Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Присутствие




По правде сказать, великий Бальзак (если не счи-
тать двух-трех книг) кажется сегодня совершенно не-
выносимым. Наши глаза, привыкшие к куда более
точным и верным картинам, тотчас обнаруживают
приблизительность, условность, a peu pres4 мира, из-
ображенного в «Человеческой комедии». На вопрос,
почему я fie приемлю Бальзака-писателя (как человек
это прекраснейший образец людского рода), отвечу:
созданная им картина всего лишь худосочный подма-
левок. Чем отличается настоящая живопись от подо-

 


ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ.

бного подмалевка? Тем, что в настоящей живописи
изображаемый предмет представлен непосредственно,
как бы лицом к лицу, во всей полноте бытия, в аб-
солютном присутствии; дурной подмалевок, напротив,
не представляет предмета: на холсте—только туман-
ные, слабые намеки, а на что—неизвестно. Чем боль-
ше мы вглядываемся в надежде увидеть хоть что-то,
тем яснее ощущаем отсутствие чего бы то ни было.

Это различие между простым указанием и подлин-
ным присутствием, на мой взгляд, главное во всех
видах искусства, и прежде всего в романе.

Сюжет «Красного и черного» можно передать
в двух словах. Чем отличается такой пересказ от рома-
на? Не пытайтесь меня уверить, будто все дело в стиле.
Это неумно. Важно, что, говоря «мадам Реналь полю-
била Жюльена Сореля», мы просто указываем на со-
бытие. Стендаль же представляет его в непосредствен-
ной действительности, наяву.

Проследив эволюцию романа с момента возникнове-
ния до настоящего времени, убеждаешься: жанр посте-
пенно переходит от повествования, которое только
указывало, намекало на что-то, к представлению во
плоти. Поначалу новизна темы позволяла читателю
довольствоваться чистым повествованием. Приключе-
ние занимало его, как нас занимает рассказ о событиях,
связанных с близким человеком. Но вскоре темы как
таковые перестают интересовать; источником наслажде-
ния становятся не судьбы, не приключения действую-
щих лиц, а их непосредственное присутствие. Нам
нравится смотреть на них, постигать их внутренний
мир, дышать с ними одним воздухом, погружаться в их
атмосферу. Из жанра повествовательного, косвенного
роман делается жанром описательным, прямым. Точнее,
он становится представляющим жанром. В простран-
ном романе Эмилии Пардо Басан раз сто повторяют,
что некий персонаж в высшей степени остроумен, но,
поскольку по ходу дела герой так и не проявляет своего
качества, книга в конце концов приводит нас в бешенст-
во. Императив романа—присутствие. Не говорите мне,
каков персонаж,— я. должен увидеть его воочию.

Обратившись к романам прошлого, которые и по-
ныне радуют истинных ценителей литературы, сразу
же обнаруживаешь: все они пользуются тем же при-

 


МЫСЛИ О РОМАНЕ

емом представления. И особенно «Дон Кихот». Сер-
вантес дарит нам чистое присутствие персонажей. Мы
слышим живую речь, видим впечатляющие жесты. До-
стоинства Стендаля-—того же происхождения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.