Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология юридического труда




Психология юридического труда исследует психические за­кономерности правоохранительной деятельности и разра­батывает психологические основы профессиограммы юри­дических профессий; индивидуального стиля и мастерства; воспитания профессиональных навыков и умений; подбора и расстановки кадров; стиля и руководства правоохранительной деятельностью; профессиональной ориентации, профессионального отбора, профессионального воспитания и формирования личности работников правоохранитель­ных органов; профессиональной деформации и ее предуп­реждения; организации рабочего места, рабочего времени.

Многие ведущие советские психологи (Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л., Леонтьев А. Н., Ананьев Б. Г. и др.) в раз­ное время указывали, что разработка методологических ос­нов психологии должна начинаться с психологического анализа практической трудовой деятельности человека, так как именно в этой сфере находятся главные закономерно­сти психологической жизни человека. Психология труда успешно развивается благодаря рабо­там Ломова Б.Ф., Платонова К.К., Шадрикова ВД., Суходольского ГЛ. и др.

Сложная интеллектуальная трудовая деятельность, от­личающаяся целым рядом специфических особенностей и предъявляющая к личности деятеля разнообразный комп­лекс требований, исследована в настоящее время недоста­точно, и это сказывается на решении практических вопро­сов в области повышения эффективности и качества труда в ряде областей (юриспруденции и др.). Весьма актуальной является разработка психологиче­ских проблем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов. Как известно, процесс труда включает в себя три аспек­та: во-первых, целесообразную человеческую деятельность; во-вторых, предмет труда и, в-третьих, орудия производст­ва, которыми человек воздействует на этот предмет. При рассмотрении понятия эффективности труда необ­ходимо обратить внимание на следующие аспекты:

эффективность любого трудового процесса и, в особен­ности многоцелевого, интеллектуально-практического, тру­да со сложной структурой, каким является труд следовате­ля, прокурора, судьи, юрисконсульта и др., может быть исс­ледована лишь с помощью комплексного, системного ана­лиза;

для повышения эффективности труда основное значе­ние имеет выявление возможностей его интенсификации, которые, как правило, познаются через психологические закономерности различных аспектов профессиональной деятельности.

Профессиональная юридическая деятельность — дея­тельность государственная. Государство ставит перед пра­воохранительными органами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране. Госу­дарство создает специальную систему подготовки, перепод­готовки и усовершенствования правоохранительных орга­нов. Эти требования по мере роста юридической культуры всего общества повышаются как по отношению ко всей правоохранительной системе, так и каждому ее звену, к каждому ее работнику.

В настоящее время нередки случаи, когда окончившие юридический вуз лица по успехам своей профессиональной деятельности располагаются в ином ранговом порядке, не­жели это было во время учебы.Успехи в юридической деятельности, особенно связан­ные с общением, руководством людьми в особых ситуаци­ях, определяются не только академической оценкой полу­ченных знаний и способностями к обучению, но и целым рядом других личностных качеств, которые в учебном про­цессе, как правило, не реализуются и не проверяются.

Основная задача психологии юридического труда — вы­явление рациональных соотношений между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией. В познании этих закономерностей психология труда опира­ется на методы, теоретические положения и эксперимен­тальные данные различных наук общей и дифференциаль­ной психологии, психологии труда, юридической социоло­гии, уголовного права, процесса, криминалистики и других.

Системный подход к данному исследованию позволил определить взаимосвязь между личностными качествами в структуре личности и выделить среди них наиболее значи­тельные для следственной работы:

определить взаимосвязь между профессиональными ка­чествами, знаниями, навыками, умениями в деятельности;

сформулировать основные закономерности связей меж­ду личностными качествами в каждой из сторон професси­ональной деятельности;

определить конечное число сторон профессиональной деятельности, а также качеств, знаний, навыков и умений, реализующихся в этой деятельности, т.е. построить струк­туру профессиограммы следователя, прокурора, судьи, ад­воката и др.;определить, наконец, связь между системой "личность правоведа" и системой правосудия.

Системный подход предполагает центральным аспек­том исследования процесс деятельности и позволяет дать достаточно точное описание этого процесса с учетом всех участвующих в нем элементов. Среди юридических профессий есть такие, овладение которыми требует не только задатков, призвания и образо­вания, но и большого жизненного опыта, целого ряда про­фессиональных навыков и умений. Таковы, в первую оче­редь, профессии судьи, прокурора, а также следователя, ар­битра и некоторых других.

Сложный и ответственный труд этих людей предъявля­ет к личности работника повышенные требования. Боль­шинство этих профессий в настоящее время считается пре­стижными, об этом свидетельствуют конкурсы в юридиче­ские вузы и другие специальные учебные заведения, гото­вящие кадры для правоохранительных органов. Однако многие молодые люди выбирают для себя эти профессии, не имея ясного представления о всей сложности этой дея­тельности, и, главное, они не представляют, какие требова­ния будут предъявляться к ним.

Знакомство с юридическими профессиями мы начнем с самой общей характеристики юридической деятельности. Эта деятельность в первую очередь связана с нормами пра­ва, и отдельные ее виды в самом названии содержат это ос­новное понятие: правоприменительная деятельность, пра­воохранительная деятельность, правозащитная деятель­ность и т.д.

Слово "юридический" является синонимом слову "пра­вовой". На этих словах базируется почти вся юридическая терминология. В целом юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовест­ности, знаний и высокой ответственности труд, основан­ный на строжайшем соблюдении норм закона. Труд юристов, весьма разнообразный и сложный, имеет целый ряд черт, которые отличают его от труда большинст­ва людей других профессий. Во-первых, юридические профессии характеризуются чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Програм­ма решения этих задач может быть выражена в самой об­щей форме, которая, как правило, сформулирована в право­вой норме. Каждое новое дело для следователя, прокурора, судьи, адвоката представляет собой новую задачу. Чем меньше шаблона в подходе к делу, тем более вероятен пра­вильный исход в поисках истины. Во-вторых, юридическая деятельность при всей ее сложности и разнообразии полностью подвергается право­вому регулированию, и это накладывает отпечаток на лич­ность каждого юриста. Уже при планировании своей дея­тельности любой работник мысленно сопоставляет буду­щие действия с нормами законодательства, регламентиру­ющими эти действия.

Практически для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникатив­ная деятельность, которая заключается в общении в усло­виях правового регулирования. Это правовое (процессуаль­ное) регулирование накладывает специфический отпечаток на всех участников общения, наделяя их особыми правами и обязанностями и придавая особый оттенок общению, вы­деляющий юридические профессии в особую группу.. Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональная напряженность труда. Причем ча­ще это связано с эмоциями отрицательными, с необходи­мостью их подавлять, а эмоциональную разрядку отклады­вать на сравнительно большой период времени.

Труд многих юристов (прокурора, следователя, судьи, оперативного работника и др.) связан с осуществлением особых властных полномочий, с правом и обязанностью применить власть от имени закона. Поэтому у большинст­ва лиц, занимающих перечисленные должности, развивает­ся профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.

Для большинства юридических профессий характерной чертой является организационная сторона деятельности, которая, как правило, имеет два аспекта:

а) организация собственной работы в течение рабочего дня, недели, организация работы по делу в условиях ненор­мированного рабочего дня;

б) организация совместной работы с другими должно­стными лицами, правоохранительными органами, сторо­нами в уголовном процессе.

Для многих юридических профессий характерно пре­одоление сопротивления их деятельности со стороны от­дельных лиц, а в некоторых случаях и микрогрупп. Проку­рор, следователь, оперативный работник, судья в поисках истины по делу нередко наталкиваются на пассивное или активное сопротивление со стороны заинтересованных в неправильном исходе дела лиц. По существу, для всех юридических профессий характе­рен творческий аспект труда, который вытекает из перечис­ленных характеристик.

Поиски истины в уголовном судопроизводстве — про­цесс творческий, поэтому следователю, прокурору, адвока­ту, судье необходимы такие качества, как человечность, чут­кость, внимание, умение проникнуть во внутренний мир человека, найти наиболее целесообразные приемы работы в каждом конкретном случае: и когда они имеют дело с особо опасным рецидивистом, и когда перед ними случайно осту­пившийся человек.

Профессиональная юридическая деятельность отлича­ется сложностью и многогранностью. Ее психологический анализ всегда дает возможность выделить ряд этапов, через которые происходило движение к конечной цели — уста­новление истины. В той или иной степени в профессио­нальной юридической деятельности можно выделить сле­дующие стороны: поисковая (познавательная), коммуника­тивная, удостоверительная, организационная, реконструк­тивная (конструкционная), социальная.

В каждой из указанных выше сторон реализуются соот­ветствующие личностные качества, обеспечивая успеш­ность деятельности. Более подробный анализ каждой стороны деятельности будет дан в последующих разделах, анализирующих конк­ретные юридические профессии. Деятельность юриста — многоуровневое, иерархическое, явление. На каждом уровне достижение свойственных дан­ному уровню целей обеспечивается соответствующими личностными структурами, причем их достижение обеспечивает возможность перехода к достижению целей высоких уровней деятельности. Ниже будут даны психологические описания основных юридических профессий, в основном под углом зрения за­дач, которые возложены на те или иные органы, обслужива­ющие правовую систему.

Мы начинаем этот анализ с профессии следователя (эта профессия является "типично юридической"), поскольку деятельность следователя дает возможность выявить пси­хологические закономерности, в той или иной мере харак­терные для юридической деятельности вообще.

Структура профессиограммы следователя. Профессиограмма следователя представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные каче­ства, навыки и умения представлены во взаимной связи и зависимости. Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-пер­вых, определенный цикл профессиональной деятельности, а, во-вторых, в ней реализуются личностные качества, на­выки, умения, а также знания, которые обеспечивают про­фессиональный успех на этом уровне деятельности. В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной инфор­мации для решения профессиональных задач. Особое значение поисковая сторона деятельности следо­вателя имеет на первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации (следы преступника, потерпевшего, оружия или орудий преступления и т.д.), ко­торая дает возможность с достоверностью реконструиро­вать событие преступления с такой степенью точности, как этого требует закон. Осматривая место происшествия, следователь ищет от­веты на вопросы: что здесь произошло, какие следы остави­ло это событие? В правильном решении этих задач велика роль личностных факторов: во-первых, это задатки и спо­собности следопыта, далее имеют значение криминалисти­ческие знания (учение о следах, способах совершения пре­ступлений), профессиональный опыт.Следующий уровень — коммуникативная сторона дея­тельности, в процессе которой следователь должен полу­чить необходимую для раскрытия преступления информа­цию от людей путем общения с ними. На допросе нередко решается судьба допрашиваемого и судьбы других людей. Идет борьба умов. Победить в этой борьбе следователю помогают специальные научные зна­ния в области психологии и тактики допроса, мастерство, проявляющееся в профессиональных умениях и навыках ведения допроса. Следователь должен уметь организовать свое психиче­ское состояние. Хороший следователь обладает навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой и в рамках закона эмоциями допрашиваемого.Вся полученная в результате поисковой и коммуника­тивной деятельности информация следователя или дознавателя в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специальные предусмотренные законом формы: протоколы, постановления и т д. Для этого следователь должен хорошо владеть письмен­ной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную. На следующем уровне следователь выступает как орга­низатор расследования. Принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при этом выступает в каче­стве организатора деятельности многих людей. Практиче­ская работа ставит его ежедневно в положение сдающего эк­замен, требует особой собранности, точности и организо­ванности. На следующем уровне находится реконструктивная сто­рона деятельности следователя. Говоря языком кибернети­ки, это блок переработки информации и принятия реше­ния. Важное значение на этом уровне имеет общий и спе­циальный интеллект следователя. Современный следова­тель должен очень много знать: уголовное право, уголовный процесс, криминалистику и педагогику, бухгалтерский учет и судебную баллистику. Это далеко не полный перечень на­учных дисциплин, на которые опирается специальный ин­теллект следователя при переработке исходной информа­ции, выдвижении гипотез, версий и разработке планов рас­следования.

Завершает структуру профессиограммы социальная сторона, в которой следователь предстает как организатор борьбы с преступлениями в своем районе или на участке. Центр тяжести в борьбе с преступностью переносится им на выяснение ее причин и условий и принятия мер к их ликвидации. Восприятие следователя всегда целенаправленно, пла­номерно, осмысленно. Это связано с профессиональным опытом и особенностью мышления. Наблюдение как определенный вид человеческой дея­тельности связано с преднамеренным восприятием пред­метов и явлений внешнего мира. Особое место в процессе наблюдения занимает установ­ка к определенной активности, которая зависит от конкрет­ной потребности и объективной возможности удовлетворе­ния. Понятие установки тесно связано с проблемой единства и целостности деятельности. Созданная следователем система определяется "выделе­нием" им события преступления. Это более или менее об­разная динамичная картина событий, которая представляет собой форму существования версий.

Анализируя понятие "вычленение криминалистически значимой информации", остановимся на анализе профес­сионального вычленения информации. Осматривая боль­ного, врач вычленяет симптомы заболевания и таким обра­зом ставит диагноз. Водитель автомобиля при езде по горо­ду вычленяет только значимую для него информацию: сиг­налы светофора и регулировщика, дорожные знаки, участ­ников движения, которые находятся на предполагаемой траектории его сути. Эта картина постоянно изменяется, она динамична. Аналогично действуют пилот самолета, диспетчер аэропорта. Для принятия правильного решения всем этим профессионалам необходимо вычленить из ок­ружающей среды необходимую информацию. Все осталь­ные объекты в этом случае являются фоном.

При осмотре места происшествия следователь сталки­вается с совокупностью вещей и обстоятельств, которые ли­бо никак не связаны друг с другом, либо связаны таким об­разом, что не позволяют сразу найти путь расследования. Чтобы действовать целесообразно в условиях этой практи­чески бесконечной среды, следователь, действуя избирательно, связывает между собой элементы сово­купности и создает гипотетическую систему доказательств. Криминалистическая наблюдательность при осмотре места происшествия — это планомерное, целенаправлен­ное, продуманное восприятие обстановки. Такое восприя­тие в психологии называется наблюдением. Чтобы оно бы­ло максимально эффективным, надо соблюдать определен­ные правила. До начала осмотра важно получить общее представление о случившемся. Хотя первоначальная ин­формация нередко весьма противоречива и впоследствии может не подтвердиться, она, тем не менее, дает возмож­ность следователю наметить план осмотра, приступить к построению мысленной модели случившегося. Анализ успешных осмотров свидетельствует, что на первоначальной стадии у следователей, производивших эти осмотры, преобладало симультанное (цельное) восприятие предметов и явлений. Сукцессивные тенденции (последова­тельное описание "всех" предметов, попадающих в поле зре­ния, по часовой стрелке или против нее без попытки вычле­нения следов события преступления) лишали следователя творческого подхода и не создавали предпосылок для выяв­ления наиболее важных носителей криминалистически значимой информации. Эффективность поисковой деятельности в значительной степени зависит от ряда личностных качеств и навыков следователя, обеспечивающих выделение именно тех объ­ектов, которые являются носителями криминалистически значимой информации: выделение картины прошлого (преступного события) по следам, оставленным в настоя­щем.

При этом нередко в связи со сложностью воссоздавае­мого события, его многоэпизодностью следователю необ­ходимо уметь выделить не одну, а несколько групп объек­тов, несущих информацию по каждому предполагаемому эпизоду. В настоящее время экспериментально доказано, что че­ловек одномоментно может оперировать количеством эле­ментов 7—2. Это определяется ограниченным объемом кратковременной памяти, которая способна сохранять оп­ределенное число элементов (единиц) независимо от коли­чества содержащейся в них информации, поэтому один из способов увеличения объема информации, одномоментно перерабатывающейся человеком, — укрупнение этих эле­ментов (единиц), т.е. их обобщение. В литературе было вы­сказано предположение, которое подтвердилось экспери­ментально, что образные компоненты выполняют функ­цию укрупненных информационных единиц. Следующий этап — "вычленение" из окружающей среды "опорных точек" (следов насилия на трупе, проникновения преступника в помещение, следов потерпевшего, оружия или его следов, орудия преступления или их следов и т.д.). Выделенные опорные точки (сигналы) включаются в по­строение "контура" предполагаемого события (преступле­ния). Выделение контура совпадает с выдвижением гипотезы, объясняющей данное происшествие. Одновременно следо­ватель продолжает отыскивать другие опорные точки, со­держащие информацию, входящую в предмет доказывания (личность преступника и личность потерпевшего и их вза­имоотношения, мотивы преступления, время его соверше­ния и т д.). Все это требует высокого уровня развития наблюдательнести, которая, как отмечает К.К.Платонов, является свой­ством личности как способность замечать в воспринимае­мом малозаметные, но существенные для определенной це­ли детали как "фигуры" на малозначимом фоне.

Высокий уровень наблюдательности следователя обус­ловлен следующим:

1) установкой на восприятие информации, имеющей значение для раскрытия преступления и расследования уголовного дела; эта установка помогает преодолеть брезг­ливость (например, при осмотре разлагающегося трупа), усталость и апатию (при длительном безрезультатном обыске и т.д.);

2) специфическим концентрированием внимания на тех именно объектах и их свойствах, которые могут дать не­обходимую информацию; обнаружение следов сопротивле­ния на трупе потерпевшего, следов подделки при осмотре документов, констатации улик поведения при наблюдении за допрашиваемым и т.д.;

3) длительным сохранением устойчивого внимания, обеспечивающего готовность всех систем следователя к восприятию в нужный момент необходимой исходной ин­формации (особенно при длительных обысках, осмотрах мест происшествия и длительных допросах).

Психология труда, классифицируя тысячи человече­ских специальностей, в первую очередь исходит из объек­тов взаимодействия в процессе труда. В мире техники ог­ромное количество специальностей попадает под катего­рию взаимодействия "человек — машина". Психологиче­ские закономерности в деятельности человека — специали­ста в этих областях — изучаются в основном в сфере инже­нерной психологии.

Есть большая группа профессий "человек-—человек". Это специальности педагога и врача, актера и судьи, про­давца и администратора. Следователь относится к этой же категории. Коммуникативный аспект в деятельности этих людей является одним из доминирующих. Следователь, пожалуй, в первую очередь, должен иметь незаурядные спо­собности собеседника, который ведет беседу в особо труд­ных условиях. Многим представляется допрос как борьба следователя с допрашиваемым. Это, по крайней мере, не вполне точно. Мы рассматриваем допрос, прежде всего как организацию следователем такого психологического состояния допра­шиваемого, которое способствовало бы получению от него наиболее объективной и полной информации о событии преступления и личности преступника. Рассматривая допрос как беседу и взаимодействие двух людей, в силу правового регулирования их деятельности можно определить особенности ролевой позиции каждого собеседника.Успешное взаимодействие двух систем — следователя и допрашиваемого, зависит от психологического контакта между ними. Глубина контакта обычно связана с тем, на каком уров­не он осуществляется. Опытные следователи интуитивно и осознанно меняют различные параметры. Одна из важнейших проблем психологии допро­са—проблема регулирования тех отношений, которые в ходе допроса возникают между допрашиваемым и допра­шивающем и в определенной мере влияют на разрешение последним целей допроса. Допрос — это борьба за истину. Силу в этой борьбе сле­дователю дают различные научные знания, н одно из пер­вых мест среди них занимает психология. Для третьего уровня характерно преобразование (перекодирование) полученной информации, т.е. устранение семантической неопределенности, которая обеспечивается протокольным описанием.

В последнее время в психологии высказывается мнение о том, что знак имеет не только информационную функ­цию, определяемую как его связь с обозначаемым объек­том, но и структурирующую, преобразующую функцию, которая связана с воздействием знака на субъект. Знаки иг­рают двоякую роль в деятельности человека: с одной сторо­ны, они участвуют в управлении преобразования объекта, с другой — организуют психическую, мыслительную дея­тельность субъекта. Это обусловлено еще и тем, что знак всегда функционирует не изолированно, а лишь как эле­мент определенной знаковой системы (более подробно см. §6гл.УГ).

Протокол допроса должен удовлетворять следующим требованиям.

1. Язык его должен отвечать нескольким критериям: грамматическому, стилистическому и юридическому. Он должен быть точным, достаточно точно понятным для тех, кто будет читать протокол.

2. В протоколе следует сохранять лексические особенно­сти речи допрашиваемого.

3. Протокол должен полностью соответствовать требова­ниям процессуального закона по внешнему оформлению и по самому его содержанию.

4. Протокол (если это рукопись) должен быть написан разборчивым почерком.

В настоящее время в следствии активно применяются средства фиксации показаний: машинопись, магнитофон­ная запись, в иных случаях — стенография. Эти средства, повышая культуру следователя, одновременно требуют от него более высокого мастерства и специальных техниче­ских навыков при проведении допроса. Диктофон удобно применять при осмотре местности в плохих погодных ус­ловиях, исключающих непосредственное составление про­токола (сильный мороз, дождь, ветер и т.д.), когда необхо­димо бывает быстро зафиксировать информацию, получае­мую из различных источников (судебно-медицинский экс­перт, криминалист, пожарник, кинолог, потерпевший в тя­желом состоянии).

Обладая большой процессуальной самостоятельностью, следователь сам принимает решение, реализует его, распо­ряжается рабочим временем, выбирает пути и средства для раскрытия преступления и т.п.

Показатель культуры в работе следователя — умение ор­ганизовать рабочий день так, чтобы ни один час своего и чужого времени не пропал даром.

Путем анкетирования следователей установлено, что пе­риод "втягивания" в работу продолжается примерно 0,5 — 2 часа. Затем наступает период продуктивной работы в тече­ние примерно 3,5 час, а далее — утомление, и эффектив­ность труда падает. В этом случае следует делать перерыв. После него возникает еще один рабочий цикл, но эффек­тивность труда будет ниже, чем при первом цикле. Попыт­ки в один день проделать еще третий и четвертый циклы ведут к переутомлению.

Во второй половине дня наиболее продуктивное время, как правило, наступает час спустя после обеденного пере­рыва и заканчивается за час до окончания рабочего дня. Это необходимо учитывать вообще для правильного распреде­ления своего рабочего времени: самая сложная работа дол­жна планироваться в часы наивысшей продуктивности.

Специфика следственной работы создает своеобразные аспекты утомления и отдыха. Следователь должен отдыхать активно. Цель отдыха — высокая мышечная нагрузка и снятие нервного утомления и напряжения, возникших на работе. Мы рекомендуем следующие виды отдыха: прогул­ки, в особенности в лесу, сбор грибов и ягод, работу в саду и огороде, туризм, охоту и рыбную ловлю, плавание и про­гулки на лыжах.

Следователь, как правило, имеет дело с группой людей, которые вследствие стечения обстоятельств попали в орби­ту следствия (оперативная группа, ревизоры, эксперты, по­нятые, добровольная дружина, которая осматривает мест­ность, и т.д.). Следователь должен уметь быстро сплотить и организовать всех этих людей, определить каждому свое место, создать в считанные минуты монолитный коллек­тив, подчинив их всех своей воле, единой цели. К сожале­нию, этими организаторскими способностями обладают далеко не все наши следователи.

В соответствии с нормами уголовно-процессуального закона официальным лидером при взаимодействии явля­ется следователь. Закон именно его наделяет правом давать поручения, обязательные для исполнения органами дозна­ния; следователь определяет самую потребность во взаимо­действии, цели и направления расследования преступле­ния. В связи с'его процессуальным положением следова­тель имеет больше шансов выдвинуться на роль фактиче­ского, делового лидера, и в этом случае официальный и не­официальный (фактический) лидеры совпадают в его лице. В процессе расследования по большинству дел необхо­димо содействие милиции с ее оперативно-розыскными возможностями, специальными научно-техническими и транспортными средствами, предназначенными для за­крепления следов преступления и розыска преступников.

Практика показывает, что для раскрытия преступления умелое сочетание следственных действий с оперативно-ро­зыскными мероприятиями особенно важно. По делу об исчезновении гражданина К. у следователя возникло предположение, что труп потерпевшего находится на дне большого озера. Для проверки этой версии следова­тель заручился помощью спортсменов из школы подводно­го плавания, находящейся в 300 км от этого озера. Следова­телю пришлось организовать доставку спортсменов и обо­рудования, обеспечить их жильем и организовать розыск трупа. В результате трехдневных поисков труп был обнару­жен па дне озера, и это обеспечило расследование дела в правильном направлении.

Следователь выступает как руководитель сложных кол­лективов, осуществляющих действия в трудных, а порой экстремальных условиях: осмотр сложного транспортного происшествия на перекрестке улиц, обыск и задержание, осмотр места пожара и т.д.

Один из важных аспектов деятельности следователя как организатора — быстрое укомплектование группы людей, с которыми ему необходимо организовать взаимодействие или от которых ему нужно получить дополнительную ин­формацию. Комплектование такой группы зависит от со­вершенного преступления, местных условий и других фак­торов.

Например, при подготовке к осмотру магазина, из кото­рого путем взлома совершена кража, следователь включает в группу специалиста-криминалиста, работников уголовно­го розыска, собаковода с собакой и понятых (желательно из жителей данной местности). Кроме того, он вызывает на место участкового инспектора, на территории которого со­вершена кража, представителя охраны Л сторожа данного магазина, техника по сигнализации, представителя адми­нистрации магазина (особенно материально ответственное лицо), представителей ОБХСС (для организации инвента­ризации и отработки версий о симуляции кражи), членов комиссии, которые будут проводить инвентаризацию после окончания осмотра.

Аналогично комплектуются группы при осмотрах тру­пов (с включением в эти группы медицинского эксперта), транспортных происшествий (с включением работников ГАИ и представителей транспортных организаций и т.д.).

Следователь должен развить у себя умение управлять всеми участниками осмотра, координировать их действия, оценивать исходную обстановку, принимать решения.

В группе не может быть споров о личном престиже, о лидерстве. Все подчиняются одному руководителю, и этим руководителем является следователь. Социальными психо­логами давно установлен факт, что группа, состоящая из умных, опытных и талантливых людей и созданная для ре­шения важной производственной задачи, может не выпол­нить ее из-за борьбы за место лидера среди двух и более участников. Эта социально-психологическая закономер­ность в иных случаях оказывает влияние в ходе осмотра места происшествия, когда его участники в своих действи­ях начинают руководствоваться престижем и ведомствен­ной принадлежностью. В ряде случаев действие подобных факторов можно предусмотреть заранее, не назначая в одну оперативную группу лиц с ярко выраженным авторитар­ным складом характера или находящихся в неприязненных отношениях.

Основа организаторской деятельности — способность точно ориентироваться в действительности, в частности в начальной ситуации, качествах людей и их возможностях.

Талантливый организатор даже в тяжелых условиях на­ходит выход. На основе хорошей ориентировки в обстанов­ке и людях он вначале мысленно, а затем и реально расста­вит людей в соответствии с их возможностями, учтет на­личные материалы и средства, наметит перспективы рабо­ты, воодушевит людей на выполнение долга перед обще­ством.

Организаторские качества и умение в значительной сте­пени можно привить (воспитать) и развить. Сложность проблемы заключается в том, что они формируются в усло­виях профессиональной деятельности. Поэтому понятие "инициативный, организованный студент" на практике не адекватны понятию "инициативный, организованный сле­дователь" и нередко находятся с ним в противоречии. Дума­ется, что для следственной работы необходимы прежде всего такие организационные качества:

1) настойчивость, энергичность, самоорганизованность, обеспечивающие целенаправленное расследование уголов­ного дела, систематическую по нему работу,

2) находчивость, ответственность, требовательность, умение хранить тайну, организаторские способности, обес­печивающие руководство различными группами людей в ходе расследования уголовного дела;

3) выдержка, дисциплинированность, самокритичность, чувство собственного достоинства в отношениях с коллега­ми и руководством.

Далее мы остановимся на психологическом анализе ре­конструктивной деятельности следователя и рассмотрим ее связи с другими сторонами. Всю исходную информацию следователь мысленно со­поставляет с предметом доказывания для данной категории преступлении. Общий алгоритм доказывания изложен в процессуаль­ном законе, который формулирует для следователя общие понятия предмета доказывания по уголовному делу и про­цедуру получения информации о предмете доказывания. процесс доказыва­ния в конечном итоге должен завершаться однозначными ответами («да» или «нет») в отношении каждого аспекта предмета доказывания. Но на ранних стадиях расследова­ния при анализе исходной информации невозможно быва­ет принять однозначные решения, так как и анализ, и син­тез протекают в гипотетической, интуитивной форме, а вы­вод иногда формируется в форме "быть может".

В создании мысленных проб и последующей разработке следственных версий, в особенности на первоначальных этапах расследования, большое значение имеют интуиция и воображение следователя. Воображение на основе синтеза полученной информации и профессионального опыта со­здает модели (версии) прошлого события, которые сопо­ставляются со всеми собранными по делу доказательства­ми. Интуитивный процесс выражается в комплексном под­ходе при анализе информативных ориентиров поиска. Сущность его заключается в имеющейся у следователя "мо­заике признаков", соответствующей предмету доказывания по данной категории преступлений. Чем богаче у следователя такая мозаика и чем выше развито у него умение на­ложить, сопоставить эту мозаику с полученной извне ин­формацией, тем результативнее его версионное мышление, но чем ближе к заключительной стадии расследования, тем меньший удельный вес в реконструктивной деятельности следователя должны занимать оба эти качества. Используя язык математики, можно сказать, что по мере приближе­ния расследования к обвинительному заключению роль во­ображения и интуиции в процессе доказывания должна сводиться к нулю.

Участие образных компонентов в мышлении следовате­ля дает ему следующие преимущества:

укрупняет те информационные единицы (элементы), которыми следователь оперирует в процессе мышления, что ускоряет поиск смысловых связей и обеспечивает их большую содержательность;

способствует стимулированию мыслительного процес­са, что в свою очередь является основной причиной одно­моментного понимания без последовательного перебора всех вариантов;

влечет за собой увеличение количества правильных суж­дений и уменьшение ошибочных по мере появления образ­ных компонентов в процессе мышления, т.е. оказывает по­ложительное влияние на успешность решения следствен­ных задач.

Путь от образного мышления к понятийному ведет от конкретного образа через формирование образа все более высокого уровня обобщения к образным схемам. В образ­ных схемах закрепляются уже не все черты отражаемого предмета, а фиксируются только главные компоненты, су­щественные в практической деятельности. Чем дальше продвигается образ от восприятия к схеме, тем он абстракт­нее, т.е. упрощается, утрачивает некоторые из своих эле­ментов.

Следующим, вторым этапом является проверка версий, поиск верной версии.

Выделим основные стадии на этом этапе:

1) выведение следствий, выдвижение предположений, вытекающих прямо из каждой версии;

2) поиск информации, которая может подтвердить или опровергнуть гипотезы или следствия из них;

3) поступление новой информации и повторение цикла снова.

После того, как пройдет полностью весь цикл и будет принята одна версия, а остальные отброшены (в отдельных случаях просто пересмотрена заново сама система версий), эта версия конкретизируется в нескольких "подверсиях", и весь цикл повторяется для них и т.д. до тех пор, пока карти­на преступления не будет представлена достаточно точ­но, т.е. не будет однозначно выявлен преступник и от­ражена его деятельность.

В случае, когда все исходные версии ложны, необходимо восхождение к более общей версии и поиск других ее вет­вей. Если представить как дерево графов все возможные версии в каком-то конкретном преступлении и считать верши­ну наиболее общей версией, а основания наиболее конкрет­ными, то динамика версий представляется как движение по этому дереву сверху вниз, хотя иногда может потребоваться и восходящее движение.

Проверка криминалистической версии психологически трудна при работе следователя.

При расследовании преступления, в частности во время проверки версии, "механизм самоподтверждения" мешает адекватно оценить версию и увидеть противоречащие ей факты.

Это происходит из-за повышенной оценки той или иной удачной (объективно удачной или выступающей таковой для субъекта) находки, вследствие чего обесцениваются, представляются ненужными другие варианты. Это, с одной стороны, действительно позволяет избавиться от необходимости перебирать все возможные варианты, но, с другой — этот же механизм является причиной рассмотренных предпочтений с одновременным игнорированием других возможностей, поскольку отбрасыва­ется масса обесцененных вариантов.

Наряду с "механизмом самоподтверждения" на выбор и оценку версий по делу оказывает влияние психологическая инерция, в силу которой следователь отдает предпочтение одной версии. "Психологическая инерция — предрасполо­жение к какому-то конкретному методу или образу мышле­ния при решении задачи'".

В ходе проверки версии может обнаружиться несостоя­тельность первоначальной версии. Это приводит к двум су­щественным с психологической точки зрения последстви­ям. Прежде всего, ведутся поиски недостающих данных. Бывают, однако, случаи, когда новой информации не по­ступает и вместе с тем есть основание думать, что решение задачи находится внутри данной совокупности фактов. В этих случаях созданную систему обстоятельств необходимо "рассыпать", "расчленить" снова на отдельные элементы и еще раз пересмотреть каждый из этих элементов по дру­гим, не отраженным ранее признакам и связям. В этом проявляется основное свойство мышления — открывать новые признаки объекта через включение его в новые свя­зи. В новых связях "те же" предметы, как известно, выступа­ют в новом качестве. На основе этого анализа возникает но­вая система обстоятельств, а вместе с нею и новые версии.

Согласно оперативным данным, в магазине реализова­лась неучтенная молочная продукция. Однако ни инвента­ризация, ни контрольно-выборочное сличение по этим ви­дам продукции не выявили недостач либо излишков. По инициативе следователя ревизор проанализировал движе­ние тары и выявил ее излишки как раз за тот период, когда в магазин завозились неучтенные товары, и в том количе­стве, которое требовалось для их вывоза. Ознакомленный с этими результатами в процессе допроса, директор магазина признался в совершенном преступлении.

Обязательным компонентом реконструктивной дея­тельности является проверка надежности ее результатов. На окончательной стадии таким контролем для следователя является суд, но хороший следователь до суда на различных этапах своей работы (особенно на стадии ареста и предъяв­ления обвинения) проверяет созданную им конструкцию различными способами, убеждаясь в ее надежности.

Необходимо остановиться еще на таких качествах, как критичность и непредвзятость (объективность) мышления, без которых следователь не может найти объективную ис­тину.

Чрезвычайно значимым для успешной профессиональ­ной деятельности является качество, которое может быть названо детектором ошибок. Еще Аристотель сказал: "Со­мнение есть начало мудрости". При анализе уголовных дел, по которым были допущены такие грубые ошибки, как нео­боснованные аресты, обыски, необоснованное привлечение граждан к уголовной ответственности, выявлена зависи­мость между слабостью самоконтроля, склонностью к воле­вым методам и грубыми нарушениями закона.

Одно из профилирующих свойств личности, определя­ющее высокий уровень профессионализма следовате­ля, — комплексное чувство перспективы уголовного дела. В его основе лежат главным образом качества реконструктив­ной деятельности.

Талантливого следователя характеризуют:

экономное (симультанное) вычленение криминалисти­чески значимой информации на месте происшествия и в других условиях;

быстрый перевод (перекодирование) этой информации в знаковую систему криминалистических понятий;

переработка полученной информации в закодирован­ном виде, создание гипотез;

проверка выдвинутых гипотез путем раскодирования информации на предметном уровне. Построение при под­тверждении гипотезы версии в закодированном виде и со­здание на ее основе плана расследования;

высокий уровень самопроверки: детекция ошибок, за­ключающаяся в периодическом сопоставлении выдвинутой версии с реальными обстоятельствами. Для этого необхо­дим механизм перекодирования, раскодирования и быст­рого перехода от одной кодовой системы к другой, а также на уровне: "Предмет — образ предмета — знак-предмет".

Социальная сторона охватывает политический аспект деятельности следователя как организатора борьбы с пре­ступностью на вверенном ему участке. Эта деятельность включает анализ преступности, профилактические мероп­риятия, правовую пропаганду и начальную стадию перевос­питания преступника для возвращения его к социальной норме поведения.

Социальная сторона отражает профессиональную на­правленность, т.е. интерес к профессии, мотивы, побуждаю­щие к следственной деятельности, и эмоциональное к ней отношение (любовь, удовлетворенность, потребность и тд.).

Есть профессии, выбрав которые, человек одновременно приобретает постоянное напряжение, постоянную заботу. К таким относится и профессия следователя. Он не может вернуться домой и отключиться от своих дел до следующе­го рабочего дня. Ему противопоказана роль пассивного на­блюдателя.

Речь идет о следователях, относящихся" к своей работе как к творческому поиску истины по каждому уголовному делу. Работников, обладающих необходимыми качествами, явно не хватает. Их нужно растить, поддерживать, им нуж­но создавать необходимые условия для плодотворной дея­тельности. Ведь никакие технические усовершенствования и оборудование не заменят самого следователя, который на основе своего опыта и интеллекта использует эти достиже­ния для установления истины. Расследование — итог ere раздумий, жизненного и профессионального опыта, интуи­ции и таланта.

Личность следователя, как видно из предыду­щего изложения, отличается сложностью и многогранно­стью. Она складывается и формируется в основном в ре­зультате взаимодействия многих факторов, но главным и определяющим является личность человека, кото­рый избрал профессию следователя в качестве одной из главных своих жизненных целей.

Один из главных аспектов статуса личности следовате­ля — овладение им своей социальной ролью во всем разно­образии и динамике различных ее аспектов. Сюда входит создание социальных стереотипов поведения при выполне­нии следственных действий во взаимодействии с оператив­ными работниками, выездах в командировки, выступлении перед населением и т.д.

От правильности занятой следователем в сложной след­ственной ситуации позиции в значительной степени может зависеть успех расследования и раскрытия преступления. В этой области молодому специалисту особенно необходим положительный пример старших коллег, в совершенстве владеющих такими социальными стереотипами.

Следователь в своей работе постоянно испытывает эмо­циональные перегрузки. На него действует большое коли­чество отрицательных эмоций: гнев, отвращение, страх, жа­лость, которые он должен в силу выполнения своего слу­жебного долга подавлять, а в иных случаях скрывать. Есте­ственно, что для снятия нервного напряжения, возникаю­щего под действием указанных эмоций, необходима поло­жительная разрядка. Эта разрядка, механизм которой осно­ван на положительных эмоциях, предохранит следователя от профессиональной деформации. В основе ее лежит чув­ство удовлетворения результатами своего труда. На эти мо­менты обращают внимание многие из опрошенных следо­вателей. Так, один опытный следователь в анкете пишет:"... чувствую глубокое удовлетворение собой, когда под моим влиянием преступник, переоценивая свои поступки, всю прежнюю жизнь, вступает на путь исправления..."

Другой следователь по этому же вопросу пишет следую­щее: "...испытываю удовлетворение, когда кому-либо (на­пример, потерпевшему) приношу реальную пользу".

Наконец, третий следователь говорит, что испытывает чувство глубокого удовлетворения, когда раскроет сложное преступление.

При исследовании социальных аспектов деятельности выявлены также социальные установки: стремление к спра­ведливости, торжеству закона над беззаконием и т.д., кото­рые обеспечивают общую социальную направленность лич­ности следователя.

Следователь почти по каждому делу выступает в функ­ций социолога и криминолога, выясняющего причины и условия совершения данного преступления, а также в каче­стве педагога и психолога, оказывающего воспитательное воздействие на лицо, совершившее это преступление.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. В российской правовой науке возникло два направления представлений о природе права. Первое направление утверждало, что право присуще человеку от природы и независимо от социальных условий. Основой права являются естественные нравственные убеждения, составляющие совесть. Второе направление опиралось на социальные условия возникновения права и рассматривало его с точки зрения общечеловеческих ценностей. Право понималось как одна из высших ценностей человеческой жизни. Психологически оно описывалось понятиями «обязанность», «долг», «ответственность» и было призвано регулировать поступки людей.

2. Уже в начале ХХ в. в российском правосознании отношение к праву располагалось в континууме от правового идеализма до правового нигилизма, причем проявлялись и такие виды отношения к праву как правовой реализм, правовой фетишизм, правовой инфантилизм и пр.

3. Содержание правового сознания представляет собой сложный набор психологических элементов. Центральным и наиболее важным элементом является отношение к праву, которое складывается из представлений о праве и работниках правоохранительных органов, норм права, мотивов поведения, настроений людей по отношению к закону и традиций их соблюдения. В содержании правосознания следует отметить и такой важный элемент как осознание человека себя в качестве полноправного носителя прав и свобод.

4. Структура правосознания складывается на основании правовой психологии и правовой идеологии. Правовая психология охватывает область обыденного правового сознания. Правовая идеология строится на основе теоретического правового сознания.

5. В научной юридической литературе правосознание понимается как духовное образование, как отношение людей к праву, как единство правовых знаний, оценок и поведения.

6. Правовая культура – это понятие более широкое, чем правовое сознание. Правовая культура – это не только духовное, но материальное образование, овеществленное в социальных институтах, законодательстве, правоохранительных и правоприменительных органах. Правовая культура включает в себя как элементы общественного правового сознания, так практику функционирования правовых общественных институтов.

 

 

7. Позитивное отношение к праву формируется в процессе правовой социализации. Незаконченная социализация приводит к правовому инфантилизму.

8. В зависимости от объема знаний о праве, направленности и интенсивности чувств, правомерности или противоправности поведения, а также оценки значимости выделяются восемь типов правосознания: идеализм, реализм, конформизм, фетишизм, инфантилизм, скептицизм, цинизм и нигилизм.

 

Руководитель занятия:

начальник кафедры психологии и педагогики

полковник вн. сл. Ю.Н. Соболев

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.