КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Упражнения по первоисточникам 2 страница. ? В чем О. Конт видит всеобъемлющую закономерность процесса эволюции человечества и индивида?
? В чем О. Конт видит всеобъемлющую закономерность процесса эволюции человечества и индивида? 3.8. Тейяр де Шарден, П. Божественная среда / П. Тейяр де Шарден. – М., 1992. – С. 213. «В большом человеческом потоке три течения (восточное, гуманное, христианское) всё ещё противостоят друг другу. Однако имеются живые признаки их сближения. Восток, по-видимому, уже почти отказался от первоначальной пассивности своего пантеизма... Культ прогресса всё шире распахивает свои космогонические системы перед силами духа и свободы. Христианство начинает примиряться с усилиями человечества. Во всех трёх течениях тайно трудится тот же дух, который создал меня самого... Общая конвергенция религий во всемирном Христе, который, в сущности, удовлетворяет всех, – такой мне представляется единственная возможность обращения мира и единственная форма религии будущего». ? Что предлагает рассматривать П. Тейяр де Шарден в качестве возможной религии будущего? 3.9. Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд // Избранное. – М., 1989. – С. 370 – 374. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам. …К термину или понятию бессознательного мы пришли… путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления, … которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны опять-таки как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными. … здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов. …Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается нами во время нашей психоаналитической работы как сопротивление. Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении». ? В каком соотношении, по мнению З. Фрейда, находятся сознательное и бессознательное?
1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):
1. Каковы главные идейные основания формирования постклассической философии и кто ее родоначальники? 2. Чем отличается классическая философия от неклассической? 3. Каковы основные направления постклассической философии XIX – начала XX в.? 4. В чем заключается критика классической философии и ее иррационализация Шопенгауэром и Ницше? 5. Что объединяет авторов, развивающих такое философское направление, как «философия жизни»? 6. Каковы идейные предпосылки и основные положения марксистской философии? 7. В чем проявляется социально-критическая направленность философии марксизма? 8. В чем заключается специфика позитивистской философии и каковы ее исторические формы? 9. Каково соотношение философии и науки с точки зрения философии позитивизма? 10. Кто является представителями философии постпозитивизма? 11. Какую роль понятие «бессознательное» играет в психоанализе З. Фрейда? 12. Какое место занимает религиозная философия в современной европейской культуре? 13. Каковы основные положения неотомизма как важнейшего религиозно-философского течения современного католицизма? 14. Каковы характерные черты современной неопротестантистской философии?
2. Тесты (второй уровень самоконтроля): 2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:
2.2. Закончите определения:
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы … его» (К. Маркс). «Я учу вас о Сверхчеловеке. … есть нечто, что должно преодолеть» (Ф. Ницше). «Расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался … и как он должен продолжать образовываться» (П. Тейяр де Шарден). «Знать, чтобы мочь, думать, чтобы …» (О. Конт). «Большинство людей в действительности не хотят …, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит» (З. Фрейд).
Дополняет или разрушает постклассическая философия классическое философское наследие? ► Подумайте о смысле изречений: ü «Наш долг – это право, которое другие имеют на нас» (Ф. Ницше). ü «Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется» (А. Бергсон). ü «О человеке нельзя судить по тому, что он сам о себе думает» (К. Маркс). ü «Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить – одно и то же» (Л. Фейербах). ü «Философия науки без истории науки пуста, а история науки без философии науки слепа» (И. Лакатос). ü «Для человека нет будущего, ожидаемого в результате эволюции, вне его объединения с другими людьми» (П. Тейяр де Шарден). Дополнительная литература к теме: 1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль II, тема 2.4.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang. 2. Малик, Э. Г. Иррационалистическая школа философии (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше): учеб.-метод. пособие / Э. Г. Малик. – Ростов н/Д., 2007. 3. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. / А. Шопенгауэр // Собр. соч.: в 5 т. – М., 1992. – Т. 1. 4. Ницше, Ф.Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше; пер. с нем.; под общ. ред. О. Зелинского [и др.]. – М., 1995. 5. Бергсон, А.Творческая эволюция / А. Бергсон; пер. с фр. В. А. Флеровой. – М., 1998. 6. Мах, Э. Механика: историко-критический очерк ее развития / Э. Мах. – Ижевск: Ред. журнала «Регулярная и хаотическая динамика», 2000. 7. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи / К. Маркс // Социология: сб. / Ин-т социологии РАН, Московская высш. шк. соц. наук, Центр фундаментальной социологии. – М., 2000. 8. Фрейд, З. Очерки по психологии сексуальности / З. Фрейд. – Минск, 1990. 9. Витгенштейн, Л. Философские работы. Ч.1 / Л. Витгенштейн; пер. с нем. М. С. Козловой, Ю. А. Асеева. – М., 1994. 10. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун; пер. с англ. И. З. Налетова. – Благовещенск, 1998. 11. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987. Тема №7 Неклассическая западная философия XX – XXI веков (2 часа)
Ключевые понятия: социально-критическая философия, неомарксизм, постмарксизм, экзистенциализм, экзистенция, «пограничная ситуация», страх, феноменология, интенциональность, аналитическая философия, герменевтика, герменевтический круг, структурализм, постструктурализм, постмодернизм, деконструкция, симулякр.
1. Основные стратегии развития неклассической западной философии в XX в. 2. Социально-критическое направление в философии XX в. (неомарксизм и др.). 3. Экзистенциально-феноменологическая стратегия философского мышления (Э. Гуссерль, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). 4. Аналитическая философия и ее связь с позитивистской традицией. 5. Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв.: философская герменевтика, структурализм и постструктурализм, философия постмодернизма.
Используя рекомендуемую литературу, а также предлагаемые в теме учебные материалы (таблицы, схемы, определения, поясняющие отрывки, фрагменты первоисточников и др.), вам необходимо: 1. В первом вопросе – дать общую характеристику основных направлений в развитии неклассической философии в XX столетии – социально-критической философии, экзистенциально-феноменологической и аналитической; показать, с какими прежними традициями в философии они связаны. 2. Во втором вопросе – рассмотреть палитру марксистки ориентированных течений, относящихся критически как к капитализму, так и к «реальному социализму» советской эпохи; на примере взглядов западных (итальянских, венгерских, французских и др.) теоретиков социализма и коммунизма в XX в. показать сложную эволюцию марксизма от Д. Лукача до Л. Альтюссера, влияние критических теорий общества представителей франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе) на философию неомарксизма, обратить внимание на аргументацию феминистской критики западной культуры (С. де Бовуар и др.). 3. В третьем вопросе – проанализировать влияние феноменологии Э. Гуссерля на становление идей экзистенциализма, исследующего проблемы человеческого существования с позиций иррационализма, отрицания роли и ценности разума в разрешении разнообразных жизненных проблем; на примере аналитики человеческого существования виднейших представителей европейского экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) продемонстрировать «плюсы» и «минусы» экзистенциалистского мировоззрения. 4. В четвертом вопросе – прояснить содержание лингвистического поворота в неопозитивизме и постпозитивизме, связанного с анализом языка как специфического феномена бытия человека, в частности, с теорией языковых игр (Л. Витгенштейн) и речевых актов (Дж. Остин, Дж. Серль), логико-семантическими идеями (Г. Фреге, Б. Рассел, А. Тарский) и др. 5. В пятом вопросе – охарактеризовать в общих чертах проблематику философской герменевтики (Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр), структурализма и постструктурализма (К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко), а также постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Деррида и др.), определяющих в значительной мере образ западной философии Запада на рубеже XX – XXI вв.
1. Критика современного буржуазного общества в философии Г. Маркузе. 2. Феминизм и его критика западной культуры. 3. Свобода и ответственность в философии экзистенциализма. 4. «Человек массы» Х. Ортега-и-Гассета и значение этого образа в современной философии и культуре. 5. Язык и познание в философии Л. Витгенштейна. 6. Х.-Г. Гадамер о роли предрассудков и традиций в гуманитарном познании.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |