Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнеримская художественная культура эпохи Империи




 

В правление Октавиана Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) римская культура переживает блестящий расцвет, свой “золотой век”. Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, - воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясающих римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому римские ценности, полузабытые религиозные обряды, предания о “доблести предков”, “римский миф” (т.е. легенда о якобы предназначенной Риму богами и самой судьбой власти над миром) теперь всячески подчеркивались и были одной из основной тем всех тогдашних деятелей культуры. “Римский миф” сливался с “мифом Августа” - миротворца, избавителя от страдания, - оба мифа стали краеугольным камнем официальной идеологии Империй.

В “век Августа” завершился синтез античной, греческой и римской культуры. Под влиянием окончательного освоения и переработки эллинского наследия высокого совершенства достигли литература и искусство, окончательно сформировалась античная культура, которая вошла в качестве существенного компонента в европейскую культуру.

Развитие архитектуры (но только в столичном Риме) вело к появлению настенной живописи, лучше всего известной по раскопкам домов в г.Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. Греческие образцы воспроизводились скульпторами. Правда, римскую скульптуру отличал больший реализм в воспроизведении черт оригинала, поскольку для римского искусства был характерен интерес к психологии. Такова мраморная статуя Августа Примапорты, созданная в стиле Поликлета, но более величественная и приближенная к оригиналу.

В I-IIвв. Римская культура сохранила свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и превзошла прежний уровень. Никогда раньше она не блистала таким созвездием имен: философы -- Сенка, Эпитет, Марк Аврелий. Поэты: Лукан, Марциал, Ювенал, писатели -- Плутарх, Петроний, Апулей; риторы - Квинтилиан, Алий Аристид; историки - Тацит, Аппиан, Светоний; ученые -- Клавдий Гален, Клавдий Птолемей и многие другие.

Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней Империи являлось то, Что в ее создании принимали активное участие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провинций.

Большой популярностью в ранней Римской Империй пользовался эпистолярный жанр. Новым был жанр романа, но из римских романов до нас дошел только один-- “Метаморфозы” (или “Золотой осел”) Апулея (II в.).

Юмором и едкой сатирой, яркостью красок и проницательностью отличаются эпиграммы Марциалла и сатиры Ювенала

Преемники Августа продолжали украшать Рим новыми зданиями и сооружениями. На Палатинском холме “Тиберий” построил новый императорский дворец (строительство его завершилось при Калигуле). Почти полностью перестроил центр Рима Нерон. После сильного пожара 64 г. н.э., в поджоге людская молва обвинила самого Нерона, император приказал снести все постройки центральной части города и на их месте построить императорский дворец с окружающими его резиденциями. Новый дворец получил название “Золотой дом” из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке. Центральные улицы Рима были расширены, была ограничена высота зданий, весь город украшен новыми портиками, защищавшими прохожих от палящего солнца. Город, созданный на пепелище при Нероне, был именно тем прекрасным и “вечным Римом” которым восторгались его современники.

После гражданской воины 63--69 гг. пришедший к власти Веспасиан построил амфитеатр, а завершил строительство амфитеатра, известного всему миру как Колизей, его сын Тит (80 г.).

В честь открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские игры. В 400 г. гладиаторские игры как языческие зрелища были официально запрещены, и Колизей опустел. Стали растаскиваться статуи, украшавшие его, а сам амфитеатр был превращен в каменоломню. Из огромных каменных квадров Колизея в средние века строились христианские церкви, дома, мосты.

К выдающимся достижениям римской архитектуры относятся и триумфальные арки, одно- трех- и пяти-пролетные, которые ставились в честь императора. Императоры ранней Римской империи продолжали украшать римский Форум, Самым грандиозным и красивым был Форум Траяна, о котором говорили, что не только люди, но даже боги пришли от него в изумление. Достопримечательностью форума Траяна была также массивная триумфальная колонна этого императора, самая большая из триумфальных колонн. При императоре Адриане, преемнике Траяна, был перестроен римский Пантеон на Марсовом поле. Пантеон - один из прекраснейших памятников античности.

Во II в. в Риме появляются первые конные статуи. Такова конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.

Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в повседневной жизни римлян. В I-II вв. бурное строительство шло не только в Риме, но и в других городах Италии и в провинциях. По всей империи можно найти остатки монументальных сооружений и памятников того времени. И в Месопотамии, и в Египте, и в Галии, и в Испании сохранились следы античной, греко-римской архитектуры: амфитеатры и цирки, термы и акведуки, дороги и мосты, арки и колонны, храмы и пластические композиции.

 

8. Средневековые мастера Западной Европы: особенности творческой деятельности

Средневековье впервые создает художественный стиль, как способ комплексной передачи духа времени посредством образов иск-ва.

Художественная культура западноевропейского средневековья проходит в своей эволюции три этапа:

1. V-Х вв. Период становления феодализма, время формирования его мировоззрения и культуры. Этот период отмечен интенсивным противостоянием античных и варварских элементов, их взаимоотталкиванием и постоянными поисками возможных компромиссов. Ведущими культурными очагами стали Каролингская империя франков (конец VIII — первая половина IX в.) и Священная Римская империя германской нации (с конца Х в.) в Центральной Европе.

2.Вторая половина Х-XII вв. Формирование общеевропейского художественного стиля, который позднее был назван Романским стилем. Название происходит от слова “Рим” и возникло в XIX в., когда были обнаружены связи средневековой архитектуры с римской. Набирает силу процесс градообразования. Здания с толстыми стенами. Окна в виде бойниц, смотровые башни. Основное в этом стиле- замок-крепость. Внутри храма целый мир странных образов: кентавры, львы, полуящеры и т.д. Суть этих образов довольно древняя из народного эпоса, языческих культов. Ведущая роль в культуре этого периода принадлежит Франции.

3. XIII-XV вв. Эпоха расцвета рыцарской и городской культуры. Период характеризуют динамичность развития, смелые поиски, значительное расширение кругозора, заметное обмирщение литературы и изобразительного искусства. Романский стиль сменяет готика.

Творчество средневекового мастера было обусловлено четкой и определенной системой теоретических представлений о мире, о назначении искусства и роли художника в нем. Художник выступает прежде всего в качестве интерпретатора определенной идеи, которой он дает жизнь, воплощая ее в материале. Идею зачастую формулировал художнику заказчик работы.

Строго говоря, средневековье не знало художника в современном понимании, то есть человека, создающего произведения искусства, которые служили бы исключительно объектом художественного любования. В ту эпоху искусство еще не отделилось от ремесла.

Задача мастера — максимально точно воспроизвести божественный первообразец, степенью приближения к нему и определяется его мастерство. Поэтому, если группе мастеров, напрягших все свои усилия, все-таки и удастся каждому в отдельности точно воспроизвести в своем произведении божественную идею, — все эти произведения будут абсолютно одинаковы. Если вещи неодинаковы, то повинно в этом недостаточное мастерство исполнителя, если при этом все же похожи — причиной сему стремление к совершенству.

Труд художника был окружен ореолом таинственности. К его мастерству относились как к тайному знанию, доступному лишь для посвященных. Множество красочных легенд возникло вокруг произведений средневекового искусства, которым приписывалась чудодейственная сила, а создавшим их мастерам — таинственная сверхъестественная власть. Замкнутые профессиональные объединения мастеров зрелого и позднего средневековья обладали своими особыми ритуалами посвящения в мастерство и были не только чисто профессиональными коллективами и не только братствами, основанными на началах взаимопомощи, но и своеобразными религиозно-мистическими организациями.

В средние века художники вместе с ремесленниками были объединены в цехи и гильдии. Цехи принимали художников в обучение, воспитывали их, делали из них мастеров и направляли их дальнейшую деятельность. К какому бы цеху ни был приписан художник, как бы ни менялись права и статуты цехов в зависимости от страны или города (на юге Европы они были более свободны, чем на севере), они всегда стремились связать художника традициями и ограничить свободу его индивидуального развития.

Цехи воспитывали в художнике коллективное сознание, которое символизировали торжественные процессии, постоянно организуемые цехами, состязания с цехами соседних городов, пышность и гостеприимство цеховых домов. Цехи долгое время сохраняли пережитки религиозных братств, избирали своим покровителем какого-нибудь святого. Свободное развитие индивидуального таланта задерживалось не только застывшими условными традициями, но и тем, что в одном цехе объединялись совершенно чуждые друг другу специальности.

Система регламентации — жизненный нерв цехового объединения, длинная цепь предписаний и ограничений, выработанных многолетней практикой и ограждающих цехового мастера от конкуренции со стороны, а заказчика работы — от подделки или недобросовестности мастера, также безраздельно господствует в цехах художников, скульпторов и строителей, как и в любых других ремесленных цехах.

В 60-х годах ХIII столетия парижским прево Этьеном Буало была впервые произведена подробная запись установившихся к этому времени цеховых порядков. Им были записаны уставы ста ремесленных цехов Парижа. Вместе со списками некоторых налогов и привилегий они составили знаменитую “Книгу ремесел”. К этому времени свои самостоятельные статуты имели цехи строителей, скульпторов и художников.

В окончательно сформировавшейся цеховой системе мастер-ремесленник должен был обязательно пройти две ступени ученичества — от положения ученика перейти к положению подмастерья и лишь от него — к статусу полноправного мастера. В цехе строителей ученичество продолжалось шесть лет, в цехе скульпторов — восемь-десять лет. Самый большой срок обучения — десять лет — был принят также в цехах ювелиров, проволочников, серебряных дел мастеров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.