Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оперное творчество




Становление национального театра. Музыкально-драматические произведения

Хоть на территории Украины действовали постоянные оперные театры: немецкий и польский - в Льве, российские - в Киеве, Одессе и в Харькове, однако они украинских опер почти не ставили. Отсутствие в XIX ст. в Украине постоянного национального театра, где могла бы выставляться украинская опера, тормозила развитие этого жанра.

В 70-х годах XIX ст. усиливаются тенденции к возникновению украинского национального профессионального театра. В 1872 г. М. Старицкий и Лысенко создали в Киеве музыкально-драматический кружок, спектакли которого происходили в частном доме семьи Линдфорс (выходцев со Швеции) при участии двух сестер - Софии и Марии. Г.Старицкий был не только талантливым драматургом, но и режиссером. Г.Лысенко писал музыку к спектаклям, отбирал исполнителей. С деятельностью этого кружка были связанные этнограф О.Русов, П.Чубинский, Г.Драгоманов и др. Этот музыкально-драматический кружок поставил оперетту Г.Лысенко "Черноморцы" (в ее основу положенная переработанная пьеса Я.Кухаренка), а в 1874 г.- его же оперу "Рождественская ночь", которая со временем была поставлена этим самым кружком и в киевском городском театре. Однако на пути развития украинского театра стал Емский указ 1876 г., который запрещал спектакли "на малорусском наречии".

Среди драматургии корифеев украинского театра есть много пьес с музыкантом, в которых часто использовался украинский народнопесенный фольклор. Среди музыкально-драматических произведений наиболее распространенными были такие жанры как водевили ("Покойник Афанасий" А. Янковского, "Как колбаса и рюмка, то пройдет и ссора" М. Старицкого, "За сиротой и Бог с калитою, или же Неожиданное сватанье", " По ревизии" Г.Кропивницкого и др.), оперетты ("Не к любви" К.Валяльщика, "За Неман иду", "Ой не ходы, Григорию" В. Александрова, "Пошились в глупые", "Ресниц", "Дай сердцу волю, заведет в неволю" Г.Кропивницкого, "Сорочинская ярмарка", "Ночь под Ивана Купала" Г.Старицкого, "Черноморцы" Старицкого - Ли-Сенка и др.), историческая драма с пением ("Богдан Хмельницкий", "Тарас Бульба", "Маруся Богуславка" Г.Старицкого).

Современники Г.Лысенко сделали заметный взнос в развитие украинской национальной оперы. Начал писать оперы П.Сокальский, была создана опера С. Гулака-Артемовского "Запорожец за Дунаем". В тот же период, что и Лысенко, писали оперные произведения Г.Аркас, А.Вахнянин.

 

Музыкально-театральное творчество Гулака-Артемовского началась в 1851 г. Первой попыткой была "Картина степного жизни цыган ", поставленная на сцене Александровского театра в Петербурге. Сохранилась только афиша произведения, из которой можно узнать, что в "Картине..." пел хор цыган. Гулак-Артемовский выступал как актер, он же был режиссером-постановщиком, делал аранжировку украинской танцевальной песни с хором и танцами.

Этого же 1851 г. состоялась премьера вокально-хореографического дивертисмента "Украинская свадьба". В 1851 г. С. Гулак-Артемовский написал еще и водевиль "Ночь накануне Иванового дня".

Величайшим произведением Гулака-Артемовского стала опера "Запорожец за Дунаем". Если в музыкально-театральных произведениях И.Котляревского, Г. Квитки-Основьяненка, Г.Вербицкого происходило становление украинской национальной оперы, то опера Гулака-Артемовского была первой полноценной народно-национальной оперой, музыкальный материал которой полностью сохранился.

Опера "Запорожец за Дунаем" написанная в 1862 г. и впервые поставленная 1863 г. в Мариинском театре в Петербурге. Сюжет оперы и ее либретто композитор создал при участии известного историка Г.Костомарова. Гулак-Артемовский в "Запорожце за Дунаем", как и Котляревский в "Наталке Полтавце", соединил "серьезное" с "комическим". Его опера написана в лирико-комическом жанре.

И в "Наталке Полтавке" Котляревского, и в "Запорожце за Дунаем" наблюдается объединение музыки с разговорными диалогами, которое было характерно и для европейских комических опер (немецкого зингшпиля, французской комической оперы). Но если в "Наталке Полтавце" преобладают разговорные диалоги, то в "Запорожце за Дунаем" доминирует музыка. Кроме того, Гулак-Артемовский использовал не только разговорные диалоги, но и речитатив (речитатив Карася, № 18, речитатив в партии Имама, № 19). Опера состоит из трех действий, 22 музыкальных номеров. Композитор создал сольные музыкальные номера (романс, песню, каватину, номера с признаками ариозо), в которых дается характеристика персонажам. Значительную роль в опере играют ансамбли: комические дуэты Одарки и Карася (І и III действия), лирический дуэт Оксаны и Андрея, квинтет (Одарки, Оксаны, Андрея, Карася, Имама) из III действия. В них тоже характеризуются персонажи в индивидуализированных партиях и динамично разворачивается действие. Использует композитор и сцены солиста с хором (Андрей с хором, Оксана с хором в III действия). Кроме того, в опере есть хоровые номера, балет (сюита народных танцев), самостоятельные инструментальные номера: небольшое вступление в оперы, танце, марш.

В драматургии оперы объединяются четыре линии: лирическая (Оксана и Андрей), комическая (Карась и Одарка), народная и восточная (Султан и его слуги).

В лирической сюжетной линии С. Гулак-Артемовский вдохновенно, с романтическими чертами раскрывает любовь Оксаны и Андрея. Лирическая характеристика Оксаны воплощена в романсе Оксаны "Мисяцю ясный" из І действия и в ее ариозо "Ангел ночи над землей" из IIІ действия. Любовный дуэт Оксаны и Андрея "Черная туча из-за дубравы" из II действия являются кульминацией лирической линии в опере. Через лирическую сюжетную линию композитор проводит патриотическую идею оперы. Оксана и Андрей тоскуют по родному краю, усматривают свое личное счастье только на родной земле и потому стараются убежать в Украину. Сюжетные мотивы тоски по родному краю, бегства на Родину звучат в сольном номере Оксаны - романсе "Мисяцю ясный", в дуэте Оксаны и Андрея "Черная туча из-за дубравы". Андрей и Оксана принимают участие в кульминации проведения патриотической идеи оперы в III действия. Именно в их выступлениях с хором раскрывается радость овеянной мечтой воли: в лирически-приподнятом ариозо Андрея "Блаженный день, блаженное время" и в радостно-танцевальном номере Оксаны с хором "Там за тихим за Дунаем" в финальной сцене.

В интонационном воплощении лирической линии Гулак-Артемовский опирался большей частью на особенности жанров и стилистику украинской народной песни-романса с характерными для нее романтическими чертами, продолжая в этом традиции оперы И.Котляревського "Наталка Полтавка". Близким к лирическим песням "Наталки Полтавки" есть романс Оксаны "Луне ясный" с эмоционально выразительной и напевной мелодикой, который написан в куплетной форме. Вальсовый ритм предоставляет мелодике романса легкости и пластичности. Этот ритм и в дальнейшем будет использоваться в партиях персонажей лирической линии, отыгрывая функцию ритмического лейтмотива любви Оксаны и Андрея. Как "поэтический ноктюрн" воспринимается ариозо Оксаны "Ангел ночи над землей" в номере-сцене из II действия. Летней ночью Оксана ждет любимого из Украины, чтобы убежать туда вместе. В оркестровом вступлении и в сопровождении к ариозо Гулак-Артемовский в ро­мантичном духе изображает природу - атмосферу тихой летней ночи с имитацией в партии оркестра птичьего пения, всплесков волн. С образом прекрасной природы созвучное чувство любви Оксаны, которое раскрывается в ее ариозо. Этот вокальный номер имеет признаки сквозной формы. В начале ариозо композитор создал речитативную мелодию; со временем она приобретает наспівних романсовые черты и вальсовый ритм. Композитор эмоционально передал развитие чувств героини.

Песенно-романсовая интонационность с вальсовым ритмом, но с более динамической и романсово-взволнованной мелодикой, характерная для лирического дуэта Оксаны и Андрея "Черная туча из-за дубравы" (II действие). Он состоит из нескольких эпизодов, в музыке которых с повышенной эмоциональностью раскрываются лирические чувства героев. Контраст вносит средний декламационный эпизод (партия Андрея), в котором речь идет о бегстве героев.

В ариозо Андрея с хором "Блаженный день, блаженное время" композитор создал лирическую напевную мелодику широкого дыхания. В финале оперы в партии Оксаны появляется танцевальная мелодика народного характера.

В опере "Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовский контрастно сопоставляет две пары персонажей: "серьезную" лирическую (Оксана и Андрей) и комическую (Одарка и Карась). В таком сопоставлении пар персонажей композитор использовал традиции итальянской оперы-буффа, но при этом его персонажи ярко национальны.

Значительное место в опере занимает комическая сюжетная линия, связанная с персонажами Одаркой и Карасем. Однако эти персонажи в опере являются не только комическими. В их характеристике композитор соединил "комическое" из "серьезным". В словесный выступлениях и пении песни "Летел орел через море" лирико-эпического характера Карась обрисован как казак-патриот. Он идет на встречу с Султаном, чтобы добиться освобождения запорожцев и их возвращения в Украину. В большинстве музыкальных номеров Карася раскрытая его оптимистичная и добродушная натура, и он выступает как комедийный персонаж. В танцевальной песни "Ой что-то очень загулялся" (І действие) с козачковим ритмом, близкой к народным песням, воплощенный веселый и шутливый характер Карася. Комедийные черты удачно раскрыты в квазі-серьезной каватине "Теперь я турок, не казак" (II действие) с энергичными мелодичными ходами, которую поет Карась, переодетый в турка. С комической стороны прекрасно охарактеризованный Карась в дуэте со своей женой Одаркой.

Довольно многогранно в опере раскрытый образ Одарки. Она - энергичная женщина и ругает своего мужчины за то, что тот прибегает к рюмки и любит погулять. В ее партии прослеживается решительная, энергичная интонационность, примером чего может быть начало дуэта из І действия "Откуда это ты взялся", а также "сварливые" разговорные интонации. Но в партии Одарки в дуэте с Карасем есть и печально-лирическая музыкальная образность, когда она ропщет на свою судьбу ("Ты гуляешь дни и ночи" из І действия, "Ох, целый возраст сокрушаюсь, горюю" из III действия). Лирическая интонационность ее партии очень близка к женским лирическим народным песням. Другая - танцевальная интонационная сфера характерная для песни Одарки "Ой говорила мне иметь" (III действие), что имеет большую похожесть с народными танцевальными песнями.

Талант Гулака-Артемовского как композитора и драматурга особенно ярко проявился в двух комических дуэтах - "ссоры" Одарки и Карася в II - III действиях. В музыкальной буффонаде этих дуэтов Гулак-Артемовский использовал традиции итальянской оперы-буффа, которые проявились в легком, динамическом и стремительном движении музыки, ее проворности, в использовании музыкальной скороговорки, больших прыжков в мелодике. Этот типичные черты итальянской оперы буффа композитор перенес на почву украинской музыки с использованием народно-танцевальной интонации. Музыка дуэтов имеет выразительную национальную специфику. Персонажи дуэтов Одарка и Карась - это яркие народные образа. В дуэтах проявилось мастерство композитора в создании комедийной атмосферы.

Народная линия. С. Гулак-Артемовский впервые в украинской опере воплотил образ народа в музыке. Большинство выступлений хора связанные с проведением патриотической идеи оперы. Хор, который олицетворяет женщин и мужчин, которые идут на жатву, в двух номерах ("Ой собирайтесь работать", " Кто работает, тот и имеет") прославляет работу. Во II действии хоры "Родной край мы споминаєм", "Ой вы, браття", в которых выражается тоска по родному краю, непосредственно связанные с патриотической идеей произведения. В хорах І и II действия композитор использовал тот самый музыкальный материал, который поется на разные тексты. В музыке хоров Гулак-Артемовский перевоплотил интонационность и стилистику украинских духовных кантов. Начало этих хоров близкий к мелодике духовного канта из "Богогласника" (1790 г.) "Веселись, горний Сион" и др. В хорах использованная и фактура кантового типа.

Во II действии композитор вводит балет из пяти украинских танцев с такими названиями: "танцы", "украинский танец", "черноморский казак", "запорожский казак", "казачок", что было первым введением козачкових танцев в украинскую оперу. Эта симфонично-хореографическая сюита связана с сюжетом - она изображает праздник урожая. Но, вместе с тем, через танцы раскрываются энергичные и жизнерадостные черты запорожского казачества и украинского народа в целом. Украинские танцы содействовали усилению в музыке оперы выразительного национального колорита.

В развитии сюжетной фабулы оперы в III действия активное участие принимает народ. За велением Султана собрался народ, которому должны читать указ. Он же комментирует ситуацию - задержание Андрея и Оксаны и в напряжении ждет указа. В этом небольшом хоровом эпизоде Гулак-Артемовский впервые в украинском театре приблизился к живой народной сцене с делением хора на хоровые группы. Другие выступления хора в III действия связаны с кульминационным проведением патриотической идеи. В них выражается радость по поводу получения овеянной мечтой воли и возможности вернуться в Украину. Первый с них - "Блаженный день, блаженное время" звучит после ариозо Андрея на тот самый текст и мелодию, но в хоральном изложении музыка приобрела молитвенно-просветленный характер. В финале, в сцене Оксаны и хора "Там за тихим за Дунаем" и ансамбли персонажей, радость и общий подъем выражен танцевальной музыкантом народного характера. Таким образом, хоры в этой опере не только создают ее национальный колорит, но и тесно связанные с проведением патриотической идеи произведения.

В музыке восточной линии слабо выраженный ориентальный элемент. Некоторые ориентальные (экзотические) черты имеет марш с III действия. Это оказывается в мелодии скрипок с форшлагами, в звучании квинты в басах, в дроби барабана. Марш вносит контраст в украинскую интонационность оперы. Контрастной есть и лишенная восточного колорита каватина Султана - один из наилучших сольных номеров оперы, созданный в общеевропейских романтических традициях. В мелодике каватины объединяется декламационное и напевное начало. В авторском оригинале оперы турецкие персонажи пели на российском языке, а украинские - украинской.

В "Запорожце за Дунаем" проявился талант С. Гулака-Артемовского не только как композитора, но и как драматурга, поскольку опера отмечается сценичностью. Значительным достижением композитора является правдивость и естественность народных образов, яркая национальная выразительность музыки, которая создавалась большей частью не цитированиям народно-песенных источников, а написанием авторских мелодий, очень близких к народным. Гулак-Артемовский использовал преимущественно интонации народной лирической песни-романса и танцевальный фольклор, иногда - кантовую стилистику. Большая заслуга композитора заключается в том, что он, привлек элементы немецкого зингшпиля и итальянской оперы буффа, приблизился к созданию модели полноценной народно-национальной оперы, которая окончательно сформировалась в оперном творчестве Г.Лысенко.

 

 

В 50-х XIX ст. годах начал писать оперы композитор П.Сокальский. Он создал три оперы на собственные либретто: "Мазепа" (1859), "Майская ночь, или Утопленная" (1862-1876), "Осада Дубно" (1878). Все они написаны на либретто на русском языке. Первые две оперы не были напечатаны; издана лишь опера "Осада Дубно" (Петербург, 1884). Эти произведения полностью никогда не выполнялись, из-за чего и не имели влияния на музыкально-исторический процесс.

Г.Сокальский, будучи пылким приверженцем российских композиторов-"кучкистов", стремился писать оперы в их традициях и исповедовал те же самые эстетичные принципы, что и они.

Опера "Мазепа", созданная по поэме А.Пушкина "Полтава", была еще не зрелым произведением. В ее музыке прослеживаются влияния итальянской и российской музыки начала XIX ст. Арии Мазепы написанные преимущественно в стиле российского бытового романса. Украинского в этой опере мало, хотя в хорах композитор использовал некоторые народные мелодии.

Опера "Майская ночь " была создана по одноименной повести Гоголя. Кроме того, композитор ввел в оперы тексты Т.Шевченка. Она написана в жанре лирико-комической оперы без разговорных диалогов. Это была уже более зрелая опера. В ней П.Сокальский старался воплотить свои эстетичные принципы - реалистически передать жизнь народа. Интерпретируя повесть Г.Гоголя, П.Сокальський внес в либретто некоторые изменения, в частности, предоставил ему социальную и разоблачительную направленность. Персонаж Голова приобрел черты угнетателя народа, а его сын Лев - смелый бунтовщик, который выступает против своего отца. В этой опере Сокальский использовал украинские народные песни ("Ой гоп, гопака", "Ой по горе ветер веет"). Кроме того, ее мелодика (в сольных номерах, ансамблях, хорах) часто построенная на народно-песенных поворотах, которое предоставило этой опере украинского колорита. Большинство сольных номеров оперы имеет песенный состав. Народно-песенная интонация использована в бытовых и фантастических сценах. В характеристике лирических героев (Гали, Льва, Панночки, русалок) композитор использует интонации украинских лирических песен, а в комических ситуациях - шутливых песен. Прослеживаются и связи с музыкантом оперы И.Котляревского "Наталка Полтавка": в дуэте Льва и Гали (І действие) - с песней Петра "Солнце низенько", в дуэте Главы с Галей - с песней Выборного "Ой под вишней". В опере кое-где ощущаются интонации российского бытового романса.

На период создания оперы "Майська ночь" П.Сокальский еще не имел достаточного опыта работы над народной песней. Он собирал и записывал украинские народные песни, но не занимался их обработкой. Г.Сокальський стремился поставить "Майську ночь" в Петербурге, но она не понравилась дирекции императорских театров.

Не имела сценической жизни и последняя зрелая опера П. Сокальского "Осада Дубно": исполнялись лишь отдельные ее отрывки в концертах. Либретто этой оперы написанное по повести Гоголя "Тарас Бульба".

"Осада Дубно" П.Сокальского была первой украинской историко-героической оперой. Композитор стремился показать украинский народ как главное действующее лицо. Для обрисовки двух вражеских лагерей П.Сокальский обратился к противопоставлению двух разных интонационных комплексов. Для характеристики украинского народа композитор использовал интонации украинского фольклора (быту, героические, лирические песни), а для изображения поляков -польские танцы и католическую духовную музыку.

 

1892 г. Н.Аркас написал оперу "Катерина". Либретто оперы "Катерина" Н.Аркас написал по мотивам одноименной поэмы Т.Шевченко. Это было первое обращение к поэзии Т. Шевченко в оперном жанре. В либретто введены три новые персонажа, которых нет в поэме Шевченко: сельский парень Андрей и подруги Екатерины - Оксана и Одарка. Введя в оперу персонажа Андрея, композитор создал таким образом "любовный треугольник".

Сельская девушка Екатерина любит российского солдата Ивана, который к нее равнодушен. Он находился вместе с москалями (солдатами) в украинском селе, и от него Екатерина ждет ребенка. Андрей искренне, но без взаимности любит Екатерину. Родители Екатерины после того, как она родила незаконнорожденный (внебрачный ребенка) и опозорила их, выгоняют ее из дома. Блуждая с ребенком в поисках Ивана, она натолкнулась на отряд москалей, во главе которого "за старшего" выступает Иван. Он отказывается познать Екатерину и отрекается от сына. Екатерина в отчаянии оставляет сына на зимнем пути, а самая бросается у ставок.

В содержании оперы прослеживаются типичные для романтизма мотивы неразделенного любви, измены (они имеющийся и в операх других славянских композиторов XIX ст. - "Гальке" С.Монюшка, "Русалке" О.Даргомыжского и др.). В опере "Екатерина" также передана злободневная для украинской сельской среды XIX ст. такая трагическая ситуация, как прельщение москалями простых украинских девушек, которые оставались покинутыми с детьми. Н.Аркас впервые в оперном жанре стремился раскрыть трагическую судьбу простой крестьянской девушки (Лысенко это сделал в камерно-вокальной музыке на тексты Шевченко). Жанр оперы "Екатерина" приближается к народной лирико-психологической бытовой драмы. В центре оперы обида Екатерины, ее личная драма, которая привела к трагическому концу.

Опера состоит из трех действий, 18 номеров. В І действии - экспозиция главных действующих лиц: Андрея, Екатерины, Ивана и завязка действия. Екатерина узнает от Андрея, что солдаты собираются в поход, и она встревоженная, не покинет ли ее любимый. Иван, одурачивая Екатерину, успокаивает ее и убеждает, что это будет короткая разлука, потому что полк идет в поход ненадолго. II действие - развитие событий, сцена Андрея с матерью и отцом Екатерины и первая драматическая кульминация - родители выгоняют Екатерину из дома. III действие - вторая драматическая кульминация - отречение Ивана от Екатерины и их ребенка, который приводит к трагической развязке - самоубийства Екатерины.

18 номеров оперы являются "номерами-сценами". Они имеют разное строение и могут составляться из речитативов, арий, ариозо, ансамблей, хоров. Значительную роль в опере играют ансамбли. В них развивается действие, дается характеристика персонажам.

Г. Аркас имел хорошее драматургическое чувство, поэтому опера легкая для восприятия. Достижением этого произведения является его мелодизм, который проявился в сольных музыкальных номерах, ансамблях, хорах, а также в создании народного колорита.

Хоры в І действия - это обработки украинских народных песен: "Ой на горе, на горе", " В воскресенье раненько", лирико-эпическая песня "По синему морю". В обработке этой песни прослеживается использования элементов народного многоголосия. Народную основу имеет и танцевальный номер "Казачок" (№ 7). Народные хоры и танцы принадлежат к наилучшим номерам оперы "Екатерина".

 

Первой полноценной оперой, созданной в Западной Украине, была опера А.Вахнянина "Купало", которую он написал на собственное либретто.

 

Симфоническая музыка

В творчестве современников Н.Лысенко сформировалась украинская национальная симфония романтического стиля.

Симфоническую музыку писал Г.Вербицкий. Его симфонические произведения были преимущественно связаны с театральными спектаклями, к которым он писал музыку. Это были увертюры или антракты. Вербицкий называл увертюры "симфониями", как это было свойственно для итальянских увертюр XVIII ст. Но, в отличие от трехчастных итальянских, увертюры Вербицкого одночастные. Иногда это были увертюры-симфонии, не связанные с содержанием спектакля, и исполнялись перед ним.

В увертюрах-симфониях Г.Вербицкого прослеживается определенная ориентация композитора на западноевропейскую музыку классического и раннеромантического стилей, а также использование галицко-украинских народных источников, особенно часто коломыек и городской песни-романса. Пока что точно не установлено, сколько композитор написал увертюр-симфоний (где-то от 7 до 12).

Важным этапом развития украинской симфонической музыки стали симфонии М.Колачевского и В.Сокальского.

Учась в Лейпцигской консерватории, М.Колачевский в 1876 г. написало симфоническое произведение под названием "Украинская симфония". Это была его дипломная работа. Она имеет признаки симфонизма лирико-жанрового типа. Симфония М.Колачевского 4-хчастная: 1 часть - Интродукция и сонатное аллегро; II часть - Интермеццо (скерцо); III часть – Романс; IV часть - сонатного аллегро. Итак, композитор использовал такую структуру 4-хчастного цикла, в которой второй частью стало скерцо, а третьей - медленная часть (эту структуру, как известно, начал применять Л.Бетховен, а потом - другие композиторы XIX ст.). Медленную часть Колачевский написал в жанре романса, как и автор "Украинской симфонии" XVIII ст. Е. Ванжура и неизвестный автор в симфонии начала XIX ст. Это свидетельствует о существовании в украинской музыке уже определенной традиции - создание медленной части в жанре романса. Своим музыкально-образным содержанием, фольклорной основой тематизма и особенностями его развития симфония Колачевского выявляет яркие признаки национальной романтической симфонии.

Для "Украинской симфонии" характерная образная конкретность. Композитор привлек к симфонии популярные украинские народные песенные и народные танцевальные ритмы.

В основу тематизма всех частей симфонии М.Колачевский положил украинские народные песни.

Название симфонии "Украинская", а также привлечение к ее тематизму народно-песенных источников создали своеобразную "программу" это произведения. В ней воплотилась любовь композитора к Родине, его раздумья о ней. В симфонии М.Колачевского раскрыт обобщенный образ Украины через воплощение картин родной природы, раздумья о судьбе Родины, использование разнообразной народной лирики, жанрово-бытовых сцен, мягкого юмора. В "Украинской симфонии" преобладает светлое и оптимистичное начало. Композитор сопоставляет контрастные образа, но в ней нет д раматической конфликтности.

Камерно-вокальная музыка

Предшественники и современники Н.Лысенко писали камерно-вокальную музыку (песни и романсы). У них этот жанр большей частью не принадлежал к приоритетным. Однако в их творчестве развивался украинский романс романтического стиля, возникали романсы концертного характера.

Среди предшественников Н.Лысенко произведения для голоса с инструментальным сопровождением (преимущественно с гитарой) писал Г.Вербицкий.

К предшественникам Н.Лысенко в камерно-вокальном жанре можно зачислить С. Гулака-Артемовского. Он написал две песни на народные слова - "Стоит явор над водой" (1858), "Спать мне не хочется" (1861).

Владислав Заремба (1833-1902) написал свыше 30 песен-романсов на стихи Т.Шевченко (" Если бы мне ботинки", " Если бы мне, мама, ожерелье", "Утоптала стежечку" и др.).

Начиная от 50-х лет XIX ст., романсы писал П.Сокальский. На протяжении 80-х лет он создал около 40 романсов преимущественно на тексты российских поэтов.

Камерно-инструментальная музыка

Композиторы - предшественники и современники Г.Лысенко писали преимущественно фортепианную музыку. В их творчестве прослеживается усвоения достижений европейской романтической фортепианной музыки, а также обращение к украинским народно-песенным и народно-танцевальным источникам и стремлению соединить инонациональные достижения с национальными источниками. Происходил процесс формирования украинского стиля фортепианной романтической музыки.

Фортепианная музыка занимала важное место в домашних концертах. Примечательной особенностью творчества композиторов, которые писали музыку домашнего быта, было написание не только произведений салонного характера - вальсов, мазурок, полек и т.п., но и фортепианных обработок украинских народных песен, танцев, при обработке которых часто использовалась виртуозная фортепианная фактура, типичная для романтического стиля.

К фортепианной музыке обращались – Заремба, А.Эдличка, И.Витвицкий, Калачевский, Сокальский и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.