Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия беларуси эпохи киевской руси




Основные периоды развития философской мысли Беларуси

Таблицы и схемы

Периоды и хронология Представители
1. Период Киевской Руси X – XIV вв. Е. Полоцкая, К. Смолятич, К. Туровский
2. Белорусская философия эпохи Ренессанса XV – первая половина XVIII в. Ф. Скорина, Н. Гусовский, М. Литвин, А. Волан, Л. Сапега, С. Будный, В. Тяпинский, П. Скарга, С. Зизаний, М. Смотрицкий, А. Филиппович, К. Лыщинский, С. Полоцкий, Г. Конисский, К. Нарбут, А. Довгирд и др.
3. Белорусская философия эпохи Просвещения второй половины XVIII – XIX вв. Я. Чечот, М. Коялович, Е. Ф. Карский, А. П. Сапунов, Ф. Богушевич, М. Богданович
4. Философская мысль Беларуси в XX – XXI вв. Д. В. Скрынченко, И. Абдиралович, В. Самойло, С. Я. Вольфсон, С. А. Подокшин, А. С. Майхрович, Д. И. Широканов, Е. М. Бабосов, В. С. Степин, Ю. А. Харин, П. А. Водопьянов, Н. Крюковский и др.
Периоды и хронология Представители Проблематика
1. Период Киевской Руси X – XIV вв. Е. Полоцкая, К. Смолятич, К. Туровский · проблема добра и зла, свободы и смирения, смысла жизни человека, смысла истории и их этическая, философская и богословская интерпретации; · доминирование этической проблематики, связанной как с просветительской деятельностью, так и наставнической, поиском пути духовно-нравственного совершенствования; · проблема образа философствования как аскетически-духовного поиска философа-монаха; · проблема языка и выразительных средств философствования (притчи-аллегории, повествования, молитвы и др.)  

1.3. Философская мысль Беларуси эпохи Ренессанса (XV – XVIII вв.)

Направления Представители Характеристика
1. Гуманистическое Франциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Сымон Будный, Андрей Волан, Симеон Полоцкий, Лаврентий Зизаний · поиск возможностей сочетания античного, средневекового и ренессансного наследия; · акцентирование этической и социально-политической проблематики; · понимание философии как важной практической дисциплины, которая существует для усовершенствования социальных, политических, религиозных и др. институтов и общества в целом
2. Реформационно-гуманистическое Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Феодосий Косой, Стефан Зизаний и др. · акцентирование личной веры и значимости Священного Писания; · в гносеологии – понимание истины как результата религиозно-интуитивного прозрения, связанного с индивидуальным осмыслением Библии; · приоритет аксиологической составляющей (значимость таких социально-нравственных ценностей, как равенство, братство, гуманность); · обоснование необходимости духовного возрождения человека и общества
3. Атеистическое Стефан Лован, Каспер Бекеш, Казимир Лыщинский · отрицание схоластического, теологического наследия, признание несостоятельности зависимой от теологии философии; · обращение к рационалистической мысли античности и европейского Возрождения; · в онтологии – материалистическое решение проблемы происхождения мира; · в антропологии – материалистическое решение соотношения материи и сознания; · в гносеологии – приоритет эмпирических и рациональных средств познания действительности; · в этике – утверждение естественного источника происхождения человеческой нравственности
4. Эклектическое А. Скорульский, С. Шадурский, Б. Добшевич · синтез идей античной (Аристотель), средневековой (Ф. Аквинский) и новоевропейской философии; · обоснование позиции деизма  

1.4. Философия Беларуси XVIII – начАЛА XX в.

Направления Представители
1. Физиократы И. Хрептович, И. Стройновский,
2. Тайные студенческие общества ФИЛОМАТЫ А. Мицкевич, Ф. Зан, О. Ежовский, Ф. Малевский, Я. Чечот и др.
ФИЛАРЕТЫ
3. Белорусское «гегельянство» И. Быховец, Ф. Бохвиц  
4. Революционный демократизм К. Калиновский, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.