Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения по первоисточникам. Учебная и справочная литература




Учебная и справочная литература

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Таблицы и схемы

 

 

1.1. НАТУРФИЛОСОФИЯ дРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

(проблема первоначала)

ФИЛОСОФ ПЕРВОНАЧАЛО
Фалес Вода
Анаксимен Воздух
Анаксимандр Апейрон
Гераклит Огонь
Пифагор Число
Ксенофан Земля
Эмпедокл 4 стихии: земля, огонь, воздух, вода
Анаксагор Гомеомерии («семена всех вещей»)
Демокрит Атомы

 

1.2. КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Софисты Сократ (470/469 – 399 гг. до н.э.) Платон (428/427 – 347 гг. до н. э.) Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.)
  Старшие софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт, Продик   Младшие софисты: Алкидам, Ликофрон, Пол, Фразимах, Критий
         
ШКОЛА ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ
ЭПИКУРЕИЗМ Эпикур (341 – 279 гг. до н.э.), Тит Лукреций Кар (99 – 55 гг. до н.э.) Гедонизм, эвдемонизм  
СТОИЦИЗМ Зенон (332 – 262 гг. до н.э.), Сенека (4 – 65 гг.), Марк Аврелий (121 – 180 гг.) Фатализм, апатия  
СКЕПТИЦИЗМ Пиррон (365 – 275 гг. до н.э.), Секст Эмпирик (к. II в. – 220 гг.) Сомнение, эпохе, атараксия
НЕОПЛАТОНИЗМ Плотин (205 – 270 гг.) Единое, Мировой Ум, Мировая Душа, эманация

2.1. Орлов, С. В. История философии / С. В. Орлов. – СПб., 2006. – С. 24.

«Отвечая на вопросы о правящих миром законах, единой основе мира и путях его познания, древнегреческая философия начинает формировать новый стиль мышления. Впоследствии он будет назван научным. Согласно первым греческим философам, существует единый мировой закон, управляющий всеми вещами, – Логос. Похожее представление независимо от греков возникло в философских учениях других народов – например, в Древнем Китае это понятие «дао». На основе Логоса совершаются все изменения в природе, ему подчинены даже боги. В отличие от мифологических представлений о хаотичности мира, его зависимости от капризов богов, понятие Логоса делает мир доступным систематическому исследованию: человек может понять Логос, мировой закон, и действовать сообразно ему. Тем самым становится возможным научное исследование, изучение и объяснение мира».

? О какой особенности античного философского мышления идет речь в данном отрывке?

2.2. Гриненко, Г. В. История философии / Г. В. Гриненко. – М., 2007. – С. 64.

«Большинство философов раннего периода первоначалом бытия считали одну или несколько стихий, но при этом стихия-первоначало часто считалась одушевленной (например, Вода у Фалеса), а иногда даже разумной (например, у Гераклита таким считается Огонь-Логос). Но в качестве первоначал кроме стихий предлагались и другие, самые различные сущности.

Большинство греческих мудрецов можно назвать «стихийными, или наивными материалистами», так как выбираемая ими в качестве первоначала сущность (стихии, атомы, гомеомерии и т.п.) имела материальную природу. Но в тоже время существовали и философы, к которым можно применить термин «наивные идеалисты»: у них в качестве первоначала бытия выступают некие идеальные сущности или силы (числа у Пифагора, Мировой ум (Нус) у Анаксагора, Любовь и Вражда у Эмпедокла и т.д.).

Для раннего периода в целом характерны натурфилософия (философия природы) и космоцентризм, т.е. центральной проблемой философии был вопрос о Космосе: его устройстве (космология) и происхождении (космогония). Вопрос о происхождении Космоса был непосредственно связан с представлениями о первоначале (или первоначалах) бытия».

? О каких отличительных характеристиках натурфилософского периода античной философии идет речь в приведенном отрывке?

2.3. Гриненко, Г. В. История философии / Г. В. Гриненко. – М., 2007. – С. 86.

«Классический период греческой философии имел место во второй пол. V – нач. IV в. до н.э. Наиболее значительными явлениями этого периода были софистика и учения трех величайших философов Древней Греции: Сократа, Платона и Аристотеля».

? Назовите философов – представителей классического периода греческой философии.

2.4. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М., 2007. – С. 100 – 102.

«Как философское течение софисты не представляют вполне однородного явления. Наиболее характерной чертой, общей всей софистике, является утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок; оно выражено Протагором в его знаменитом положении: «Человек есть мера всех вещей: существующих – в том, что они существуют, – и несуществующих – в том, что они не существуют».

… В развитии софистики различаются старшая и младшая группы софистов. К старшей относятся Протагор, Горгий, Гиппий и Продик. Учение Протагора сложилось на основе переработанных в духе релятивизма учений Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла. Согласно характеристике Секста Эмпирика, Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об относительности всех восприятий. Развивая положение атомистов о равной реальности бытия и небытия, Протагор доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Весьма прославилось развитое на почве элейской критики понятий небытия, движения и множества учение Горгия.... Горгий разработал рассуждение, в котором доказывал: 1) ничто не существует; 2) если и есть нечто существующее, то оно не познаваемо; 3) если даже оно и познаваемо, то его познание невыразимо и неизъяснимо.

Гиппий привлек к себе внимание не только геометрическими исследованиями кривых, давшими толчок последующим работам Архита, но и размышлениями о природе законодательства.

Наконец Продик, учивший с большим успехом в Афинах, развил релятивистское воззрение до взгляда, согласно которому «каковы пользующиеся вещами люди, таковы и самые вещи».

… В учениях младших софистов (4 в. до н. э.), о которых сохранились крайне скудные данные, особенно выделяются их этические и социальные идеи. Так, Ликофрон и Алкидамант выступили против перегородок между социальными классами: Ликофрон доказывал, что знатность есть вымысел, а Алкидамант – что природа никого не создала рабами и что люди рождаются свободными. Антифонт не только развил материалистическое объяснение первоначал природы и происхождения ее тел и элементов, но пытался также критиковать явления культуры, отстаивая преимущества природы над установлениями культуры и над искусством. Фразимах распространил учение об относительности на социально-этические нормы и свел справедливость к полезному для сильного, утверждая, что каждая власть устанавливает законы, полезные для нее самой: демократия – демократические, а тирания – тиранические и т. д.

Хотя некоторые софисты были действительно крупными мыслителями, релятивизм, ими развивавшийся, зачастую вел их к прямому отрицанию познаваемости вещей и к субъективизму».

? В чем специфика софистического образа философской мысли? Поясните смысл понятия «софизм».

2.5. Асмус, В. Ф. Историко-философские этюды / В. Ф. Асмус. – М., 1984. – С. 10 – 11, 12 – 13.

«Согласно этому учению, мир вещей, воспринимаемых посредством чувств, не есть мир истинно существующего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного, совершенного и истинного. И все же вещи не совершенно отделены от истинно существующего, каким-то образом они «причастны» ему. А именно: всем, что есть в них истинно сущего, утверждает Платон, чувственные вещи обязаны своим причинам. Эти причины – формы вещей, не воспринимаемые чувствами, постигаемые только умом, бестелесные и нечувственные. Платон называет их … идеями. Виды, идеи – зримые умом формы вещей.

… Однако для объяснения наблюдаемых явлений и воспринимаемых вещей недостаточно, как думал Платон, предположить существование одних лишь видов, или идей. Ведь чувственные вещи преходящи, изменчивы, лишены истинного существования. Их качества должны быть обусловлены уже не только бытием, но каким-то образом и небытием. Выходит, что кроме бытия должно существовать также и небытие, и притом существовать «ничуть не меньше», чем бытие. Это небытие Платон отождествляет с материей. В то время как бытие всегда тождественно самому себе, небытие есть иное сравнительно с бытием, иначе говоря – область непрекращающегося изменения, возникновения, рождения и гибели, движения. Благодаря существованию материи, или небытия, возникает, согласно объяснению Платона, множество чувственных вещей. Материя, которую Платон уподобляет «матери», «кормилице», принимает в свое лоно вид (идею) и превращает единство и целостность каждого постигаемого умом вида, каждой идеи во множество чувственных вещей, обособленных друг от друга в пространстве.

….Учение это очевидно есть идеализм, так как в нем истинной сущностью вещей объявляются причины, лишенные чувственных свойств, неподвластные чувственным условиям, постигаемые только умом, – словом, идеальные. Вместе с тем это не субъективный, а объективный идеализм. Идеи Платона прежде всего бытие, а не понятия нашего ума, и существуют они сами по себе, независимо от субъекта, от его сознания и познания».

? В чем сущность объективного идеализма Платона?

2.6. Орлов, С. В. История философии / С. В. Орлов. – СПб., 2006. – С. 49 – 50.

«Аристотель подверг глубокому анализу и сокрушительной критике платоновское учение об идеях. «Хотя и Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине», – писал он в «Никомаховой этике». … Философ заявлял, что идеи «по бытию не предшествуют чувственным вещам, но только логически, а также, что они не могут где-либо существовать отдельно от предметов природы». Ни один способ доказательства бытия идей не устанавливает с очевидностью их существования. Если имеются идеи всех вещей и явлений, то должны существовать также идеи отрицательного, уничтожаемого и несуществующего. Однако это противоречит теории идей: они, согласно Платону, абсолютно совершенны и вечны, а значит, не могут быть несуществующими или уничтожаемыми. …Невозможно, чтобы предмет и его сущность существовали отдельно друг от друга – как же могут идеи, будучи сущностями вещей, существовать где-то отдельно от них? В конечном итоге на вопрос, что признать за исходную основу – идеи или вещественный мир, – Аристотель дал материалистический ответ: не идеи являются причинами вещей, а сами они зависят от вещей.

Однако собственная концепция устройства бытия, разработанная Аристотелем, использует ряд идеалистических положений Платона. Если последний делил бытие на мир вещей и мир идей, то его ученик выделял в бытии два начала – материю и форму.

Материя с точки зрения Аристотеля, – это только субстрат, вещество, возможность существования вещей. Форма – движущее начало, «то, откуда движение». Материя не существует самостоятельно, в чистом виде. Она остается в состоянии небытия, отрицания, так называемой лишенности. Материя без движущегося начала – формы – лишена жизни, энергии, целостности. Она еще не стала действительностью, а остается только возможностью. Действительностью она становится в ее связи с формой.

В реальных вещах оба начала бытия неразделимы: материя никогда не встречается в чистом виде, она всегда соединена с формой».

? В чем состоит принципиальное отличие онтологии Аристотеля от онтологии Платона?

 

2.7. Гриненко, Г. В. История философии / Г. В. Гриненко. – М., 2007. – С. 106 – 107.

«В эпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие философских учений предшествовавших периодов (неопифагореизм, неоплатонизм, перипатетизм и т.д.), а с другой – на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (кинизм, стоицизм, скептицизм и т.д.).

Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом. При этом завоеванные греки в определенном смысле «покорили» своих завоевателей, оказав громадное влияние на все сферы римской культуры: религию, литературу, архитектуру, изобразительное искусство и т.д. Под влиянием греческой философии начинается развитие римской философии. Но поскольку римляне не создали своих оригинальных учений, хотя и внесли большой вклад в развитие ряда греческих учений, в период с I в. до н.э. по IV в. н.э. можно говорить о существовании греко-римской философии.

Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Однако решить вопрос о том, как должен вести себя человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этических проблем неразрывно был связан с учением о природе».

? В чем специфика эллинистического периода античной философии? Какова основная философская проблематика данного историко-философского этапа?

3.1. Диоген Лаэртский. Фалес / Диоген Лаэртский // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.

«Сообщают, что Фалес Милетский, один из семи мудрецов, первым принялся за философию природы. Он говорил, что начало и конец Вселенной – вода. Ибо все образуется из воды путем ее затвердевания [– замерзания], а также испарения. Все плавает по воде, от чего происходят землетрясения, вихри и движения звезд. И все произрастает и течет в ладном согласии с природой предка-родоначальника, от которого все произошло. Богом он считал вот что: «То, у чего нет ни начала, ни конца»».

? Каким образом Фалес решает вопрос о первоначале?

 

3.2. Гераклит. Фрагменты / Гераклит // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 275, 276, 278, 279.

«Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим».

«В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем».

«Борьба – отец всего и всему царь».

«Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости».

«Признак мудрости – согласиться, не мне, но логосу внемля, что все едино».

«Душе присущ самообогащающийся логос».

? Какие основные философские идеи Гераклита представлены в данном отрывке?

 

3.3. Парменид. О природе / Парменид // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 295.

«Не доказать никогда, что небытие существует».

«Небытия ни познать … не сможешь,

Ни в слове выразить».

«Есть бытие, а небытия вовсе нету».

«Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.

Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье,

Мысли тебе не найти.

Не возникает оно, [бытие], и не подчиняется смерти.

Цельное все, без конца, не движется и однородно.

Не было в прошлом оно, не будет, но все – в настоящем.

Без перерыва, одно».

? Какое содержание вкладывает Парменид в понятие «бытие»?

3.4. Диоген, Лаэртский. Демокрит / Диоген Лаэртский // Антология мировой философии: в 4 ч. – Т. 1. – М., 1969 – 1972. – С. 326 – 327.

«…начало вселенной – атомы и пустота… Миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия… и атомы бесчисленны по разнообразию величин и по множеству; носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля. Дело в том, что последние суть соединения некоторых атомов. Атомы же не поддаются никакому воздействию и неизменяемы вследствие твердости».

? В чем сущность атомистического учения Демокрита?

 

3.5. Платон. Апология Сократа / Платон // Соч.: в 3 т. – М., 1968. – Т. 1. – С. 99.

«Я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше: я говорю, что не от денег рождается добродетель, а от добродетели бывают у людей и деньги, и все прочие блага как в частной жизни, так и в общественной».

? В чем, согласно Сократу, состоит основная задача философии?

 

3.6. Платон. Менон / Платон // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. –С. 385.

«Раз душа бессмертна, часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчет добродетели, и насчет всего прочего она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, – люди называют это познанием – самому найти и все остальное, если только он будет мужествен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать – это как раз и значит припоминать».

? Как Платон понимает процесс познания человеком мира? В чем специфика его гносеологической позиции?

3.7. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Соч.: в 4 т. – М., 1975. – Т. 1. – С. 67 – 69.

«Совершенно очевидно, что необходимо приобрести знание о первых причинах: ведь мы говорим, что тогда знаем в каждом отдельном случае, когда полагаем, что нам известна верная причина. А о причинах говорится в четырех значениях: одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи (ведь каждое «почему» сводится, в конечном счете, к определению вещи, а первое «почему» и есть причина и начало); другой причиной мы считаем материю или субстрат; третьей – то, откуда начало движения; четвертой – причину, противолежащую последней, а именно то, «ради чего» или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения)...

Есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части, как, например, науки математические. А так как мы ищем начала и высшие причины, то ясно, что они должны быть началами и причинами чего-то самосущего. Если же те, кто искал элементы вещей, искал и эти начала, то и искомые ими элементы должны быть элементами не сущего как чего-то привходящего, а сущего как такового. А потому и нам необходимо постичь первые причины сущего как такового. …Следовательно, если первое – сущность, то философ, надо полагать, должен знать начала и причины сущностей...».

? В чем, согласно Аристотелю, состоит предмет философии?

 

3.8. Цицерон // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 496.

«Стоики считают, что мироздание управляется волей богов, что оно представляет собой как бы общий город и общину людей и богов, что каждый из нас есть часть этого мироздания, а отсюда, естественно, следует, что необходимо ставить общее благо выше своего».

? Почему, согласно учению стоиков, благо всех должно быть превыше блага каждого?

3.9. Псевдо-Плутарх // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 490.

«Хрисипп говорит, что судьба – это присущая пневме сила, которая управляет миропорядком …, что судьба – это разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании, управляемом провидением, или разум, сообразно с которым ставшее стало, становящееся становится и предстоящее станет. Стоики говорят, что судьба – это цепь причин, то есть нерушимый порядок и нерушимая связь».

? Какой принцип философии стоиков выражен в данном отрывке?

3.10. Диоген Лаэртский // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 476.

« Стоики делят философию на три части: физику, этику и логику. …Они сравнивают философию с живым существом: кости и нервы – это логика, мясо – это этика, душа – физика. Или же сравнивают с яйцом: наружное – это логика, следующее за ним – этика, а находящееся в самой середине – физика».

? Какова структура философского знания согласно учению стоиков?

3.11. Сенека, Л. А. Нравственные письма к Луциллию / Л. А. Сенека // Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов: в 3 ч. – М., 1998. – Ч. 1. – С. 137 – 138.

«Обладающий добродетелью человек будет твердо стоять на своем высоком посту и переносить все, что бы ни случилось, не только терпеливо, но и охотно, зная, что все случайные невзгоды в порядке вещей».

? Что такое добродетель в понимании Сенеки?

3.12. Эпикур. Из письма к Менекею / Эпикур // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 356.

«Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. … Так как, когда мы существуем, смерти еще нет, а когда смерть наступает, тогда нас уже нет».

? Как Эпикур предлагает бороться со страхом смерти?

3.13. Секст, Эмпирик. Три книги Пирроновых положений / Секст Эмпирик // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 527 – 528.

«Cкептическая способность (dynamis) есть та, которая противопоставляет каким только возможно способом явление (phainomenon) мыслимому (nooymenon); отсюда вследствие равносильности (isostheneia) в противоположных вещах и речах мы приходим сначала к воздержанию от суждения (epoche), а потом к невозмутимости (ataraxia)... Явлением же мы называем «ощущаемое» и поэтому противополагаем ему «мыслимое»... Под противоположными же положениями мы подразумеваем отнюдь не всякое утверждение или отрицание, а только то, что они борются друг с другом. «Равносилием» мы называем равенство в отношении достоверности и недостоверности, т. к. ни одно из борющихся положений не стоит выше другого как более достоверное. «Воздержание от суждения» есть такое состояние ума, при котором мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем; «невозмутимость» же есть безмятежность и спокойствие души».

? Какое значение имеет принцип «воздержания от суждения» (эпохе) в философии скептицизма?

3.14. Плотин. Эннеады / Плотин // Антология мировой философии: в 4 ч. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 549, 551 – 552.

«Единое есть все и ничто, ибо начало всего не есть все, но все его, ибо все как бы возвращается к нему, вернее, как бы еще не есть, но будет. … [само] единое есть не сущее, а родитель его, и это как бы первое рождение, ибо, будучи совершенным (так как ничего не ищет, ничего не имеет и ни в чем не нуждается), оно как бы перелилось через край и, наполненное самим собою, создало другое....

Что же такое единое? Потенция всех вещей. Если бы ее не было, то и все не существовало бы, не существовал бы и ум, первая и всеобъемлющая жизнь. А то, что находится выше жизни, есть причина жизни.... Поэтому везде происходит сведение к единому, и в каждой отдельной вещи есть нечто единое, к чему ты ее можешь свести».

? Как соотносятся идея Блага Платона и Единое Плотина?

Контроль знаний

1. Вопросы для самоконтроля (первый уровень самоконтроля):

1. Какие периоды можно выделить в античной философии?

2. Что означает «космоцентризм» античного философского мышления?

3. Какая проблема считалась основной в философии досократиков?

4. Кто из досократиков считается первым философом? Автором слова «философия»? Родоначальником объективной диалектики? Создателем материалистического направления в философии?

5. Какой период в античной философии называется «классическим» и какими именами он представлен?

6. Что означает призыв Сократа: «Познай самого себя»?

7. Почему философская система Платона называется объективно-идеалистической?

8. Как Аристотель определял философию?

9. Какой вклад внес Аристотель в становление классической науки и философии?

10. Как решалась проблема отношений человека и космоса в эллинистически-римскую эпоху?

11. С именами каких философов классического периода связаны этические поиски скептиков, стоиков и эпикурейцев?

12. В каком философском учении позднего эллинизма обосновывается тезис о сверхразумном Едином, постижимом лишь мистически?

2. Тесты (второй уровень самоконтроля):

 

2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:

 

Термин Определение
1. Космоцентризм 1*. Центральная категория философии неоплатонизма, высшая бесконечная абсолютная реальность, сверх-бытие, причина всякой вещи
2. Натурфилософия 2*. Одна из четырех «причин» в учении Аристотеля, вещественный субстрат, потенция формы
3. Физис 3*. Учение о сверхчувственных принципах и началах бытия, синоним философии в целом
4. Логос 4*. Древнегреческое учение, согласно которому мир состоит из атомов (бытие) и пустоты (небытие), в которой движутся атомы
5. Архе 5*. Понятие античного скептицизма, принцип воздержания от суждения
6. Атомизм 6*. Мысль, понятие, слово, закон
7. Диалектика 7*. Одна из четырех «причин» («принципов») в учении Аристотеля, внутренняя структура вещи, актуализация материи
8. Идеализм 8*. Следующий за классическим греко-римский этап в развитии античной философии и культуры, охватывающий период от завоеваний Александра Македонского (356 – 3230 до. н.э.)
9. Идея (эйдос) 9*. Понятие философии скептицизма, обозначающее состояние безмятежности и невозмутимости духа
10. Мир идей 10*. Термин древнегреческих стоиков, обозначающий состояние нечувствительности к страданию, бесстрастие
11. Мир вещей 11*. Атрибут материи, способ ее существования; любое изменение
12. Анамнесис (припоминание) 12*. Основополагающий принцип философского мышления, характеристика проблематики определенного периода философии, для которого центральной проблемой был вопрос о Космосе: его устройстве (космология) и происхождении (космогония)
13. Форма 13*. 1) Искусство вести спор, беседу; 2) философское учение, содержащее принцип рас­смотрения явлений действительности в их взаимосвязи, из­менении и развитии; единство противоположностей
14. Материя 14*. Философия природы, умозрительное учение о природе в ее целостности
15. Движение 15*. Мир материальных объектов, противостоящий миру идей
16. Причина 16*. Категория, обозначающая устойчивую основу вещи, ее внутреннее содержание
17. Сущность 17*. Необходимое условие существования вещи, явление, действие которого влечет за собой другое явление
18. Метафизика 18*. Природа
19. Эллинизм 19*. Направление в философии, исходящее из первично­сти духа, мышления, сознания
20. Эпохе 20*. Онтологический принцип, «начало в собственном смысле», первоначало бытия
21. Атараксия 21*. Вечная трансцендентная, умопостигаемая неизменная сущность вещи, существующая отдельно от конкретных вещей
22. Апатия 22*. Мир вечных и неизменных идеальных сущностей, высшей из которых является идея Блага
23. Единое 23*. Понятие философии Платона, обозначающее процесс познания человеком мира посредством воспоминания бессмертной душой того, что она видела, пребывая в мире идей

 

Вопросы для дискуссии

1. В чем отличие древнегреческого образа философской мысли от древневосточного?

2. Актуально ли сегодня наследие античной культуры?

 

► Подумайте о смысле изречений:

ü «Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим» (Демокрит).

ü «Познай самого себя» (Сократ).

ü «Платон мне друг, но истина дороже» (Аристотель).

 

Дополнительная литература к теме:

1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль II, тема 2.1.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.

2. Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо. – М., 1999.

3. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. – М., 1975 – 1984.

4. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М., 1999.

5. Брамбо, Р. Философия Древней Греции / Р. Брамбо. – М., 2002.

6. Гайденко, П. П. История греческой философии в ее связи с наукой / П. П. Гайденко. – СПб., 2000.

7. Диоген, Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1979.

8. Дюмон, Ж.-П. Античная философия / Ж.-П. Дюмон. – М., 2006.

9. Лосев, А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.

10. Платон. Сочинения: в 4 т. / Платон. – М., 1990 – 1994.

11. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. / Издание подготовил А. В. Лебедев. – М., 1989.

12. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира (история философии): учеб. для вузов / А. Н. Чанышев. – М., 2003.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.