Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В дооперационный и послеоперационный период




Дооперационный этап логопедической работы

-- формирование артикуляционного праксиса и подготовка мышц артикуляционного аппарата к предстоящей уранопласитике;

-- формирование физиологического и речевого дыхания;

-- формирование фонетической стороны речи (артикуляции и голоса);

-- развитие фонематического слуха и восприятия.

После операции коррекционные задачи значительно усложняются. Их цель:

- развить подвижность мягкого неба;

- устранить неправильный уклад органов артикуляции при произношении звуков;

- подготовить произношение всех звуков речи без назальности (за исключением носовых звуков).

Логопедическая работа по развитию артикуляционного праксиса предусматривает систему упражнений для стимуляции движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба и глотки.

Гимнастика для нижней челюсти:

- откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку;

- откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке;

- откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и шепотным произношением звуков а или э на твердой атаке;

- откидывание челюсти с преодолением сопротивления (логопед держит руку под челюстью ребенка);

- открывание рта с преодолением сопротивления и произнесением звуков а или э на мягкой атаке;

- открывание рта с преодолением сопротивления и произнесением звуков а или э на мягкой атаке;

- открывание рта с откидыванием головы назад;

- открывание рта с запрокидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки логопеда, лежащей на затылке;

- открывание рта с поворотами головы вправо-влево;

- мысленное или шепотное произнесение ряда гласных, требующих различной ширины раскрытия рта: а-и, а-э, а-о, а-у, а-и-а, а-э-а, а-о-а, а-у-а и т.д.

Упражнения на стимуляцию движения губ:

1) удержание губами различного рода пластмассовых и деревянных трубочек;

2) смыкание губ (обычное, плотное, очень прлотное);

3) смыкание и размыкание губ при закрытом и открытом рте;

4) медленное вытягивание губ хоботком и такое же медленное возвращение в состояние покоя;

5) вращательные движения губ хоботком;

6) движения губ хоботком влево и вправо;

7) мгновенное смыкание губ с разрывом типа «поцелуй»;

8) оскал при закрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов;

9) оскал при раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов;

10) оскал с последующим движением губ в хоботок при сжатых челюстях;

11) оскал с последующим движением губ в хоботок при разжатых челюстях;

12) оскал с раскрыванием и закрыванием рта с последующим плотным смыканием губ;

13) поднимание верхней губы с обнажением зубов;

14) поднимание вер.губы с последующим опусканием ее;

15) рисунки губ на все гласные звуки.

Гимнастика для языка.

--стимулировать движения кончика языка, передней - средней и задней части спинки языка;

--переключить артикуляционную базу в передние отделы ротового резонатора;

--укреплять весь мышечный фон для предстоящей уранопластики.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА СТИМУЛЯЦИЮ ДВИЖ.КОНЧИКА ЯЗЫКА ВНЕ РТА:

- положить язык между губами;

- тянуть кончик языка к носу;

- тянуть кончик языка к подбородку;

- дотронуться кончиком языка до правого угла рта и зафиксировать данное положение;

- дотронуться языком до левого угла рта и зафиксировать данное положение;

- дотронуться кончиком языка до верхней губы и зафиксировать данное положение;

- дотронуться кончиком языка до нижней губы и зафиксировать данное положение;

- произвести движение кончиком языка по верхней губе(имитация облизывания губ);

- произвести движение кончиком языка по нижней губе;

- произвести круговое движение кончиком языка по верхней и нижней губе;

- протискивание языка с силой между зубами наружу таким образом, чтобы верхние резцы касались спинки языка.

Каждая арикуляционная поза удерживается определенное время(под счет от 1 до 5

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ

КОНЧИКА ЯЗЫКА ВНУТРИ РТА:

- дотронуться кончиком языка до нижних резцов;

- дотронуться кончиком языка до верхних резцов;

- дотронуться кончиком языка до альвеол;

- многократно побарабанить напряженным кончиком языка по верхней десне молча и с произнесением звука т: т-т-т;

- многократно побарабанить напряженным кончиком языка по альвеолам молча и с произнесением звука д: д-д-д.

КОМПЛЕКС УПРЖНЕНИЙ НА ДИНАМИЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ КОНЧИКА ЯЗЫКА ВНЕ РТА:

- тянуть язык к подбородку, затем к носу;

- тянуть язык к подбородку, затем дотронуться кончиком языка до верхней губы;

- тянуть язык к подбородку, а затем дотронуться кончиком языка до правого угла рта;

- тянуть язык к подбородку, затем дотронуться кончиком языка до левого угла рта;

- тянуть язык к подбородку, затем произвести движение кончиком языка по верхней губе(имитация облизывание губ);

- тянуть язык к подбородку, затем произвести круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губе;

- тянуть язык к подбородку, а затем кончик языка зафиксировать у нижних резцов;

- производить движения языком вправо влево (имитация движения маятника);

- тянуть язык к подбородку, к носу, дотронуться кончиком языка до верхней губы;

- тянуть язык к подбородку, к носу, произвести движение кончиком языка по верхней губе;

- тянуть язык к подбородку, носу, дотронуться кончиком языка до правого угла рта;

- тянуть язык к подбородку, носу, дотронуться кончиком языка до левого угла рта;

- тянуть язык к подбородку, носу, зафиксировать кончик языка у нижних резцов.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА ДИНАМИ ЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ КОНЧИКА ЯЗЫКА ВНУТРИ РТА:

Рот широко открыт.

- дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до верхних;

- дотр.кон.языка до нижних резцов, затем до альвеол;

- дотр.кон.языка до нижних резцов сначала с внутренней стороны, затем с внешней;

- дотр. конч. языка до верхней десны сначала с внутренней стороны, затем с внешней;

- кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз, в рот;

- кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирается в правую щеку;

- кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирается в левую щеку.

 

Массаж мягкого нёба осуществляется логопедом следующим образом: производятся поглаживающие движения по линии шва вперед-назад до границы твердого и мягкого нёба, а также вправо-влево вдоль границы твердого и мягкого неба. Можно поглаживающие движения чередовать с прерывисто-надавливающими. Основная цель массажа — разминание рубцовой ткани. Проводить массаж нужно до еды и с соблюдением гигиенических требований. Полезно также производить легкое надавливание на мягкое нёбо при произношении звука а. Рот при этом должен быть широко открыт. Воспитатель может помочь логопеду и родителям в выполнении следующих упражнений:

глотание воды или имитация глотательных движений. Глотание воды в маленьком объеме вызывает наиболее высокое поднятие мягкого нёба. При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время поднятого положения мягкого нёба. Детям предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по несколько капель воды;
позевывание при открытом рте;
полоскание горла теплой водой маленькими порциями;
покашливание. Это очень полезное упражнение, т.к. покашливание вызывает энергичное сокращение мышц на задней стенке глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостями. Активное участие движения нёба и задней стенки глотки дети могут ощущать: рука прикасается к гортани под подбородком, и чувствуется подъем нёба.

Произвольное покашливание тренируют до большого числа на одном выдохе, В это время смычка нёба с задней стенкой глотки должна сохраняться, а воздух — направляться через ротовую полость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком. Затем тренируют покашливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуется сохранение смычки нёба с задней стенкой глотки, что приучает его активно поднимать мягкое нёбо и направлять воздушную струю через рот.
Систематически тренируется четкое, энергичное, утрированное произношение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок. Сначала тренируют отрывистое произношение гласных звуков а, э, затем — о, у с утрированной артикуляцией и на твердой атаке. Затем постепенно переходят к четкому произношению звуковых рядов а, э, у, о в разных чередованиях. При этом изменяется артикуляционный уклад, но сохраняется усиленный ротовой выход. Когда этот навык упрочится, осуществляется переход к плавному произношению звуков. Например . Паузы между звуками увеличиваются до 3 секунд, но при этом сохраняется поднятое положение мягкого нёба, закрывающее проход в носовую полость.
Перечисленные упражнения дают положительные результаты в дооперационный период и после операции. Они должны проводиться под контролем логопеда постоянно в течение длительного времени. Систематическое их проведение в дооперационный период подготавливает ребенка к операции и сокращает сроки последующей коррекционной работы.

Работа над правильным дыханием является необходимой для воспитания правильной звучной речи. Для формирования правильной ротовой воздушной струи используют упражнения, в которых чередуются вдох и выдох: вдох носом — выдох ртом; выдох носом; вдох — выдох ртом.

При систематичности этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится ею управлять. Это способствует также воспитанию правильных кинестетических ощущений движений мягкого нёба. Однако при этом необходимо постоянно контролировать ребенка, т.к. сначала ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Поэтому используются различные приемы контроля: приставляется зеркало к носовым ходам, ватка, полоски тонкой бумаги и т.п.

Формированию правильной воздушной струи способствуют также упражнения, связанные с дутьем. Их нужно проводить в форме игры, внося элементы соревнования. Часть игрушек подготавливается детьми совместно с родителями из бумаги, ткани (бабочки, вертушки, цветки, метелочки и пр.). Можно использовать полоски бумаги, прикрепленные к деревянной стойке, ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки акробатиков и т.д. Такие игрушки должны иметь целевое назначение для занятий по воспитанию правильной речи и извлекаться только на время занятий.

Многие родители совершают ошибку, когда под впечатлением советов логопеда накупают шары, гармошки и дают их ребенку в пользование. Дети далеко не всегда могут надуть шар без подготовительных упражнений и часто не могут играть на губной гармошке. Не имея достаточной силы ротового выдоха, они разочаровываются в этих упражнениях и отказываются их выполнять. Начинать нужно с легких, доступных упражнений, чтобы эффект был легко достижим. Ребенок со слабым ротовым выдохом может сдуть ватку с ладони. Если это не удается, можно закрыть ему ноздри, чтобы он ощутил правильное направление воздушной струи. Затем постепенно освобождают носовые ходы. Часто бывает полезным и такой прием: в носовые проходы вставляют легкие комочки ваты (неспрессованные). Если воздух ошибочно направляется в нос, то они выскакивают, и ребенок сам легко убеждается в ошибке.

Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение — дуть через трубочку в бутылочку с водой. Трубочка в начале занятий должна быть большого диаметра (5—6 мм), затем меньшего (2—3 мм). От дутья вода начинает бурлить — это увлекает маленьких детей. Можно легко оценить силу выдоха и его длительность по «буре» в воде. Нужно показать ребенку, что выдох должен быть ровным и длительным. Время «бурления» хорошо отмечать на песочных часах. Можно сильным дуновением перекатывать шарики или карандаши по гладкой поверхности, можно играть в «мыльные пузыри».

Подобных упражнений очень много. Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка: может возникнуть головокружение, поэтому их обязательно надо чередовать с другими. Надувать шары и резиновые игрушки можно уже после того, как у ребенка будет развита достаточная сила ротового выдоха. При этом нужно обратить внимание детей на то, сколько раз им нужно вдохнуть, чтобы надуть шар. Более трудным упражнением «на дутье» является игра на губных инструментах.

Одновременно осуществляется цикл упражнений, основная цель которых — нормализация речевой моторики. Известно, что у детей с ринолалией формируются патологические особенности артикуляции, обусловленные особыми анатомо-физиологическими условиями (Л.И. Вансовская). Эти особенности артикуляции заключаются в следующем:

1)высокий подъем языка и смещение его в глубь ротовой полости;
2)недостаточная губная артикуляция;
3)чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков.
Установлено, что только сдвиг артикуляции в глубь ротовой полости усиливает назальный оттенок речи. Поэтому устранение названных особенностей артикуляции — важное звено в коррекции дефекта.
Упражнения по дутью должны чередоваться с упражнениями, развивающими губы, щеки, язык, т.е. с так называемой артикуляционной гимнастикой. Наиболее эффективные из них:
-надувание обеих щек одновременно;
-надувание щек попеременно;
-втягивание щек в ротовую полость между зубами;
-сосательные движения — сомкнутые губы вытягиваются вперед «хоботком», затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сомкнуты;
-оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов;
-«хоботок» с последующим оскалом при сжатых челюстях;
-оскал с раскрыванием и закрыванием рта, смыканием губ;
-вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях;
-вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста);
-при широко раскрытых челюстях втянуть губы внутрь рта, Плотно прижимаясь к зубам;
-имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы);
-вибрация губ;
-движение губ «хоботком» в стороны;
-сильное надувание щек (губами воздух удерживается в ротовой полости).

 

Билет 50 Логопедическая работа при закрытой ринолалии

Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного (от лат. nasus — нос) тембра голоса.

При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы.

 

Закрытая ринолалия Функциональная закрытая ринолалия Органическая закрытая ринолалия - органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства небно-глоточного смыкания. - хорошая проходимость носовой полости и не нарушено дыхание - тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен - мягкое небо при фонации назальных звуков сильно поднимается и закрывает доступ воздушных волн к носоглотке. - закупорка носовой полости



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.