КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1.1. Язык и речь. Основные единицы русского языка
Текст. Стили ре Нормы русского правописания Синтаксис Части речи Словообразование Лексика и фразеология Фонетика Введение. Общие сведения о языке 1.1. Язык и речь. Основные единицы русского языка 1.2. Функции языка 1.3. Формы существования языка 1.4. Признаки литературного языка 1.5. Новые явления в русском языке. Словари русского языка 1.6. Понятие культуры речи. Качества хорошей речи 2.1. Фонемы. Особенности русского ударения 2.2. Орфоэпические нормы: произносительные, нормы ударения, орфоэпия отдельных грамматических форм и отдельных слов 2.3. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов. Фонетические средства речевой выразительности 3.1. Слово, его лексическое значение 3.2. Лексические и фразеологические средства русского языка. Лексико-фразеологическая норма 3.3. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов 3.4. Лексические ошибки и их исправление 4.1. Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования 4.2. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов 5.1. Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм слова 5.2. Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова 6.1. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение 6.2. Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложение. Актуальное членение предложения 7.1. Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. 7.2. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Пунктуация и интонация. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания при общении. Способы оформления чужой речи. Цитирование 7.3. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности 8.1. Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи 8.2. Функциональные стили литературного языка: сфера использования, языковые признаки. Особенности построения текста разных стилей 8.3. Жанры деловой и учебно-научной речи Список использованной литературы
РАЗДЕЛ 1. Введение. Общие сведения о языке Речь как вид деятельности человека и как ее продукт осуществляется на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Употребляясь в речи, язык дает ей возможность выполнять функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Речь как результат речевой деятельности, как форма отражения содержания представляет собой способ формирования и формулирования мысли и чувства посредством языка в процессе речевой деятельности человека. Язык – это система материальных единиц, служащих общению людей и отражаемых в сознании индивидуума и социума. Речь – это язык в действии, в процессе его применения для выражения конкретного содержания. Язык – возможность, а речь – реализация. Язык состоит не только из слов. Очень важным компонентом языка являются способы образования слов и построения из этих слов предложений. Все единицы связаны между собой и образуют единое целое – систему языка. В неё входят следующие элементы: - звук речи, то есть звуковой знак, который мы слышим; - буква, то есть графический знак, который мы видим; - морфема, то есть элемент, выражающий какое-то понятие; - слово, называющее определённое явление действительности; - предложение – элемент, заключающий в себе сообщение. Функции этих элементов в языке различны. Звуки обладают способностью различать значимые элементы языка: морфемы, слова, предложения, то есть выполняют различительную функцию. Например, тот, кот, рот; сестра, сестре, сестру. Морфемы могут выражать понятия (дом, волк), или значения признаков (- ость), или значения отношений (-у, -ит, ср. я сижУ, он сидИТ). Слова называют вещи и явления, то есть выполняют номинативную функцию.
Все элементы этой структуры взаимосвязаны и образуют в языке единство: звук – корень слова – слово – предложение – речь. Язык, являясь системой, существует в стилях речи и потому обладает нормой. Литературная норма – это общепринятые, установленные в общественно-речевой практике правила произношения, словоупотребления, словоизменения и правописания слов. Например, следуя норме, нужно говорить шофёры, а не шофёра, торты, а не торта. Литературная норма складывается исторически, закрепляясь в теоретических трудах и художественной литературе, она поддерживается речевой практикой и регламентируется государственными учреждениями, являясь обязательной для всех носителей языка. Для нормы характерна стабильность и в то же время относительная динамичность, изменчивость во времени. Нормы отражены в грамматиках и словарях. В зависимости от назначения нормы в языковой системе выделяется несколько её разновидностей: - произносительные (орфоэпические) – правильное литературное произношение и ударение; - лексические и фразеологические - правильное использование в речи слов и фразеологизмов. Например, иногда неверно говорят играть первые скрипки вместо играть первую скрипку; - морфологические – правильное использование форм слов. Например, пара сапог, а не сапогов; - синтаксические – правильное использование и построение синтаксических конструкций. Например, благодаря кому - чему, а не благодаря кого - чего; - орфографические и пунктуационные – это следование правилам орфографии и пунктуации в письменной речи.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |