Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хосе ортега-и-гассет. Нужно представлять жизнь героев романа, а не рассказывать о ней




БЕЗ ОЦЕНОК

Нужно представлять жизнь героев романа, а не
рассказывать о ней. Рассказ, сообщение, повествование
лишь символ отсутствия того, о чем рассказывается,
сообщается, повествуется. Где перед нами сами вещи,
слова о них излишни. Стремление характеризовать
персонажей—главная ошибка романиста.

Миссия науки—выработка определений. Любая
наука упорно стремится уйти от предмета и достичь
его знания. Но знание, определение предмета всего-
навсего ряд понятий, а понятие в свою очередь только
умственная отсылка к предмету. Понятие «красный» не
содержит ничего красного; это движение мысли по
направлению к цвету, который так называется, то есть
его знак, указание на него.

Если память мне не изменяет, Вундт доказал, что
простейшая форма понятия—жест, когда на предмет
показывают пальцем. Ребенок начинает с того, что
хочет схватить все вещи; не понимая зрительной перс-
пективы, он полагает, что они совсем рядом. Потерпев
неудачу за неудачей, он отказывается от первоначаль-
ного намерения; довольствуясь теперь своего рода за-
чатком хватания, он только показывает на предметы
указательным пальцем. В сущности, понятие—про-
стой знак, обозначение. В науке важны не вещи, а зна-
ковая система, способная их заместить.

Назначение искусства прямо противоположно. Его
цель—уйти от привычного знака и достичь самого
предмета. Двигатель искусства—чудесная жажда ви-
деть. Фидлер во многом прав: цель искусства—дать
более полное и глубокое видение вещей. Это относится
и к роману. У истоков жанра считалось, что главное —
сюжет. Однако вскоре эту точку зрения пришлось сме-
нить: важно не то, что показано, а сама возможность
показать что-либо имеющее отношение к человеку,
а что именно — безразлично. Сегодня романы прошло-
го выглядят, рискну сказать, куда повествовательнее

 


современных. Уточним. Не исключено, что это ошиб-
ка, поскольку первому читателю было, вероятно, как
ребенку, довольно двух слов, простой схемы, и он
воочию представлял себе весь предмет (древняя скуль-
птура и последние психологические открытия огром-
ной важности доказывают справедливость этого ут-
верждения). В. таком случае роман нимало не изменил-
ся. Его современная форма—описание, представ-
ление—только новое средство вызвать в нынеш-
нем, искушенном читателе те же чувства, которые
будило повествование в душе наивных, первых, чита-
телей.

Если автор пишет: «Педро был мрачен», он как бы
предлагает мне вообразить мрачное состояние духа
Педро исходя из этой характеристики. Не лучше ли
было, наоборот, привести неопровержимые факты, что-
бы, опираясь на них, я сделал усилие и с удовольствием
обнаружил, постиг мрачный характер Педро. Словом,
автор должен поступать как художник-импрессионист,
который оставляет на полотне лишь самое необходи-
мое, чтобы я самостоятельно придал материалу оконча-
тельную отделку и увидел, например, яблоко. Отсюда—
непреходящая свежесть импрессионистической живопи-
си. Мы как бы наблюдаем предметы в их вечном status
nascens5. А ведь и все на свете содержит в своей судьбе
два момента, полных высочайшего драматизма и напря-
жения,—час рождения и час смерти, или status
evenescens6. Неимпрессионистическая живопись неза-
висимо от своих остальных достоинств и даже, быть мо-
жет, превосходства в чем-то ином ущербна хотя бы по-
тому, что представляет предметы полностью завершен-
ными, мертвыми в своей законченности, как бы священ-
ными, мумифицированными, оставшимися в прош-
лом. Ей недостает современности—живого присутст-
вия, которым дышат предметы на картинах импрес-
сионистов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.