КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1.1 Проблема локализации высших психических функций
Распределение учебного времени по разделам программы и видам занятий
Тематический план курса «Основы нейропсихологии» Модуль 1 Функциональная организация мозга и психическая деятельность 1.Цель модуля: изучение теоретических основ нейропсихологии 2.Содержание модуля: История изучения проблемы локализации высших психических функций, узкий локализационизм, работы Ф.Галля, открытия П.Брока, К.Вернике, карта локализации функций К.Клейста. Эквипотенциализм, опыты М. Флуранца, Лешли. Эклектическая концепция, концепция Х.Джексона. Представление о психических функциях как функциональных системах (приспособительный характер, иерархическое строение, инвариантность цели при вариантности отдельных звеньев функциональной цепи, самоуправляемость, обратная связь). Современное представление о системной динамической локализации психических функций. Специфические признаки психических функций (социальный генез, опосредованный характер, прижизненное формирование и пр.). Высшие психические функции как результат работы мозга как целого, в котором каждый раздел выполняет дифференцированную роль. Понятие о симптоме и синдроме. Задачи синдромного анализа. Принцип двойной диссоциации Тэйбера. Тема 1.2. Введение в нейропсихологию Нейропсихология как отрасль клинической психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Предпосылки развития нейропсихологии как самостоятельной научной дисциплины, теория функциональных систем Б.Г.Анохина, концепция многоуровнего построения движений Н.А. Бернштейна, концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского. Роль А.Р. Лурия в развитии отечественной нейропсихологии. Методологические основы нейропсихологии. Практическое значение нейропсихологии. Методы клинического нейропсихологического исследования А.Р.Лурия, метод синдромного анализа нарушений психических процессов. Методы, используемые для получения знаний о функциональной организации мозга человека и животных. Сравнительно-анатомический метод. Метод разрушения. Метод раздражения, прямое, непрямое, раздражение нейронов. Основные направления современной нейропсихологии. Клиническая, экспериментальная, нейропсихология развития, реабилитационное направление нейропсихологии, экологическая нейропсихология, нейропсихология индивидуальных различий (в норме).
Тема 1.3 Структурно функциональные принципы работы мозга Анатомическое строение коры головного мозга, открытие Беца, проекционные, проекционно-ассоциативные, ассоциативные зоны коры, их строение и функции. Принципы работы мозга - эволюция мозга, развитие отдельных зон коры, принцип вертикального строения функциональных систем мозга, закон прогрессивной кортиколизации коры, соматотопический принцип организации коры, функциональный принцип организации, эксперименты Пенфилда.
Тема 1.4 Концепция А.Р.Лурия о трех функциональных блоках мозга Горизонтальная и вертикальная организация мозга как субстрата психических процессов. Три основных блока мозга: блок энергетического тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля сознательных форм деятельности, строение, функции, нарушения. Особенности строения и функционирования ретикулярной формации, источники ее активности. Особенности организации 2 блока мозга, законы построения коры, входящей во второй функциональный блок мозга, закон иерархического строения корковых зон, закон убывающей модальной специфичности, закон прогрессивной латерализации функций. Иерархическое строение каждого блока. Морфологические и функциональные особенности первичных, вторичных и третичных корковых зон. Вклад каждого блока в осуществление высших психических функций. Дифференцированное участие каждого блока мозга в мозговом обеспечении различных видов психической деятельности. Взаимодействие трех основных блоков мозга
Тема 1.5 Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия Развитие понятие латерализации мозговых функций. Анатомические, физиологические и клинические данные о межполушарной асимметрии. Теория функциональной асимметрии мозга, классическая концепция доминантности левого полушария мозга (у правшей), концепция относительной доминантности полушарий, концепция функциональной специфичности полушарий. Парциальный характер функциональной асимметрии, степень асимметрии. Профиль межполушарной асимметрии или латеральной организации мозга (ПЛО). Исследование типов межполушарной асимметрии в норме. Его значение для психодиагностики. Проблема межполушарного взаимодействия. Работы Р.Сперри, метод перерезки комиссур, модель "расщепленного мозга", аномия, дископия-дисграфия. Методы диагностики доминантности полушарий. Метод дихотического прослушивания, его роль в определении доминантности полушарий по речи.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |