Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Баланс для Оптимума




 

Следующая отличительная черта нашей школы это доктрина о балансе, равновесии. Чтобы успешно практиковать свою садхану, ты должен быть уравновешен. Чтобы идти по жизни радостно, гармонично и плодотворно, ты должен быть уравновешен.

 

Я начну разъяснение этой доктрины с приведения различных частных примеров, которые ее проиллюстрируют. Если ты в какой-то степени разозлился и огорчился, то потом ты должен в аналогичной степени успокоиться и себя чем-то адекватным порадовать. Если ты долго делал статические медитации, во время которых сидел в неподвижных позах, то потом очень хорошо будет размять свое тело физическими упражнениями. А еще лучше будет уравновеситься динамическими медитациями. Если ты долго увлекался философией и метафизикой, изучением теорий и доктрин, то для гармонизации твоей садханы хорошо будет уравновесить это такой йогической практикой, как джапа, пранаяма, ритуал, визуализация. Если ты долго занимался исключительно джапой, пранаямой, визуализациями, созерцанием, не забудь о том, что настала пора заняться метафизикой и философией.

 

Уравновешивай все, во имя гармонии жизни и продуктивности твоей работы. Есть разные способы искусства поддерживать себя и свой мир в равновесии.

 

Есть, например, Равновесие золотой середины. Это тогда, когда ты избегаешь дисгармоничных крайностей. Например, если кто-то спрашивает: «Тебе налить много или мало чая?», и ты отвечаешь: «Налейте мне среднее количество чая» - то ты применяешь Равновесие золотой середины. При таком способе практики садханы ты избегаешь вдаваться в крайности и экстрим, практикуя серединный путь.

 

Есть Равновесие змеиной молнии. Оно основано на том, что ты уравновешиваешься путем ритмичного чередования крайностей. Например, когда тебя спрашивают: «тебе налить много или мало чая?», то первый раз ты закажешь себе много чая, а второй попросишь, чтобы тебе налили мало чая. При таком способе практики садханы ты вдаешься в крайности и экстрим, после чего уравновешиваешься вдаванием в противоположные крайности.

 

В практике ты можешь держать равновесие посредством ситуационного чередования двух вышеописанных способов уравновешивания. Тебе следует придерживаться такого способа гармонизирующего уравновешивания, при котором твоя садхана будет проистекать самым плодовитым и приятным образом. Есть разные способы, я лишь привел два простых примера.

 

Все знают «закономерность маятника»: иногда люди склонны впадать в чрезмерную экзальтацию и восторг. Они готовы всех расцеловать, возлюбить, все задачи и дела кажутся им просто замечательными. Через испытание таких неумеренных эмоций люди быстро исчерпывают свой запас серотонина, рассчитанный на долговременное использование. И что потом? Потом приходит упадок сил, уныние и депрессия. Все дела и задачи, которые вчера казались такими замечательными, сегодня воспринимаются тягостными и гнусными. А тех, кого ты вчера возлюбил и осыпал поцелуями и комплиментами, сегодня ты готов разорвать на части. Такими отвратительными, постылыми и полными пороков они воспринимаются, что не хочется на них даже смотреть. А лучше всего было держать себя в русле Золотой середины – не впадать в чрезмерную экзальтацию, и через это избежать отката в депрессию.

 

Состояние наиболее из всех доступных конкретному садхаке гармоничного и плодотворного равновесия мы в нашей школе называем «оптимум». Держать оптимум – одно из важнейших правил нашей садханы. В жизни на нас действует большое количество факторов, влияющих друг на друга, все взаимосвязано. И сила влияния каждого из этих факторов в разные периоды времени, в разных ситуациях – тоже разная. Сегодня, при определенных обстоятельствах, над нами нечто довлеет, диктаторски отражаясь на нашей жизни. А завтра сложится другая расстановка сил, другой узор факторов, и сильно довлеющий фактор ослабнет, а воздействие других факторов усилится. Поддерживать правильное равновесие между всеми ними – очень важное умение для тантрика. А иначе – поражения и страдания.

 

В сансаре как бывает? Жизнь человека то обрадует, то скрутит в бараний рог. Порой сансара подсунут человеку нечто радостное и приятное - тот слюни от удовольствия пускает, так ему хорошо. Но это – не есть подлинный оптимум. Очень скоро жизнь подкидывает индивиду проклятого пикового туза, приходит мистер Пиздец, и вот уже тот самый человек поскользнулся на куче дерьма, и лежит на земле, глотая пыль, корчась от боли и страданий. Это обычная житейская ситуация обитателя сансары. Нормальный, правильный тантрик должен уметь держать оптимум, поддерживать баланс при текущих жизненных взлетах и падениях. Это значит, что в любой ситуации, в которой по ходу жизни оказываешься, ты должен уметь находиться в гармонии и боеспособности. Ты должен как кошка всегда падать на четыре лапы, как бы и куда бы тебя ни кидало. Уподобить себя Ванька-встаньке. Как бы жизнь над тобой ни пыталась издеваться, размягчая наслаждениями и истязая потом страданиями – ты обязан уметь в любой обстановке чувствовать себя наилучшим образом. Такое умение дарует правильная садхана.

 

Это умение достигается за счет одного секрета, или принципа Спрута:

1) на своем основообразующем, глубинном уровне ты становишься нерушим через познание себя, через познание своей универсальной природы, Богом. Если ты можешь периодически приходить к обнаружению себя в основе своей Богом, то ты начинаешь проявлять божественные качества, среди которых нерушимость и неуязвимость;

2) ты начинаешь лучше ощущать, что все в мире создается посредством разнообразного проявления твоих энергий. Все в мире пульсирует, видоизменяется, сильное ослабляется, слабое – усиливается. Для сансарина энергии мира – как опасная сеть, сплетенная из извивающихся змей. Для опытного каула-тантрика, кто ощущает себя могучим спрутом, энергии мира воспринимаются как волны и течения родного океана, как танцующие и играющие с ним самки-спруты. Такой тантрик лучше, чем сансарин может предвидеть грядущие события, может более адекватно реагировать на происходящее с ним, более адекватно видеть взаимосвязь между факторами. Внутри йогин нерушим, незыблем и целен. Снаружи же он целен, гибок и всесторонен. Он может, в основе оставаясь неизменным, внешне модифицировать свою форму и узор спектра своих энергий соответственно метаморфозам окружающей среды. И через это устойчиво поддерживать оптимум, полный гармонии и силы.

 

Внутри – цельность тела спрута, единого с океаном, снаружи – гибкость, пластичность, сила и всестороннесть щупалец спрута. Вот секрет устойчивости поддержания оптимального равновесия, баланса.

 

Баланс очень важен. Вернемся к примеру с радостной экзальтацией: ты полон сил, ты в желанной обстановке, и тебе очень хорошо и радостно. Ты еще не отдал себе отчета в том, что неэкономно расходуешь на такие проявления свои серотонин и энергию. И ты еще не знаешь, что в тебе начинает усиливаться вирус гриппа. Прошло время, и у тебя образовалась дыра в энергополе, а на уровне физиологии серотонин подистощился. Начинается действие токсинов вируса гриппа. Ты должен быстро приспособиться к изменению в твоем мироздании и суметь удержать оптимум в новых условиях. Ты должен знать, что ты в себе должен изменить, что и как настроить, какую мышцу расслабить, какую напрячь, чтобы дать себе отдохнуть, тонизировать себя, снять болевые ощущения и компенсировать страдания. Если не можешь быстро восполнить потерю серотонина, ты должен компенсировать его каким-то сходным веществом, вырабатываемым другими органами. Если и это невозможно, то ты должен иными методами привести свои сознание, энергию и тело в такое состояние, которое будет наиболее оптимальным для твоей садханы. Если твое тело хочет вскочить с места, но ты знаешь, что если ты вскочишь, ты ослабеешь, то ты будешь столько лежать неподвижно, сколько надо для пребывания в оптимуме.

 

Правильный садхака обладает способностью ощущать недоступную сансарину гармонию еще до обретения состояния дживанмукты, эта гармония усиливается в процессе практики садханы. Чем выше уровень мастерства практика пути гневных божеств, тем меньше его «колбасит» по жизни.
Адепты разных уровней развития имеют разные способности для поддерживания оптимума. Дживанмукта поддерживает оптимум спонтанно, как зеркало, оптимально отражая любые изменения внутри и вовне. Мастер, чей уровень чуть ниже, нуждается лишь в одной-трех секундах времени, чтобы уравновесить себя для пребывания в оптимуме. Чем менее продвинут в своем развитии йогин, тем больше времени ему надо для приведения себя к оптимуму. Начинающий же практик может и из-за мелкой причины пребывать двое суток в депрессии, выйти из нее, затем опять в нее же впасть. Мы все заинтересованы в том, чтобы йогически развиваться. Тогда мы будем меньше страдать и больше пребывать в радости и счастьи.

 


6. Компас и мерило

 

Человек имеет возможность выбора. И часто он не знает точно, каковы будут последствия его выбора. В этой жизни люди частенько не знают, как поступить в той или иной ситуации. Как узнать, какую из возможностей выбрать и от каких отказаться? Каждая из них сулит какую-то свою выгоду, и в то же время следование каждой из них лишает нас каких-то других выгод. Порой кажется, что мы идем правильно, однако жизнь показывает, что это не так. И наоборот, порой думаешь: «Я принял ошибочное решение, теперь меня ждет неудача», но оказывается, что данное решение было большой удачей.
Хорошо бы заранее знать плоды тех или иных своих решений и поступков. Тогда можно прогнозировать будущее и выбирать для себя наилучший путь. Что в нашей школе является мерилом того, продвигаешься ли ты правильно или нет, мерилом того, что надо делать, что не надо делать?

 

В нашей школе мерилом всего является садхана. Когда у тебя возникает какая-то очередная проблема и надо принять решение, сделать выбор, а ты не знаешь, как поступить, задай себе один единственный вопрос: «Какой мой ход поспособствует улучшению практикования моей садханы в большей степени, чем другие ходы?» Вот за это и держись.

 

Например, у кого-либо из мистиков в силу тех или иных обстоятельств разрушается, распадается семья. Что делать – бороться за ее существование или начать новую жизнь? Необходимо задать себе вопрос: «Последствия какого решения будут более благоприятны для практики моей садханы?»

 

Или же перед тобой выбор: поступать ли в колледж и тратить годы и силы на приобретение какого-либо образования или не делать этого? Задай себе один единственный вопрос: «Последствия какого решения будут более благоприятны для практики моей садханы?» Ответ на этот вопрос приведет тебя к удаче, успехам, счастью и радости.

 

Для тантрика, для адепта нашей марги не существует другого мерила и определителя, чем улучшение процесса практики мистической садханы. Потому как все другие мерила базируются на сансарической платформе. А в сансаре всегда так бывает: она дарует что-либо сладкое, приятное, но за это ты обязан потом расплатиться поеданием чего-то горького, гадкого. Садхана же предназначена для обретения тобой божественности дживанмукти, высшего счастья, славного тем, что за него не надо расплачиваться вкушением сансарических ядов и гадостей. Даже если начинающему мистику кажется, что в результате следования вышеописанному стандарту выбора он нечто ценное потеряет, то очень скоро этот йогин убедится, что в результате своего выбора он приобрел гораздо большее, гораздо более ценное, нежели то, что он потерял.
Поэтому мы боготворим наше мерило. Когда в нашей жизни возникает затруднение, и мы решаем, как поступить, для нас всегда есть только один критерий выбора. Другие критерии отсутствуют. Что полезно садхане - то ты и выбираешь. В этом проявляется верность следованию обетам. Если ты нарушил этот принцип, то ты коррумпирован. Как определить, реальный ли перед тобой тантрик или имитатор, продвинутый ли это мистик либо раздувшийся прыщ? Обрати внимание на то, что он выбирает, когда ему приходится выбирать.

 

Твоя садхана - есть твоя возлюбленная, способная подарить все радости и сокровища мира. Для йогина садхана – Шакти, а для йогини – Шива. Хороший практик из всех благ мира выбирает свою возлюбленную Садхану, а из всех жизненных путей выбирает тот, который наиболее благотворно влияет на процесс практикования садханы. И тут встает важный вопрос: а что является критерием успешности или неуспешности практикования садханы? Как определить, идет ли твоя садхана успешно или нет? Я сам когда-то, в бытность начинающим садхакой, ломал над этим вопросом голову, пока не понял что к чему. На более продвинутом уровне становится понятно, что если адепт пережил свою подлинную природу – это признак прогресса садханы. Если йогин может пребывать в этом состоянии все чаще и чаще – это прогресс садханы. Есть и еще один признак продвижения в ней. Он связан с вышеупомянутым в этом абзаце, однако достоин того, чтобы рассмотреть этот принцип более пристально по следующей причине.

 

Этот признак способен прояснить для садхаки, идущего быстрым путем гневных божеств, действительно ли тот пережил изначальную реальность, действительно ли он переживает это все чаще и чаще, действительно ли он существенно прогрессирует в своем духовном развитии. Кроме того, данный критерий показывает окружающим мистикам уровень продвинутости их собрата.

 

Этим критерием является ни обширность изученных адептом священных текстов, ни длительность сидения в лотосе, ни мастерство в визуализациях многоруких божеств. Если мистик, идущий по быстрому пути гневных божеств изо дня в день чувствует себя все лучше и лучше, значит, его садхана идет хорошо. А если он не чувствует себя все лучше и лучше, его садхана не идет хорошо.

 

Представьте, какой-либо человек не знает ни медитативной йоги, ни тайных доктрин, и он при этом сильно страдает в своей жизни. Это легко представить и понять. Такой человек пребывает в невежестве, он не знает методов к спасению, он не понимает ситуации, в которой он находится.
А теперь представьте другого человека. Он знает доктрины, знает техники, он долго сидит на коврике, выполняя сложные комплексы медитативных техник и упражнений, он часто и бескорыстно выполняет полезную работу для своей общины. И при всем при этом этот йогин сильно страдает в своей жизни. Легко ли такое представить и понять?

 

Ты смотришь на такого йогина и видишь, что от него постоянно идет какое-то недовольство и раздражение. Выглядит так, как будто он несчастен, уныл, не может устроить себя в этой жизни, не может в этом мире найти себе место. Адепт дергается, раздражается и вокруг него какой-то постоянный конфликт, а не покой и радостная активность. Даже если он при этом говорит другим: «Я – опытный, продвинутый и крутой практик. Я – счастливое, гармоничное существо!», и тебе хочется в это верить, ты в это верить не сможешь. Если адепт практикует садхану правильно, то он должен чувствовать себя изо дня в день все лучше и лучше, все гармоничнее и гармоничнее. Если ты правильно и успешно практикуешь садхану много лет, у тебя не должно быть больших откатов и рецидивов к значительным страданиям. Это ощущают и окружающие тебя существа.

 

Ученики Свами Лакшмана-джу рассказывали мне, что их волнения, сомнения, страхи, раздражение, злость, грызня между собой моментально таяли и рассеивались, когда они входили в комнату, где находился их учитель. Джон и Денис говорили мне, что им не хотелось уходить из того места, где бы ни находился Лакшман-джу. От него исходило поле гармонии и внутреннего покоя. Это не значит, что Лакшман-джу все время лишь улыбался, не впадая в гнев, и лишь гладил своих учеников по голове, осыпая их комплиментами. Учитель может проявить целительный гнев по отношению к ученику, если другие способы воздействия не влияют на студента достаточно хорошо. Учитель может честно сказать тебе: «Ты дурак», и тому подобное, а изредка даже и хватить тебя палкой по голове. Что не уменьшает удовольствия от пребывания рядом с настоящим учителем, так как ты и в такие моменты ощущаешь гармонию, от гуру-джи исходящую.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.