Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики русской философии




Для русской философии характерно Ø представление о богоизбранности России, о ее мистической миссии спасения человечества; Ø стремление к общечеловеческим началам в философии и социальной мысли: «принадлежа к известной народности, он [человек] живет жизнью человечества» (Чичерин); Ø противоречивая оценка цивилизации Запада; критика ее бездуховности и прагматизма, с одной стороны, заимствование ценностей и опыта западноевропейской цивилизации – с другой; Ø ориентация на постижение не только истины (теоретически верный образ мира), но и правды (нравственные основания жизни, духовная сущность бытия); Ø социально-политический, деятельностный характер, связь с исторической практикой; Ø утопичность и поиск социального идеала; Ø религиозно-идеалистический и мистический характер; Ø революционный характер, борьба с самодержавием и крепостным правом; Ø социально-этический характер, проблема свободы и ответственности, путей совершенствования человека и общества; Ø разноликость русской философии, связь с мировыми философскими традициями; Ø идейное противоборство западников и славянофилов; Ø космизм (религиозно-философский и естественнонаучный); Ø связь с искусством, «умозрение в красках» (Е. В. Трубецкой)

1.6. русская философия: периоды и проблематика

Периоды Направления и представители Проблематика и основные идеи
1.Русская философия эпохи Средневековья Митрополит Илларион, Митрополит Никифор   · проблемы философии истории; · гносеологическая проблематика («Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху»)
учение стяжателей (Иосиф Волоцкий)       · утверждение активной роли церкви в жизни государства; · обязывание строгого выполнения церковных обрядов; · требование наказания еретиков; · обоснование тезиса о божественной природе царской власти  
учение нестяжателей (Нил Сорский);   · идея невмешательства церкви в мирские дела, ее отказ от мирских богатств (стяжания); · проблема нравственного самосовершенствования прощения грешников и еретиков; · проблема прощения грешников и еретиков  
исихазм: Сергий Радонежский, Нил Сорский, Епифаний Премудрый, Паисий Величковский · этико-аскетические проблемы пути человека к Богу; · разработка приемов психофизического самоконтроля (практика Иисусовой молитвы)  
2. Русская философия эпохи Просвещения XVII – XVIII вв. Русское вольтерьянство   · критика «старины» (бытовой, идейной, религиозной); · скептицизм, ирония, критика общественного строя, подчеркивание привилегированного статуса разума и др.  
М. В. Ломоносов   · деизм; · материалистическое объяснение природы; · разработка своего учения о первичных и вторичных качествах; · обоснование закона сохранения вещества и энергии
А. Н. Радищев   · проблема смерти и бессмертия души; · критика самодержавия и защита просвещенной монархии; · объяснение происхождения государства с позиции теории общественного договора; · выделение периодов «вольности» и «рабства» в динамике исторического процесса
Мистическое направление (П. Величковский, Г. С. Сковорода)   · идея преображения церкви через внутреннее обновление человека (П. Величковский); · «аллегорический» метод истолкования Священного Писания (Г. Сковорода)
Масонство (Н. И. Новиков) · проблемы нравственного самосовершенствования; · просветительские идеи
3. Формирование русского национального философствования первой половины XIX в. П. Я. Чаадаев   · проблемы философии истории: от негативной оценки России и идеализации Запада к утверждению особой миссии России в историческом процессе  
славянофилы: И. В. Киреевский (1806 – 1856), А. С. Хомяков (1804 – 1860), Н. Я. Данилевский (1822 – 1885), Н. Н. Страхов (1828 – 1896) и др. · проблема путей мирового развития; · проблема исторического пути России; · проблема отношения к религии и церкви; · отношение к крепостному праву; · оценка реформ Петра I
западники: В. Г. Белинский (1811 – 1848), А. И. Герцен (1812 – 1870), М. А. Бакунин (1814 – 1876), К. Д. Кавелин (1818 – 1885) и др.
материалисты: Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889)   · проблема переработки идеалистической диалектики Гегеля в духе материализма · утверждение несотворимости, материальности, непрерывного движения природы · проблемы социализма · критика теории «искусства для искусства» в эстетике
позитивисты: П. Л. Лавров (1823 –1900)   · критика метафизики · интерес к революционной проблематике
русская литературная философия: Л. Н. Толстой (1828 – 1910), Ф.М. Достоевский (1821 – 1881)   · в философии истории – утверждение решающей роли народных масс, а не выдающихся личностей · осуждение угнетения, несправедливости, насилия · «непротивление злу силой» · экзистенциальная антропология: в центре – человек, которого определяет как личность избранная им и реализуемая в жизни идея
4. Русская философия второй половины XIX в. – XX в. Русская идеалистическая философия: В. С. Соловьев (1853 – 1900), Н. Ф. Федоров (1829 – 1903), Н. А. Бердяев (1874 – 1948), С. Л. Франк (1877 – 1950), Л. И. Шестов (1866 – 1938), П. А. Флоренский (1882 – 1937), И. А. Ильин (1883 – 1954), А. Ф. Лосев (1893 – 1988) и др.   · философия всеединства · проблема судеб России · гносеологические проблемы (концепция цельного знания, «живого знания» и др.) · тема свободы и творчества  
русский марксизм: Г. В. Плеханов (1856 – 1918)   · критика неокантианства, позитивизма, социологии народников и анархистов · проблемы диалектического и исторического материализма как теоретической основы социализма · вопросы революционного преобразования общества  
В. И. Ленин (1870 – 1924) · развитие учения о революции, диктатуре пролетариата, путях построения бесклассового общества и фазах его развития · формулировка положения о единстве диалектики, логики и теории познания, раскрывающего единство онтологических и гносеологических аспектов диалектики · критика эмпириокритицизма
анархизм: М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин · представление о сущности государства как аппарата насилия и угнетения народа · насильственное уничтожение как способ ликвидации государства  
Русский космизм религиозный: Н. Ф. Федоров (1828 – 1903), В. С. Соловьев (1853 – 1900), Н. А. Бердяев (1874 – 1948), П. А. Флоренский (1882 – 1943) и др. · идея единства макро- и микрокосма (идея всеединства в учении В. Соловьева, учение В. Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу); · идея несовершенства мира и человека; · возможность участия человека в гармонизации и совершенствовании мироздания; · идея внутренней, творческой активности человека,выраженной в образе человека-космиурга; · «космический» сценарий будущего человечества
естественнонаучный: В. И. Вернадский (1863 – 1945), К. Э. Циолковский (1837 – 1935), А. Л. Чижевский (1897 –1969) и др.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.