Нам остается добавить еще одно, последнее сооб- ражение. Почти все эстетические теории определяют искусство—в тех или иных терминах—как выражение
* Слово «метафора»—«перенос», «перекладывание»—-этимологически обозначает положение одной вещи на место другой. Но перенос в метафоре всегда обоюдный: кипарис—пламя и пламя—кипарис. Это доказывает, что место, на которое переносится каждый из предметов,— не место другого, а новое чувство,общее для обоих. Метафора, следовательно, состоит в пере- носе предмета с его реального места в чувство.
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
человеческой духовности, чувств субъекта. Я не стану сейчас дискутировать со сторонниками этой точки зре- ния, весьма распространенной и авторитетной, но то- лько подчеркну пункт несогласия между этой теорией и моей, изложенной на предыдущих страницах.
Искусство—это не просто такое выражение, при котором выражаемое существует предварительно в ре- альности еще в невыраженном состоянии. В сжатом анализе метафорического механизма, только что про- деланном нами, выясняется, что чувства не цель рабо- ты поэта. Неверно, ошибочно считать, что в произ- ведении искусства выражается реальное чувство. В на- шем примере эстетический объект—это в буквальном смысле предмет, который мы назвали «кипарис-чувст- во». Чувство в искусстве тоже знак, выразительное средство, а не нечто выражаемое. Это материал для нового тела sui generis 11, «Дон Кихот»—не мое чувст- во и не реальный человек или образ реального челове- ка. Это новый предмет, живущий в атмосфере эстети- ческого мира, отличного и от мира физического и от мира психологического.
Экспрессивная функция языка ограничивается вы- ражением при помощи образов (звукового или визу- ального образа слова) других образов—вещей, людей, ситуаций, чувств,—а искусство, наоборот, использует чувства (взятые как процесс переживания) в качестве средств выражения и благодаря этому показывает предметы как бы находящимися в процессе самоосу- ществления. Можно сказать, что если язык говорит нам о вещах, отсылает к ним, то искусство их осущест- вляет. Можно сохранить за искусством право на функ- цию выражения, но обязательно при этом учитывать, что у выражения есть две различные способности—ал- люзивная и осуществляющая.
Из всего сказанного следует и другой важный.вы- вод: искусство в сущности своей—ирреализация. Мы иногда классифицируем различные художественные те- нденции на идеалистические и реалистические, но все- гда остается неопровержимым тот факт, что сущность искусства—создание новой предметности, рождаю- щейся только из разрыва и уничтожения реальных предметов. Поэтому искусство вдвойне ирреально: во- первых, потому, что оно не реально, его предмет—это
ЭССЕ НА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ В ФОРМЕ ПРЕДИСЛОВИЯ
нечто новое, отличное от реальности; а в-вторых, по- тому, что этот новый эстетический предмет несет в се- бе как один из своих элементов уничтожение реаль- ности. Как второй план возможен лишь позади перво- го плана, так территория красоты начинается лишь за границами реального мира.
В анализе метафоры мы видели, каким образом из наших чувств делают выразительное средство, исполь- зуя в особенности то, что есть в этих чувствах невыра- зимого. Механизм, с помощью которого достигается этот эффект, состоит в смешении нашего естественного видения вещей, так что под покровом этого смешения разрастается и становится решающим то, что обычно проходит незамеченным,— наше чувствование вещи.
Преодоление, или разрушение, реальной структуры вещи и ее новая структура (наше чувствование)—две стороны одного процесса.
Особый способ, который каждый поэт дереализует вещи,—это его стиль. Но ведь если взглянуть с другой стороны, то дереализация становится достижимой лишь тогда, когда объективная сторона образа подчи- няется субъективной, чувствованию, когда объектив- ное становится частицей нашего «я». Теперь понятна справедливость изречения: «Стиль—это человек»12.
Но не забывайте, что эта субъективность существу- ет лишь постольку, поскольку она связана с предме- том, что субъективность проявляется в деформации реальности. Стиль исходит из индивидуальности «я», но проявляется в вещах.
«Я» каждого поэта—это новый ' словарь, новый язык, посредством которого он дарит нам предметы вроде кипариса-пламени, неведомые ранее. В реальном мире вещи могут существовать для нас раньше, чем обозначающие их слова. Мы можем видеть и трогать вещи, не зная их имен. В эстетическом мире стиль—в одно и то же время и слово, и рука, и зрачок: только в нем и через него узнаем мы о каких-то новых сущест- вах. То, что сообщает нам стиль одного поэта, не скажет другой. Есть стиль с богатым запасом слов, как будто из таинственной каменоломни извлекает рудо- коп бесчисленные секреты. А возможен стиль, распола- гающий тремя или четырьмя вокабулами, но благо- даря им открывается уголок красоты, который только
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
ими и создан. Каждый подлинный поэт, многословный или скупой на. слова, незаменим. Ученый будет пре- взойден другим ученым, пришедшим ему на смену; поэт всегда в буквальном смысле слова остается непре- взойденным. Наоборот, всякое подражание в искусстве неуместно. К чему оно? В науке ценно именно то, что может быть повторено, ценность поэтического сти- ля— в его единственности.
Я чувствую поэтому религиозное волнение, когда, читая книги молодых поэтов, за всеми их достоинст- вами звучности, гармонии и точности я вдруг услышу детский крик, первый крик рождающегося стиля. Пер- вая смутная улыбка новой музы. Она обещает нам, что наш мир расширится.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление