАЛИЗАЦИЯ [фран. penalite щтраф, взыскание] — метод лечения амблиопии, заключающийся в том, что острота зре­ния лучше видящего глаза искусственно снижается и фикси­рующим становится лучше видящий глаз.

ПЕНФИЛДА СХЕМА [W. G. Penfild, канадский нейрохирург] — схема расположения центральных отделов анализаторов в коре мозга человека, разработанная на основе регистрации эффек­тов электрической стимуляции коры во время операций на го­ловном мозге.

ПЕР- [лат. per-] — приставка, означающая: 1) «действие, направленное через ч.-л.»; 2) усиление признака.

ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ — дей­ствие на кору больших полушарий головного мозга различных предметов и явлений окружающего мира путем раздражения определенных рецепторов; система сигналов, общая с живот­ными.

ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА — временные нервные связи, образованные в коре больших полу­шарий головного мозга человека или животного под влиянием воздействия предметов или явлений окружающего мира.

ПЕРВЕРСИИ [лат. perversus перевернутый, извращенный] —-половые извращения.

ПЕРВЫЙ КРИК — первое голосовое проявление новорож­денного; врожденный безусловный рефлекс, возникающий в подкорковом слое; кислородное голодание, наступающее пос­ле перевязки пуповины, способствует рефлекторному вдоху и первому выдоху, при котором возникает первый крик.

ПЕРЕДНЕПАЛАТАЛЬНЫЙ ЗВУК — артикуляционная класси­фикация согласных по резонированию (ж, щ, ч).

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЙ ЗВУК — артикуляционная классифика­ция согласных по месту артикуляции (д, т, з, с, ц, н).

ПЕРЕЖИВАНИЕ — эмоциональная деятельность большой напряженности и нередко большой продуктивности, способ­ствующая перестройке внутреннего мира личности и обретению необходимого равновесия; П. связано с объективной не­обходимостью перенести ситуацию, ставшую критической, выдержать ее, справиться с ней.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ — см. Внимания переключаемость.

ПЕРЕНОСИЦА — см. Корень носа.

ПЕРЕСТАНОВКИ — перемещение букв или звуков в слове в письменной или устной речи; напр., Москва — Москав.

ПЕРЕХОДНЫЙ ЗВУК — 1) краткий, неполный (неопреде­ленный по качеству) звук, возникающий при переходе арти­куляции от одного полного звука к другому вследствие того, что голосовая щель остается открытой, в то время как органы речи стремятся принять новое положение; призвук; 2) встав­ной звук, возникающий между двумя трудно сочетаемыми зву­ками для облегчения произношения; 3) неслоговая часть диф­тонга.

ПЕРИОД УСВОЕНИЯ ЗВУКА — срок, необходимый для усвое­ния правильного произношения звука; этот период характерен тем, что в нем смешиваются правильные и субститутные звуки.

ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — состоит из череп­но-мозговых нервов, нервных сплетений и спинномозговых нервов; нервы доставляют импульсы из центральной нервной системы непосредственно к мышце и информацию с перифе­рии в центральную нервную систему.

ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ — внешний, удаленный от центра чего-либо; напр., периферический отдел анализатора.

ПЕРИФОКАЛЬНЫЙ [греч. peri около + лат. fokalis очаго­вый] — околоочаговый.

ПЕРМУТАЦИИ [пер- + мутации] — усиленные видоизменения.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ [лат. perseveratio упорство] — циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, к.-л. действия, мысли или пере­живания.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ — нарушение зрительного вос­приятия в виде сохранения или повторного возникновения зрительного образа предмета после его исчезновения из поля зрения.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ — см. Мышление персеверативное.

ПЕРТИНЕНТНЫЙ — см. Релевантный.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

ПЕРЦЕПЦИЯ — см. Восприятие.

ПЕТАЛЬНЫЙ [лат. peto приближаться] — центростремитель­ный; см. Афферентный.

ПЕЭРЕЛИЗМ — детское инфантильное поведение, регрес­сия к переживаниям детства.

ПИКНИЧЕСКИЙ ТИП — тип телосложения человека с широ­кой коренастой фигурой..

ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО [лат. pictus нарисованный + греч. grapho пишу] — отражение общего содержания сообще­ния в виде рисунка, обычно в целях запоминания.

ПИРАЛГИДНЫЕ ПУТИ — пути, идущие от коры головного моз­га к эффекторам речевого аппарата через передние рога спинно­го мозга и двигательные ядра черепно-мозговых нервов.

ПИРАМИДНЫЙ ПУТЬ — путь прохождения возбуждения по нервным волокнам от двигательной области коры больших полушарий головного мозга (от гигантских клеток Беца) к дви­гательным клеткам спинного мозга и далее по соответствую­щим волокнам непосредственно к мышцам.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ — см. Речь письменная.

ПИСЬМО — 1) знаковая система фиксации речи, позволя­ющая с помощью графических элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние; 4 основных типа П.: идеографическое, словесно-слоговое (идеографически-ребус-ное), силлабическое (слоговое) и буквенно-звуковое (алфа­витное) П., а также стенография; 2) П. как литературный жанр.

ПИСЬМО ЗЕРКАЛЬНОЕ — см. Зеркальное письмо.

ПИСЬМО СЛЕПЫХ — написание букв, слов, цифр путем вы­давливания грифелем рельефно-точечных знаков по системе Брайля на специальном приборе.

ПЛАСТИКА [греч. piastike формирование, образование] — общее название хирургических методов восстановления фор­мы и (или) функции отдельных частей тела или органов путем пластических операций.

ПЛАТОНИЧЕСКИЙ [Платон, греч. философ] — 1) чисто ду­ховный, не связанный с чувственностью (напр., П. любовь); 2) не осуществляемый на практике, отвлеченный (перен.).

ПЛЕВРА [греч. pleura сторона, бок] — серозная оболочка, по­крывающая легкие и выстилающая стенки грудной полости.

ПЛЕКСИТ [лат. plexus сплетение] — воспаление нервного сплетения.

ПЛЕОНАЗМ [греч. pleonasmos излишество] — употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания.

ПЛЕОПТИКА [греч. pleon больше + греч. optikos относящий­ся к зрению] — раздел офтальмологии, разрабатывающий ме­тоды лечения амблиопии.

ПЛОЗИЯ — общее названия для первой и третьей фаз произ­несения смычного согласного, то есть имплозии и эксплозии.

ПЛОСКОСТОПИЕ — вид деформации скелета стопы, пони­жение ее продольных и поперечного сводов.

ПЛОСКОЩЕЛЕВОЙ — фрикативный согласный, при произ­несении которого образуется широкая плоская щель.

ПОВЕДЕНИЕ — совокупность действий, осуществляемых индивидом в процессе взаимодействия со средой.

ПОВЕДЕНИЕ БРЕДОВОЕ — поведение психически больного, определяемое бредовыми мотивами и суждениями.

ПОВЕДЕНИЕ НЕАДЕКВАТНОЕ — поведение, не соответству­ющее окружающей обстановке и принятым нормам.

ПОВЕДЕНИЕ УСТАНОВОЧНОЕ — в психиатрии - поведение психически больного, обусловленное осознаваемым или нео­сознанным стремлением воспроизвести или скрыть болезнен­ное состояние.

ПОВТОР — полное или частичное повторение корня, основы или целого слова без изменения их звукового состава (или с его частичным изменением) как способ образования слов, синте­тических и описательных форм и фразеологических единиц.

ПОДБОРОДОЧНО-ЯЗЫЧНАЯ МЫШЦА ЯЗЫКА — волокна, на­чинающиеся от внутренней поверхности нижней челюсти, рас­ходясь веерообразно, идут вверх, назад и прикрепляются к спинке языка в области его корня; назначение этой мышцы выдвигать язык вперед.

ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ — одно из основных функциональных свойств нервной системы, характеризующее­ся быстротой, с которой процессы возбуждения и торможения сменяют друг друга; в случае хорошей подвижности такая смена происходит быстро, в случае малой подвижности — медлен­но, с трудом, а иногда совсем не происходит.

ПОД ГОЛ ОСОБАЯ ПОЛОСТЬ — см. Подскладочная полость.

ПОДКОРКА — подкорковые нервные узлы больших полуша­рий головного мозга вместе со зрительными буграми.

ПОДКОРКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ — см. Дизартрия подкорковая.

ПОДКОРКОВЫЕ ЦЕНТРЫ — скопления нервных клеток, рас­положенных под корой больших полушарий головного мозга; значительные П. ц.: зрительный бугор, бледный шар, полоса­тое тело.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА (в физиологии) — действие раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс, после индифферентного раздражителя, обусловливающее при­дачу ему сигнального значения и формирование условного рефлекса.

ПОДРАЖАНИЕ — произвольное или непроизвольное воспро­изведение чьих-либо движений, действий, манер и т. п.; физио­логическая основа П. играет большую роль в процессе развития как нормального, так и аномального ребенка; путем подражания взрослым ребенок овладевает речевыми навыками и обществен­но выработанными формами поведения, приобретает различ­ные навыки и умения; по мере развития ребенка П. становится осознанным и постепенно переходит из непроизвольного в про­извольное; особенно важное значение имеет произвольное П. при овладении трудовыми навыками и умениями; исключитель­но важную роль играет П. в процессе овладения глухими деть­ми словесной речью, в частности, навыками произношения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.