КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие семантической функции
В языке имеются обширные группы слов, являющихся комбинаторно обусловленными вариантами одного и того же значения. Для описания этого явления используется заимствованное из математики понятие "функции". Функция выражает зависимость одной переменной от другой: у = f (x). Простым примером проявления такой функциональной зависимости может служить обозначение общего значения "жилье": у = f (x) берлога = f 'жилье' (медведь) гнездо = f 'жилье' (птица) конура = f 'жилье' (собака) нора = f 'жилье' (лиса и др. недом. животн.) хлев = f 'жилье' (корова и др. дом. животные) Рассмотрим в качестве примера словосочетания: заразить (кого-л.) болезнью, обратиться (к кому-л.) с просьбой, окружить (кого-л.) заботой, осыпать (кого-л.) насмешками, подвергнуть (что-л.) анализу, поставить (что-л.) в скобки. Глаголы заразить, окружить, осыпать, подвергнуть, поставить описываются в словарях как имеющие разные значения. Между тем в приведенных примерах различия между этими глаголами несущественны, так как целиком вытекают из различий существительных, с которыми они сочетаются (болезнь, забота, насмешки, анализ, скобки). В приведенных сочетаниях рассматриваемые глаголы имеют одно и то же значение "обработки" (Labor). Это общее значение и называется с е м а н т и ч е с к о й ф у н к ц и е й. Семантическая функция Labor ( обработка) принимает разные значения (глаголы) от разных аргументов (существительных), но сама остается неизменной: х = f (y) заразить Labor болезнь окружить заботой подвергнуть анализу Приведем другие примеры семантических функций. Caus (каузация, сделать так, чтобы нечто имело место): сочинить стихотворение, построить дом, установить порядок, составить приказ, вызвать конфликт и др. Liqi (ликвидация): отменить приказ, излечить болезнь, нарушить порядок, пресечь попытку, снести дом и др. Понятие семантической функции позволяет увидеть за внешним лексическим разнообразием общие механизмы равнозначного преобразования выражений. Они позволяют представить "скрытую" семантическую общность слов, обладающих общим глубинным значением, по-разному реализуемым на поверхностном уровне. А.К.Жолковский и И.А.Мельчук обнаружили несколько десятков семантических отношений такого рода. Они назвали их л е к с и ч е с к и м и п а р а м е т р а м и. Лексический параметр - это абстрактное, типовое значение, которое, подобно грамматическому, выражается при достаточно большом числе слов; однако в отличие от грамматического значения, при разных словах оно выражается по-разному, причем способ его выражения зависит от того, при каком именно слове оно выражается. Примерами лексических параметров могут служить: Magn (' очень', 'высокая степень'): Мagn (брюнет) = жгучий; Magn (дурак) = круглый; Magn (ошибка) = грубая; Magn (тишина) = гробовая; Magn (тьма) = кромешная; Magn (дисциплина) = железная; Magn (знать) = досконально; Magn (белый) = ослепительно. Основными субстантивными лексическими параметрами являются параметры участников ситуации: S-1 (типовое название 1-го участника ситуации, субъекта): S-1 (учить) = учитель; S-1 (лечить) = врач; S-1 (сочинять) = (автор) и др. S-2 (типовое название 2-го участника ситуации): S-2 (учить) = ученик; S-2 (лечить) = пациент; S-2 (сочинять) = произведение и др. S-instr (инструмент): S-instr (резать) = нож; S-instr (пилить) = пила; S-instr (строгать) = рубанок; S-instr (косить) = пила; S-instr рубить = топор и др. Понятие лексического параметра позволяет последовательно описывать сочетаемость слов и фиксировать в виде строгих правил перифрастические (синонимические) отношения между выражениями.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |