Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деэтимологизация. Народная этимология




Внутренняя форма слова. Мотивировка.

В н у т р е н н я я ф о р м а слова (м о т и в и р о в к а) - это заключенное в слове и осознаваемое говорящими “обоснование” звукового облика слова, т.е. его экспонента, - указание на мотив, обусловивший выражение данного значения именно данным сочетанием звуков, данным сочетанием морфем. Внутренняя форма вскрывает какой-то признак предмета (бросающийся в глаза признак), который лег в основу названия, на основе которого произошло наименование. Так, по свойству птицы издавать звук ‘ку-ку’, птица получила название кукушка. Этот признак (м о т и в и р у ю щ и й п р и з н а к) является объективной основой наименования, “внутренней формой”. Мотивировка - это как бы ответ на вопрос: “Почему это так названо?”.

Каждый предмет, каждое явление действительности имеет множество признаков. Включать в название указание на все признаки невозможно. Достаточно указать какой-то один признак, и слово, построенное на его основе, закрепившись за предметом, будет вызывать в сознании представление о предмете в целом: рукавицы (“рука”), перчатки (“перст”).

Так как внутренняя форма указывает лишь на один признак предмета и понятия, то один и тот же предмет, одно и то же понятие могут иметь несколько названий. Выбор признака, положенного в основу названия, может быть случаен, произволен, различен в разных коллективах. Иными словами, при обозначении одних и тех же предметов и явлений действительности могут быть использованы разные мотивирующие признаки. Так возникают разные слова, обозначающие одну и ту же реалию. Это можно наблюдать либо в одном языке, либо в разных языках. Так, слова плетень, частокол, изгородь имеют примерно одинаковое денотативное значение, но внутренняя форма этих слов различна (“плести”, “частые колья”, “огородить”), т.е. наблюдаются разные основания для появления соответствующих названий.

Русское слово коньки возникло в результате переноса слова конек (уменьшительное от конь) на новое средство быстрого передвижения. В немецком языке слово der Schlittenschuh (‘коньки’) имеет иную внутреннюю форму: der Schlitten - сани, der Schuh - обувь. Название медведя у славян значило “едящий мед” (медв + едь), а у литовцев klokis - ‘курчавый’; в русском портной назван так потому, что он имеет дело с одеждой (древнерусское порт - ‘одежда’), а немецкое - Schneider - ‘портной’ произведено от schneiden - ‘резать’. Название дано по действию, осуществляемому человеком называемой профессии, а не по продукции, изготавливаемой им. В русском смородина - от смород (современное - смрад) - сильный запах, т.е. ягода названа по бросающемуся в глаза признаку - наличию сильного запаха, а в польском она же называется porzeczka - ‘по-речка’, по месту, где главным образом растет.

Мотивировка - это способ изображения данного значения в слове, “образ” значения, отпечаток того движения мысли, которое имело место в момент наименования, подход мысли к данному явлению, звено, через которое содержание слова (значение) связывается с его внешней формой (звучанием или морфологической структурой). Мотивировка - это указание на причину, по которой данное значение закреплено именно за данным словом.

Мотивировка может опираться не только на реальный мотивирующий признак, но и на вымышленный. Это так называемая фантастическая мотивировка, отражающая мифические представления, поэтические вымыслы и легенды. Ср. англ. Sunday «воскресенье» букв. «день (бога) солнца».

Способы языкового выражения мотивирующего признака могут быть различными. В звукоподражательных словах типа кукушка, мяукать, гавкать и др. имеет место «и з о б р а з и т е л ь н а я» мотивировка. В корнях этих слов имитируется характерный звук, издаваемый существом. Такие звукоподражательные слова называются иначе ономатопоэтическими словами. Передача природного звучания носит приблизительный характер. Это обнаруживается при сравнении звукоподражательных слов в разных языках. Ср., например, имитацию собачьего лая в русском (гав-гав!) и английском языках (bow-wow!).

Звукоподражательные слова не составляют большого массива в лексике языков. Значительно чаще встречаются слова с о п и с а т е л ь -

н о й мотивировкой. К числу таких слов относятся производные и сложные слова, а также слова, употребленные в переносном значении: духовный, перестройка, золотые руки и др. Производные и сложные слова мотивированы теми словами, от которых они образованы. Слова с переносным значением мотивированы соответствующими им словами с прямым значением. Все незвукоподражательные слова, непроизводные с точки зрения современного языка, употребленные в своих прямых значениях, являются немотивированными: стол, дом, трава, небо и др.

Внутренняя форма слова может оставаться ясной и вызывать положительное или отрицательное по эмоциональному восприятию ассоциативно-образное представление: осел (об упрямо-глупом человеке); тащиться (двигаться медленно, с трудом).

Внутренняя форма слова, окрашивая лексическое значение экспрессивно, входит в коннотацию.

В процессе функционирования слова его внутренняя форма может быть затемнена или полностью утрачена. Мотивировка подвергается забвению. Имеет место процесс д е э т и м о л о г и з а ц и и. Деэтимологизация широко представлена в языках. Примером могут служить русские слова: окно, утратившее связь с око, гусеница (от ус), коричневый (от корица), мешок (от мех), порошок (от порох), столица (от стол в старом значении "трон"), завтра (от утро) и т.д.

Причины утраты мотивировки различны. Общая предпосылка, делающая возможной утрату мотивировки слова, - это избыточность мотивировки, ее ненужность в процессе использования слова. Произнесенное слово окно потенциально продуцирует общие черты знакомого нам денотата (окна), но, пожалуй, никто из нас не станет реставрировать в процессе коммуникации внутреннюю форму типа “щель для ока (глаза)". Мотивировка необходима в момент рождения слова. Когда слово становится общеизвестным, привычным для носителей языка, на его внутренней форме перестают останавливаться мыслью. Мотивировка как бы “уходит в тень”, она находится “в замороженном состоянии”, а потом может исчезнуть совсем.

Частными причинами деэтимологизации являются следующие.

1. Выходит из употребления слово с прямым значением, которое мотивирует соответствующее слово с переносным значением. В украинском языке не употребляется глагол лаяти в прямом значении, а используется только в переносном значении ‘ругать’. Следовательно, глагол лаяти в украинском языке надо считать немотивированным на современном этапе.

2. Выходит из употребления соответствующее производящее слово. Так, в современном русском языке не употребляется слово коло ‘круг, колесо’, в результате немотивированными стали слова кольцо (уменьшительное от коло, т.е. ‘колесико’ ср. сельцо, словцо, письмецо и т.п.), около ‘вокруг’.

3. Предмет, обозначенный словом, теряет признак, по которому был назван. Слово город имело мотивировку ‘огораживать стенами’. Связь между словом город и словом городить не осознается сейчас большинством носителей языка.

4. Слова, связанные по происхождению сильно расходятся по своей форме. Ср. оскомина и щемить, коса и чесать, жердь и городить.

5. Мотивировка утрачивается при заимствовании слов из другого языка. Так, в русском языке слово атом не имеет мотивировки, а в древнегреческом, откуда заимствовано это слово, оно было мотивировано: atomos ‘мельчайшая частица вещества’ (отрицательный префикс a- + temno ‘режу ‘ = ‘неразрезаемое ‘).

Выяснением утраченных мотивировок, исследованием происхождения соответствующих слов занимается э т и м о л о г и я (греч. etymon 'истина' и logos 'слово, учение') - учение о происхождении и о первоначальной мотивировке слов. Цель этимологического анализа заключается в том, чтобы установить: когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели, на базе какого языкового материала, в какой форме, с каким значением возникло слово, какие исторические изменения звучания или значения обусловили его современное состояние.

Этимологией называют также и гипотезу о происхождении каждого слова. Так, этимология слова блин такова. Слово блин образовано от того же корня, что и молоть (* melti). Общеславянское mlinъ перешло в блинъ: mlinъ > блинъ. Блин буквально значит ‘приготовленный из молотого’.

Приведем еще несколько примеров.

Олово. Общеслав., имеющее соответствия в балт. яз (ср., например, лит. alvas - ' цинк', прусск. alwis - ' свинец'). Является суффиксальным образованием от корня ol - (ср. др.в.- нем. elo - ' желтый', лат. albus - ' белый' и пр.). Металл назван по цвету.

Ольха. Общеслав., имеющее соответствия в балт. яз. Является суффиксальным производным от того же корня, что и олово (ср. лат. alnus, др.- в.-нем. elira). Дерево названо по цвету.

Мышь. Общеслав. индоевр. характера (ср. греч. mus - 'мышь, мускул', лат. mus - 'мышь, мускул', др.-инд. mus, др.-в.-нем. mus, арм. mukn - 'мышь, мускул' и др.).

Космонавт. Возникло в 60-х годах ХХ в. в связи с космическими полетами людей. По происхождению представляет собой сложение греч. - kosmos - 'мир, вселенная' nautes - 'плаватель' навт (ср. астронавт, аэронавт).

Первоначальное значение и форма слова - э т и м о н. Выявление этимона - цель этимологического анализа.

Интересна история некоторых слов. Так, слову фара уже две тысячи лет. В 111-м веке до нашей эры египетский царь Птоломей приказал соорудить маяк в гавани города Александрии. Местом для башни избрали маленький островок, который по-гречески назывался "Фарос" (отсюда - парус). Слава о Фаросском маяке разнеслась по всей земле. В языках различных народов вместо слова маяк стало звучать "фарос". Переходя из языка в язык слово видоизменялось. В русском языке от этого слова образовалось и слово фара.

Интересна история возникновения слова зенит. Это слово существует не только в русском, но и во многих европейских языках, но слова-предка у него не удалось обнаружить. Оказывается, слово зенит - пример слова-ошибки. Происхождение его - арабское. В арабском языке самая высокая точка неба именуется zamt. Переписчики, по незнанию, заменили буквы mt на nit.

В некоторых случаях имеет место примысливание несвойственной слову мотивировки. Это явление носит название н а р о д н о й э т и -

м о л о г и и, под которой понимают этимологизирование по первому попавшемуся созвучию, без учета фонетических законов, способов перехода значений, грамматических изменений. Неизвестное, малопонятное слово переосмысливается по случайному сходству с более известным и понятным. Примысливание мотивировки осуществляется на базе звуковых и смысловых ассоциаций, независимо от подлинных генетических связей данного слова. Такое этимологизирование чаще всего осуществляют с иноязычными словами: капитал - копитал (по ассоциации с копить), кооператив - куператив (по ассоциации с купить).

Явление народной этимологии чаще встречается у людей, недостаточно овладевших литературной речью. Слова с народной этимологией являются яркой приметой просторечья.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 4319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.