Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научное знание и православное мировоззрение в «новой» школе




Результативность.

Результатом внедрения в учебный процесс региональной программы «Основы православной культуры» должен стать выпускник школы:

- обладающий мировоззрением на духовно-нравственной основе;

- понимающий границу между добром и злом;

- знающий и ценящий историю своего Отечества и малой Родины в неразрывной связи с мировой историей;

- проявляющий устойчивый интерес к родной культуре, к родному языку, нравственным чертам науки;

- знающий народный быт, ремесла, инструменты родного края;

- эстетически и этически воспитанный;

- духовно и физически здоровый.

Таким образом, создание программы есть назревшая необходимость решения актуальных проблем образования региона для всего большого «коллектива» школ области. Для школьников – обретение уровня духовности и нравственности через обращение к своей культурной традиции. Для их родителей – реализация замыслов возрождения гражданственности и патриотизма в своих детях через культурологическое возвышение (идея акад. В.Д.Шадрикова). Для педагогов – путь к новому педагогическому сознанию, отвечающему новому уровню мышления. Думается, что все три направления работы в таком «коллективе» будут просматриваться в контексте содержательных линий, обозначенных выше.

 

"Все, что воспитывает духовный характер человека, - все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насажено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами" (И.Ильин)(37).

На Всероссийской научно-практической конференции "Взаимодействие государства и религиоз­ных объединений в сфере образования" (октябрь, 2002г.) православные гимназии, воз­никшие на ниве современного российского образования, были названы «оазисами духовности и нравственности». Вероятно, «новым» школам суждено дать обществу духовно сильных, нравственно чистых и образованных личностей, способных и окру­жающий мир сделать лучше и чище, несмотря на то, что мир идет к катастрофе. В этом плане - это школы развития русской идеи(38).

Каковы же особенности преподавания научного знания в данных школах? Ведь православная гимназия сегодня - это прежде всего общеобразовательное учреждение. Ребенок, обучающийся в нем, может перейти (по каким-либо причинам) в другую школу, а выпускники - продолжить обучение в училищах и ВУЗах страны. Это значит, что знания учащихся должны отвечать требованиям государственных стандартов в обучении, отражающих, как известно, отнюдь не православный взгляд на мир.

Опыт интеграции светского и религиозного воспитания мы находим как в отече­ственной, так и в мировой педагогической практике. Чтобы выяснить особенности пре­подавания общеобразовательных дисциплин в условиях православных гимназий сего­дня, вспомним их становление и развитие в отечественной истории.

1725 год... В России при только что утвержденной Академии наук открывается первая гимназия. В ней лишь 18 учащихся: каждое начало трудно. С 1758 года гимнази­ей руководит М.В.Ломоносов, привносящий в процесс обучения строго научное начало. В 1811 году, по указу графа Уварова, все преподавание предметов ведется "в духе само­державия, православия и народности". Закон Божий выделяется в отдельный предмет и является конкретным подходом к овладению православным мировоззрением. В учебном плане он стоит на первом месте, занимая 3 часа в неделю в начальных классах и 1,5 часа в неделю в 4-7 классах. Языковедение, соответственно - 6 часов и 4,5 часа; естественно-математические науки - 9 часов и 3-4 часа; история - 3 часа и 4,5 часа; рисование 3 часа и 1,5 часа.

По учебным планам конца XIX - начала XX вв. значатся предметы: Закон Бо­жий, русский язык с церковнославянским и логика, латинский и греческий языки, мате­матика, физика, история, география, французский и немецкий языки, чистописание и рисование. Занятия начинаются и заканчиваются чтением православных молитв. Зако­ноучитель обязан следить за нравственностью и благочестием учащихся, для которых было обязательно посещение церкви, соблюдение постов, причастие...(39).

Даже такой "беглый" взгляд на развитие первых гимназий России показывает, что создание современной православной гимназии, как образовательного учреждения является логичным продолжением ее предыстории.

Совершенно очевидно, что это затрагивает, как и в эпоху Уварова, вопросы ми­ровоззренческого плана, заказ на которые идет из реального бытия.

Мировоззрение рассматривается нами как совокупность результатов мышления и исследований, основывающихся на формах познания мира: науке, религии и искусстве. Как следствие этого, методология построения процесса образования как в "старой", так и в современной православной гимназии исходит от духовной традиции русской куль­туры. Она генетически присуща русскому образованию. Так было всегда. Именно ду ховная доминанта родной культуры позволяет ей входить в мировую сокровищницу культурных ценностей.

В основе ценностей русской культуры идет позитивный диалог между православ­ным (религиозным) и научным мировоззрением. Он основывается на принципах культуросообразности и целостности знания в образовательном процессе.

К.Д.Ушинский, создавая учебник "Родное слово", построил учебный процесс с опорой на духовно-нравственную сущность отечественной культуры, знакомил детей не только с тем, что им практически необходимо знать в жизни и природе, но также и с православными молитвами, грамотным письмом, рисованием. Учебник, по словам са­мого Ушинского, рассчитан "не только на школу, но и на семью".(40). Лишь в тесном союзе школы с церковью и семьей он видел успех образования.

Методика преподавания родного языка, главного воспитателя личности, форми­рующего логику речи, дающего основу духовности и нравственности, подчиняется у К.Д.Ушинского пяти целям:

1. Духовному обладанию теми сокровищами родного языка, которые ребенок усвоил "подсознательно... механически... не зная полного значения...слов и оборотов".

2. Овладению правильностью, грамотностью и чистотой речи на основе исправ­ления и дополнения ее учителем.

3. Изучению грамматики языка, "развивающей самосознание ребенка", "очеловечивающей его". Здесь важен самоконтроль речи ребенка.

4. Научению ребенка ясному пониманию письменной и печатной речи.

5. Умению "выражать себя в слове" так, чтобы речь была "понятна каждому об­разованному человеку" и отражала бы "интеллектуально-практический и ду­ховный опыт народа".

И не специалисту ясно, что при выполнении этих целей решается важная задача трансляции культуры от старшего поколения (учителя, родителей) к младшему (ребен­ку). Здесь же решаются задачи, связанные со становлением гражданского и националь­ного, патриотического сознания личности, формированием мыслительных способно­стей. Из родного языка и русской литературы ребенок, как объект трансляции, впиты­вает духовную доминанту, которая и будет его духовно-нравственным ориентиром дея­тельности в природе и обществе. Процесс усиливается введением в учебный процесс курсов церковнославянского языка, древнерусского языка, риторики, словесности, ис­кусства звучащего слова, истории русской книги, развитием краеведческого начала.

Еще в первых гимназиях в основу задач урока входили основные базовые темы "Домостроя", актуальнейшие по сей день:

1. Святыни и духовные ценности Родины.

2. Родные традиции.

3. Служение Богу, Отечеству, людям.

4. Отношение к природе, людям, семье.

5. Гигиена и душевное, нравственное здоровье.

6. Взаимоотношения с властью и установленным порядком.

7. Рачительное ведение хозяйства (41).

К.Д.Ушинский указывал на важность отбора материала к уроку. Должна быть интеграция с историей православия, с его святынями, с жизненным примером выдаю­щихся подвижников благочестия.

Изучение истории Отечества позволяют личности понимать духовную сущность родной культуры, взгляды на прошлое, настоящее и будущее великих святых право­славной церкви, таких как св.благ.князь Александр Невский, прп. Сергий Радонежский, прп.Серафим Саровский. Углубленное изучение истории самодержцев России, славяно­ведения, материала по истории церкви, освещают человеку духовно-нравственную судьбу нации, дают яркие примеры проявления духовности к дому, семье, своей земле. Именно на уроках истории зарождается и чувство вселенской отзывчивости русского человека, являющейся одной из доминирующих черт его менталитета. Не она ли является прообразом межконфессиональной толерантности, о которой так часто говорят в последнее время?

Духовно-нравственное начало пронизывает весь блок предметов "Искусство". Это естественно, если мы методологию учебно-воспитательного процесса строим на духовной ценности русской культуры, неотъемлемой сущностью которой является пра­вославие. Основным в работе учителя здесь является выработка мировоззренческого аспекта личности, характеризующего его духовную мощь в оценке своей деятельности в природе и обществе, его поведении, его взглядах. Приоритет православия несомненен. Материальная компонента (национальная утварь, одежда), обрядовая компонента, культурологическая (музыка, зодчество, изобразительное искусство, духовное пение), психолого-педагогическая и другие компоненты народности, - все будет действовать, выражаясь словами К.Д.Ушинского, на "тело, душу и ум" ребенка, и прежде всего, "об­ращаться к характеру человека, а характер и есть именно та почва, в которой коренится народность".(42).

Из истории развития русской православной гимназии как явления образования ясно, что образовательный процесс здесь имеет ярко выраженную ориентацию на гума­нитаризацию обучения. Поэтому естественно рассматривать в первую очередь гумани­тарные предметы. Несколько слов об изучении иностранных языков. Они являются мощным стимулом к "расширению" мировоззрения личности, активизируют мысли­тельно-речевые процессы психики и логики, выводят личность на диалог логик, являю­щийся по В.С.Библеру, сущностью диалога культур (43).

Родной русский язык, как основа обучения, языковедение, сравнительная стили­стика, история языков, страноведение, развитие диалектики речи в билингвистическом пространстве позволит выпускнику православной гимназии овладеть не только родной культурой, но и мировой сокровищницей культуры.

Осознанию духовных ценностей родной культуры будет способствовать личность учителя, органически воплощающая в себе, по выражению Ушинского, религию и нау­ку. В 1858 году он писал: "Дело не в том, кто - духовное или светское лицо - должен заведовать... школой; но в том, чтобы... это был истинный христианский воспитатель, истинный педагог по призванию, по цели, по занятиям и искусству... Необходимо, что­бы духовные лица, посвятившие себя воспитательной деятельности, были хорошими педагогами...". И далее: "Воспитателем в такой школе вообще не может быть человек, который не знаком настолько с христианской религией, чтобы не быть в состоянии со­общить одиннадцатилетним детям тех религиозных понятий, какие только они могут принять по их возрасту и развитию. Такой воспитатель вообще не может быть воспита­телем" и тем более воспитателем в православной школе.

Духовную ценность русской культуры, изучаемую в школе на основе правосла­вия, Ушинский выразил так: "Для нас нехристианская педагогика есть вещь немысли­мая - безголовый урод и деятельность без цели"(44).

Несколько слов о соотношении духовной традиции русской культуры и препода­вании предметов естественно-математического цикла. Элементы народной педагогики могут сделать процесс обучения гармоничным с православной традицией, эффективным и интересным. Интеграция с народной культурой в выборе соответствующих форм и методов обучения и воспитания (народные загадки, игры, сказки, театр-вертеп), созда­ние системы развития нравственно -этического мышления, формирование "целостного знания", введение в учебный процесс краеведения и родиноведения реализуют осново­полагающие принципы обучения в православной гимназии, о которых было сказано выше.

В области технологии в гимназии могут затрагиваться художественно-творческие задачи, связанные с национальной эстетикой быта, ориентацией на православные устои жизни русской семьи, выход на лучшие традиции мировой культуры. Введение в процесс курсов "Культура русской трапезы", "Быт русского монастыря", "Кружевоплетение" будет ярким тому подтверждением.

Область физической культуры является в православной гимназии важным факто­ром формирования способности личности оценивать свои физические возможности при осуществлении духовно-нравственных задач, уметь заботиться о душевном и телесном здоровье, использовать опыт народа в решении "санитарно-гигиенических" проблем: отказа от вредных привычек, организации правильного режима дня, соблюдения лич­ной гигиены, организации труда и отдыха. Могут использоваться материалы "Домо­строя", жития святых православной церкви, жизни и деятельности величайших людей России. Как говорила блаженная старица Матронушка: "Тело - домик, Богом данный, его нужно ремонтировать. Бог создал мир, травы лечебные, и пренебрегать этим нельзя»(45).

Методология процесса образования (представляющего, как мы видим, синтез обучения и воспитания в православном учебном заведении) строится на основе и в рам­ках христианской антропологии, сводящейся, по выражению В.В.Зеньковского, к "уче­нию об образе Божием в человеке". Согласно этому учению каждый человек должен глубоко осознавать свою позицию и ценность в благословенном бытии, свою ответст­венность перед Богом за деятельность в мироздании. "Учение о человеке, - пишет В.В.Зеньковский, - должно истолковывать и то, что человечество в целом... едино имен­но в свете идеи образа Божия... и призвано раскрыть единство человека и мира... в са­мой сердцевине души. Но что особенно трудно и существенно - это то, что учение о све­те и правде в человеке должно быть понятно так, чтобы была учтена и вся сила и глуби­на греха в человеке" (46). Сущность христианской антропологии делает возможным обучение в православной гимназии ребенка любой национальности, желающего по­стичь глубокие духовные корни русской культуры (что наблюдалось и в "старой" моде­ли гимназии). Эта сущность предполагает глубокое осознание человеком необходимо­сти жить по Божьим Заповедям, по Заповедям Христа, понимать закон нравственности с позиции "можно" и "нельзя". А это - формирование сферы духа человека.

Совершенно очевидно, что православная гимназия - это школа глубокого изучения русской культуры на основе православного мировоззрения и строящая методоло­гию обучения в рамках христианской антропологии. Гуманитаризация и гуманизация процесса обучения и воспитания не воспитывают веру. Как сказал на упомянутой выше конференции "Взаимодействие государства и религии" архимандрит Иоанн (Экономцев): ) "Вере нельзя научить, это - касание Святого Духа каждого".

Образовательный процесс в православных гимназиях предстает перед нами не как чужеродное тело в отечественном образовании, а как процесс дополняющий, углуб­ляющий и определяющийся как помощь нашим детям в их духовном росте.

Единый федеральный компонент образования создает единство требований к процессу обучения. Возможно, развитие православных гимназий будет сопряжено с вы­ходом в свет учебников и необходимых пособий для такого рода учебных заведений. Этому будут способствовать авторские методики и программы обучения, которые уже появляются в работе педагогов.

И все же, исходя из вышесказанного, особенностью учебно-воспитательного процесса в православной гимназии является Закон Божий, а священник, преподающий его, - главный воспитатель и детей (в школе и на дому), и родителей, и педаго­гов. В системе К.Д.Ушинского указывается на необходимость педагогической подго­товки священнослужителя. От этого процесс воспитания и обучения лишь выиграет.

В "Основах социальной концепции русской православной церкви" подчеркивает­ся: "Возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинно нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы... ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение" (47). Вероятно, ради этого спасения и возникли православные гимназии, нуж­дающиеся в срочной помощи ученых, философов, педагогов, - всех тех, кому не безраз­лично развитие отечественного образования.

Взаимодействие негосударственных (православных) и государственных образовательных учреждений в духовно-нравственном воспитании




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.