КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология
Регионального аспекта образования. Концептуальные воззрения на составляющую Древняя Владимирская земля – культурно-исторические корни нашего Отечества. Духовная доминанта русской культуры «оживает» здесь в архитектуре, музыке, живописи, литературе. Особый неповторимый оттенок быта жителей края уходит в своих истоках в глубокую историю, богатую гражданско-патриотическими подвигами наших славных благоверных князей: Андрея Боголюбского, Александра Невского, Георгия Владимирского…Традиции православной культуры, глубоко укорененные в истории Владимирской земли, всегда помогали и помогают подрастающему поколению обрести духовно-нравственный идеал, который в течение многих столетий был главным критерием морально-этических поведенческих норм русского человека. Модернизация современного образования с развитием регионального компонента выступает актуальной и своевременной. Создание нами региональной программы курса «Основы православной культуры» - часть такой работы. Его реализация видится и раскрывается в следующих категориях онтологии образования. Программа курса «Основы православной культуры» основывается на бинарной сущности культуры, как основного понятия курса, а именно, ее материальной и духовной сторонах. Дисбаланс материальной и духовной сущностей культуры, обострил особую значимость проблем духовно - нравственной ориентации личности. Нравственное начало человек всегда искал в родной национальной культуре, поскольку еще В.И. Даль определил нацию явлением «нравственным по своей сути». Осознание личностью свое роли в судьбе Отечества и цивилизации идет от глубокого знания культурно - исторического процесса развития «малой» Родины, то есть истоков человека. Познание культурно - исторического аспекта развития Владимирского края идет по следующим содержательным линиям программы:
Основой для раскрытия данных содержательных линий являются созданные нашей лабораторией ряд программ и книг, дополняющих и углубляющих названную программу: «Духовно-нравственное воспитание школьников в общеобразовательной школе», «Концептуальные основы школы как национального дома», «Концептуальные основы региональной модели Русской школы», «Православная культура земли Владимирской». Социальный аспект развития Владимирской земли может быть представлен следующими содержательными линиями: 1. История Владимирского края. 2. География Владимирского края. 3. Экономика Владимирского края. Нет сомнения, что между первым (культурно-историческим) и социальным аспектами программы должна быть взаимосвязь. Эти аспекты взаимопроникаемы, взаимозаменяемы и образуют в программе единое понятие культуры Владимирского края в самом его широком понимании. Однако для удобства дефиниции методической основы программы мы выделяем социальный аспект воспитания и формирования личности как отдельную структуру. Методическая основа программы отвечает, таким образом, требованиям российской народной педагогики (К.Д. Ушинский), требованиям к образованию XXI века и требованиям сохранения духовной сущности образования в России, намеченной на педагогических форумах последних лет, о которых говорилось выше.. Содержание. Поскольку мы определяем ключевым понятием программы культуру, то характер содержания программы определяется как культурологический. Это значит, что культурологический компонент развития Владимирского края (православная культура) используется в программе как совокупность духовной и предметной социальной деятельности жителей края, а также как результаты этой деятельности, сложившейся и существующей в обществе по сей день. Целью курса является духовно-нравственного воспитание учащихся на основе культуры родной земли, формирование целостного мировоззрения и картины миры, адекватной современному уровню мышления. Задачи курса представляются следующими: 1. показать духовно-нравственные истоки культуры Владимирского края; 2. дать знания учащимся о наиболее выдающихся культурно-исторических событиях, явлениях, памятниках, примерах ратного и трудового героизма, выдающихся людях науки, культуры и экономической сферы, деятелях православной ойкумены древней Владимирской земли, синтезе искусств этой земли; 3. ознакомить с актуальными проблемами сохранения народной памяти, историко-культурного наследия; 4. способствовать формирования у детей духовно-нравственных, патриотических качеств, гражданской ответственности, развитию творческих способностей личности. . Содержание программы «Основы православной культуры» должно быть интересно ребенку любой национальности и любого вероисповедания. Именно этим характеризуется контингент учащихся Владимирской области. Но и коренные жители области, и приезжающие сюда дети из других регионов России, СНГ и зарубежья должны знать культуру земли, на которой живут. Это обогатит их внутренний мир и создаст условия для выработки мировоззрения на духовно-нравственной основе. «Без корня и полынь не растет», - гласит русская мудрость. У человека должны быть корни, и тайна их – в тайне постижения мудрости земли, воспитывающей его. Жить на земле, не знать ее культурно-исторического ракурса – это ходить, натыкаясь на непонятные объекты, в темноте. Реализация. Программа должна занимать особое место в системе знаний, предлагаемых учебным планом. Курс, предлагаемый программой, как указывалось выше, является расширением общего образования. Два основных аспекта программы (культурно-исторический и социальный) объединяются программой в синтез основ культуры Владимирской земли. Однако, это не означает, что преподавание аспектов в «чистом» (конкретном) виде не допускается. Темы программы, определяемые значимыми в истории края вехами, могут иметь ярко выраженную культурно-историческую или социальную окраску. Это отвечает сферам человеческого бытия различных эпох. Акцент в таком случае может смещаться от синтеза к конкретным моментам и аспектам. Для внедрения программы курса необходимы определенные условия реализации: 1. кадровое обеспечение; 2. материальная база преподавания курса на принципах искусства; 3. учебно-методическое обеспечение; 4. ориентация школы на реализацию региональной программы; 5. мониторинг работы программы.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |