Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сочетаемость слов




 

Способность слов сочетаться друг с другом в линейном ряду есть проявление синтагматических отношений в лексике.

При сочетании слов реализуется их в а л е н т н о с т ь - способность открывать места для заполнения. Так, слово писать открывает места для обозначения деятеля (кто пишет?), объекта (что пишет?), инструмента (чем пишет?) и др.

Валентность может проявляться как семантическая валентность (пример выше) и как синтаксическая валентность, т.е. способность слова одной части речи сочетаться со словами другой части речи. Так, глагол писать имеет синтаксическую валентность, т.е. открывает места для имен существительных в соответствующем падеже: Отец пишет письмо сыну.

N-1 (кто?)

 

N-3 (кому?) писать (V) N-4 (что?)

Морфосинтаксическая валентность обусловлена семантической, но в некоторых случаях наблюдается специфика синтаксической сочетаемости (ср.: сильное управление: читать газету, чтение газеты).

Сочетания слов строятся по определенным синтаксическим моделям, например: А+N (интересный фильм), Adv +V (быстро бежит), V+N (любить жизнь) и т.д.

Переменные сочетания - это речевые комбинации слов. Они не воспроизводятся в готовом виде, а создаются каждый раз заново в процессе речи по определенным моделям.

В случае переменных сочетаний модель может заполняться любым лексическим материалом, например, модель A+N может реализоваться в следующих конкретных сочетаниях слов: новый дом, новый костюм, красивый дом, красивый город и др. Выбор лексического материала зависит от выражаемой мысли, от семантического согласования. Так, в сочетаниях круглый квадрат, железное небо, умный лес и под. нарушен закон семантического согласования. Сочетания являются грамматически правильными, но бессмысленными. Компоненты сочетания не должны иметь противоречащих сем. Например, глагол или прилагательное, обозначающие действие или свойство живого существа, сочетаются с существительными одушевленными (люди разговаривают, больной человек).

Согласно закону семантического сочетания слов, для составления правильного сочетания слова должны иметь помимо специфических, различающих их сем, одну общую сему (классему). Классемы итеративны, т.е. в данном сообщении они встречаются неоднократно (по меньшей мере дважды). Например, семы 'одушевл.', 'человек' являются классемами слов женщина, худенькая, обняла, расцеловала в предложении Женщина, худенькая, немолодая, обняла его, расцеловала (Гранин).

К классемам относят семантические компоненты общего значения, такие, как: одушевленность/неодушевленность, человеческое существо, мужской/женский пол, взрослая/молодая особь, материальность/нема-териальность, счисляемость/несчисляемость и др. Классемы входят в состав семем крупных лексико-семантических группировок слов внутри части речи. Классемы играют большую роль в синтагматической организации семантической стороны предложения. Принцип повторения сем в значениях синтаксически связанных слов обеспечивает семантическую связность текста, помогает снятию полисемии. Ю.Д. Апресян приводит следующий пример: Хороший кондитер не жарит хворост на газовой плите. Интуитивно любой носитель русского языка сразу ориентируется на те значения слов, которые дают связный текст.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.