Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерные вопросы к экзамену и зачету




318. Русский язык - национальный язык русского народа. Современ­ный русский литературный язык; его нормативность и стилистическая дифференциация. Богатство и выразительность русского языка.

319. Понятие о стиле и стилистике. Функциональные стили современ- t ного русского языка.

320. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании ли­тературного языка.

321. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты устной и письменной речи.

322. Культура речи. Коммуникативные качества хорошей речи. Мак­симы.

323. Риторика, история ее развития. Виды красноречия.

324. Техника речи. Нормы русского произношения.

325. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Основные законы логики.

326. Спор. Диспут. Дискуссия. Полемика. Дебаты. Основные виды ар­гументов.

327. Научный стиль, общая характеристика.

328. Подстили и жанры научного стиля.

329. Официально-деловой стиль, общая характеристика.

330. Подстили и жанры официально-делового стиля.

331. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

332. Язык и стиль рекламы.

333. Особенности канцелярского жанра.

334. Специфика дипломатического жанра.

335. Языковые формулы официальных документов.

336. Приемы унификации языка служебных документов. Правила оформления документов.

337. Язык и стиль распорядительных документов.

338. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

339. Выразительные средства языка (тропы и фигуры).

340. Этикет. Функции этикета. Речевой этикет в документе.

341. Публицистический стиль, общая характеристика.

342. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публи­цистическом стиле.

343. Литературно-художественный стиль, общая характеристика.

344. Служебно-деловое общение: деловые переговоры, интервью, презентация.

345. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

346. Невербальные средства коммуникации.

347. Текст, его признаки. Типы текста.

348. Лингвистические словари русского языка.

349. Орфоэпические нормы.

350. Лексические нормы.

351. Грамматические нормы: трудные случаи употребления сущест­вительных.

352. Грамматические нормы: особенности употребления числитель­ных и местоимений

353. Грамматические нормы: особенности употребления глагола

354. Синтаксические и пунктуационные нормы русского языка.

355. Орфографические нормы литературного языка.

356. Русская лексика и культура речи: употребление синонимов, ан­тонимов, паронимов, омонимов.

357. Место иноязычной лексики в русском языке.

358. Грамматические нормы: трудные случаи употребления имени прилагательного.

359. Русская лексика и фразеология: особенности употребления фра­зеологизмов.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АКЦЕНТОЛОГИЯ — 1) учение об акцентных средствах языка, раздел языкознания, изучающий вопросы ударения (природу, типы, функции); 2) система акцентных средств.

■» АЛЬЯНС - союз, объединение.

АТТАШЕ - 1) младший дипломатический ранг; 2) дипломатический работник, являющийся представителем в какой-либо специальной области.

БРИФИНГ - информационная беседа для журналистов.

ВЕРБАЛЬНОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — это реализа­ция совокупности правил, норм, закономерностей речевого обще­ния, связанных с тематикой и спецификой осуществления речево­го общения, обусловленного его целью, условиями и адресатом.

ВЕРБАЛЬНЫЙ — устный, словесный. Термин, используемый для обо­значения форм знакового материала, а также процессов опериро­вания им. В зависимости от используемого материала различают вербальное (словесное) и невербальное общение (например, жес­товое).

ГОЛОСОВЫЕ КАЧЕСТВА — совокупность свойств, характеризующих человеческий голос; сила звука, полётность, гибкость, подвиж­ность (высоко-тональный уровень голоса), диапазон, тембр (окра­ска звука), выносливость.

ГОЛОС ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — совокупность свойств, характеризую­щих звуки, возникающие при колебании голосовых связок в про­цессе говорения, ориентированного на эффективное решение учебно-воспитательных задач.

ГРОТЕСК - в искусстве: изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде.

ДИАЛОГ — форма речи, характеризующаяся сменой высказываний двух или нескольких говорящих или обменом репликами (в широ­ком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания).

ДИКЦИЯ — произношение, манера выговаривать слова. Хорошая Д. (ясность и четкость произношения) — одна из важнейших сторон культуры речи.

ДИФИРАМБ - преувеличенная, восторженная похвала, «петь дифирам­бы» - восхвалять сверх меры.

ИМИДЖ - целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета).

ИННОВАЦИЯ - нововведение.

ИНТОНАЦИЯ — изменение основного тона, интенсивности, тембра и длительности звучащих предложений; И. членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели вы­сказывания и детализирует внутри них смысловые отношения, участвует в выражении эмоций.

КОММУНИКАЦИЯ — смысловой аспект социального взаимодействия. По типу отношений между участниками различаются: межлично­стная, публичная, массовая коммуникация, по средствам—речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мело­дия), вещественно-знаковая (продукты производства, изобрази­тельного искусства и т. д.).

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в раз­личных ситуациях общения.

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ — системно взаимосвязан­ные свойства речи, создаваемые взаимодействием единиц всех уровней и выявляемые на основе внутренних и внешних связей речи с неречевыми структурами.

КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — совокупность правил и тра­диций вербального и невербального общения, сложившихся в том или ином социуме и реализуемых в процессе коммуникации.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ — адекватное использование всех средств общения в соответствии с целями, условиями, адресатом общения.

КОНСЕНСУС - общее согласие по спорному вопросу.

КОРИФЕЙ - выдающийся деятель на каком-либо поприще.

КРАСНОРЕЧИЕ - высокосовершенное владение всеми средствами об­щения и законами их организации для построения высказываний.

КЛИШЕ — речевой стереотип, существующий в языке оборот, исполь­зуемый в качестве стандарта (шаблона, штампа), который легко

воспроизводится в определенных условиях для решения задач коммуникации.

КОДИФИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ НОРМЫ — систематизация, за­крепление в виде сводов правил, законов в грамматиках и слова­рях особенностей функционирования языковых единиц.

КУЛЬТУРА РЕЧИ — 1) совокупность взаимосвязанных свойств речи, говорящих о ее совершенстве; 2) совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для решения задач общения; 3) раздел науки о языке.

КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ — совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие лю­дей на основе адекватного выбора и использования средств обще­ния, а также умение прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию'в условиях устной и пись­менной коммуникации.

КУЛЬТУРА ЯЗЫКА — потенциальные возможности языковой системы (структурные элементы языка: фонемы, морфемы, лексемы, фра­зеологические единицы, синтаксические конструкции), реализуе­мые в процессе функционирования в целях общения.

ЛИТЕРАТУРНО-ЯЗЫКОВАЯ НОРМА — стабильность формы языко­вых единиц в процессе их функционирования, поддерживаемая социальными установлениями и опирающаяся на авторитетные образцы. Для письменной речи - нормы орфографические, нормы пунктуационные. Для устной речи - нормы орфоэпические, нормы акцентологические. Для обеих форм существования языка - нормы грамматические, нормы лексико-фразеологические.

МАСС-МЕДИА - средства массовой информации.

МОНОЛОГ — форма развернутого речевого высказывания, представ­ляющая собой речь, обращенную к самому себе или другим, в от­личие от диалога, не рассчитанную на непосредственную речевую реакцию другого лица.

НОРМА ЛЕКСИЧЕСКАЯ — закрепленность языковых значений за каж­дым словом, фиксируемая толковыми словарями. Н. л. предпола­гает употребление слова в речи в соответствии с его языковым значением, с учетом его стилистической окраски и преимущест­венной сферы употребления.

ОБЩЕНИЕ — взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

ОРАТОР — человек, обладающий даром речи, способный воздейство­вать на слушателей в нужном ему направлении; лицо, произнося­щее речь; лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО — высшая форма красноречия; один из видов искусного владения словом, всеми средствами общения с целью воздействия на слушателей, их убеждения, внушения.

ПАБЛИСИТИ - реклама, известность, популярность, достигаемые пуб­личными выступлениями, преимущественно с использованием средств массовой информации.

ПАРАДИГМА — совокупность вариантов, объединенных общим для них устойчивым инвариантом (структурный элемент языка в от­влечении от конкретных его речевых реализаций) и закономерно воспроизводящихся, чередующихся в процессе речевого функцио­нирования языка.

ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ - коммуникативное качество речи, выявляю­щееся при соотнесении речи с языком (как материалом, из которо­го речь «сделана»). Правильной следует признать речь, структура которой не противоречит системе данного языка, литературно­языковой норме.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - 1) предъявление переводного векселя лицу, обязан­ному совершить платеж; 2) общественное представление чего- либо нового, недавно появившегося.

ПРЕРОГАТИВА - исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу.

РЕКЛАМАЦИЯ - 1) жалоба, протест, возражение; 2) претензия к каче­ству продукции, проданного товара, выполненной работы.

РЕЧЬ — последовательность знаковых единиц общения в их конкретном применении. Р. есть реализация языка (системы языка), который обнаруживает себя только в Р. и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Под Р. часто понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и результат этого процесса (устные или письменные речевые высказывания, произведения).

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — совокупность психофизиологических работ человеческого организма, обеспечивающих построение ре­чевых высказываний.

РЕЧЕВАЯ ОШИБКА — нарушение норм языка в речи. Р. о. есть резуль­тат «сбоев» в функционировании языковых элементов при реали­

зации парадигматических и синтагматических отношений языко­вой системы.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ — национально-специфические правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выра­жений в принятых и предписываемых обществом ситуациях «веж­ливого» контакта с собеседником.

РЕЧЕВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ — такое практическое владение языковыми средствами, которое позволяет организовать речевое высказывание, оптимально решающее коммуникативную задачу, и прогнозировать его воздействие.

РИТОРИКА —теория ораторского искусства; наука об искусстве речи, о красноречии, о способах убеждения.

СИНТАГМАТИКА — совокупность и система сочетательных возмож­ностей, свойственных языковым единицам и категориям языка; правила и закономерности, определяющие отношения между еди­ницами в речевой цепи.

СМЫСЛ ТЕКСТА — конкретная информация, выраженная речью и с ее помощью сформированная в сознании человека.

СОФИЗМ — ложное по существу умозаключение, формально кажущее­ся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном на­рушении правил логики.

ТЕЗИС — положение, истинность которого должна быть доказана.

ТЕКСТ — устное или письменное словесное произведение, представ­ляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание.

ТОЖДЕСТВО и РАЗЛИЧИЕ — философские категории, характеризую­щие специфический тип отношений между реальными предмета­ми или между понятиями, высказываниями.

ТОЧНОСТЬ РЕЧИ —- коммуникативное качество речи, рассматриваемое с точки зрения ее функциональной характеристики, выявляющееся при соотнесении речи с действительностью и мышлением. Точной следует признать речь, структура которой при функционировании обнаруживает адекватное соотнесение слов и их сцеплений раз­личной комбинационной сложности с объективной действитель­ностью, а также - непротиворечивое отражение в речевой органи­зации отношения сознания к объектам реального мира.

ФОРУМ - 1) площадь в Древнем Риме, где сосредоточивалась общест­венная жизнь города; 2) массовое собрание, съезд.

ХОДАТАЙСТВО - официальная просьба.

ЭПАТАЖ - скандальная выходка; поведение, нарушающее общеприня­тые нормы и правила.

ЯЗЫК — знаковый механизм общения; совокупность и система знако­вых единиц общения в их коммуникативной готовности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.