Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.1. Язык и речь. Основные единицы русского языка




Текст. Стили ре

Нормы русского правописания

Синтаксис

Части речи

Словообразование

Лексика и фразеология

Фонетика

Введение. Общие сведения о языке

1.1. Язык и речь. Основные единицы русского языка

1.2. Функции языка

1.3. Формы существования языка

1.4. Признаки литературного языка

1.5. Новые явления в русском языке. Словари русского языка

1.6. Понятие культуры речи. Качества хорошей речи

2.1. Фонемы. Особенности русского ударения

2.2. Орфоэпические нормы: произносительные, нормы ударения, орфоэпия

отдельных грамматических форм и отдельных слов

2.3. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных

и согласных звуков; произношение заимствованных слов. Фонетические

средства речевой выразительности

3.1. Слово, его лексическое значение

3.2. Лексические и фразеологические средства русского языка. Лексико-фразеологическая норма

3.3. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Употребление профессиональной лексики и научных терминов

3.4. Лексические ошибки и их исправление

4.1. Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования

4.2. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов

5.1. Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм слова

5.2. Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и

использовании в тексте форм слова

6.1. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение

6.2. Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное

сложное предложение. Актуальное членение предложения

7.1. Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического

и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

7.2. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Пунктуация и

интонация. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков

препинания при общении. Способы оформления чужой речи. Цитирование

7.3. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности

8.1. Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи

8.2. Функциональные стили литературного языка: сфера использования, языковые признаки. Особенности построения текста разных стилей

8.3. Жанры деловой и учебно-научной речи

Список использованной литературы

 

РАЗДЕЛ 1. Введение. Общие сведения о языке

Речь как вид деятельности человека и как ее продукт осуществляется на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Употребляясь в речи, язык дает ей возможность выполнять функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Речь как результат речевой деятельности, как форма отражения содержания представляет собой способ формирования и формулирования мысли и чувства посредством языка в процессе речевой деятельности человека.

Язык – это система материальных единиц, служащих общению людей и отражаемых в сознании индивидуума и социума.

Речь – это язык в действии, в процессе его применения для выражения конкретного содержания. Язык – возможность, а речь – реализация.

Язык состоит не только из слов. Очень важным компонентом языка являются способы образования слов и построения из этих слов предложений. Все единицы связаны между собой и образуют единое целое – систему языка. В неё входят следующие элементы:

- звук речи, то есть звуковой знак, который мы слышим;

- буква, то есть графический знак, который мы видим;

- морфема, то есть элемент, выражающий какое-то понятие;

- слово, называющее определённое явление действительности;

- предложение – элемент, заключающий в себе сообщение.

Функции этих элементов в языке различны.

Звуки обладают способностью различать значимые элементы языка: морфемы, слова, предложения, то есть выполняют различительную функцию. Например, тот, кот, рот; сестра, сестре, сестру.

Морфемы могут выражать понятия (дом, волк), или значения признаков (- ость), или значения отношений (-у, -ит, ср. я сижУ, он сидИТ).

Слова называют вещи и явления, то есть выполняют номинативную функцию.

 

Все элементы этой структуры взаимосвязаны и образуют в языке единство:

звук – корень слова – слово – предложение – речь.

Язык, являясь системой, существует в стилях речи и потому обладает нормой.

Литературная норма – это общепринятые, установленные в общественно-речевой практике правила произношения, словоупотребления, словоизменения и правописания слов. Например, следуя норме, нужно говорить шофёры, а не шофёра, торты, а не торта. Литературная норма складывается исторически, закрепляясь в теоретических трудах и художественной литературе, она поддерживается речевой практикой и регламентируется государственными учреждениями, являясь обязательной для всех носителей языка. Для нормы характерна стабильность и в то же время относительная динамичность, изменчивость во времени. Нормы отражены в грамматиках и словарях. В зависимости от назначения нормы в языковой системе выделяется несколько её разновидностей:

- произносительные (орфоэпические) – правильное литературное произношение и ударение;

- лексические и фразеологические - правильное использование в речи слов и фразеологизмов. Например, иногда неверно говорят играть первые скрипки вместо играть первую скрипку;

- морфологические – правильное использование форм слов. Например, пара сапог, а не сапогов;

- синтаксические – правильное использование и построение синтаксических конструкций. Например, благодаря кому - чему, а не благодаря кого - чего;

- орфографические и пунктуационные – это следование правилам орфографии и пунктуации в письменной речи.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.