КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Искусство романтизма- основные черты и историческая судьба
Классицизм- ведущее направление искусства Европы XVIIIв. Искусство итальянского Барокко
На рубеже 16-17вв. в иск-ве Италии формируется, а во второй трети 17в. переживает расцвет стиль барокко (Б.). Он отражает складывающиеся к тому времени представления о динамическом единстве и изменчивости мироздания, драматической противоречивости в противостоянии человека и мира. Новые выразительные средства Б. были использованы для прославления церкви и могущественных людей Италии. В эпоху Б. свойственно стремление к пышной театральности форм, грандиозным масштабам построек, напряженной динамичности в организации внутреннего пространства. Сложные геометрические построения планов и венчающих здания куполов, изогнутые криволинейные фасады и колоннады, разорванные антаблементы и карнизы, характерны для церковных построек Рима, Венеции, Турина. Архитекторами этого периода были: Бернини, Борромини, Пьетро де Кортоя, Мадерна, дела Порта. В светской архитектуре сложился тип аристократического особняка с эффектным пластически выразительным фасадом, расходящимся криволинейными маршами лестниц. Стиль Б. оказал влияние на градостроение в Италии. В Риме был создан взаимосвязанный ряд улиц и площадей с эффектными композициями и перспективами. В целостный градостроительный ансамбль включалась органически монументальная скульптура (фонтаны, обелиски). В изобразительном иск-ве Италии эпохи Б. репрезентативно-барочные, реалистические и классические тенденции не противоречат друг другу, но тесно переплетаются в одном художественном явлении. Расцвет скульптуры в стиле Б. связан в Италии с творчеством Л.Бернини, монументально-декоративные произведения которого отличались стремительной динамикой и живописной текучестью форм, органическим слиянием скульптуры с архитектурой. Крупнейшими мастерами монументальной живописи в стиле Б. были Пьетро де Кортон, Л. Джордано. Их росписи отличались виртуозными иллюзионистическими эффектами, смелыми ракурсами, перспективными построениями. Искусство Б. получило наибольшее развитие в Средней и Южной Италии. На севере Италии, где сказывалось воздействие иск-ва Фландрии и Голландии, Б. имело более сдержанный характер. В основе классицизма (К.) лежат идеи рационализма. Художественное пр-ние, с точки зрения К., должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Эстетика К. придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции иск-ва. Многие правила и каноны К. берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). К. стал ведущей стилевой системой в странах, где произошла буржуазная революция (Голландия, Англия). Во Франции победа порядка абсолютной монархии над беспорядком феодального сепаратизма предопределило дальнейшее развитие к-ры. Строгий иррациональный К. не был пышным и помпезным для славы Людовика XIV. Сложился яркий художественный стиль, который соединил элементы К. и Б.. Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, дает непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих пейзажах окрестностей Рима упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис. Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты Б. и рококо, французская монархия поддерживала К. на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности. Крупнейшим представителем «нового К.» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»). Толчком к развитию скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов. На грани Б. и К. колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики К. достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма. Частные заказчики эпохи классицизма К. увековечивали свои имена в надгробных памятниках. В соответствии с К.-ским идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре К. вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, гнева. Ампирный К., представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Входят в моду религиозные образы, которые производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Арх-ра: светские сооружения, дворцово-парковые и градостроительные сооружения. Главной чертой арх-ры К. было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Арх-рный язык К. был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север. К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего Б. и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Уже при Людовике XV в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI подобный «благородный лаконизм» становится уже основным арх-ным направлением. Арх-оры наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы Рима, таких как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. В период, последовавший за наполеоновскими войнами, К. приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. Набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. К. устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, (элегия), эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешение которых не допускается. Основателем поэтики К. считается француз Франсуа Малерб, проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями в драматургии стали трагики Корнель и Расин, основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер). В Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп и прозаики Аддисон, Свифт. К. XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств — сентиментализм. Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами И. В. Гёте и Ф. Шиллера, которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека. Романтизм (Р.) сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии, телеграфа и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то Р. утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху Р. оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Пробуждается интерес к фольклору, истории и этнографии. Р. по-разному развивался в иск-ве Германии, Франции, Англии. Бунтарская участь Р. ярче всего проявилась во Франции, где в этом течении отразилось глубокое разочарование фр.революцией (1789-94). Фр. Р. Сложился в 20-х годах XIXв. Накануне нового революционного подъема. Представители этого направления стремились к творческой свободе, возможности непосредственно выражать свои мысли и чувства. Рассудочности и сухости академических правил К. они противопоставляли эмоциональность и драматизм образов, смелые и динамические композиции картин, яркие краски. Они стремились изображать на своих полотнах сильных и деятельных героев, людей глубоких переживаний и страстного темперамента. Представители фр. Р. В живописи были Теодор Жерико, Эжен Делакруа, в скульртуре – Франсуа Рюд. В творчестве англ. Художников начала XIXв. Р. проявился прежде всего в изображении пейзажей. Работая в технике акварели Уильям Тернер и Ричард Бонингтон, стремились передать тончайшие оттенки изменчивых красок природы, эффекты света. Джон Констебль в своей новаторской живописи, используя различную технику письма, сумел непосредственно и тонко передать жизнь природы. Его творчество оказало глубокое влияние на Делакруа и знаменовало возникновение реалистическое направление в европейском иск-ве, которое в XIXв. Развивалось параллельно с Р. В Германии Р. Возник раньше, чем в других странах. Иск-во романтиков в Германии было скорее пассивным и созерцательным. Главные работы тут созданы в портретной и пейзажной живописи. Портреты Отто Рунге характерны интенсивной и напряженной внутренней жизнью персонажей, а пейзажи Каспара Давида Фридриха тонко передают красоту горных ландшафтов и морских побережий Германии. Под знаком романтизма развивается и музыкально-театральное искусство первой половины 19 в. – как опера (Вагнер, Гуно, Верди, Россини, Беллини и др.), так и балет (Пуни, Маурер и др.).
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |