Периоды
| Направления и
представители
| Проблематика и
основные идеи
|
1.Русская философия эпохи Средневековья
| Митрополит Илларион,
Митрополит Никифор
| · проблемы философии истории;
· гносеологическая проблематика («Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху»)
|
учение стяжателей (Иосиф Волоцкий)
| · утверждение активной роли церкви в жизни государства;
· обязывание строгого выполнения церковных обрядов;
· требование наказания еретиков;
· обоснование тезиса о божественной природе царской власти
|
учение нестяжателей
(Нил Сорский);
| · идея невмешательства церкви в мирские дела, ее отказ от мирских богатств (стяжания);
· проблема нравственного самосовершенствования прощения грешников и еретиков;
· проблема прощения грешников и еретиков
|
исихазм:
Сергий Радонежский,
Нил Сорский,
Епифаний Премудрый,
Паисий Величковский
| · этико-аскетические проблемы пути человека к Богу;
· разработка приемов психофизического самоконтроля (практика Иисусовой молитвы)
|
2. Русская философия эпохи Просвещения
XVII – XVIII вв.
| Русское
вольтерьянство
| · критика «старины» (бытовой, идейной, религиозной);
· скептицизм, ирония, критика общественного строя, подчеркивание привилегированного статуса разума и др.
|
М. В. Ломоносов
| · деизм;
· материалистическое объяснение природы;
· разработка своего учения о первичных и вторичных качествах;
· обоснование закона сохранения вещества и энергии
|
А. Н. Радищев
| · проблема смерти и бессмертия души;
· критика самодержавия и защита просвещенной монархии;
· объяснение происхождения государства с позиции теории общественного договора;
· выделение периодов «вольности» и «рабства» в динамике исторического процесса
|
Мистическое направление (П. Величковский, Г. С. Сковорода)
| · идея преображения церкви через внутреннее обновление человека (П. Величковский);
· «аллегорический» метод истолкования Священного Писания (Г. Сковорода)
|
Масонство (Н. И. Новиков)
| · проблемы нравственного самосовершенствования;
· просветительские идеи
|
3. Формирование русского национального философствования
первой половины XIX в.
| П. Я. Чаадаев
| · проблемы философии истории: от негативной оценки России и идеализации Запада к утверждению особой миссии России в историческом процессе
|
славянофилы:
И. В. Киреевский (1806 – 1856),
А. С. Хомяков (1804 – 1860),
Н. Я. Данилевский (1822 – 1885),
Н. Н. Страхов (1828 – 1896) и др.
| · проблема путей мирового развития;
· проблема исторического пути России;
· проблема отношения к религии и церкви;
· отношение к крепостному праву;
· оценка реформ Петра I
|
западники:
В. Г. Белинский (1811 – 1848),
А. И. Герцен (1812 – 1870),
М. А. Бакунин (1814 – 1876),
К. Д. Кавелин (1818 – 1885) и др.
|
материалисты:
Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889)
| · проблема переработки идеалистической диалектики Гегеля в духе материализма
· утверждение несотворимости, материальности, непрерывного движения природы
· проблемы социализма
· критика теории «искусства для искусства» в эстетике
|
позитивисты:
П. Л. Лавров (1823 –1900)
| · критика метафизики
· интерес к революционной проблематике
|
русская литературная философия: Л. Н. Толстой (1828 – 1910),
Ф.М. Достоевский (1821 – 1881)
| · в философии истории – утверждение решающей роли народных масс, а не выдающихся личностей
· осуждение угнетения, несправедливости, насилия
· «непротивление злу силой»
· экзистенциальная антропология: в центре – человек, которого определяет как личность избранная им и реализуемая в жизни идея
|
4. Русская философия второй половины
XIX в. – XX в.
| Русская идеалистическая философия:
В. С. Соловьев (1853 – 1900),
Н. Ф. Федоров (1829 – 1903),
Н. А. Бердяев (1874 – 1948),
С. Л. Франк (1877 – 1950),
Л. И. Шестов (1866 – 1938),
П. А. Флоренский (1882 – 1937),
И. А. Ильин (1883 – 1954),
А. Ф. Лосев (1893 – 1988) и др.
| · философия всеединства
· проблема судеб России
· гносеологические проблемы (концепция цельного знания, «живого знания» и др.)
· тема свободы и творчества
|
русский марксизм:
Г. В. Плеханов (1856 – 1918)
| · критика неокантианства, позитивизма, социологии народников и анархистов
· проблемы диалектического и исторического материализма как теоретической основы социализма
· вопросы революционного преобразования общества
|
В. И. Ленин
(1870 – 1924)
| · развитие учения о революции, диктатуре пролетариата, путях построения бесклассового общества и фазах его развития
· формулировка положения о единстве диалектики, логики и теории познания, раскрывающего единство онтологических и гносеологических аспектов диалектики
· критика эмпириокритицизма
|
анархизм:
М. А. Бакунин,
П. А. Кропоткин
| · представление о сущности государства как аппарата насилия и угнетения народа
· насильственное уничтожение как способ ликвидации государства
|
Русский космизм
| религиозный:
Н. Ф. Федоров
(1828 – 1903),
В. С. Соловьев
(1853 – 1900),
Н. А. Бердяев
(1874 – 1948),
П. А. Флоренский
(1882 – 1943) и др.
| · идея единства макро- и микрокосма (идея всеединства в учении В. Соловьева, учение В. Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу);
· идея несовершенства мира и человека;
· возможность участия человека в гармонизации и совершенствовании мироздания;
· идея внутренней, творческой активности человека,выраженной в образе человека-космиурга;
· «космический» сценарий будущего человечества
|
естественнонаучный:
В. И. Вернадский
(1863 – 1945),
К. Э. Циолковский
(1837 – 1935),
А. Л. Чижевский
(1897 –1969) и др.
|