Нужно представлять жизнь героев романа, а не рассказывать о ней. Рассказ, сообщение, повествование лишь символ отсутствия того, о чем рассказывается, сообщается, повествуется. Где перед нами сами вещи, слова о них излишни. Стремление характеризовать персонажей—главная ошибка романиста.
Миссия науки—выработка определений. Любая наука упорно стремится уйти от предмета и достичь его знания. Но знание, определение предмета всего- навсего ряд понятий, а понятие в свою очередь только умственная отсылка к предмету. Понятие «красный» не содержит ничего красного; это движение мысли по направлению к цвету, который так называется, то есть его знак, указание на него.
Если память мне не изменяет, Вундт доказал, что простейшая форма понятия—жест, когда на предмет показывают пальцем. Ребенок начинает с того, что хочет схватить все вещи; не понимая зрительной перс- пективы, он полагает, что они совсем рядом. Потерпев неудачу за неудачей, он отказывается от первоначаль- ного намерения; довольствуясь теперь своего рода за- чатком хватания, он только показывает на предметы указательным пальцем. В сущности, понятие—про- стой знак, обозначение. В науке важны не вещи, а зна- ковая система, способная их заместить.
Назначение искусства прямо противоположно. Его цель—уйти от привычного знака и достичь самого предмета. Двигатель искусства—чудесная жажда ви- деть. Фидлер во многом прав: цель искусства—дать более полное и глубокое видение вещей. Это относится и к роману. У истоков жанра считалось, что главное — сюжет. Однако вскоре эту точку зрения пришлось сме- нить: важно не то, что показано, а сама возможность показать что-либо имеющее отношение к человеку, а что именно — безразлично. Сегодня романы прошло- го выглядят, рискну сказать, куда повествовательнее
современных. Уточним. Не исключено, что это ошиб- ка, поскольку первому читателю было, вероятно, как ребенку, довольно двух слов, простой схемы, и он воочию представлял себе весь предмет (древняя скуль- птура и последние психологические открытия огром- ной важности доказывают справедливость этого ут- верждения). В. таком случае роман нимало не изменил- ся. Его современная форма—описание, представ- ление—только новое средство вызвать в нынеш- нем, искушенном читателе те же чувства, которые будило повествование в душе наивных, первых, чита- телей.
Если автор пишет: «Педро был мрачен», он как бы предлагает мне вообразить мрачное состояние духа Педро исходя из этой характеристики. Не лучше ли было, наоборот, привести неопровержимые факты, что- бы, опираясь на них, я сделал усилие и с удовольствием обнаружил, постиг мрачный характер Педро. Словом, автор должен поступать как художник-импрессионист, который оставляет на полотне лишь самое необходи- мое, чтобы я самостоятельно придал материалу оконча- тельную отделку и увидел, например, яблоко. Отсюда— непреходящая свежесть импрессионистической живопи- си. Мы как бы наблюдаем предметы в их вечном status nascens5. А ведь и все на свете содержит в своей судьбе два момента, полных высочайшего драматизма и напря- жения,—час рождения и час смерти, или status evenescens6. Неимпрессионистическая живопись неза- висимо от своих остальных достоинств и даже, быть мо- жет, превосходства в чем-то ином ущербна хотя бы по- тому, что представляет предметы полностью завершен- ными, мертвыми в своей законченности, как бы священ- ными, мумифицированными, оставшимися в прош- лом. Ей недостает современности—живого присутст- вия, которым дышат предметы на картинах импрес- сионистов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление