Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закат Европы» О. Шпенглера




Концепция XX века зарубежных и отечественных мыслителей о соотношении культуры и цивилизации

В начале XX века идентичность понятий «культура» и «цивилизация» совсем сходит на нет. Теперь эти слова имеют абсолютно разное значение, даже противоположное. Так цивилизация противопоставляется культуре, как материальное -- духовному. В это время цивилизация в отличие от предыдущих веков характеризуется негативно и резко отрицательно.

Так немецкий мыслитель Освальд Шпенглер в своём труде «Закат Европы» противопоставил культуру цивилизации, отвергая всеобщность всемирной истории. Он считал, что каждая культура - это как отдельный вид, живущий и развивающийся по своим собственным уникальным и своеобразным законам. Нет всеобщей истории, а есть отдельная история у каждой культуры, будь то Египет, Индия или Западная Европа.

Шпенглер выдвигает идею множественности достигших зрелости культур, разобщенных во времени и пространстве, и равноценных по степени раскрывающихся в них возможностей.

Подход Шпенглера к истории и культуре в корне отличался от традиционных. Он выступал против важнейших положений исторической науки XIX века, критикуя, прежде всего принцип историзма, линейной направленности истории и культуры.

Периодическую структуру - «Древний мир - Средние века - Новое время» он рассматривает как «невероятно скудную и лишенную смысла схему». А то, что Европейские страны говорили о мировом глобальном развитии человечества, которое сконцентрировалась в европейской части, о том, что именно европейский человек является наследником античности (одной из самых великих культур) - Освальд Шпенглер принимал за чистейшей воды эгоизм. Нет лучшей, как и худшей культуры, но каждая из культур имеет начало и конец.

Шпенглер рассматривал цивилизацию как агонию культуры, её старость, последнюю стадию жизни, за которой неминуемо последует смерть, конец данной культуры. «Цивилизация есть неизбежная судьба культуры... логическое следствие, завершение и исход культуры». По Шпенглеру любая человеческая культура -- живая, она подобно любому биологическому организму имеет все жизненные циклы: рождение, детство, юность, возмужалость, зрелость и упадок, умирание…

Смерть культуры есть исчерпание её души, когда её смыслы уже не вдохновляют людей. Человек стремится теперь не к осуществлению культурных ценностей, а к бытовым целям и благоустройству жизни. Этот период Шпенглер и связывает с наступлением цивилизации. В период зарождения культуры преобладающее значение имели мифы, религия. Период зрелости связан с построением философских систем, развитием науки, искусства.

Последний этап характеризуется усилением технического прогресса, развитием индустрии, скопление людей в огромных городах, превращение народов в безликие массы. Здесь уже нет великих идей, нет творчества, а только повторение и массовое производство. «Будущий Запад не есть безграничное движение вперёд и вверх, по линии наших идеалов... Современность есть фаза цивилизации, а не культуры. В связи с этим отпадает ряд жизненных содержаний как невозможных...».

Освальд Шпенглер считал, что Европейская культура уже пережила свой расцвет и находится на последней стадии упадка. Именно со стадией цивилизации он связывал закат Европы, её грубый практицизм и бездушный разум. Именно в бездуховности Шпенглер видит опасность, которую несёт с собой цивилизация. Нет ничего плохого в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся душевных сил. Шпенглер ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но он предупреждает против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру: «Культура и цивилизация это живое тело душевности и её мумия».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.