Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалы к практическим занятиям




Приемы речевого воздействия в публичном выступлении. Качество голоса и речевое взаимодействие. Имидж оратора. Способы установления контакта с аудиторией. Невербальные средства общения (жесты рук, ног, мимика, пространственное положение). Пространственное поведение человека. Роль невербальных средств общения при вхождении в инородную культуру. Речевой этикет для деловых людей. Речевая культура научного, делового и производственного общения.

Тема 8. Искусство публичного выступления

Отработка навыков публичной речи: выступление студентов по следующим темам:

Литература: [9, 10, 15, 17, 20, 22, 23, 25-27].

Задание № 1. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов

1. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм.
2. Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать скот по сложившимся ценам. 3. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 4. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 5. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами. 6. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 7. Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее.

 

Задание № 2. Исправьте ошибки, связанные с неточным выбором слова

1. Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда. 2. Эти факторы не могут мотивировать человека на что-либо. 3. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха. 4. Массовый приток западных инвестиций пока трудно предположить. 5. Основной критерий хозяйственной деятельности – прибыль – сигнализирует о нежизнеспособности таких методов. 6. Шесть процентов опрошенных указали, что все стороны их бытия в городе их удовлетворяют. 7. Проводимые правительством реформы содержат множество аспектов. 8. Все, о чем говорил докладчик, – моменты одной концепции. 9. Плохо, когда человек не воспринимает критику.

 

Задание № 3. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Объясните, в чем они состоят. Исправьте предложения

1. Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке тканей. 2. Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве. 3. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла 1. 4. Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов. 5. Есть возможность тяжелых осложнений. 6. Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город.

Задание № 4. Найдите ошибки, связанные с нарушением норм сочетаемости и выбором слова. Исправьте предложения. Для справок воспользуйтесь толковым словарем или «Словарем трудностей русского языка»

1. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 2. Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу. 3. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 4. Представленные хозяйственными службами мероприятия нуждаются в дополнительных обоснованиях и рабочей силе. 5. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря». 6. Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях. 7. Первая трудность произошла со стройматериалами. 8. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе. 9. В книге обширно излагается и рассматривается программный материал для успешного проведения занятий на заочном отделении. 10. Более глубокое значение стал придавать молодой специалист технике, его требования к сохранению техники усилились. 11. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

Задание № 5. Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме

Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность.

 

Задание № 6. Отметьте случаи лексического плеоназма, а также стечения однокоренных слов. Отредактируйте фразы

1. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 2. К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 3. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. В состав структуры вошли: страховая компания, гостиничная фирма, социальная фирма. 6. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 7. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 8. Мы добились столь высоких хороших результатов. 9. Коллеги по работе поздравляют Вас с днем рождения.10. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. 11. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары. 12. К вышеизложенному следует добавить о значении роли, которую сыграл закон монополистического развития.

Задание № 7. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3. В отличие от становления предпринимательства в 19 веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство 20 столетия являет более пеструю картину. 4. Риск пошива швейных изделий в Иванове для последующей реализации в странах СНГ оказался слишком велик. 5. Это свойство свойственно всем писателям. 6. На предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу. 7. Традиционные экономические теории традиционно (чаще всего и обычно) учитывали только низшие потребности. 8. Истец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами. 9. Граждане пешеходы! Переходите улицу только по пешеходным переходам! 10. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.

Задание № 8. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним

1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер. 2. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должности. 3. Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него. 4. В нашем клубе часто бывают (драматический, драматичный) постановки. 5. Он дал мне (дружественный, дружеский) совет. 6. У (запасный, запасливый) человека всегда есть нужный инструмент. 7. Осторожно, во дворе (злостный, злой) собака. 8. Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценен критикой. 9. (Критический, критичный) анализ этого исследования был не очень (критический, критичный). 10. Мы не поняли, почему он так поступил, и не считаем его действия (логичный, логический). 11. Он привык работать без надрыва (методически, методично), четко выполняя все (методический, методичный) рекомендации. 12. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо, нетерпимо), это уже стало для меня (нетерпимый, нестерпимый). 13. Мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении. 14. Эти (потребительный, потребительский) продукты не пользуются (потребительный, потребительский) спросом. 15. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца. 16. Я собираюсь (представить, предоставить) свою работу на конкурс. 17. Думаю, что ваши планы не могут считаться (реалистический, реалистичный). 18. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть (спасательный, спасительный) жилеты. 19. Надо (тактически, тактично) намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (тактический, тактичный) решения. 20. Андрей – человек (удачный, удачливый), а сегодняшний день был для него особенно (удачный, удачливый).

 

Задание № 9. Укажите "книжные" слова, прокомментируйте уместность их употребления и исправьте предложения, если это необходимо

1. Параллельно с заделкой семян нужно завершить к 20 июля и окучивание картофеля. 2. Завершает вторую очи­стку льносемени на складе четвертой бригады Ф.С. Широков; ему также помогает супруга Екатерина Ивановна. 3. Областной форум тружеников животноводческих ферм откроется выступлением Т. Михайлова. 4. Мастера урожаев обменялись думами о том, как поднять урожайность полей, как добиться полной отдачи от земли. 5. Вот уже четверть века, как неделю назад, как позавчера, как вчера, так и ныне, мастер обходит ряды станков. 6. Среди сподвижников Николая Артемьева его друзья – токарь Васильчук, наладчик Никитин, уже много лет работающие в его бригаде. 7. В.А. Орехов зарекомендовал себя квалифицированным специалистом, скромным беззаветным работником (из характеристики). 8. К сведению подписчиков и получателей газет и журналов! Сообщайте нам о каждом случае недоставки подписных изданий в установленные сроки и время.

 

Задание № 10. Укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (слова разговорные, просторечные, жар­гонные); исправьте предложения

1. Автор лучшего на выставке снимка – заядлый охотник; он рассказал мне уйму охотничьих истории, приключившихся с ним, но пересказывать их дело безнадежное. 2. В портфелях творческих объединений "Мосфильма" немало задумок, твор­ческих заявок и уже сработанных сценариев. 3. На предприя­тии систематически хромает учет загрузки и использования технологического оборудования. 4. На собраниях не раз под­нимался вопрос о моечной и раздатке. 5. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине. 6. Рассчитывать на успех в первенстве команда не может: надо прежде заиметь хороших полузащитников, способных на протяжении игры действовать от своей штраф­ной до ворот противника, техничных, настырных и напористых.

Задание № 11. Здесь приводятся фразы, взятые из научных работ, докладов, газетных публикаций, интервью на радио. Учитывая официальный характер речевых ситуаций, а) укажите случаи "смешения стилей"; б) найдите выражения, которые относятся к "профессионалиэмам". Уместно ли их употребление?

1. Автору пришлось проанализировать аж 33 нормативных документа по приватизации автору (включая Законы, указы и т.п.). 2. Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. 3. Решение этих задач не осуществить кроме как созданием новых систем хозяйствования. 4. Банковские платежи стали застревать до трех ме­сяцев. 5. Днями в Кремлевском дворце открывается между­народный форум "Мировой опыт и экономика России". 6. Вы хотите раскрепостить общество или ловите кайф на сцене? 7. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 8. Многого сейчас в бюд­жет не выжмешь! 9. Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика. 10. Стало быть, угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью про­цессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства. 11. Сейчас важно задействовать в качестве ключевого челове­ческий фактор. 12. Подвижки могут появиться уже к следую­щему году. 13. Починка автомобиля займет много времени. 14. Не убоявшись прессинговой политики, депутаты дали отлуп центру, приняв специальное постановление, подтверждающее суверенизацию субъекта Федерации.

Задание № 12. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправ­данного употребления заимствованных слов; замените ино­язычные слова, имеющие окраску книжности, общеупотреби­тельными словами, исправьте предложения

1. Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, ни­велировать оплату бригадам, работающим нередко в несопо­ставимых условиях. 2. Принятое решение следует квалифи­цировать, по крайней мере, как несвоевременное. 3. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы аптек. 4. Депутаты должны быть вовремя информи­рованы о повестке дня и времени начала работы. 5. Для обоснования и корректирования проекта планировки пригородной зоны потребуется масштабная карта окрестностей города. 6. Самоходное шасси – в том или ином амплуа – может ра­ботать весь год.

Задание № 13. Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях; произведите, где нужно, сино­нимические замены (воспользуйтесь "Словарем иностран­ных слов")

1. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии. 2. Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор госпиталя. 3. Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 5. Кардинальный пункт расхождений между участ­никами дискуссии путем компромисса был сведен на нет. 6. Истинным стимулом деятельности каждого человека должно быть сознание долга и ответственности перед коллективом. 7. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. 8. Характеризуя роль отдельных видов искусства в жизни общества, нельзя игнорировать специфические их особенности.

Задание № 14. СРС. Объясните и запомните значения данных слов

Альянс, брифинг, бренд, вакансия, гарант, делегировать, демагогия, дебитор, денонсировать, дивиденд, дизайн, дискредитация, дилер, дилемма, имидж, импичмент, инновация, инсинуация, инцидент, канон, карт-бланш, колледж, коммюнике, компетенция, консалтинг, консенсус, конформизм, конфронтация, конъюнктура, коррупция,копирайт, котироваться, концепция, легитимный, лимит, лоббизм, менталитет, новация, нонсенс, ностальгия, ноу-хау, нувориш, остракизм, одиозный, протекционизм,рейтинг, санация, санирование, сертификат, статус, статус-кво, статут, стагнация, фиаско, форс-мажор, экспансия, экстраполяция, электорат, юрисдикция, юрисконсульт.

 

Задание № 15. Прочитайте вслух приводимые ниже предложения, поставив числа в соответствующей падежной форме

А. 1. Частное от деления 8648 на 8 равно1081, сумма этих чисел равна 8656, а разность равна 8640. 2. Произведение 99 на 85 равно 8415, сумма этих чисел равна 184, а разность равна 14. 3. Сумма 2194 и 756 равна 2950, а разность этих чисел равна 1438.

Б. 700 учащихся, гордиться 284 участниками финала, договорились о 199 книгах, раздать номера 455 участникам эстафеты, гордиться собранными 955 центнерами зерна, по рецептуре требуется около 300 граммов масла и 90 миллилитров ликера, у нас более 875 книг, на 2080 страницах, рекорд в беге на 800 метров, к 345 прибавить 157, от 964 отнять 89, 10 сложить с 798, деревня находится в 163 км от города, предложение принято 375 голосами против 44, опрос среди 635 руководителей, 88,9% опрошенных считают, бег на 800 метров, стеллаж с 785 книгами, расстояние в 1985 км, это произошло в 1985 году, не достиг 17 лет, книга с 2647 иллюстрациями, с 1000 (рубли) в кармане, (оба, обе) дочерям, строительство должно завершиться к 2008 году, на сборы в поход ушло полтора (сутки).

Задание № 16. От данных ниже количественных числительных образуйте порядковые

7, 19, 40, 100, 220, 3000, 45 тысяч, 6 549 тысяч, 475 миллионов, 91 миллиард.

 

Задание № 17. От данных ниже сочетаний образуйте сложные прилагательные

40 граммов, 175 килограммов, 5 часов, 27 километров, 11 литров, 45 лет, 67 дней, 4 года, 9 метров, 11/2 минуты.

 

Задание № 18. Перепишите, заменяя цифры словами

1. Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами. 2. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами. 3. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей. 4. Конькобежные состязания для мужчин проводятся на дистанциях 500, 1500, 5000 и 10 000 метров. 5. В соревнованиях по прыжкам в воду с трамплина с результатом 128,55 балла победила молодая спортсменка. 6. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800. 7. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334. 8. Фруктовый сад разбит на 690 гектарах. 9. Книга издана с 85 иллюстрациями.

Задание № 19. Прочитайте предложения, обращая внимание на правильное произношение числительных

1. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 2. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия. 3. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 4. Длина окружности равна 422 (сантиметр). 5. Из 596 вычесть 387. 6. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. 7. Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 8. К 1778 прибавить 852. 9. От 17 464 отнять 11 090. 10. Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749. 11. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов.

 

Задание № 20. Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте выбранную форму, обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого

1. На съезде присутствовал… 117 делегатов, причем большинство их был… представителями отдельных районов. 2. Некоторая часть наших работников еще нужда…тся в подготовке. 3. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был… готов… к новым играм. 4. Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно. 5. Большинство предметов, лежащих на столе, был… покрыт… пылью. 6. За столом в читальном зале сидела миловидная девушка; это был… наш профорг группы. 7. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил… всех. 8. На пересечении двух улиц открыл… автомат-закусочная. 9. Кресло-кровать стоял… в дальнем углу комнаты. 10. На областной выставке особым успехом пользовал… вагон-весы отечественного производства. 11. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал… новый типовой проект. 12. Печать, в том числе областные, городские и районные газеты, должн… сыграть важную роль в развитии производства.

Задание № 21. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор; устраните неправильные формы

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты – четырех сирот – четверых сирот). 3. В семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое) – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 6. Семинар вели (два доцента – двое доцентов).

 

Задание № 22. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки

1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не смогли выйти на работу. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. В обоих странах скоро будут выборы.

 

Задание № 23. Закончите выражения, объясните их значение

Ариаднина …; брать быка …; быльём …; в трёх соснах …; дрожать над каждой …; мурашки бегают по …; ставить точки над …; как дважды …; не от мира …; беречь как …; валять …; вилять …; седьмая вода на …; филькина …; Фома …; шишка на ….

Задание № 24. Проверьте, насколько точно вы представляет себе значение некоторых широко известных фразеологизмов. В левом столбце помещен перечень подобных оборотов, в правом – варианты их толкования; поменяйте их местами, если произошла путаница. Придумайте ситуации, в которых можно употребить некоторые из фразеологических выражений:

1) считать ворон бездельничать,без цели глядетьпо сторонам;

2) вить веревки – ослаблять руководство чем-либо, позволять упасть то­му, что находилось в руках;

3) выводить на чистую воду – начинать говорить долго и скучно, не по существу дела, повторять уже известное;

4) ставить вопрос ребром заявлять решительно, спрашивать напрямик;

5) доводить до белого каления приводить в состояние сильного гнева и полной потери самообладания;

6) держать камень за пазухой иметь злобу против кого-либо;

7) дразнить гусей вызывать злобу, раздражение у кого-либо;

8) заводить волынку разоблачать кого-либо, изобличать в неблаго­видных поступках;

9) выпускать вожжи подчинять кого-либо своей воле, вынуждать поступать по своему желанию.

Задание № 25. Исправьте данные предложения, обратив внимание на искажение грамматической формы компонентов фразеологических оборотов, на неоправданную замену в них предлогов

1. Если давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет несправедливым. 2. Кое-кто пытается вбить клины под отношения Таджикистана и Афганистана. 3. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. 4. На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло. 5. В политике нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова. 6. Вольно-невольно кредиты пришлось возвращать. 7. Во главе угла партия поставила два вопроса. 8. Посетитель так и ушел несолоно нахлебавши. 9. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди.

Задание № 26. Найдите искажения, связанные с употреблением фразеоло­гизмов. Исправьте ошибки

1. Тяжелый труд механизатора раньше времени уводит его в могилу. 2. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 3. Услышав неожиданную весть, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок. 4. Первые же бомбардировки заставили нас задуматься. Скрепя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу. 5. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей за­крыть стадион. 6. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 7. Работница паспортного стола оказалась женщиной невоспитанной и довольно грубой. Нервы она нам потратила.

Задание № 27. Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний, назовите их причины. Исправьте искажения

1. Отношения России и Германии всегда играли важное значение в жизни обоих народов. 2. Трагические события, произошедшие в маленькой деревушке, сыграли резонанс по всей стране. 3. В Таджикистане, как и в Афганистане, уделяют огромное значение встрече глав правительств. 4. Татьяна Михайловна, сестра царя Алексея Михайловича, занимала почетную роль при дворе. 5. Пасхальным праздникам отводится особое значение в церковном календаре. 6. Особое место должно быть уделено проведению мероприятий, направленных на защиту атомных станций от аварий. 7. Самое большое значение уделялось акциям, связанным с празднованием 500-летия Арбата. 8. Имя профессора Склифосовского сыграло огромное значение в истории старейшей московской больницы. 9. Сейчас важно осознать ту роль, которую заняла церковь в жизни общества. 10. Стабилизация зоны Севера играет ключевое значение для Российской Федерации. 11. В некоторых областях историографии определяющее значение принадлежит методам описания "этноса". 12. Авторы монографии уделяют пристальное внимание вопросам периоди­зации развития страны, носящим лишь на первый взгляд не столь важное значение. 13. Кустарная промышленность в экономике страны играла особое значение. 14. Петр I придавал особую роль созданию флота.

 

Задание № 28. Найдите искажения, вызванные неудачным употреблением глагола в составе устойчивых словосочетаний, при необходимости отметьте и другие недочеты; исправьте их

1. Не нужно из этого факта строить проблему. 2. Спи­керу было рекомендовано не делать напрасных обещаний. 3. Комитет сделал компромиссное решение без совета с экспертами. 4. По вечерам профессор дает лекции студентам заочного отделения. 5. Русские вложили значительный вклад в освоение Аляски. 6. Нам необходимо поставить широкомасштабные исследования. 7. Эти слова окончательно подорвали терпение депутатов. 8. Нужно сказать должное идее прези­дента. 9. Процесс приватизации государственных предприятий достаточно сложен. Однако в мире принята специальная техника, позволяющая выполнять это мероприятие. 10. Нужно держать свое обещание. 11. Россия, как нам кажется, ставит чрезвычайные требования перед своими союзниками. 12. Когда радист "Челюскина" сообщил, что к нам на помощь летят самолеты, у всех сразу облегчилось настроение. 13. Женщина в космосе только причиняет трудности.

Задание № 29. Исправьте ошибки в грамматической форме слов, примыкающих к устойчивым оборотам, а также другие недочеты

В ночь с 24 на 25 декабря (по старому стилю) – сочельник, который подводил черту под прожитый год. 2. Оружие – это товар, на который страна не испытывала дефицита. 3. Журналист поблагодарил президента за то время, которое он уделил для России. 4. Мы не всегда отдаем отчет тому, как важны праздники в нашей жизни. 5. Узнав о катастрофе воен­ного самолета, министр обороны выразил сожаление слу­чившимся. 6. В конце 1980-х годов в советских общественных науках более пристальное внимание было обращено к проблеме новой исторической общности – "советский народ". 7. Решение парламента может придать новый импульс для нагнетания напряженности в республике. 8. В ответ на просьбу жильцов о помощи в разрешении конфликта депутат ответил, что он не имеет к этому возможности. 9. Участники встречи руководителей профсоюзов выразили поддержку президента страны. 10. Чемпион мира заявил о своем согласии принять участие на этих соревнованиях.

Задание № 30. Прочитайте данные словосочетания, употребив их в единственном числе. В случае сомнения в родовой принадлежности существительных проверьте себя по словарю

Старинные рояли, старинные банкноты маленькие мыши, спелые помидоры, ваши фамилии, новые расценки, кожаные туфли молодые жирафы заказные бандероли, спелые яблоки, широкие проруби, черные ботинки, наши плацкарты, большие мозоли, лесные просеки, войлочные тапки.

 

Задание № 31. Вставьте вместо точек подходящее по смыслу существительное в единственном числе

1. (Всякий)... свое время. 2. Не тряси..., покуда (зелен), созреет – (сам) упадет. 3.... и (тот) еду на зиму запасает. 4. Наступить на (любимый).... 5. (Невелик)..., да зубок остер. 6. (Здоровый)... не падает с ветки. 7. (Червивый)... на ветке до первого ветра. 8.... (большой) (он) видней (Высоцкий).

Слова для вставки: жирафы, яблоки, овощи, мыши, мозоли.

Задание № 32. Согласуйте определения и сказуемые с выделенными словами. Объясните выбор родовой формы. Обратите внимание на то, что среди выделенных существительных есть и склоняемые, род которых определяется обычным способом – по окончанию

1. Кофе был.. чуть тепл.. 2. Избранн.. жюри просмотрел.. всю программу. 3. "Тайм" опубликовал.. интересную статью. 4. Меня заинтересовал.. торжественн.. фасад здания. 5. В ка­честве вспомогательного языка эсперанто был.. создан.. около ста лет назад доктором Л. Заменгофом. 6. Дв.. колибри привлекли внимание орнитолога. 7. Янцзы судоходн.. на про­тяжении почти трех тысяч километров. 8. Оперу "Кармен" написал.. велик.. Бизе. 9. Впереди показал..сь Гималаи. 10. Автор рассказывает, как действует военно-промышленн.. лобби.

 

Задание № 33. Подберите прилагательные (определения), правильно согласуя их с существительными. Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых существительных?

Авеню, бра, безе, боа, бренди, евро, жюри, какаду, кенгуру, киви, леди, атташе, такси, кольраби, коммюнике, кофе, какао, крупье, визави, пенальти, салями, сирокко, табу, хиппи, цеце, цунами, Батуми, Калахари, Миссисипи.

Задание № 34. Подберите к существительным мужского рода существитель­ные женского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи, когда соответствия нет

Агроном, адвокат, аспирант, бригадир, врач, генерал, ди­ректор, доктор, доцент, защитник, инженер, инспектор, инст­руктор, кандидат, корректор, корреспондент, космонавт, кон­дуктор, конькобежец, лаборант, машинист, научный сотрудник, обмотчик, педагог, профессор, прокурор, редактор, руково­дитель, слесарь, следователь, судья, член-корреспондент, трак­торист, учитель, юбиляр.

Задание № 35. От данных существительных образуйте форму Им.п. мн.ч. Выделите существительные, имеющие варианты

Автор, бухгалтер, вексель, воз, год, директор, договор, доктор, инспектор, катер, кивер, китель, корпус, купол, отпуск, паспорт, порт, профессор, сектор, слесарь, сторож, тенор, тополь, торт, флигель, шофер, шулер, якорь, ястреб.

 

Задание № 36. Образуйте от данных существительных

А) форму Р.п. мн.ч.: англичане, апельсины, баклажаны, буряты, вафли, гектары, гренадеры, гусары, договоры, заморозки, калмыки, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, макароны, носки, полотенца, рельсы, сапоги, свечи, томаты, туркмены, туфли, уланы, чулки, цапли, шоферы, яблоки, якуты, ясли.

Б) форму Тв.п. мн.ч.: двери, дети, дочери, люди, гвозди, колени, кости, матери, плечи, соседи, лошади.

 

Задание № 37. Найдите в данных ниже предложениях грамматико-стилистические ошибки и отредактируйте их

1. Глава администрации распределяет и управляет имуще­ством и финансами. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 3. Новация стала объек­тивно полезной, так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. 4. Уполномо­ченные мэром органы самостоятельно образуют и распоря­жаются внебюджетными фондами. 5. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятель­ность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты. 6. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме. 7. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 8. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.

Задание № 38. Прочитайте предложения. Исправьте, где это необходимо, на­низывание падежей, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание

1. Речь была встречена депутатами шумными аплодисмен­тами. 2. Докладчик остановился на некоторых новейших оценках науки влияния на природу химического производства. 3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами предсе­дателем комиссии. 4. В работе дается краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции. 5. В целях дальнейшего расширения участия сту­дентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регулярные встречи за круглым столом. 6. Ведутся изыскания возможности создания самостоя­тельных независимых издательств. 7. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени.

Задание № 39. Раскройте скобки, употребив слова из скобок в нужной форме; используйте, где это необходимо, соответствующий смыслу предлог

1. Серьезность и глубина отличает обсуждаемуюработу (многие студенческие исследования). 2. В монографии дается характеристика (положение дела в отрасли). 3. В настоящее время усилия направлены (модернизация производства). 4. Происшедшее с трудом вписывается (рамки демократи­ческих традиций). 5. Опубликованная статья содержит крат­кий обзор (научные достижения). 6. Достигнутые успехи все­ляют уверенность (дальнейшее повышение результативности). 7. Серьезная научная работа требует (самоотдача).

Задание № 40. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов

1. Об этом мы познакомим вас позже. 2. Докладчик под­черкнул о необходимости строительства. 3. Высказывается критика о том, что мы делаем. 4. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 5, Магазин, ориентированный специально для школьников. 6. Уверенность каждого за свой завтрашний день. 7. Контролировать за ходом лечения. 8. Озабоченность за безопасность границ. 9. Участ­вовать на выборах. 10. Факты говорят за возможность исполь­зования резервов.

Задание № 41. В приведенных предложениях исправьте стилистические недо­четы в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм.

1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счет плохой работы системы водоснабжения. 3. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. 4. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 5. По окончанию работы все должны собраться в зале. 6. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 7. По истече­нию некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 8. Вследствие запланированной работы, некоторым придется работать сверхурочно. 9. Благодаря трудностей, мы не успели выполнить задание в срок.

 

Задание № 42. Исправьте ошибки, допущенные в следующих предложениях. Какие нормы управления в них нарушены?

1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 2. Им руководила жажда в деятельности. 3. Следует уделять большое внимание на орфографию. 4. Первоклассники уже отличают звук и букву. 5. Мужество десантников вселяло страх противнику. 6. Мать тревожилась о ребенке. 7. Докладчик отметил о недостатках работы министерства. 8. Уже появилась рецензия о новом фильме. 9. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание.

Задание № 43. Запишите предложения, употребив слова из скобок в нужном падеже, используя (если это необходимо) соответствующие предлоги

1. Проект заслуживает (одобрение). Новый руководитель быстро заслужил (уважение). 2. В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). На схеме было обозна­чено изменение (направление). 3. Подготовка (текст доклада) поручена референтам. Во время подготовки (экзамены) сту­денты получают консультации. 4. Время доказало превосход­ство этого способа (другие). Победить команде помогло пре­восходство (техника). 5. Все это делается на благо (дети, родина).

Задание № 44. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, в чем заключаются ошибки

1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муници­палитета, предлагается следующее. 3. Глядя на то, что проис­ходит сегодня, у меня руки развязаны. 4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 5. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо скажется на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 6. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 7. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 8. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 9. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов. 10. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.

Задание № 45. Выберите отрывок для цитирования и оформите цитату как самостоятельное предложение

1. Проблему, что есть культура и что есть цивилизация, нужно решать лишь с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо культура есть явление духа, действующее согласно закономерностям его энергетики.

«Множество людей полагает вполне возможной замену слова «культура» цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень «культ» имеет очень глубокое духовное значение, тогда как «цивилизация» в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни» (Н.К. Рерих).

2. Язык в жизни человека играет огромную роль. Знание родного языка необходимо и при изучении иностранного.

«Человек, полностью не владеющий собственным языком, никогда не овладеет другим» (Б. Шоу).

Задание № 46. Включите цитату в авторское предложение после подчинительного союза. С какой буквы (строчной или прописной) нужно начать цитату?

1. Известны и пессимистические («финалистские») концепции дальнейших судеб нашей цивилизации. Например, российский ученый Л. Лесков пишет…

«Испытав стремительный подъем, космические цивилизации неизбежно гибнут: либо утрачивая вкус к жизни в кущах «потребительского рая», либо задохнувшись в технологических отходах, либо, наконец, сгорев в огне ракетно-ядерных катастроф» (Л.В. Лесков).

2. Говоря о поэзии Пушкина, Н.А. Добролюбов писал…

«В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир» (Н.А. Добролюбов).

Задание № 47. Прочитайте текст и выберите отрывок для цитирования. Оформите выбранный фрагмент: а) как цитату, являющуюся самостоятельным предложением, б) как прямую речь, в) как придаточное предложение

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов.

Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых

проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация возникает чаще всего в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

(Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. – М., 1999. – С. 10.)

Задание № 48. Оформите в алфавитном порядке библиографическое описание следующих первоисточников:

1. Статья Еремеева Виктора Семеновича «История Атлантиды, или Куда ушли атланты. Заметки историка.», помещенная в первом номере журнала «Свет» за 2004 год, занимает 24 – 26 стр.

2. Газета «Тюменские вести» № 3, вышедшая в феврале 2004 года, на первой странице поместила статью Веселовой Веры Ивановны «Философские размышления по поводу одной встречи».

3. В московском издательстве «Наука» в 2003 году была выпущена книга Ильи Сергеевича Петрушевского «Философы и мыслители: Владимир Соловьев. Жизнь и творчество», включающая в себя 365 страниц.

 

Задание № 49. Проанализируйте композицию текста аннотации, реферата, рецензии. Обратите внимание на выделенные в них слова и словосочетания, которые служат для организации этих типов текстов

Аннотация

Статья доктора физико-математических наук, заведую­щего отделом Объединенного института ядерных исследований в Дубне Барашенкова В.С. "Искусственный разум. Феномен мышления", опубликованная в журнале "Человек" 1991, № 1, посвящена проблеме создания искусственного разума.

В статье говорится о широких возможностях современ­ных кибернетических устройств, а также называются факто­ры, характеризующие феномен мышления, без учетакоторыхнельзя говорить об искусственном разуме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.