КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности логопедической работы при нарушениях слуха
Логопедическое обследование слабослышащих детей должно быть направлено на возможно более полное и всестороннее выявление симптоматики речевых нарй и их патогенеза в целях постановки дифференцированного диагноза, позволяющего применить дифференцированные и этиопатогенетически обоснованные методы коррекционного воздействия. В ходе всего обследования приходится постоянно обращать внимание на то, как слышит ребок, предлагаемый ему речевой материал. В противном случае некоторые задания могут остаться просто им непонятыми, что приведет к ошибочной диагностике. Для обеспечения лучшей слышимости используются: усиление громкости голоса; сокращение расстояния от говорящего до ушной раковины ребка; звукоусиливающая аппаратура. Во избежание возможных ошибок при оценке состояния слуховой дифференциации звуков у ребка при обследовании логопеду необходимо закрыть лицо экраном, чтобы исключить возможность зрительного восприятия. При несоблюдении этого условия ребок может различать звуки по особенностям артикуляции (т. е. зрительно), что позволит ему безошибочно показывать называемые логопедом парные картинки типа «миска — мишка». Естественно, что это создаст иллюзию сохранности слуховой дифференциации данной пары звуков, а значит, приведет к ошибочному заключению. При ознакомлении слабослышащего ребка с новым словом важно обеспечить возможность его полноценного восприятия. Это достигается за счет достаточно громкого и отчетливого произнесения слова, в особенности безударной его части, за счет, одновременного предъявления написанного слова и привлечения внимания ребка к артикуляции говорящего и т. п. Устранение звуковых замен в устной речи и соответствующих буквенных замен на письме в этих случаях может быть достигнуто лишь за счет использования компенсаторных приемов. Так, при воспитании правильного звукопроизношения у ребка, не дифференцирующего на слух звуки с и ш, используется опора на зрительное представление артикуляции звука и на чувство положения артикуляторных органов, т. е. на кинестетическое чувство. Эти же самые зрительно-кинестетические, представления о звуке (вместо отсутствующих слуховых) могут быть положены и в основу рабы по устранению имеющихся буквенных замен на письме. Для исправления ошибок на письме применяют обходные методы, заключаются в запоминании детьми основных корневых слов со звуком щ и в овладении правилами словоизменения и словообразования. Например, детям объясняется, что из всех предметов одежды звук щ имеется лишь в слове плащ (следовательно, слова рубашка, шапка, шляпа, шуба и другие следует писать с буквой ш). Далее внимание детей акцентируется на том, что звук щ сохраняется во всех грамматических формах слова плащ и во всех производных словах, образованных от данного корневого слова (плащик, плащевой и пр.). Подобным же образом ведется раба и со словами, включающими в свой состав мягкие и твердые согласные.
28. Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний. Диагностически значимые показатели.
29. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями интеллектуального развития. Кор нар звукопроизнош у уо. детей явл более длительне слож пр-сом, чем у норм детей. Раб осложн хар-ной для этих детей слабостью замыкательной функции коры, трудностью образования нов условно-рефлектор связей, что обусловлив замедлен и длительность формир нов зв. Наиболее длит явл введение зв в речь, т.е. этап автоматиз. Иногда достаточно бывает 3—5 занятий, чтобы поставить зв, но автоматиз его заканчив лишь через 1 —1,5 года. Основ причиной явл особ-ти ВНД уо детей, отсутствие контроля за соб речью, за правильностью произнош. Большое вним удел развит общей и реч моторики, воспит слух восприят, вним, пам. Кор нар звукопроизнош связывт с развит фонемат стор речи, словаря, грам строя яз, тк деф звукопроизнош у этих детей проявля на фоне общего систем недоразвит речи, уделяется вним развит четких представл о зв составе слова, выделен зв из слова, определению места зв в словах, уточнен смыслоразличительной функции зв речи. Особенностью лог раб по устранен деф звукопроизнош явля ее индив-зация. Предварит эт устранения нар звукопроизнош явл более продолжит и хар-тся качественно иным содерж. Необходима раб над прав реч дых, формир длит плавного выдоха в игр упр. Развит артикуляторной моторики у уо детей провод в двух направлен: развит кинетической основы движ и кинестетич основы артикуляторных движ. Детей учат различ на слух рече единицы (игры «Угадай, кто кричит», «Узнай, откуда звук»), запомин последоват слов, сначала с опорой на картинки, затем без нее повторять слоги, выделять глас и согл зв из ряда изолиров, ударный глас из начала простого слова (ой, ус, ах, ау, Оля). диффер Раб по разгранич зв осущя в двух направлен: уточнение произносит диф-ции зв, развитие слух диф-циации зв речи, особенно фонетически близких: тв и мяг, звонк и глух, аффрикат и входящих в их состав свистящих и шипящих звРаба по развит лексики. Ведется раб по обогащению словар запаса, уточнению значения слов, по развит семантики слова, формир лексической системности и семантических полей. Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета, форму, величину. В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие высоту, толщину, длину, ширину, вкусовые качества, качества поверхности, вес. Затем проводится раба над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов. Обогащение словаря осуществляется и за счет местоимений, числительных, наречий и других частей речи. Важное место отводится рабе над значением слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к усвоению его грамматического значения в словосочетании, предложении. В процессе развития грамматического строя речи необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических значений, трудности дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм. Последовательность рабы над грамматическими формами осуществляется от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к семантически более сложным, от продуктивных к непродуктивным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным по грамматическому оформлению. Рекомендуется следующая последовательность логопедической рабы над падежными формами: дифференциация И.п. ед. и мн. ч., В.п., Р.п., Д.п., Т.п. (беспредложные), предложно-падежные конструкции, падежные формы мн. ч. Длительным и трудным процессом является раба по формированию формы словообразования у ум. от. школьников, начинать ее надо с уменьшительно-ласкательных форм существительных и других простых словообразовательных форм существительных. Далее проводится раба по образованию прилагательных от существительных, глаголов с приставками, над родственными словами. При формировании структуры предложения особое внимание уделяется усвоению глубинно-семантических (предикативных) отношений внутри речевого высказывания (субъектных, объектных, локативных, атрибутивных), которые постепенно усложняются и последовательно включаются в структуру высказывания (предложения). Сначала предложение распространяется за счет простых объективных отношений (Девочка рвет цветы), затем — локативных (Дети идут в школу), в дальнейшем — атрибутивных (Это мамина сумка; Мама несет красную сумку). Коррекция нарй чтения и письма должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Используется сравнение фонетически близких звуков, анализ структуры предложения, звуко-слоговой структуры слова, развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза. Возникает необходимость развивать различные психические функции, начиная с самых элементарных форм. Так, развитие фонематического анализа и синтеза начинается с выделения гласного звука на фоне других, развитие слогового анализа — с использования вспомогательных средств. Устранение нарй чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией нарй устной речи как системы, с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |