Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критика Руссо культуры, науки и искусства




Причину сложившегося печального положения вещей Pуccо видит прежде всего в развитии науки, которая, по его мнению, самым негативным образом воздействует на умы. С его точки зрения именно развращающее влияние науки стало причиной гибели египетской и греческой цивилизаций, падения Рима и Константинополя. Подтверждение правильности своей пози­ции Руссо находит в рассуждениях греческого философа Сократа (ок. 469—399 до н. э.), к авторитету которого он неоднократно апеллирует по ходу изложения своих мыслей. Обращается к работам древних римлян, в частности, трудам Катона (234 — 149 до н. э.), римского писателя, основоположника римской литературной прозы и государственный деятеля, который обличал греческую ученость, видя обесценение гражданских добро­детелей. Приго­вор, который выносит Руссо, таков: «Народы! Знайте, раз и навсегда, что природа хотела оберечь вас от наук, по­добно тому, как мать вырывает из рук ребенка своего опасное оружие. Все скрываемые ею тайны от вас являются злом, от которого она вас охраняет, и трудность изучения со­ставляет одно из немалых ее благодеяний. Люди ис­порчены, но они стали бы еще ху­же, если бы имели несчастье родиться уче­ными ».9

Многознание, считает Руссо, следуя за ходом мысли библейского пророка Экклезиаста, не научает, а тот, «кто умножает знание, умножает скорбь».10

Более того, истина в науке достигается ценой множества заблуждений, во сто крат превышающих пользу от этих истин. Поэтому не удивительно, что «роскошь, развращенность и рабство во все времена становились возмез­дием за наше надменное стремление выйти из счастливого невежества, на ко­торое нас об­рекла вечная Мудрость». 11

Руссо заключает, что астрономия порождена суевериями, красноречие - не­навистью и ложью, геометрия - корыстолюбием, физика - праздным любо­пытством. Все науки и даже мораль порождены человеческой гордыней, в основе наук и цивилизации лежат пороки.

Столь же негативно относится Руссо и к искусствам, считая, что их воздейст­вие самым отрицательным образом сказывается на общест­венной морали. Особенно гневные филиппики Руссо направлены на театр, который, с его точки зрения, является подлинным рассадником дурных нравов. Рассуждая о театрах, Руссо вспоминает о протестантской Женеве, в которой театры были запрещены как рассадники разврата.

В своем «Письме к д'Аламберу» Руссо пишет: «Возьмем французскую комедию в ее наиболее совершенных об­разцах... Но кто будет спорить про­тив того, что театр самого Моль­ера, чьими талантами я восхищаюсь больше всех, представляет со­бой целую школу пороков и дур­ных нравов, более опасную, чем книги, которые специально ставят задачу им научить. Вели­чайшая его забота состоит в том, чтобы высмеивать доброту и простодушие и вызывать сочувствие к тем, на чьей стороне хитрость и ложь: у него честные люди только болтают, а порочные действуют, и чаще всего — с блестящим успехом. Всмотритесь в комическое начало у этого ав­тора: вы всегда обна­ружите, что двигателем комического у него яв­ляется порочная натура, а предметом — врожденные недостатки, что хитрость одного казнит простоту другого и что дураки становятся жертвою злых. И хотя это слиш­ком верно, если говорить о свете, от­сюда не следует, что нужно было выво­дить это на театре с видом одобрения, как бы подталкивая вероломных лю­дей посме­яться над чистосердечием честных, объявив его глупостью».12

Менее опасной, с точки зрения развращающего влияния на обще­ствен­ные нравы, является трагедия, но и к ней Руссо относится с не­доверием. За­коны данного жанра, считает Руссо, часто вы во­дят героев за рамки обще­принятых норм морали, следовательно, они не мо­гут служить примером для тех, кто стремится жить в cooтветствии с нравст­венными императивами. К тому же гипертрофированные чувства, надуман­ные коллизии, красивые жесты, которыми так богата драма, весьма далеки от жизни и не могут вдох­новлять обычных людей, особенно из «третьего сосло­вия», которые живут будничными заботами и далеко не титаническими стра­стями. Осуждая культ героики на театральной сцене, требуя правдоподоб­ного изображения жизни в пьесах, выносимых на суд зрителей, Руссо пре­возносит домашнюю сторону человеческой жизни, считая, что показ обы­денного в его лучших образцах должен стать главной задачей театра как ин­ститута, оказывающего огромное воздействие на умы и настроения граждан. Руссо ставит под сомнение облагораживающее воздействие не толь ко те­атра, но и других видов искусства, замечая, что искусство всегда было спут­ником роскоши и в силу этой тесной связи всегда стремилось прежде всего удовлетворять духовные потребности сильных мира сего. «Редко бы­вает, — пишет он, — чтобы роскоши не сопутствовали науки и искусства, последние же никогда не обходятся без нее».13 Искусство, ставящее своей целью ублажение богатых, не толь­ко не нужно, но и, по его мнению, не имеет права на существование, ибо в нем нет ценности эстетического в силу подчиненности вкусов художника далеко не­совершенным вкусам заказчика.

Раз­носторонние художественные интересы Руссо находили выход и в музы­кальной критике. Питая глубокие симпатии к итальянской музыке, он принял горячее участие в большом споре, завязавшемся между сторонни­ками италь­янской и французской музыки. В замечательных обзорах Руссо смело выска­зывался против пошлой французской музыки; он решительно от­стаивал достоинства и преимуще­ства итальянской музыки - ее глубо­кую вы­разительность, смелость модуля­ций, мягкость языка.

Руссо питал большое почтение и к венской классиче­ской школе. Он высоко ценил музыкальное творчество Кристофа Глюка, знаменитого немецкого композитора (1714 - 1787). И это имело свои основания. Музыка Глюка отличалась своей простотой, прав­дивостью, граж­данской доблестью. Не будучи профессиональным музы­кантом, Руссо много и упорно работал в области теории музыки.

Академик Б. В. Асафьев (1884 - 1949), советский музыковед и композитор, говоря о роли Руссо в развитии музыкальной культуры, назвал его "проницательнейшим мыслителем и чутким музыкан­том, угадавшим свое­временность наступления эры городской демократиче­ской песенно-ро­мансной лирики". Статьи Руссо о музыке были собраны и изданы в 1767 году в сборнике "Музыкальный словарь".14

 

10. Проблемы культуры в немецкой классической философии. Кант. Гегель.

Общая характеристика культурного аспекта в немецкой классической философии

Еще задолго до Канта такое широкое и фундаментальное размышление охватывалось понятием "метафизика". Немецкая классическая философия критикует и в то же время преобразует метафизику, давая образцы "метафизической", т.е. общемировоззренческой культуры, образцы концептуальной целостности, "сплачиваемой" метафизическим подходом. Немецкой классической философии была присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческого подхода, но отнюдь не в смысле отличного от диалектики метафизического (или механического) метода Фихте И.Г. Первое введение в наукоучение // Мир философии. - М., 2008, с. 47..

Напротив, третья особенность немецкой классической философии как раз и заключается в том, что благодаря ей господство метафизического - недиалектического - метода было поколеблено. Именно немецкая классическая философия проложила путь новому по отношению к метафизике методу мышления и познания - методу диалектическому, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимую к исследованию всех областей человеческой жизни: мира природы, общества и человека, познания, науки, культуры, нравственности. Тем самым открылись поистине грандиозные возможности применения диалектического метода.

Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому. Хотя самую, пожалуй, развитую форму диалектическому методу, идеям диалектики придал Гегель, у истоков диалектической мысли - в форме порой и более интересной, чем гегелевская, - лежали размышления именно Канта.

Четвертый момент, который нельзя обойти, характеризуя немецкую классическую философию как относительно единое образование, - это некоторые общие принципы в подходе к проблеме исторического развития. Несмотря на довольно существенные различия в трактовке развития истории общества Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем, главное состоит в том, что к истории и ее пониманию прилагаются рациональные мерки и критерии: историческое развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения - интуиции, а научно-теоретически; считается возможным выделить некоторые закономерности истории. Законы истории понимались как принципы исторической "разумности". Вместе с тем, немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т.е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания, "духа"', мышления, познания, центральных для немецкой классической философии Канке В.А. Философия. - М., 2006, с. 67..

И наконец, последнее, что объединяет немецкую классику в единое целое: в своем рассмотрении человека и истории эта философия четко и ясно сконцентрирована вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей. При этом она не просто прокламирует гуманистические принципы (что само по себе было несомненной заслугой мыслителей в те времена, когда только началось освобождение народов Западной и Центральной Европы от крепостного права), но и пыталась проанализировать противоречия и трудности, которые возникали на пути реализации, воплощения в жизнь этих принципов.

Немецкая классическая философия остается непреходящим достижением философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества после немецкой классики. Она потому имеет общечеловеческое значение, сходное со значимостью искусства и науки, что пыталась ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те вопросы, которые оно задает себе и сегодня. То был временем, эпохой обусловленный ответ, но ответ, который выходит за пределы эпохи. Он обращен и к нам, людям сегодняшнего дня. В немецкой классике есть очень много проблем, которые весьма актуальны. Есть много вопросов, которые не могут не проникнуть в сердце современного человека, в наше сердце, потому что они - общечеловеческие вопросы. И немецкие классики по большей части предлагают на них общечеловеческий тип ответов.

Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия - созвездие, которое состоит из ярчайших звезд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких звезд - Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений. Пусть разговор о Канте, неспешный, постепенный, основательный, систематический, поможет отвлечься от суеты, бешеных скоростей современной жизни и погрузиться в прекрасный, интеллектуально богатый, хотя и сложный мир кантовских идей. С каждым существенным шагом вдумчивый читатель наверняка обогатит свое понимание вечных для человечества проблем Фихте И.Г. Первое введение в наукоучение // Мир философии. - М., 2008, с. 103..

Немецкая философия XIX века - уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в “золотой фонд” мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:

учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;

немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;

рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.