КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности исследовательских методов в специальной психологии
Связь специальной психологии с другими науками. Предмет научного исследования не существует отдельно и изолированно от других явлений и объектов окружающего мира, которые оказывают на него свое влияние. Многие науки могут изучать один и тот же предмет, но с разных точек зрения, на разных уровнях существования объекта, разными методами, используя разные категории и объяснительные принципы. Сегодня объединение наук, их интеграция есть необходимое условие научного прогресса. В этом отношении специальная психология как вполне современная наука обладает весьма обширными межпредметными связями. Наиболее тесные из них — связи с коррекционной педагогикой. Создание эффективных методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями не мыслимо без знаний закономерностей их развития. Вместе с тем, сама практика обучения таких детей может выступать для специальной психологии формой проверки адекватности тех или иных научных представлений. Говоря о связях специальной психологии с другими науками, нельзя не упоминать о связях с возрастной психологией. Знание законов «нормального развития» является для специальной психологии отправной точкой, ибо понятие «отклоняющееся развитие» — понятие относительное. Вместе с тем изучение тех или иных нарушений в развитии психики обогащает наши знания о законах нормального ее развития. Целый ряд неблагоприятных условий, на фоне которых может протекать психическое развитие ребенка, связан с патологией генного и хромосомного аппарата, с заболеваниями мозга и психическими заболеваниями. Именно в силу этого у специальной психологии традиционно существуют тесные связи с генетикой, прежде всего медицинской, а также с детской невропатологией и психиатрией. Перечисленные связи можно отнести к числу наиболее тесных и значимых, но этим их круг не ограничивается. Можно указать на связи специальной психологии с общей психологией и педагогикой, с философией, социологией, целым рядом клинических и инженерных дисциплин. Научный метод — это исторически выработанный способ получения достоверных сведений об изучаемом предмете. К общенаучным методам, которыми пользуются многие науки, и в том числе психология, относятся: эксперимент, наблюдение, беседа, сбор анамнестических данных и ряд других. Утверждение о том, что эксперимент является для психологии основным и главным методом, весьма относительно. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки. Какой метод является ведущим в данный момент, зависит от цели исследования, конкретных условий, мастерства психолога и пр. Кроме того, в специальной психологии нередки случаи, когда по целому ряду причин ребенок оказывается недоступен экспериментальному исследованию. В подобных случаях ведущими становятся другие методы. Своеобразие использования касается, прежде всего, не методов, а методик. Методика — это конкретное воплощение метода, определенная техника его реализации. Самих методик или техник, в отличие от методов, может быть великое множество. Говоря об эксперименте, вспомним, что последний имеет несколько разновидностей — индивидуальный и групповой, констатирующий и формирующий, лабораторный и естественный. В практике специальной психологии используются все перечисленные виды, но предпочтение отдается индивидуальному, естественному и формирующему экспериментам. В отношении последнего следует особо подчеркнуть, что несмотря на его трудоемкость, в отличие от констатирующего эксперимента, фиксирующего только наличный уровень развития той или иной стороны психики, формирующей эксперимент позволяет раскрыть сам процесс достижения того или иного результата, а главное — весьма точно определить потенциальные возможности испытуемого, т. е. зону его ближайшего развития. Именно эта сторона развития особенно важна в исследовательской практике специальной психологии. Благодаря использованию формирующего эксперимента удается весьма продуктивно решить задачу по дифференциации трех основных характеристик психического развития — возрастных, индивидуальных и патологических (дизонтогенетических). Проще говоря, отделить общие закономерности от специфических. Основная особенность организационно методической стороны эксперимента во многом определяется формой нарушения в развитии. Так, для многих детей с отклонениями в развитии характерна быстрая утомляемость и низкий темп протекания психических процессов. В силу этого, экспериментальная процедура должна быть разбита на несколько сеансов с перерывами на отдых. Одной из часто встречающихся особенностей детей с проблемами в развитии является весьма низкая познавательная активность. Сниженная заинтересованность, как и избыточно высокая, способна негативно сказываться на результате эксперимента. Именно поэтому психолог должен учитывать мотивационную составляющую экспериментальной ситуации и при необходимости либо повышать, либо понижать степень заинтересованности испытуемого. Известно, что подавляющее большинство методик создается в расчете на вполне здоровых детей, и в силу этого они (методики) могут оказаться не вполне валидными по отношению к детям с отклонениями в развитии. В частности, это относится к стимульному материалу, что требует определенной его модификации. Особая «деликатность» требуется также при оценке и интерпретации полученных результатов. Так, двигательные или зрительные нарушения, безусловно, будут оказывать влияние на результативность рисования или складывания кубика Кооса. Именно поэтому характер интерпретации полученных данных должен быть иным, чем в случае нормы. Широко используемые сегодня стандартизированные техники нашли свое применение и в специальной психологии. Адекватное использование тестов может быть весьма продуктивным при условии ясного осознания их возможностей и ограничений. Тестовые техники хороши своей экономичностью, возможностью дать четкую количественную оценку полученному результату, их сопоставимостью с большой выборкой испытуемых (наличие нормативов). Но они имеют определенные недостатки и, прежде всего, методического плана применения их в специальной психологии. Это касается проблемы тестовой стандартизации, т. е. неизменности процедуры проведения эксперимента, инструкции, времени выполнения задания, стимульного материала, условий выставления оценок и пр. Несомненное достоинство тестов в отношении детей с проблемами в развитии превращается в недостаток и серьезное препятствие в их использовании. В этом случае полученные результаты не могут быть сопоставлены с нормативными данными. Другой серьезный недостаток теста — его количественная ориентация. Полученный результат, пусть даже выраженный в числовой форме, отражает только наличный уровень развития той или иной функции и ничего не говорит о потенциале испытуемого. Кроме того, сам процесс достижения результата остается закрытым для исследователя. Применение метода наблюдения не имеет такой специфики, как эксперимент, за исключением лишь уже отмеченного выше обстоятельства, когда ребенок может быть недоступен экспериментальному изучению, как это бывает при выраженных формах умственной отсталости, синдроме раннего детского аутизма и т. п. В этих случаях наблюдение становится ведущим методом. Кроме того, и это следует подчеркнуть особо, поведение детей с отклонениями в развитии весьма часто характеризуется большей степенью психологической непрозрачности, непонятности со стороны внешнего наблюдателя. Сказанное означает, что процесс наблюдения в специальной психологии проводится особенно тщательно и длительно. Кроме того, он обязательно дополняется анамнестическим методом, которому в специальной психологии придается особое значение. Сбор анамнестических сведений проводится путем бесед психолога с родителями, учителями, воспитателями ребенка, путем анализа имеющейся документации.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |