КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нового времени и Просвещения 2 страницаЧрезвычайно интересна история создания буквально всех произведений И. С. Баха. Так, «Музыкальное приношение», посвященное Фридриху II, написано как остроумное решение заданной монархом — знатоком музыки — контрапунктической задачи, «Голдберг – вариации» сделаны по заказу русского посланника графа Кайзерлинга, чтобы его секркетарь Г. Голдберг коротал ему бессонные ночи своей игрой на клавесине. Многие совершеннейшие произведения задуманы Бахом как «Упражнения» («Итальянсксий концерт», «Французская увертюра»). Особой известностью пользуются, наряду с клавесинными и органными произведениями Баха (сколько поколений потрясали раскаты Токкаты и фуги ре минор), его «Бранденбургские концерты», Сюиты для оркестра, «Страсти» — по Матфею и по Иоанну, кантаты — № 21 «Ich hätte viel Bekummernisse» («Я знал много горя»), № 82 — «Ich habe genug» («С меня достаточно»). В кантате № 12 «Weinen, кlagen, sorgen, zagen» Бах применил удивительную находку — поразительное по красоте соло трубы. Обычно мажорная, праздничная, здесь она скорбно-умиротворенно, исповедально обрамляет повествование о жизни Христа на земле и в сердцах людей. Современникам И. С. Баха, однако, его музыка казалась чересчур сложной, «математизированной», не рассчитанной на публику. Она действительно дождалась своего часа только в XIX веке. Чрезвычайно даровитыми оказались сыновья И. С. Баха — Вильгельм Фридеман Бах (1710—1784), Карл Филипп Эммануил (1714—1788), «Лондонский Бах» — Иоганн Христиан (1735—1782). Если у первого судьба не сложилась, то два других послужили как бы звеном к Гайдну и Моцарту — при этом сохраняя весьма значительное собственное место. К Ф. Э. Бах был еще и теоретиком музыки. После семьи Бах заканчивается эпоха барокко в музыке, а центр европейской музыки перемещается в Австрию. Венская классическая школа вообще положила начало классической музыке в той совокупности черт, которые делают ее таковой — вся предшествующая музыка в этом смысле является доклассической. Прежде всего — это симфонизм, развитый Йозефом Гайдном (1732—1809), Вольфгангом Амадеусом Моцартом (1756—1791) и Людвигом ван Бетховеном (1770—1827). «Отцом симфонии» принято называть Й. Гайдна, учителя Моцарта и Бетховена, автора 104 симфоний, многих концертов, сонат, ораторий, месс, опер. Следом шел В. А. Моцарт, который научился играть на клавесине и писать музыку уже с четырех лет. Рассказывают, что однажды его отец Леопольд Моцарт (1719—1787), также известный композитор, велел сыну отнести во дворец курфюрста «Менуэт», написанный им для исполнения вечером. Порыв ветра вырвал его из рук семилетнего ребенка в реку, и тогда юный гений, опасаясь отцовского гнева, написал новый. Подлог раскрылся в связи с необыкновенным успехом этого очаровательного произведения, после чего Леопольд Моцарт, чрезвычайно строгий и педантичный человек, жестоко наказал сына. Биографы В. Моцарта утверждают, что именно отец надломил его, физически и психически, заставляя колесить с концертами по всей Европе, следя за каждым его шагом. Появилась даже легенда, что дух отца и был тем загадочным «черным человеком», который заказал Вольфгангу Амадеусу «Реквием» и исчез, так и не вернувшись за заказом. Написав «Реквием», В. Моцарт вскоре умер — оставив кучу долгов и похороненный в общей могиле для бедняков. Подозревают, впрочем, что его отравил завидовавший ему А. Сальери. Гений Моцарта, то искрящийся и светлый, то трагический, запечатлен в партитурах его симфоний, скрипичных и фортепианных концертов, дивертисментов, квартетов и квинтетов, опер, в том числе комических («Женитьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все женщины», «Волшебная флейта»). Поистине титаническая фигура, завершающая эпоху Просвещения с ее надеждами и разочарованиями — Л. Бетховен. Судьба посылала ему испытания одно за другим — несчастливая любовь, ранняя глухота, но он продолжал творить: гениальные 9 симфоний, 5 фортепианных концертов, скрипичный концерт, 32 фортепианные сонаты (включая «Апассионату», «Лунную», «Патетическую», «Бурю», «Аврору»), струнные квартеты, сонаты для скрипки, виолончели, вокальные произведения. Бетховен верил, что музыка может указать путь человечеству, и для этой цели предназначал свою последнюю, Девятую симфонию, включив в нее «Оду к радости» Ф. Шиллера. Впрочем, годами раньше (в 1804 г.) он испытал жестокое разочарование: посвятив 3-ю, «Героическую» симфонию Наполеону, в тот же день Бетховен узнал, что его кумир объявил себя императором, оказавшись очередным узурпатором. В гневе топтал композитор свое посвящение, но — все же верил в человечество и его будущее. Разнообразие стилей и жанров сопровождало в XVII—XVIII вв. развитие и изобразительного искусства — живописи, скульптуры, а также архитектуры. Художественный стиль барокко возник в Италии и лишь затем утвердился во Франции. Крупнейший итальянский скульптор и архитектор XVII в. — Лоренцо Бернини (1598—1680). Он — создатель грандиозной колоннады на площади Св. Петра, королевской лестницы в Ватикане, прекрасных скульптур в Риме — Аполлона и Дафны (для паркового ансамбля виллы кардинала Боргезе, превращенной затем в музей), фонтанов «Тритон», «Мавр», «Нептун», фонтана «Четырех рек» на римских площадях Барберини и Навона. Прекрасные здания в стиле барокко стали замечательными обрамлениями венецианских каналов. Живописцем бытовых сюжетов был неаполитанец Сальваторе Роза (1615—1675), чья самая известная картина — «Нападение разбойников». Мифологические и религиозные сюжеты средствами барокко изображал Гвидо Рени (1575—1642). Наиболее известных художников — представителей барокко, дала Венеция. Это — Джованни Батиста Тьеполо (1696—1770), автор церковных фресок, исторических и религиозных картин, а также мастера редуты, — городского архитектурного пейзажа — Антонио Каналетто (1697—1768) и Франческо Гварди (1712—1793). Написанные с большим мастерством, картины итальянского барокко, тем не менее, по выразительности, по силе духа не могут сравниться с искусством Возрождения — одна великая эпоха ушла, другая еще не успела себя заявить. Выдающихся живописцев дала миру в XVII—XVIII вв. Испания. Наряду с Ф. Сурбараном и Х. Рибера, которые и по художественному стилю, и по сюжетам ближе к эпохе Возрождения, это их современник Диего да Силва Веласкес (1599—1660). Хотя у него имеются исключительные по мастерству религиозные картины, они немногочисленны и не слишком характерны для Веласкеса. Сорок лет он был придворным живописцем испанского короля Филиппа IV, создателем портретов (в том числе групповых) королевской семьи и даже королевских шутов. Особо известны картины Веласкеса «Менины» («Фрейлины»), где он к тому же использовал ряд изобразительных находок, «Портрет папы Иннокентия IX». Его кисти принадлежат знаменитый портрет обнаженной «Венеры с зеркалом», историческая картина «Сдача Бреды», где впервые с достоинством изображены и победители, и побежденные, реалистические изображения повседневной жизни — «Завтрак», «Водонос», «Пряхи» — эта картина производит впечатление, что комната буквально омывается светом и воздухом. Основателем академии в Севилье был почетный гражданин этого города Бартоломе Эстебан Мурильо (1618—1682), который в религиозных сюжетах соединял камерность, чуть ли не интимность изображения с барочными изобразительными средствами. Ярко выраженный представитель испанского барокко — Алонсо Кано (1601—1667), живописец, скульптор, архитектор, автор знаменитого деревянного резного алтаря в Гранаде. Величайший испанский художник XVIII в. — Франсиско Гойя-и-Лусиентес (1746—1828). Его живопись отличается экспрессивностью, отточенным психологизмом, социальной остротой. Состоя на службе у Карла IV, Гойя неоднократно изображал его семью и других знаменитых аристократов, в частности герцогиню Альба. При исключительно высоком портретном сходстве (так что придраться было невозможно) ему удавалось еще и выставить напоказ внутреннее уродство персонажей их картин, доводя до гротеска их злобность, завистливость, жестокость, тщеславие. Ему принадлежат знаменитые портреты «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (Прадо, Мадрид), «Махи на балконе» (Метрополитен-мюзеум, Нью-Йорк), портреты испанских поэтов и общественных деятелей, изображения национальных праздников и игр, людей из простого народа. Гойя — автор ужасающих по силе циклов офортов «Капричос» и «Бедствия войны» (когда Испания была оккупирована Наполеоном), росписей в церквах и в «Доме глухого» в Мадриде. Постоянно преследуемый, Гойя оглох, помутился рассудком, но так и не изменил себе и своему взгляду на мир. Величайшие живописцы творили в ту же эпоху в Голландии и Фландрии. Необходимо внести уточнение для читателей, не искушенных в живописных школах. Исторически сложилось так, что термин Нидерландская школа (в живописи, музыке) относится к эпохе Возрождения. К концу этой эпохи сформировалась фламандская школа, обозначаемая так по названию Фландрии, одной из провинций Нидерландов, которая после образования государства Бельгия большей частью отошла к ней, частью оставшись в Нидерландах. Еще одной крупной провинцией Нидерландов является Голландия, именем которой часто называют и все государство. Голландская школа живописи сложилась уже в XVII в. Блестящими представителями фламандской живописи являются Петер Пауль Рубенс (1577—1640) и его ученик Антонис ван Дейк (Dijk, 1599—1640). Ряд картин Рубенс написал в соавторстве с ван Дейком, однако по целому ряду признаков Рубенса — с его восхищением человеческим телом, буйством энергии персонажей его картин — относят к Возрождению, а вот ван Дейка — к Новому времени. Не случайно у Рубенса есть картины в соавторстве с художником весьма утонченным — Яном Брейгелем, прозванным Бархатным (1568—1625): Рубенс в них изображал людей, а окружающий их пейзаж, а часто и обрамление портрета цветами оставались Брейгелю Бархатному. Последний даже религиозные сюжеты изображал достаточно маньеристическим образом (конечно, мастерски). В противоположность Рубенсу Ван Дейка (у которого также есть совместные с Рубенсом картины) отличают рационализм, холодная рассчитанность, аристократическая изысканность — как в портретах, так и в религиозных картинах. Наиболее известны блистательные автопортреты Ван Дейка и портреты аристократов, большим мастером он проявил себя и в религиозных сюжетах. Значительное влияние на Ван Дейка оказали живопись Тициана и пребывание в Англии. Известным художником был младший современник Рубенса и Ван Дейка — Якоб Йорданс (1593—1678), автор библейских и бытовых картин. Мастером бытовых сцен был фламандец Адриан Броувер (1606—1638), мастерами натюрморта — Франс Снейдерс (1579—1657) и Ян Фейт (Fyt, 1611—1661). Выдающиеся представители голландской живописи — Рембрандт, Халс и Вермеер. Франс Халс (1580—1666) знаменит своими портретами — офицеров, дворян, цыганок, изображаемых реалистически и психологически проникновенно, наполненных жизнью. Ему принадлежат известнейшие групповые портреты — членов гильдии купцов, солдат. Знаменитейший портрет стрелковой роты, охраняющей Амстердам, выполнил величайший живописец Голландии — Рембрандт ван Рейн (1606—1669). «Ночной дозор» Рембрандта — это не просто выражение свободолюбивых идеалов эпохи, здесь художник достигает буквально волшебного эффекта в изображении света — на ночном пейзаже. Мастером колорита Рембрандт проявил себя и в других весьма разнообразных сюжетах. Он — автор великолепных портретов (в том числе своих жен — горячо любимой и рано умершей Саскии Ван Эйленборх, а затем ставшей ему верным другом — до конца его полной лишений жизни — служанки Хенрикье Стоффелс), сына художника, Титуса, автопортретов. Великолепны картины Рембрандта на мифологические сюжеты (гордость Эрмитажа — Даная, залитая кислотой маньяком и героическим трудом восстановленная), на библейские темы («Пир царя Валтасара», «Возвращение блудного сына», «Сусанна и старцы», «Жертвоприношение Авраама», где использование средств барокко сочетается с тонким психологизмом). Рембрандт — один из величайших мастеров рисунка и офорта. Вообще этот жанр весьма широко распространился в XVII в., как демократический и способствующий выражению творческой индивидуальности. Особое место не только в голландской, но и мировой живописи занимает Ян Вермеер Делфтский (1632—1675). За свою недолгую жизнь он создал не более сорока картин, но — совершенно восхитительных. За внешней непритязательностью сюжета — двориков Делфта, интерьеров домов, «Девушки с письмом», «Девушки, взвешивающей жемчуг» — столько любви к жизни, к изображенным им людям, их домам и дворикам. Знаменитый художник ХХ в. С. Дали, перечисляя наиболее выдающихся живописцев в истории человечества и отмечая их достоинства, ставит Вермеера рядом с Леонардом, особо выделяя при этом искусство Вермеера в изображении света и воздуха. С большой любовью и мастерством изображал голландские интерьеры и дворики Петер де Хоох (1639—1685). Замечательные пейзажи, сельские и городские сцены изображались целой плеядой живописцев, объединенных искусствоведами названием «малые голландцы». Английская живопись достигла своих вершин уже в XVIII в. Выдающийся портретист — Томас Гейнсборо (1727—1788). Его портретам свойственна лиричность, тонкая романтичность, герои Гейнсборо словно окутаны легкой дымкой, изображаясь на фоне идиллической природы. Особенно известен его «Голубой мальчик». Совершенно иного плана — живопись Уильяма Хогарта (1697—1764), который считается первым художником — просветителем в Европе. Он автор сатирических картин «Карьера мота», «Карьера проститутки», памфлетов в журналах. Хогарт во многом способствовал демократизации искусства — введением в практику художественных выставок. В значительной мере выразителем вкусов и законодателем мод в живописи, как и в других областях культуры XVII—XVIII вв. была Франция. Если в первой половине XVII в. во Франции были еще такие живописцы, как сумрачно-таинственный «художник красного цвета» Жорж де Латур (1593—1652), то его середина — эпоха классицизма. Основоположник классицизма в живописи — Никола Пуссен (1594—1665), автор строгих уравновешенных композиций на мифологические и религиозные сюжеты. Мастером лирического пейзажа, также в классическом стиле даже в мифологических сюжетах, был Клод Лоррен (1600—1682). С конца XVII в. воцаряется барокко. Сюжетами картин становятся любовные, почти эротические сцены, героями — нимфы, вакханки, богини. Тонким мастером рококо был живописец Антуан Ватто (1684—1721), разработавший жанр «галантных празднеств». Его герои — мифологические персонажи («Отплытие на остров Кифера») или представители аристократии — капризные жеманницы, элегантные кавалеры, изображаемые то ли с легкой издевкой, то ли с нежной, ироничной любовью. Под стать настроению — пейзаж, легкий, слегка дымчатый, немного условный. Характерные картины в этом жанре — «Затруднительное предложение», «Общество в парке», «Хотите покорять красавиц?». Прекрасным сопровождением к его картинам часто служит музыка Куперена и Рамо. Не менее известным представителем рококо был Франсуа Буше (1703—1770). Директор Академии, «Первый художник короля», Буше делал также панно и гобелены для дворцов и аристократических домов, театральные декорации, книжные иллюстрации, веера, обои, пуфики, обивку карет, эскизы костюмов и т. д. Герои его картин — Дианы и Венеры, совершающие свои «туалеты» и «триумфы». «Геркулес у Омфалы», не скрывающий своей эротической силы. Достаточно фривольные сюжеты были характерны и для Жана-Оноре Фрагонара (1732—1806), но он же — мастер реалистического портрета. В значительной степени выразителем идей Просвещения был Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779). Шарден писал реалистические портреты и натюрморты, на которых находилось место и кухонной посуде, кастрюлям и котлам. Он был мастером и жанровой живописи («Урок», «Молитва перед обедом», «Прачка»). Мастер декоративных картин и панно, живописец «романтических руин» — Юбер Робер (1733—1808). Те же этапы, что и живопись, прошла и французская скульптура. Полны изящества, пленительной стремительности скульптуры Жана-Батиста Пигаля (1714—1785). Сочетанием романтизма и реализма были скульптурные портреты Жана Антуана Гудона (1741—1828), признанные как историография французского общества и его духовной атмосферы. Особенно известен его скульптурный портрет Вольтера. Франция становится законодателем моды в оформлении интерьеров, мебели (изобретя гарнитуры — дополняющие друг друга предметы обстановки — комоды, канопе, секретеры, трюмо), в парковой архитектуре. О французском парковом искусстве следует сказать особо. Дворцово-парковый ансамбль Версаль, созданный в XVII в. архитекторами Л. Лево (1612—1670) и Ж. Ардуэн-Мансаром (1646—1708) стал эталоном для Германии (дворец Сан-Суси), России (Петергоф) и других стран. Создатель парка Версаля, а также Тюильри в Париже — архитектор Андре Ленотр (1613—1700). Парк в Версале — наиболее наглядное выражение математического духа Нового времени и Просвещения. Его планировку отличают строжайшая симметричность, четкий геометрический рисунок, который составляется сочетанием клумб, дорожек, фонтанов. Величавые торжественные архитектурные сооружения были возведены в Париже. Лево проектировал дворец Тюильри, а Ардуэн-Мансар — дворец Большой Трианон, Дом Инвалидов, Вандомскую площадь.
Вопросы и задания 1. Обозначьте временные и географические границы Нового времени и Просвещения. Какие девизы они выдвигали, что добавил к первому второй? 2. Какая составляющая культуры определяла содержание Нового времени и Просвещения? Что вы можете рассказать о «Республике ученых», ее составе, целях и проблематике исследований? 3. Что, почему и как служило идейной базой программы Просвещения? Почему институциализация науки сопровождалась «изгнанием метафизики»? 4. Как и почему происходил переход от телеологических объяснений к механистическим? Как представлялся в ньютоновской механике творец и как называется такая позиция? 5. В чем состояла «оборотная сторона» ньютоновской механики, как назывались ее крайние выражения? 6. Расскажите об энциклопедистах, их деятельности и ее общественном значении. 7. Расскажите об образовании и воспитании эпохи Просвещения, ее ведущих педагогических концепциях. Остановитесь на Я. А. Коменском, Ж.-Ж. Руссо, немецких просветителях, Песталоцци. 8. Какие стили и жанры были характерны для художественной культуры XVII—XVIII вв.? Расскажите о каждом из них, подробно остановитесь на наиболее выдающихся представителях и произведениях искусства той эпохи. Рекомендуемая литература Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., Европейское Просвещение и Французская революция XVIII в. М., 1988. Исторические типы рациональности. В 2-х т. М., 1996. История становления науки. Некоторые проблемы. РС., 1981. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А. Н. Марковой. 2-е изд. М., 2001. Механика и цивилизация XVII—XVIII вв. М., 1979. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли. М., 2003. Торосян В. Г. Концепции современного естествознания. Гл. 6. М., 2002. Философия эпохи буржуазных революций. М., 1983.
Глава 5. европейская культура XIX века
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |