Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исходные данные




Индивидуальные задания

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте свойства водорода и его соединений, исходя их строения атома и энергетических констант веществ.

2. Оцените устойчивость соединений водорода и их реакционную способность.

3. Составьте уравнения реакций получения водорода и его соединений и реакций, характеризующих их свойства.

4. Оцените свойства s- элементов и их соединений по положению элемента в ПС; определените устойчивость и реакционную способность.

5. Составьте уравнения реакций, характеризующих свойства s-эле­мен­тов и их соединений.

6. Напишите электронные формулы атомов меди, серебра и золота. Какие степени окисления проявляют медь, серебро и золото в соединениях? Дайте объяснение. Приведите примеры.

7. В чем сходство и различие электронных структур и химических свойств металлов подгруппы меди и щелочных металлов?

8. Каково отношение меди, серебра и золота к галогенам, кислороду, воде и кислотам? Напишите уравнения реакций.

9. Способы получения и свойства оксидов, гидроксидов и солей меди (I), меди (II), серебра и золота. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.

10. Какие координационные числа характерны для меди, серебра и золота в комплексных соединениях? Приведите примеры. Напишите уравнения получения комплексных соединений меди, серебра и золота.

11. Охарактеризуйте растворимость, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства соединений меди, серебра и золота.

12. Какие комплексные соединения образуют соединения меди (I), (II), серебра с аммиаком, тиосульфат- и цианид – ионами? Комплексные соединения меди с аминокислотами, многоатомными спиртами.

13. Химические основы применения в медицине, фармации и фармацевтическом анализе соединений меди, серебра и золота.

14. Строение электронных оболочек атомов Zn, Cd, Hg. Как изменяются радиусы, энергии ионизации и другие свойства атомов?

15. Положение в электрохимическом ряду, отношение к неметаллам, воде, кислотам, щелочам.

16. Особые свойства ртути: пониженная химическая активность, кова­лентность связей, образование связей между атомами ртути.

17. Получение и свойства оксидов и гидроксидов.

18. Соли. Растворимость и гидролиз солей. Нитраты ртути, галогениды ртути. Каломель и сулема. Основные соли. Амидхлорид ртути.

19. Ионы Zn2+, Cd2+, Hg2+ как комплексообразователи.

20. Реакции с аммиаком.

21. Окислительно-восстановительные реакции соединений ртути.

22. Химизм токсического действия соединений ртути.

23. Химические основы использования соединений цинка и ртути в качестве фармпрепаратов.

 

Задание. Решите задачи своего варианта (табл. 7).

Таблица 7

Вариант Номер задач
    16аб             105б 29где
    16вг             105в  
    16де             105г 29клм
      31в           106абв  
      31б           106где  
      31а           106жзи  
      30лм     71абв     106клм  
      30ик     71где        
      30жз     71жзи        
      30де     71клм        
      30вг     71ноп       107а
      30аб             107б
      29ноп              
      29жзи              
      29абв         105а    

1. Исходя из электронного строения атома, укажите возможные валентные состояния и степени окисления водорода. Опишите строение молекулы Н2 с позиции методов валентных связей (ВС) и молекулярных орбиталей (МО); обоснуйте невозможность образования молекулы Н3.

2. Поясните, почему в ПС элементов водород относят как к 1-й, так и к 7-й группе?

3. Составьте уравнения реакций получения водорода в лабораторных условиях и в промышленных масштабах.

4. Как проверить чистоту выделившегося водорода?

5. Почему атомарный водород обладает большей восстановительной активностью, чем молекулярный?

6. Проиллюстрируйте уравнениями реакций окислительно-восстано­ви­­тельные свойства водорода и его ионов.

7. Что такое гидриды? Составьте уравнения реакций получения гидрида кальция и взаимодействия его с водой.

8. Опишите строение молекулы воды и поясните, почему она обладает дипольным моментом.

9. Как вода взаимодействует с металлами? Приведите уравнения реакций и условия их протекания.

10. В каких реакциях вода проявляет окислительные и восстановительные свойства?

11. Опишите строение молекулы пероксида водорода и поясните, почему она обладает дипольным моментом.

12. Напишите уравнение реакции разложения пероксид водорода.

13. Приведите уравнения реакций получения Н2О2.

14. Составьте схему гидролиза пероксида магния.

15. Укажите способы получения Н2О2. Приведите уравнения реакций.

16. Закончите следующие реакции и уравняйте методом полуреакций:

а. Na2S(в) + Н2О2(в) + Н2О(ж) г. Fe(OH)2(т) + Н2О2(в)

б. AgNO3(в) + NaOH(в) + Н2О2(в) д. Cl2(г) + Н2О2(в)

в. Н2О2(в) + Hg(NO3)2(в) + NaOH(в) е. Cr2(SO4)3(в) + NaOH(в) + Н2О2(в)

17. Составьте электронные формулы элементов: Li, Na, K, Rb, Cs, Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Ra. Каковы особенности строения атомов щелочных и щелочно-земельных металлов и их ионов?

18. Как изменяются радиусы атомов, энергия ионизации, электроотрицательность и химическая активность s- элементов от Li к Cs и от к Ra?

19. Охарактеризуйте отношение s- элементов к водороду, кислороду, воде, кислотам. Поясните, чем литий по свойствам отличается от других щелочных металлов, а бериллий – от щелочноземельных?

20. Сравните физические и химические свойства гидридов щелочных металлов и водородных соединений неметаллов. Объясните различия в свойствах водородных соединений, основываясь на характере химической связи.

21. Составьте уравнения реакций получения оксидов и гидроксидов s- эле­ментов. Как изменяется растворимость в воде и сила гидроксидов от
LiОН до CsОН и от Bе(ОН)2 до Ra(ОН)2? Ответ обоснуйте.

22. Составьте схемы процессов на электродах, происходящих при электролизе расплава и раствора хлорида калия. Дайте пояснения происходящим явлениям. Можно ли восстановить ион калия при помощи химических реакций из водного раствора?

23. Характерно ли для щелочных и щелочноземельных элементов образование комплексных соединений? Ответ обоснуйте.

24. Охарактеризуйте свойства солей s- элементов IA группы: растворимость в воде, термическую устойчивость, способность к гидролизу, окислительно-восстановительные свойства.

25. Охарактеризуйте свойства солей s- элементов IIA группы: растворимость в воде, термическую устойчивость, способность к гидролизу, окислительно-восстановительные свойства.

26. Распространённость s-элементов в природе и их роль в минеральном балансе живых организмов.

27. Химические основы применения соединений лития, натрия, калия, магния, кальция, бария в медицине и фармации.

28. Обоснуйте возможность отделения ионов металлов IIA группы от ионов щелочных металлов, используя данные о растворимости их соединений. Приведите уравнения соответствующих реакций.

29.Закончите уравнения реакций в молекулярной форме, обозначьте состояния веществ, составьте краткие ионные уравнения:

 

а. K2S + HCl е. MgCO3+ CO2 + H2O л. K2SO3 + H2O
б. K2CO3 + H2SO4 ж. NaH + H2O м. Na + H2
в. NaCH3COO + KCl з. NaI + I2 н. MgO2 + H2O
г. KOH + LiCl → и. MgCl2 + H2O о. K2CO3 + AlCl3 + H2O
д. KOH + CaCl2 к. BaO2 + H2SO4 п. Li3N + H2O

30. Закончите уравнения реакций и уравняйте электронно-ион­ным методом:

а. Na2O2 + KI + H2SO4 I2 + ж. BaO2 + KClO4 + H2SO4KCl +
б. Na2O2 + Fe(OH)2 + H2O з. BaO2 + Cr2(SO4)3 + NaOHNa2CrO4 +
в. Na2O2 + KMnO4 + H2SO4 O2 + и. BaH2 + CO2 C +
г. NaH + Cl2 к. Mg + HNO3(p)
д. KH + О2 л. K + O2
е. CaH2 + H2O м. Ca(OH)2 + CO2

31. Осуществите превращения, обозначив состояния веществи их названия:

а. CaCO3 CaOCa(OH)2CaCl2Ca

б. MgCl2MgMgOMgSO4MgCO3Mg(HCO3)2 Mg3(PO4)2

в. BaBa(OH)2BaCO3BaCl2BaCrO4

32. Чем объяснить, что растворы гидроксидов натрия и калия разъедают стекло? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

33. Как получить из карбоната натрия силикат, ацетат, нитрат, гидросульфат, сульфат натрия? Приведите соответствующие уравнения реакций.

34. Какой объём водорода, измеренный при 20 0С и 92 кПа, выделится при действии воды на 1 г сплава, состоящего на 30 % из металлического калия и на 70 % – из натрия?

35. Определите молярную концентрацию эквивалента раствора КОН с массовой долей 8 % и плотностью 1,065 г/см3?

36. Какие объёмы 10 % раствора гидроксида натрия и воды нужно смешать, чтобы получить 100 л 12 % раствора гидроксида натрия?

37. К какому классу соединений относится пероксид натрия? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

38. Химически чистый хлорид натрия получают, пропуская хлороводород через насыщенный раствор поваренной соли. Поясните, почему тким путём удаётся очистить соль?

39. Каким путём можно получить оксиды и гидроксиды бериллия, магния, кальция и бария? Ответ обоснуйте.

40. Какая из солей – нитрат бериллия или нитрат магния в большей мере подвергается гидролизу? Составьте уравнения реакций. Что произойдёт при добавлении к растворам этих солей кислоты, раствора соды?

41. Что такое «жёсткость воды»? Как она влияет на живые организмы? Как её устранить?

42. Обладают ли ионы кальция и магния комплекособразующей способностью? Ответ обоснуйте.

43. Каким образом подтверждаются амфотерные свойства гидроксида бериллия? Приведите соответствующие уравнения реакций. Характерна ли для иона бериллия комплекособразующая способность? Ответ обоснуйте.

44. Изменение радиусов атомов, энергий ионизации и химической активности щелочных элементов от лития к францию.

45. Отношение щелочных металлов к водороду, кислороду, воде.

46. Гидриды и амиды щелочных металлов, их основные свойства. Различия в свойствах гидридов щелочных металлов и водородных соединений неметаллов.

47. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Изменение растворимости и силы гидроксидов от лития к цезию.

48. Пероксиды и надпероксиды, их взаимодействие с водой.

49. Особенности соединений лития. Ионы Ме+ в водных растворах, гидратация.

50. Соли щелочных металлов. Растворимость солей, отношение к нагреванию, гидролиз.

51. Способность к образованию комплексов с макроциклическими соединениями. Ионофоры.

52. Биологическая роль элементов IA группы в минеральном балансе организма.

53. Изменение свойств элементов IIA группы и сравнение с элементами группы IA; значение энергии ионизации атомов и энергии гидратации ионов.

54. Бериллий, получение и амфотерность оксида и гидроксида бериллия.

55. Гидролиз солей бериллия. Образование комплексных соединений в растворах. Фторобериллаты.

56. Магний. Получение оксида и гидроксида магния, их свойства. Соли. Растворимость солей магния в воде.

57. Ион магния как комплексообразователь. Хлорофилл.

58. «Диагональное» сходство магния с литием и бериллия с алюминием, его причины.

59. Элементы подгруппы кальция (щелочноземельные металлы). Общая характеристика.

60. Свойства оксидов, гидроксидов, пероксидов, солей кальция, стронция, бария. Растворимость солей.

61. Сходство ионов кальция и стронция, изоморфное замещение.

62. Ион кальция как комплексообразователь. Реакции с комплексонами.

63. Жесткость воды, ее влияние на живые организмы и протекание реакций в водных растворах. Методы устранения жесткости.

64. Биологическая роль элементов IIA группы. Химические основы применения их соединений в медицине и фармации.

65. Укажите положение меди, серебра и золота в Периодической Системе элементов. Поясните, почему восстановительные свойства меди, серебра и золота выражены слабее, чем у щелочных металлов?

66. Пользуясь рядом электрохимических потенциалов, укажите, могут ли медь, серебро и золото при обычных условиях вытеснять водород из разбавленных кислот? В какой разбавленной кислоте растворяется метал­лическая медь? Напишите уравнение реакции.

67. Что произойдет при действии на медь, серебро и золото серной кислоты: а) разбавленной, б) концентрированной при кипячении?

68. Составьте уравнение реакции образования зелёного гидро­ксо­кар­бо­ната меди, который возникает на поверхности изделий из медных сплавов под действием паров воды, кислорода и диоксида углерода, находящихся в воздухе.

69. В каких реакциях проявляется неустойчивость гидроксидов меди и серебра? Чем объясняется эта неустойчивость?

70. Напишите уравнения реакций растворения гидроксида меди (II) в разбавленных кислотах и растворе аммиака в молекулярной и ионной форме.

71. Закончите уравнения реакций:

а) AgI(т) + KCN(в) ® и) Ag2O(т) + NH3(в) + H2O(ж) ®

б)Cu(NO3)2(в) + H2O(ж) ® к) Au(т) + Cl2(г) ®

в) AgNO3(в) + NH3(в) ® л) CuCl2(в) + Na2S(в) ®

г) CuSO4(в) + KI(в) ® м) Cu(т) + HNO3(к) ®

д) AuCl3(в) + H2S(в) ® Au2S(т) + … н) Cu(т) + H2SO4(к) ®

е) Ag2O(т) + H2O2(в) ® Ag(т) + … о) Au(т) + NaCH(в) + O2(г) + H2O(ж) ®

ж) AgNO3(в) + Na2S2O3(изб) ® п) CuI(т) + H2SO4(в) ® SO2(г) + …

з) Cu(NO3)2(в) + NH3(в) ®

72. Как взаимодействуют соли меди с растворами щелочей и аммиака?

73. Малорастворимый в воде и кислотах хлорид серебра растворяется в водном растворе аммиака. Напишите молекулярное и ионное уравнение протекающей при этом реакции и объясните процесс растворения, пользуясь правилом произведения растворимости.

74. Почему [Ag(NH3)2]+ – ион неустойчив в кислых растворах?

75. Как объяснить, что при действии хлорида натрия на раствор соли [Ag(NH3)2]Cl осадка хлорида серебра не получается, тогда как сульфид натрия с тем же раствором дает осадок Ag2S?

76. Объясните, почему AgCl, AgBr и AgI хорошо растворяются в растворе Na2S2O3, а в растворе аммиака растворимы только AgCl и AgBr?

77. Какую реакцию среды должны иметь водные растворы нитрата меди (II), нитрата серебра (I) и хлорида золота (III)? Напишите уравнения реакций.

78. Для комплексных соединений (КС) [Cu(NH3)4]SO4, K2[CuF4], K[AuCl4], [Ag(NH3)2]OH, Na3[Ag(S2O3)2] укажите: комплексообразователь, координационное число комплексообразователя, степень окисления комплексообразователя, его валентность; назовите эти соединения; составьте схемы их диссоциации и выражения Кн комплексных ионов.

79. Составьте формулы комплексных ионов для Cu2+ и Ag+, в которых их координационное число равно 4, а лигандами являются молекулы и ионы: NH3, Cl-, H2O, S2O32-, CN-, CNS-.

80. Какова молярная концентрация эквивалента раствора сульфата меди (II), если при взаимодействии 20 мл его с иодидом калия выделяется 0,63 г иода?

81. Вычислите молярную концентрацию раствора соляной кислоты, если в 40 мл раствора после прибавления AgNO3 образовалось 0,574 г AgCl?

82. Вычислите, сколько мл раствора HNO3 с молярной концентрацией эквивалента, равной 2,0 моль/дм3 потребуется для растворения 20 г Cu(OH)2?

83. Какой гидроксид имеет более основной характер: CuOH или Cu(OH)2? [Cu(NH3)4](OH)2 или Cu(OH)2? Ответ мотивируйте.

84. Составьте таблицу уравнений реакций, с помощью которых можно обнаружить ионы Cu2+, Ag+ в растворе.

85. Подберите реакции, с помощью которых можно отделить ионы меди и серебра от ионов элементов IA группы.

86. Обоснуйте биологическую активность ионов меди.

87. Общая характеристика элементов IB группы. Химическая активность меди, серебра и золота, их взаимодействие с кислотами, кислородом и галогенидами.

87. Реакции получения и свойства оксидов и гидроксидов меди, серебра и золота с разными степенями окисления. Соли меди (I) и (II). Растворимость и склонность к гидролизу солей меди (II).

88. Комплексные соединения меди (II) с аммиаком, многоатомными спиртами и аминокислотами. Медьсодержащие ферменты, химизм их действия. Комплексные соединения меди (I).

89. Серебро. Оксид серебра, соли (нитрат, галогениды). Окислительные свойства серебра (I). Комплексные соединения с аммиаком, тиосульфат-ионами.

89. Бактерицидное действие ионов серебра и меди.

90. Золото. Применение в медицине. Соединения золота (III), их окислительные свойства. Комплексные соединения.

91. Химические основы применения соединений серебра в качестве лечебных препаратов («серебряная вода», «серебряная марля», колларгол, протаргол и др.) и в фармацевтическом анализе.

92. Общая характеристика элементов IIB группы. Сравнение химической активности цинка и ртути.

93. Амфотерность оксида и гидроксида цинка.

94. Соли цинка, их растворимость, гидролиз.

95. Комплексные соединения цинка. Биологическая роль цинксодержащих ферментов.

96. Ртуть. Химическая активность, ковалентность, образование химических связей между атомами ртути.

97. Окисление ртути азотной кислотой. Нитраты ртути. Гидролиз.

98. Галогениды ртути. Каломель и сулема, их реакции с аммиаком.

99. Основные соли ртути. Амидхлорид ртути. Комплексные соединения ртути.

100. Окислительно-восстановительные реакции соединений ртути.

101. Токсичность соединений ртути и использование соединений цинка и ртути в качестве фармпрепаратов.

102. Чем объяснить более низкую восстановительную способности Zn, Cd, Hg по сравнению с Ca, Sr, Ba?

103. Напишите электронные формулы Zn и Hg. Какой из металлов обладает более ярко вырженными металлическими свойствами?

104. Напишите уравнения реакций растворения цинка: а) в кислотах: соляной, серной и азотной (концентрированных и разбавленных); б) в щелочи.

104. Составьте схему равновесия в системе: осадок – раствор для гидроксида цинка и укажите направление смещения равновесия при добавлении кислоты и щелочи.

105. Осуществите следующие химические превращения:

а) Zn ® ZnSO4 ® Zn(OH)2 ® K2[Zn(OH)4]

б) Hg ® Hg(NO3)2 ® HgI2 ® K2[HgI4]

в) Hg ® Hg2(NO3)2 ® Hg2Cl2

г) HgCl2 ® Hg2Cl2 ® Hg.

106. Закончите уравнения реакций:

а) ZnCl2 + H2O ® ж) Hg2Cl2 + NH3 ®

б) Zn(OH)2 + NH3 ® з) Hg2Cl2 + SnCl2 ®

в) Hg(NO3)2 + NaOH ® и) Hg2(NO3)2 + KI(избыток) ®

г) Hg2(NO3)2 + NaOH ® к) HgI2 + KI ®

д) HgCl2 + NH3 ® л) HgCl2 + SnCl2 ®

е) Hg(NO3)2 + Cu ® м) Hg(NO3)2 + KI ®

107. При помощи каких реакций можно отличить находящиеся в растворе ионы: а) Zn2+ и Cd2 +; б) Hg22+ и Hg2+;

108. Напишите уравнения реакций, протекающих при добавлении к раствору, содержащему ионы Zn2+, Cd2+ и Hg2 + избытка щелочи; избытка аммиака.

109. Составьте координационные формулы и назовите соединения: а) Zn(OH)2 ּ 2KOH; б) Cd(OH)2 ּ 6NH3; в)2KI ּ HgI2. Напишите уравнения диссоциации КС, выражение Кн комплексного иона.

110. Какая из солей – ZnCl2 или [Zn(NH3)4]Cl 2 – в растворе с концентрацией с(1/1 Zn2+) = 1 моль/ дм3 имеет большую степень гидролиза? Ответ мотивируйте.

111. Напишите уравнения реакций растворения ртути в азотной кислоте: концентрированной (в избытке и недостатке) и разбавленной.

112. Что произойдет, если раствор нитрата ртути обработать избытком иодида калия? Составьте уравнения реакций образования иодида ртути (II) и растворения его в избытке KI.

113. Почему растворы нитратов ртути готовят на воде, подкисленной HNO3?

114. Какова масса ZnSO4 ּ 7H2O, полученного при взаимодействии цинка с 200 мл 20% раствора H2SO4 (ρ = 1,14 г/см).

115. Масса металла 0,1405 г вытеснила из кислоты 28 мл водорода (н.у.). Определите молярную массу эквивалента металла.

116. Какой объем раствора SnCl2 (с = 0,1моль/дм3) нужно прилить к 200 мл раствора сулемы (с = 0,1 моль/дм3), чтобы восстановить ионы ртути до металлической ртути?

117. Вычислите массу сульфида ртути, содержащегося в 1 л его насыщенного раствора? (константы растворимости см. в справочнике).

118. Как образуется химическая связь между центральным атомом и лигандами в комплексных ионах [Zn(NH3)4]2 + и [HgI4]2+, укажите тип гибридизации орбиталей центрального атома.

119. Массу сулемы 10,8 г обработали 200 мл раствора аммиака концентрации 0,2 моль/ дм3. Вычислите массу осадка, выделившегося в результате реакции.

123. Составьте таблицу уравнений реакций, с помощью которых можно обнаружить ионы Zn2+, Cd2+, Hg2+, Hg22 + при совместном присутствии их с электролитами группы IIA?

124. Подберите реакции, с помощью которых можно разделить элементы групп IIB и IIA? Составьте уравнения соответствующих реакций.

125. Обоснуйте биологическую активность ионов цинка.

126. Что произойдет при действии на медь, серебро и золото азотной кислоты: а) разбавленной, б) концентрированной?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.