КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Музыкальная культура Украины второй половины XIX ст
Украинская культура, в частности музыкальная, в середине и второй половине XIX ст. выходит на новый качественный уровень. В это время ее создавала целая плеяда выдающихся художников. В музыкальном искусстве значительное развитие приобрел романтический стиль, а его кульминационный этап приходится на творчество Г. Лысенко, который сумел предоставить этому стилю яркую национальную выразительность и стать основателем национальной композиторской школы XIX ст. В разных областях украинской культуры и в музыкальном искусстве прослеживаются процессы национально-культурного возрождения, связанного с национально-освободительным движением. Музыкальная жизнь в Украине во второй половине XIX ст. заметно интенсифицируется. Она обогащается новыми формами; к ней постепенно приобщаются широкие слои населения. Рядом с концертами в салонах городской аристократии значительное распространение приобретает музицирование в домах интеллигенции (любителей и учителей музыки, композиторов). В начале 50-х в Харькове в доме профессора П.Сокальского (отца известного композитора П.П.Сокальского) возник инструментальный ансамбль (скрипка, альт, виолончель и фортепиано), в котором принимали участие три его сына и харьковская студенческая молодежь. Для этого ансамбля юный П.Сокальский писал свои первые композиции. Домашние камерные музыкальные собрания были также и в других городах: Киеве, Екатеринославе, Полтаве и др. Музыкальное творчество предшественников и современников Г.Лысенко Вторая половина XIX ст. - важный этап развития украинского музыкального искусства. В это время интенсифицируется процесс формирования новой национальной композиторской школы, основателем которой стал Г.Лысенко. Предшественниками Лысенко мы считаем композиторов: Семен Гулак-Артемовский (1813-1873), Михаил Вербицкий (1815-1870), Иван Лавровский (1822-1873), Тимофей Шпаковский (1829-1861), Тимофей Безуглый (близко 1830-?), Петр Сокальский (1832-1887), а современниками - виднейших композиторов, которые писали музыку вместе с ним, и большая часть их композиторского творчества приходится на вторую половину XIX ст.: Петр Нищинский (1832-1896), Сидор Воробкевич (1836-1903), Анатоль Вахнянин (1841-1908), Михаил Колачевский (1851-1907), Николай Аркас (1853-1909), Виктор Матюк (1852-1912), Остап Нижанкивский (1862-1919), Владимир Сокальский (1863-1919), Генрих Топольницкий (1864 -1920), Денис Сичинский (1865-1909). Большинство композиторов - предшественников и современников Г.Лысенко не могли полностью отдаться композиторскому творчеству, а занимались еще и другой деятельностью. Западноукраинские композиторы Вербицкий, Лавровский, Воробкевич, Виктор Матюк, О.Нижанкивский служили священниками, а Воробкевич был еще и поэтом; писателем и гимназийным учителем был Вахнянин. Нищинский - знаток древнегреческого языка, обучал этому языку в гимназиях и делал переводы с древнегреческого языка на украинскую. Многогранностью отмечалась деятельность П.Сокальского. Он излагал природоведение в гимназии, был личным секретарем и репетитором детей российского консула в Нью-Йорке, журналистом, писал труды по астрономии, химии. Г.Аркас служил в морском министерстве, а М.Калачевский занимался адвокатской практикой. Имел возможность полностью посвятить себя музыке С. Гулак-Артемовский, который стал знаменитым певцом - солистом императорской оперы в Петербурге. Пианистами-профессионалами были Шпаковский и Безуглый. На путь музыканта-профессионала стал Д.Сичинский (был дирижером, преподавателем фортепиано), но это привело его к материальному затруднению и нужде. Композиторы - предшественники и современники Г.Лысенко, которые творили во второй половине XIX ст., получили очень разное музыкальное образование. Г.Колачевский в 1876 г. закончил Лейпцигскую консерваторию по классу профессора К.Рихтера. Д.Сичинский учился в Львовской (польской) консерватории, в частности, в профессора Микули - ученика Ф.Шопена. В.Сокальский учился игре на фортепиано в музыкальных классах Харьковского отделения РМО. Вокальное направление имело музыкальное образование Гулака-Артемовского. Музыки он учился в духовной семинарии и стал солистом Михайловского монастыря в Киеве. Российский композитор М.Глинка, набирая певцов для Петербургской придворной капеллы, забрал Гулака-Артемовского в Россию. Понимая, что этот мальчик имел исключительные способности как певец, Глинка не отдал его в придворную капеллу, а сам занимался с ним и поспособствовал, чтобы Гулак-Артемовский поехал усовершенствовать свое вокальное мастерство в Италию. Хоть профессиональный уровень и художественная ценность произведений, которые писали предшественники и современники Лысенко, не одинаковые, однако эти композиторы были творцами музыкально-исторического процесса, и в их музыке представлены почти все существующие в европейской музыкальной культуре жанры: опера, симфония, хоровая, камерно-вокальная и камерно-инструментальная музыка, развивалось музыкальное мышление, прослеживается эволюция романтического стиля. В творчестве современников Лысенко значительное место занимает народная тематика (народные образы, народный быт), в музыке воплощаются картины родной природы; зарождается историческая та гражданская тематика. На творчестве композиторов сказалась музыкальная атмосфера городского быта. В индивидуализированной романтической лирике раскрывается богатый внутренний мир человека, ее отношения с окружающим миром. У композиторов - предшественников и современников Г.Лысенко усиливаются тенденции к усвоению достижений общеевропейской романтической музыки - особенностей романтических жанров, образности, стилистики. При этом в них преобладала ориентация на австро-немецкое и российское музыкальное искусство. Композиторы часто обращались к народно-песенным источникам и использовали их в виде цитат, отдельных элементов народного музыкального стиля, иногда создавали "авторско-народные" мелодии, а в некоторых произведениях уже зарождается музыкальное мышление в народно-песенном стиле (преимущественно у композиторов, которые создавали под влиянием Лысенко). В стилевой адаптации - приспособлении "чужого" к "своему" - прослеживаются эволюционные процессы. Но только Г.Лысенко, который среди тогдашних композиторов был самым талантливым, поставил перед собой цель создать яркую национальную музыку на европейском уровне, сумел обобщить народный музыкальный стиль, перевоплотить его в своей музыке. В творчестве композитора возникло новое качество национального стиля (стилевая генерация), новый музыкальный язык, на который опирались и которую развивали последователи Лысенко, а также полностью сформировалась украинская национальная модель музыкального романтизма.
Хоровая музыка Во второй половине XIX ст., как и в предыдущие периоды, хоровая музыка в украинском музыкальном искусстве занимала особенно весомое место. Состоялась стилевая эволюция в церковной музыке. Новым явлением стала светская профессиональная хоровая музыка, которая отображала новое мироощущение людей, их гражданские стремления. На хоровой музыке особенно ярко обозначились процессы демократизации в музыкальном искусстве. Светская музыка исполнялась во время разных общественных мероприятий, а также в концертах, благодаря чему приобретала концертный характер. С середины XIX ст. композиторы пишут хоровые произведения, которые не только были художественным явлением, но и осуществляли общественную функцию. Среди композиторов - предшественников и современников Лысенко к хоровому жанру чаще всего обращались западноукраинские композиторы и имели в нем самые большие художественные достижения. Это обусловлено тем, что большинство из них в юности пели в хорах, а потом также дирижировали хорами (Виктор Матюк, Вахнянин, Сичинський, Нижанковский). Хоровое творчество западноукраинских композиторов можно поделить на два периода: 1) 60-те годы (в основном хоровая музыка представителей "перемишльской школы" - Г.Вербицкого и И.Лавровского); 2) 90-те годы (произведения Виктора Матюка, Воробкевича, Вахнянина, О.Нижанковского, Сичинского, Топольницкого). Основателем нового этапа развития хоровой музыки и профессионального музыкального искусства вообще в западноукраинском регионе был Г.Вербицкий. Это - выдающаяся фигура в украинском музыкальном искусстве. Г.Вербицкий оставил немалый творческий задел, который составляется из разных жанров: хорового, музыкально-театрального, симфонического, камерно-вокального и камерно-инструментального. Композитор писал инструментальные произведения для гитары, а также вокальные произведения в сопровождении гитары, которая для него была тем инструментом, который для других романтиков - фортепиано. Оценивая значение Г.Вербицкого для развития национальной музыкальной культуры в Галиччине, С. Людкевич писал, что он есть "символом нашего национального возрождения в Галиции". Однако, к сожалению, до сих пор из наследия Вербицкого очень мало что издано, и подавляющее большинство его произведений сохранилось в рукописях. Церковная музыка. Западноукраинские композиторы, которые служили священниками, писали церковную музыку. Она дошла до нас преимущественно в рукописном виде. Значительные достижения в этом жанре имел Г.Вербицкий. У Г.Вербицького есть почти полная Литургия и отдельные произведения на литургийные тексты. В Литургии Вербицкого прослеживается тенденция сближения церковной музыки со светской. Светская хоровая музыка. Первый этап развития светской хоровой музыки представлен творчеством Г.Вербицкого и И.Лавровского. На этом этапе формировались характерные для композиторов "перемишльской школы" стилевые особенности, в которых прослеживаются классические и романтические черты. В профессиональной хоровой музыке возникали такие жанры, как хоровая песня и миниатюра, хоровая поэма, хоровой цикл. Хоровая музыка занимала значительное место в домашнем музицировании, звучала на заседании разных обществ, на разных концертах. Хор Г.Вербицкого "Еще не умерла Украина" стал национальным гимном, а в наше время мелодия этого хора утверждена как Государственный Гимн Украины. С 60-х гг. XIX ст. начинается хоровое творчество западноукраинских композиторов С.Воробкевича, Виктора Матюка, А.Вахнянина, а с 80-х лет в процесс развития хоровой музыки включаются О.Нижанкивский, Г.Топольницкий, Д.Сичинский. Музыкально-театральное искусство
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |