Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этимология понятия «цивилизация» и его использование в культурфилософской мысли Просвещения




Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в истории культурфилософской мысли.

25.

Почему и отчего появилось слово «цивилизация»? Этимология слова «цивилизация» восходит к латинскому языку -- civis (гражданин) или civilis (гражданский, государственный).

Римляне под цивилизацией понимали развитость городского уровня жизни, подчеркивающего их превосходство в бытовом и политическом отношениях и отличающего их от примитивных окружающих варварских племен.

В Европейской культуре понятие «цивилизация» появилось во Франции в рамках теории прогресса XVIII века, которым обозначали идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Но в принципе слово «цивилизованный» в Европе известно уже в конце XVI века, его использовали для обозначения свойств воспитанности, вежливости, утонченности в противовес представлению о деревенском, грубом.

А в XVIII веке термин «цивилизация» широко вошел в европейскую философскую литературу. Он характеризовал в основном единство всемирной истории, прогресс всего человечества. Философы-просветители ввели в оборот философской мысли «цивилизацию» как характеристику особенного развития истории общества. Шарль Луи де Монтескьё (французский писатель и философ), например, считал, что характер цивилизованного состояния общества определяется географическими условиями, а также состоянием материального производства, социально-политическим устройством, обычаями и верованиями.

Дени Дидро, Поль Анри Гольбах, Клод Адриан Гельвеций, Вольтер и многие другие просветители XVIII века связывали цивилизованное общество с развитием просвещенного разума, нравственного воспитания и образования, с развитием человеческой личности как индивидуальности, способности которой даны природой.

Вообще понятие «цивилизация» в XVIII веке несло на себе отпечаток просветительского мышления. В это время практически отсутствовало критическое рассмотрение этого термина. Цивилизация понималась как прогресс, развитие общества на началах «разума», некий идеал.

Цивилизация отождествляется также с цивилизованностью, то есть хорошими манерами и навыками самоконтроля (Вольтер). В сочинениях Адама Фергюсона, Оноре Габриеле Мирабо, Иоганна Гердера цивилизация выступала как порождение разума, залог справедливости и благоденствия. Идея прогресса цивилизации как прогресса культуры была распространена и в немецкой классической философии (Иммануил Кант, Георг Гегель).

Но и уже тогда, некоторыми просветителями (например, Жан Жак Руссо) цивилизация рассматривалась как угроза гуманности, нравственности, как насилие над природой. Так возникла традиция противопоставления понятий «культура» и «цивилизация».

В первой половине XIX веков появляются и несколько иные взгляды на цивилизацию. Так Франсуа Гизо (французский историк и политический деятель) рассматривает её как единство двух элементов -- уровня социального развития и уровня интеллектуального развития. Он одним из первых предпринял попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и многообразием обнаруженного историко-этнографического материала, заложил основы этноисторической концепции цивилизации, предполагая, что существуют как локальные цивилизации, так и те, которые обеспечивают прогресс человеческого общества в целом.

Затем значение термина расширяется и помимо обладания воспитанностью и навыками «цивилизованного поведения» он стал употребляться для характеристики стадий развития человечества.

Льюис Морган (выдающийся американский учёный, этнограф, социолог, историк), а вслед за ним и Фридрих Энгельс (один из основоположников марксизма) рассматривают цивилизацию как стадию развития общества, наступившую после дикости и варварства. В качестве переходного рубежа выделяются повышение продуктивности хозяйства, дальнейшее разделение труда, социальное расслоение, развитие ремесла, торговли (появление купцов и денег), образование городов, монументальное строительство, письменность и т.д.

В качестве важнейшего общего проявления цивилизованности называют обычно социальное расслоение и формирование классовых отношений, которым сопутствует частная собственность, а также государство. В это время понятие цивилизация используется также как характеристика европейского капитализма в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.