Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

УПРАЖНЕНИЯ для самостоятельной работы




Упражнение 1. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущен­ные буквы, обоснуйте свой выбор.

На к..л..с..альной до..атойте..асе (в)близи мо..евельника жена (не)без..звес..ногомес..ного под..ячего Аграфена Са..ичнапо..ч..вала

и..по..т..шка ко..ежскогоасе..ораАпо..она Фи..имоновича м....юсками и в..н..гретом под а....мп..н..мент а..ордеона и в....л..нчели.

Упражнение 2. Замените цифры словами, записывая имена числи­тельные в нужном падеже.

36. Оборот Вингорга равен 319 210 рублям и составляет 14 процен­тов к общему обороту... (М. Кольцов).

37. Такой суммы хватило бы на то, чтобы соорудить 53 7- километровую Московско-Курскую дорогу (История железнодорожного транспорта России).

38. На стороне противника действовало... около 5,2 миллиона чело­век, свыше 54 тысяч орудий и минометов... (Г Жуков).

39. Ковер из 1 945 223 бельгийских однофранковых монет... был вы­ложен в Гееле (Книга рекордов Гиннесса).

40. Самое большое превышение доходов над расходами, равное

8 419 469 844 долл., имело место в США... (Книга рекордов Гиннесса).

41. 10-й сводный указатель к журналу., состоит из 23 948 253 статей на 131 445страницах в 75 томах... (Книга рекордов Гиннесса).

Упражнение 3. Раскройте скобки, согласовывая слова, и проскло­няйте получившиеся словосочетания.

1,5 (сутки); 5,2 (процент); 365 (день); 874 (солдат); 2002-й (год); 2/3 (присутствующие); 3 (грабли); 187 (ясли); 23 (студент); 4 (девушка); 4 (мужчина); 3 (гостиная).

Упражнение 4. Укажите нормативное употребление устойчивых выражений.

/) Теперь мы знаем его (Ахиллесово место, Ахиллесову пяту). 2) Он все делал под (сурдину, сурдинку), то есть тайно. 3) Работать (не покла­дая рук, не кладя рук на сердце). 4) Он (заморил, уморил) червячка. 5) Довести до белого (каления, колена). 6) Через все произведение красной (нитью, линией) проходит мысль о любви к Родине. 7) Молочные реки и (кисейные, кисельные) берега. 8) Это составило львиную (часть, долю) его заработка. 9) Работать (спустя, спустив) рукава. 9) Это две (большие разницы, разные вещи). 10) Большая (половина, часть) работы уже сде­лана. 11) Пока (суть, суд) да дело, сможете все уладить. 12) Это событие (играет, имеет) большое(ую) (значение, роль) в его жизни. 13) И все же тайное становится (явным, очевидным). 14) Разводить (турусы, торосы) на колесах. 15) Государство, которое именовали (колосом, колоссом) на глиняных ногах, выстояло в страшной войне.

Упражнение 5. Разделите приведённые слова на три группы, в за­висимости от варианта произношения чн:

а) слова, где произносится [чн];

б) слова, где произносится [шн];

в) слова, где возможны оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, веч­но, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, переч­ница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, ме­лочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Саввична, сердеч­ный, скучный, съёмочный, скворечник, солнечный, сливочный, точ­ность, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яич­ница.

Упражнение 6. Прочитайте правильно слова с сочетанием щн, чн. В каких словах произношение [шн] является нормой, в каких - отклонени­ем?

Скворечник, полуночный, пустячный, прачечная, овощной, бу­дущность, изящный, маломощный, насущный, помощник, немощный, сообщник.

Упражнение 7. Расставьте ударение в словах.

Алкоголь, вероисповедание, агрономия, генезис, договор, досуг, дремота, жалюзи, иконопись, каталог, кредитор, немота, недуг, нефте­провод, патриархия, рефлексия, танцовщик, столяр, средства, тотем, ща­вель, цемент.

Упражнение^. Определите род несклоняемых заимствованных слов. Укажите правила распределения их по родам. Составьте словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное.

Кольраби, эсперанто, мёсьё, авеню, Миссури, Бордо, «Лайф» (жур­нал), какаду, боа, такси, Дюма, цеце, Ай - Петри, иваси, Миссисипи, коммюнике, салями, сумерки, шимпанзе, рантье, атташе, кюре, мисс, маэстро, эсперанто, квазимодо, янки, шевалье, тореро, импресарио, ка­бальеро, пьеро, инженю, травести, леди, жабо, Тбилиси, Миссисипи, Эри, Капри, пани, мадам, миледи, пони, какаду, кенгуру, фламинго.

Упражнение 9. Образуйте форму родительного падежа множест­венного числа от следующих существительных. Определите род и скло­нение.

Черешня, бойня, барышня, боярышня, деревня, станция, ревунья, поместье, селение, ружье, платье, устье, подмастерье, дача, роща.

Упражнение 10. Узнайте и запишите слово по его значению. В по­лученных словах поставь ударение.

42. Рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изде­лий из него. 2) Водитель автомобиля. 3) Травянистое растение с продол­говатыми съедобными листьями кислого вкуса.

Упражнение 11. Выпишите слова в три столбика: с ударением на первом слоге, втором, третьем.

Случай, балованный, диалог, жалюзи, каталог, квартал, кладовая, облегчить, эксперт.

Упражнение 12. Прочитайте. Поставьте в словах ударение в зави­симости от их значения. Как называется это явление в языке?

Атлас (материал), белок (животное в форме родительного падежа), пропасть (исчезнуть).

Упражнение 13. Прочитайте, соблюдая правильное ударение. Вы­пишите слова, допускающие варианты ударения. С чем они связаны?

Алфавит, договор, документ, замок, ирис, комбайнер, компас, кра­сивее, кухонный, статуя, творог, шелковый.

Упражнение 14. Образуйте возможные формы степеней сравнения, если нельзя образовать, объясните причину отсутствия формы.

Сложный, умный,светлый, тяжелый, крепкий, близкий, строгий, ти­хий, мягкий, угрюмый, плохой, хороший, молодой, крутой, зеленый, маленький, тонкий, чахлый, красный, деловой, вялый, далекий, мамин, умный, передовой, голубой, темный, острый, тухлый, густой, друже­ский, каштановый, резкий, красивый, большой, тонкий, зыбкий, услуж­ливый.

Упражнение 15. Выпишите слова с твердым согласным перед звуком [э].

Атлет, безнадежный, бытие, все, железка, жердочка, желчь, не­бо, новорожденный, опека, перышко, шерстка, кафе, шоссе, фанера, стенд, документ, музей, пенсне, кофе, крем, километр, купе, бассейн, антенна, фланель, модель, пюре, Одесса, безе, термос, свитер, паштет, бандероль, террор, компьютер, терапевт.

Упражнение 16. Перепишите текст. Вставьте пропущенные орфо­граммы, расставьте знаки препинания.

Вз..шло солнце и страна окруже(н,нн)ая пеленой водя(н,нн)ой пы­ли от водопадов вдруг вспыхнула всеми красками какие дарит солнеч­ный свет когда он преломляется в граненых хрустальных сосудах. В ста­

ром б..ру вероятно уж (не) встрет..ш.. масленка за(то) молодые сосенки с зеленой травой между ними любимое место об..тания маслят. Брусника тогда цвела крохотными душистыми к..л..кольчиками а теперь розовеют брусничныеягоды.

Упражнение 17. Объясните значения слов. Составьте с ними предложе­ния.

Адресат - адресант, невежа - невежда, поделка - подделка, искус­ный - искусственный.

Упражнение 18. Выпишите предложения, в которых вместо слов двойной нужно употребить слово двойственный, а вместо слова глиня­ный - глинистый.

43. Иван Матвеевич первый вздумал весь большой участок заса­дить двойнымрядом лип.

44. Он отбросил журнал со смешанным чувством зависти и пре­зрения, это двойное чувство не покидало его ещё долгое время.

45. Все это могло быть ловким трюком, рассчитанным на то, что сотрудник войдет в доверие к врагам и начнет двойную игру.

46. В Ельце, в моем родном городе, все старинные купеческие фамилии были двойные.

47. Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было ви­деть залегающие пласты серо-черного глиняного сланца.

48. Пол почти во всех комнатах был глиняный.

49. Наталья с уважением посмотрела на дедовы руки в коричне­вых, глиняного цвета, старческих веснушках.

50. Мне вспоминался Новгород моего детства, глиняные сви­стульки, которыми торговали на базарах.

Упражнение 19. Какие из следующих глаголов имеют особенности в образовании личных форм? Отнесите их к одной из 3 групп:

45. изобилующие,

46. недостаточные,

47. без особенностей.

Преодолеть, убедить, мерцать, дружить, изучить, приглашать, зе­ленеть, праздновать, внимать, брызгать, щипать, мастерить, расти, тума­ниться, ржаветь, переводить, объяснять, двигать, греть, помогать, колы­хать, общипать, сбежаться, переезжать, мяукать, победить.

Упражнение 20. Замените просторечные слова литературными.

Гляделки -..., шибко -..., рисковый -..., теперича -..., манатки -

Упражнение 27.Найдите омонимы и определите их тип (омографы, омофоны, омоформы, полные лексические омонимы, неполные лексиче­ские омонимы).

Простой мотив - простой станка; глубокая балка - стальная балка; ударный слог - высокий слог; ключ от квартиры - студеный ключ: ударный слог - высокий слог; книжные полки - вражеские полки; три морковь - три рубля; репчатый лук - старинный лук; острая коса - русая коса; железный прут - илистый пруд; рублю дрова - дали по рублю; те­нистый парк - троллейбусный парк; стальные гвоздики - красивые гвоз­дики; повод для ссоры - повод для лошади; русский посол - посол огур­цов, съедобный гриб - вирусный грипп.

Упражнение 22. Определите тип переноса в следующих сочетаниях (метонимия, синекдоха, метафора).

Кольцо автострады, официальное лицо, хвост кометы, шляпка гвоз­дя, рукав реки, теплый прием, колючий ветер, золотой луч, чешское стекло, отчаянная голова, гостеприимный дом, черный юмор, дворник автомашины

Упражнение 23. Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

Смотрите к небу разд..рая тучи воздушные взмывают к..р..бли! (Не) пугайся зимы весна придет. Но (в) век (не) забуде(тся, ться) эта земля мы здесь хоронили друзей. Пр..открыла печку Лена - соск.лил огонь с полена, перед печкой выжег пол, влез по скатерти на стол... По­говорка цветочек пословица ягодка. Нынче в пять часов утра когда я открыл окно моя комната наполнилась зап...хом цветов растущих в скромном палисаднике. (Не)ожида(н,нн)о мне приходит на память ра..каз штурмана одного из ледоколов о том, что, проб..ваясь сквозь (Ф,ф)инский залив, он увидел на льду замерзшую охапку простых поле­вых цветов. У каждого, видевшего эти цветы, есть соображения по это­му поводу. Есть они и у меня, хотя я цветов и (не) видел. Только так и..ледуя какой (нибудь) кл..чок нашей страны можно понять как она х..р..ша и как мы сердцем пр..вяза(н,нн)ы к каждой ее тр..пинке р,.днику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги. Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные п..ляны, засыпа(н,нн)ыелиствой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под (не) жарким солн­цем в с..неве в тишине бе..ветре(н,нн)ых вод в криках к..чующих птиц. М..хнатые ветви переплелись между собой, образуя над г..ловой охотни­ка (не) пр..н..цаемый темный свод, сквозь который только (кое) где весе­ло глянет солнечный луч и золотым п...тном обо(ж,жж)ет желтоватый мох или широкийлист папоротника.Он в первый раз с..б..рался н..чевать в лесу один и (не,ни)когда еще (не)испытывал той легкой жути, той

стра(н,нн)ой (не)увере(н,нн)ости в себе, которая в сумерках охватывает человека в (не)знакомом листе.

Упражнение 24. Образуйте форму именительного падежа множест­венного числа от следующих слов. Поставьте ударение. Выделите окон­чание.

Инженер, договор, доктор, торт, сторож, шофер, выбор, профессор, офицер, катер, очередь, директор.

Упражнение 25. Образуйте формы именительного падежа множе­ственного числа с помощью окончаний -ы (-и), -а (-я). Сравните значе­ния полученных вариантов.

Тон, цвет, корпус, пояс, счет, пропуск.

Упражнение 26. Образуйте форму родительного падежа множест­венного числа от следующих слов. Выделите окончание.

Яблоко, помидор, валенок, носок, чулок, сапог, место, дело, басня, вафля, деревня, простыня, ясли.

Упражнение 27. Закончите предложения, подобрав наречия, кото­рые пишутся раздельно.

Образец: Стрелок бил в мишень без промаху.

1.Нельзя брать чужие вещи... 2. Надо уметь говорить правду... 3 Времени у нас оставалось... 4. Дел у нас было... 5. Ночью больной не спал и уснул только... 6. Любая работа нам... 7. Надо всегда поступать честно... 8. Дети хохотали... 9. Часть продуктов мы оставили... 10. В темноте мы продвигались....

Упражнение 28. Прочитайте. Вставьте, где необходимо, пропу­щенные буквы.

В магазине мне дали примерить прав... туфлю. К завтраку был по­дан... кофе с молоком. Мама сварила яблочн... повидл.... Лицо женщины скрывал... густ... вуаль.

Упражнение 29. Выполните задание по образцу. Поставьте ударе­ние.

Образец: острый - острее; большой - больше; красивый -...,

длинный -..., легкий -..., короткий —..., слабый -....

Упражнение 30. Распределите наречие на три группы: 1) дефисное написание; 2) слитное написание; 3) раздельное написание. Составьте с ними словосочетания, определите разряд.

(С)молоду, (по)товарищески, (по)латыни, (еле)еле, (по)ровну, (по)красивее, (волей)неволей, (по)моему, (по)волчьи, (по)чему, (без)устали, (из-под) мышки, (до)упаду, (точь) (в) точь, (крест)накрест.

Упражнение 31. Расставьте недостающие знаки препинания.

Кажется шепчут колосья друг другу (Н. Некрасов). Мир кажется мне книгой бесконечной (Р. Гамзатов). Вы верно едете в Ставрополь? (М. Лермонтов). Задача решена верно. Бесспорно огурец и с дом величи­ной диковинка (И. Крылов). Ваше право на отпуск бесспорно. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными (К. Паустовский). Правда в огне не горит и в воде не тонет (поел.). Дождь казалось зарядил надолго (И. Тургенев). Море на сотни миль вокруг казалось пустынным (В. Ката­ев).

Упражнение 32. Составьте словосочетания.

Одеть (что?) - надеть (на кого); обидеться (на кого?) - обижен (кем? чем?); уверенность (в чем?) - вера (во что?).

Упражнение 33. Определите стиль и тип текста (описание, рассуж­дение или повествование). Свой ответ аргументируйте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.