КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хозяйство + Народ + Форма государственного правления)
Силу государстваЧеллен определял как функцию от пяти его свойств: территории, хозяйства, народа, общества, власти. В соответствии с этим наука о государстве должна состоять из пяти дисциплин: геополитика, эко-политика, демополитика, соцштолитика и кратополитика. В конце XIX в. применение географических методов в понимании и объяснении политических и международных процессов было совершенно ново. Правда, географический подход играл значительную роль в европей-ской, вчастности французской,стратегической мысли начиная с XVII в., а ко времени Великой французской революции он был одним изосновных для систематизации взглядов на роль Франции в Европе. Тем не менее география воспринималась в виде сцены и декораций, где разыгрываются общест-венные драмы. Одной из главных причин всплеска популярности геополитики в той иной стране обычно становилась победа в войне: она всегда сплачи-вает нацию, возрождает национальную культуру, способствует духовной и территориальной экспансии в соседние страны, на другие континенты. Но и Классическая геополитика и формирование национальных школ Тема 2. Основные идеи и принципы геополитики
1. Классическая геополитика и формирование национальных школ. 1.1. Ф. Ратцель – предтеча современной геополитической мысли 1.2. Р.Челлен - автор понятия «геополитика» 1.3. Формирование национальных школ 2. Современныегеополитические теории и школы Запада 2.1. Геополитические перемены в мире и Европе 2.2. Развитие идей атлантизма 2.3. Геополитика ядерной эры 2.4. Бихевиористская геополитика 2.5. Мондиализм 2.6. Европейские школы геополитики
Легитимизация геополитики как науки и основы для практической политики связаны с классическим периодом, который, по мнению многих политологов, начался с работ Ф. Ратцеля (1880— 1910-е гг.). В таких фундаментальных трудах,как «Антропогеография» («Народоведение»), «Зем-ля и жизнь», он завершил усилия предшественников по созданию теории государства как живого организма и границ как живых органов государства, теории пространственного роста государств, концепций связи народонаселения с землей ипочвой, концепции экспансии развитых, передовых культур, зависимости плотности населения и размеров терри-тории, им занимаемой.«Политическая география» (1898) открыла новую научную дисциплину, которая получила название геополитика. Таким образом, Ратцель был одновременно последним предтечей геополитики и первым ее классиком. После Ратцеля геополитическая наука развивалась высокими темпами ибыстро распространилась на Европейском и Американском континентах. Особенно большим спросом геополитические идеи пользовалисьв крупных странах, занимавших огромные пространства (Россия, США), в сравнительно небольших, но мощных в военном и экономическом смысле метрополиях, создавших гигантские колониальные империи (Великобритания, Фран-ция), странах, претендовавших на статус великих держав (Япония после победы в Русско-японской войне ), государствах, считавших себя ущемлен-ными унизительными условиями мира (Германия после Первой мировой войны), или державах, почувствовавших свою силу, но не успевших к колониальному разделу мира (Германия после объединения и Франко-прусской войны, Италияпосле Рисорджименто и Франко-австрийской войны). поражение в войне тоже может стать катализатором создания и распро-странения геополитических теорий. Этот процесс наблюдался, например, после поражения Германии вПервой и Второй мировых войнах, после поражения России вРусско-японской войне. Следующей причиной подобного всплеска являются идеологические мотивы. Такие идеологии, как английский, французский, испанский, португальский,бельгийский, голландский колониализм, американский экспансионизм, советский коммунизм, итальянский фашизм, немецкий нацизм, японскиймилитаризм, прямо призывали к захвату и освоению обширных пространств, расширению своих границ засчет территорий соседних стран, распространению своего влияния на всех континентах Земли. Важно отметить, что геополитические представления классического периода всегда имели в виду освоение человеком реальных, физических пространств суши, моря инеба и опирались на военную мощь государства, что не могло не вести к захватам и аннексии территорий, разделам и переделам мира с помощью оружия и грубой силы. Эта парадигма геополитического мышления начала меняться после первого применения атомной бомбы (1945), изобретения ракетно-ядерного оружия, накопления колоссальных запасов другихвидов оружия массового поражения. Возможность даже небольшой стране иметь оружие массового поражения нивелировала различия ввоенной мощи малых и великих держав, снизила вероятность войн между ними. Осознание изменений, которые привнесли новые технологии в военной,промышленной, теоретико-стратегической и других областях всередине XX в., иознаменовало собой конец класси-ческого периода геополитики.
1.1. Ф. Ратцель – предтеча современной геополитической мысли Общепризнано, что геополитическая мысль в собственном понимании этого явленияначинается с немецкого географа Фридриха Ратцеля (1844 -1904). После раннего этапа его деятельности, связанной преимущественно с естественными науками, он стал заниматьсягеографией сначала в качестве профессора географиив Мюнхенском, а позже - в Лейпцигском университете (1876—1904). В Мюнхене ученый вначале занималсяразвитием идей антропографии, а затем политическими аспектами географии. Активная научная деятельность исследователяпроходила в период существования Германской империи, которой предшествовалконгломерат враждующих друг с другом мелких государств. Успешные реформы «железного канцлера»ОттоБисмарка конца XIX в. дали импульс экономическому и военно-политическому подъему Пруссии. К главным трудам Ф. Ратцеля по политической географии относятся: - Законы пространственного роста государств (1896); - Политическая география (1897); - Море как источник могущества народов (1900). Ратцель делает первую серьезную попытку создания простран-ственного подхода к объяснению смысла политических событии. Этому способствовала общенаучная среда конца века, в частности увлечениеучеными-обществоведами эволюционной теорией. Очевидно, для становле-ния Ратцеля-эволюциониста большую роль сыграл случай. В Гейдельберге он учился у Э. Геккеля, который был прямым учеником Ч. Дарвина. Дарвинизм обладал огромным методологическим средством объяс-нения, но его применение в социальных науках оставалось спорным. В результате возникает социал-дарвинизм, который включает человечество в окружающий мир, в томчисле природный. Однако проблема соединения социальных наук с дарвинизмом состо-яла в том, что согласно дарвинизму приобретенные в онтогенезе (индиви-дуальном развитии организма) признаки не наследуются. В то же время лама-ркизм и неоламаркизм признавали, что указанные признаки наследуются. Если это оказалось неверным для биологических организмов, то для социаль-ных стало принципом исследования их эволюции в связи с тем, что культур-ные накопления и традиции в обществе наследуются. На основе эволюционной теории Ратцель развивает идеи госурствен-ности. Государство - одна из форм распространения жизни на земной поверхности. Из симбиотического взаимодействия между землей, почвой (Boden) и народом (Volk) государство приобретает свою организационную форму, свою органическую сущность. «Государство есть организм, в составе которого известная часть земной поверхности играет настолько существенную роль, что все свойства государства определяются свойствами нapoда и его территории. Такими территориальными или естественными, природными свойствами являются величина, положение, формы поверхности, расти-тельность иорошение, отношение к другим частям земной поверхности. Но когда мы говорим о "нашей земле", мы связываем в своем представлении с этими природными свойствами также и все то, что создал из этой земли человек своим трудом: здесь проявляется уже известная духовная связь земли с нами, ее обитателями, и со всею нашей историей» [Политическая география. 1898. С. 53]. Свое учение Ратцель назвал биогеографической концепцией. От других она отличаласьсвоей географической социальной сущностью. Важ-нейшими признаками географической сущности явились детальноразрабо-танные ученым понятия «пространство» и «географическое положение». От их взаимодействия, по Ратцелю,зависит состояние государства. Процветание государства, утверждал Ратцель,полностью основывается на свойствах его территории. Для своего существования государство должно обеспечить себя достаточным жизненным пространством (Lebensraum). Только значительное пространство может обеспечить доминирующиепозиции вмире, что идолжно преследовать государство. Это может сделать государство мировой державой (Weltmacht) и в конце концов привести егок мировому господству. Динамичный территориальный рост отличает процветающие госу-дарства от упадочных, утверждал Ратцель. Каждый народ и каждое государство имеют свою «пространственную концепцию», заключающуюся прежде всего во взглядах на пределы Lebensraum. Упадок государства является результатом слабеющей про-странственной концепции, «пространственного чувства» и «жизненной энер-гии». Экспансия государства, включая войну,рассматривалась им как естест-венная тенденция в развитии государства-организма. Ратцель считал основной тенденцией «потребность человека в боль-шом пространстве и способность его использовать». Ни один из прими-тивных, по Ратцелю,народов не создал большого по размерам государства.Глобальныйвес, считал он, вбудущем иметь крупные государства, зани-мающие большие континентальные территории, подобные Северной Аме-рике, России, Южной Америке, Австралии. Если государство желает быть подлинной великой державой, говорил Ратцель, оно должно иметь в качестве своей пространственной основы около 5 млн км2. Действительно, смена гегемонических циклов государств с XV в. шла в направлении передачи господства странами меньшего размера странам большего размера. Ратцель сформулировал семь основных законовпространственного роста государства. 1. Пространство растет вместе с ростом культуры нации. 2. Рост государства сопровождается такими аспектами развития, как идеи, торговля, миссионерство и активность. 3. Рост государства осуществляется путем присоединения и поглоще- ния малых государств. 4. Граница — это периферийный орган государства, в котором проявля- ются его рост, сила или слабость и все изменения в организме государ- ства. Сильное государство - то, которое в состоянии поддерживать тес- ные связи между своими пограничными зонами и сердцевиной. Любая тенденция к ослаблению этого взаимодействия неизбежно ослабит го- сударство и приведет к потере пограничной зоны, которая может про- возгласить независимость от центра или присоединиться к соседнему государству. 5. В своем росте государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физико-географической среды: береговые линии, русла рек, равнины, районы, богатые естественными ресурсами. 6. Первый импульс к территориальному росту приходит к примитивным государствам извне, от более высоких цивилизаций. 7. Общая тенденция к слиянию территорий, разветвляясь, переходит от государства к государству и набирает силу. По мнению Ратцеля, госу- дарства в своем пространственном расширении стремятся к естественно- замкнутым конфигурациям. И это стремление к врастанию в естествен- ные границы может быть удовлетворено в границах континентов. Приведенные Ратцелем «законы» отражали реальность международ-ных отношений в конце XIX в. и тот тип мирового порядка, когда мощь и богатство государства отождествлялись с размерами контролируемой им территории. Германия во времена Ратцеля только оформилась как единое нацио-нальное государство. Германская империя была провозглашена в 1871 г. после победы Пруссии во Франко-прусской войне. Окрепшая Германия окончательно развалила (после аннексии ею Эльзаса и Лотарингии) систему геополитического равновесия в Европе, установленную Венским конгрессом 1815 г., завершившим Наполеоновские войны. Послеконгрессный период был уникален. В течение более 80 лет в Европе не было всеохватывающих войн, а периодически созываемые международные конгрессы разрешали межгосудар-ственные споры, которые могли нарушить поддерживаемый порядок. В общеевропейской системе баланса сил роль арбитра играла Велико-британия, опередившая другие страны в промышленном развитии и приобретении колоний. Теперь же, под давлением растущей экономической и военно-морской мощи Германии, Великобритания стала терять роль арбит-ра. Эта страна была владычицей огромного внеевропейского пространства, но не владела Европой. Постепенно Европа разделилась на два лагеря. Началась новая борьба за передел мира, за колонии, куда и было в основном перенесено сопер-ничество между ведущими европейскими державами, включая Германию. Все это объясняет, почему главным содержанием политической географии конца XIX в. было обоснование борьбы за раздел мирового пространства. Германия довольно поздно, лишь в 1880-е гг., вступила на арену колониальной политики. К тому времени только внутренняя Африка в значительной мере не была поделена между колониальными державами. В 1876 г. в Африке 10,8% территории принадлежало метрополиям, а уже в 1900 г. — 90,4%. Однако Первая мировая война разбила мечты Германской империи, надеявшейся на расширение своих колоний. У Германии было отнято и то сравнительно малоценное, что у нее ранее было. К тому же она понесла потери в своей европейской территории, а ее политические границы претерпели деформацию. Ратцель развил также идею о противостоянии между континен-тальными и морскими мировыми центрами. При этом он считал, что решающая схватка между ними произойдет в зоне Тихого океана (по его определению, океана будущего), завершив собой в катастрофическом финале эволюцию человеческой истории [Цит. по: Gyorgy, 1944. Р. 159]. В бассейне Тихого океана, считал ученый, будут решаться притязания пяти держав: Великобритании, США, России, Китая и Японии. В этом конфлик-те континентальные державы с их богатыми ресурсами будут иметь преи-мущество перед морскими державами, не обладающими ни достаточным пространством, ни достаточными ресурсами в качестве своей геополити-ческой базы. 1.2. Р.Челлен - автор понятия «геополитика» Первым ученым, введшим понятие «геополитика» - «географическая политика», был шведский государствовед и географ Рудольф Челлен (1864—1922). С 1901-го по 1922 г. Челлен был профессором Гётеборгского, а затем Упсальского университета. В начале карьеры его основные научные работы были связаны с историческими и конституционными аспектами государ-ственности. Поворотной точкой в творческой жизни Челлена стало его знакомство с идеями Ф. Ратцеля. Среди главных трудов Челдена: Великие державы: очерки из области современной большой политики (1914); Государство как форма жизни (1916), Основы системы политики (1920). Подобно Ратцелю, к государству Челлен подходил как к живому организ-му со сложной структурой, развивающемуся в пространстве. До Ратцеля и Челлена государству приписывалась лишь официальная и конституционная сущность. Считалось, что власть и законность являются прямым следствием совокупности различных соглашений, династических браков и альянсов с благословения церкви. Государство как организм имеет не только «тело» в виде прост-странства, но и «душу», представленную нацией. Государство как биологи-ческий организм, стоящий над индивидуумами и одновременно включаю-щий их, обладает особым видом «разума» и наделено волей к власти. Ему как единичному существу приходится вести борьбу за существование, кото-рая поглощает часть его сил и влечет за собой определенной силы трение с окружением. Геополитика, по его мнению, является наиболее важной из этих дисцип-лин, для которых она служит базисным элементом. Это объясняется тем, что государство представляет собой пространственный организм. И поведение государства определяется этой сущностью. Геополитика,по определению Р. Челлена, - это учение о государстве как географи-ческом организме в пространстве (1910). В ее состав, по Челлену, входят: · Топополитика, которая изучает политическое окружение данно го государства. Центральный вопрос для нее – давление на государство, ока-зываемое со стороны внешнего окружения. Такое давление усиливается или облегчается политическими союзами и иными подобными соглашения-ми. Географическое положение, по Челлену, в известном смысле может быть признанным «ключом ко всей политике». Он считал, что буферное или пери-ферийное положение государства всегда является привлекательным для по-литического давления. · Морфополитика - учение о форме государственной территории. Пространство изучается как таковое без внимания к его материальному содержанию. За идеальную форму территории государства, по Челлену, принимается круг, а государства, форма территории которых удаляется от круга и имеет продолговатый вид (например, Норвегия), проигрывают с геополитической точки зрения. Размер государства составляет фундамент его мощи. · Физиополитика - учение о государственной территории с пози-ции ее содержания или, как говорил Челлен, это учение о «домини- Представление о мощи государства, по Челлену, может быть выражено следующим соотношением: Мощь государства = f (Естественно- географические свойства Под хозяйством он понимал способность государства существовать с помощью имеющихся на его территории собственных ресурсов, положение государства в мировом хозяйственном обороте и экономическую политику, включающую много проблем, среди которых проблема свободы торговли и протекционизма, а также колонизации, стремящейся к отысканию новых источников сырья и рынков сбыта. Челлен стоял на позициях автаркии, т.е. пытался создать концепцию экономически самодостаточного, закрытого государства - защищенного «народного дома» - Folkhemmet. Народ Р. Челлен характеризовал в культурном, этническом и демографическом отношениях. Социальный состав населения понимался им как коммунальная организация населения и его классов, например организаций рабочих. Интересно введение им термина «биополитика», которая изучает «жизнь общества: дух, душу, систему». Форму государственного правления он отождествлял с конституционной и административной структурой. Челлен говорил и о границах государственной власти в отношении свободы индивидуума. Речь шла, с одной стороны, о свободе совести, печати, собраний и других правах, а с другой - об обязанностях платить налоги, воинской повинности, обязатель-ном школьном обучении и т.д. Сила государства, по Челлену, - более важный фактор для поддер жания его существования, чем закон. Он противопоставлял свой взгляд на государство либеральным концепциям, считая, что государство — это цель сама по себе, а не организация, которая служит целям улучшения благосостояния своих граждан. Другими словами, в отличие от либералов он не сводил роль государства к второстепенной служебной роли «ночного сторожа», «пассив-ного полицейского». Как активный член националистического правого крыла консервативной партии он поддерживал Германию в течение Первой мировой войны, видя в ее лице единственного подлинного защитника от «разрушительных либерально-космополитических сил», представленных прежде все- | го Великобританией и Францией. Подобно Ратцелю, он считал, что великие державы запрограммированы стремиться к расширению жизненного пространства в целях поддержания численности своего населения, достижения автаркии в отношении продовольствия и природных ресурсов. Нужно отметить, что Челлену были чужды расистские и анти-интеллектуальные элементы фашистской идеологии, однако он в неко-торой степени разделял ее авторитарные идеи. Он также считал, что война является инструментом прогресса человечества, удаляя состарившиеся и больные нации и воспитывая жизнеспособность и силу внутри воюющих стран. Безусловно, мировоззренческие взгляды Челлена основывались на социал-дарвинизме, который рассматривал биологические принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных как определяющиефакторы общественной жизни. Взгляды Челлена были опровергнуты поспедующими накопленными человечеством фактами. Так, автаркия (идея Volkhemmet) делает эконо-мику невосприимчивой к научно-техническому прогрессу и, следова-тельно, обрекает страну на отставание. В войнах, как правило, гибнет наиболее продуктивная часть нации и никакой «санации», следовательно, не наблюдается.- Тем не менее ряд поднятых Челленом проблем остается актуальным. Например, глобальные перемены ставят под сомнение традиционный суве-ринитет государств, особенно в экономическом аспекте Фундаменталисты вновь сталкиваются с либералами. Даже в традиционно демократических странах набирают силу националистические круги, противоборствующие процессам глобализации.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |